Конспект занятия первый снег

Обновлено: 04.07.2024

Задачи занятия : (воспитательные, образовательные, развивающие).

Средствами музыки , поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

а) на усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

б) на прочность знаний:

применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

использование нетрадиционных форм занятия

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;

музыкальное и литературное сопровождение.

Оборудование :

мультимедийный проектор, ПК

мольберт для фронтального показа

альбомный лист А4;

акварель, гуашь, кисти;

Форма обучения: групповая.

Время занятия: 40 мин.

Структура занятия:

3.Объяснение нового материала (видеофильм, компьютерная презентация);

5.Инструктаж к практической работе;

7. Выставка детских работ.

9. Заключение и домашнее задание.

Организационное завершение занятия

Литература: По программе Неменского “ИЗО ”

План занятия :

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме занятия.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Итог занятия.

а) Выставка и анализ детских работ

Ход занятия

1.Организационный момент .

П.: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. И думаю, что это занятие будет очень интересным и занимательным. У нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? (Дерево времена года)

П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума --

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится

П.: Правильно дети - это снег.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Мельничук

Первый снег и посмотрим (видеофильм)

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

- Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.

П.: Говорить мы будем о зимней природе.

3.Основной этап занятия:

П.: -Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.

Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Д.: На картинах художников!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки!

П.: А какого цвета снег?

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

Д.: От неё снег становится ещё белей.

П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

П.: Какое настроение несёт картина?

П.: Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

А сейчас вместе с Ангелиной мы отправимся в зимний лес

Физкультминутка.

Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит , Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся , Отводят руку и прослеживают

Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.

От лисы он убежал. Прыжки.

Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку

Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.

Имитируют полёт птиц.

Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.

Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.

1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные.

Д.: называют

П.: Все молодцы

П.: А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом.

Д.: Холодным

П.: Правильно холодным!

П.: А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками

… Мороз и солнце, день чудесный…

- Какое время года изобразил поэт?

… Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

При помощи чего он изобразил природу?

Д.: При помощи голубого неба, блестящего снега.

П.:- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.

П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?

Д.: громкая, быстрая, взрывная.

- Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.

Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)

П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ – отпечаток , нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Итак, продолжаем работу.

- А я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

(автор Маргарита Алигер)

Какие художники пейзажисты вам запомнились?

Какого цвета снег?

Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?

Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

Понравилось ли вам занятие и почему?

Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая - занятие понравилось

2. Голубая - не совсем, что то не удалось…

3. Сиреневый- не понравилось…

Детские работы вывешиваются на доске.

Заключение и домашнее задание.

Всем большое спасибо!

Самоанализ занятия

2г. обучения (возраст детей 7-9лет). На занятии присутствовало 8ч, по списку 9ч. Отсутствовало 3ч по болезни и семейным обстоятельствам. Дети по уровню развития разные, поэтому при обучении использовала личностно - ориентированный подход, где учитывалась возможность каждого ребёнка.

Цель : Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия реализовала через следующие аспекты:

Воспитательные:

Средствами музыки , поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные :

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие :

Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

Использовала на занятии видео фильм, презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления панно, дидактическое пособие.

Тип занятия : комбинированный.

Форма занятия : беседа, практическая работа.

Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме (нетрадиционной). На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Это занятие я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе занятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение), презентации, видео-фильм а так же использовались дидактические материалы. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Данная тема рассчитана на 2-3 занятия, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Данное занятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ в этом очень мне помогло на разных этапах занятия. Я с читаю, что цель занятия достигнута, так как все об уча ю щиеся успешно справились с заданием. Работы получились красивые , аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению пейзажа . Всем спасибо за внимание!

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественное чтение, труд.

Цель: Развивать речевую и мыслительную активность детей.

Образовательные: Формировать умение описывать содержание и настроение пейзажной картины.

• Определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи замысла.

• Учить детей выражать словами впечатления от восприятия пейзажа.

Развивающие: Развивать интерес к изменениям природы, замечать красоту окружающего мира; развивать умение использовать наиболее точные слова для характеристики настроения героев картины.

Воспитательные: Воспитывать умение видеть и понимать пейзажную картину.

Словарная работа: изба, палисадник, пальто, валенки, крыльцо, запрягать.

Ход занятия:

Какое сейчас время года? Назовите период осени, его признаки (поздняя осень).

Когда мы с вами увидели первый снег? (в октябре). Какое у вас в этот момент было настроение?

Многие поэты написали красивые стихотворения о первом снеге. Давайте послушаем некоторые из них.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала

А с рассветом на село

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло…

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

О чем картина? (О первом снеге).

Как назвать снег ласково? (снежок).

Как можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, холодный липкий, мягкий, мокрый, приятный).

С чем можно сравнить снег? (с пухом, с ватой).

Мы рассматривали картину, а сегодня будем рассказывать по картине.

Картина веселая или грустная?

Какие краски использовал художник?

Расскажите о детях. (Уточнить настроение описываемых детей).

Что находиться около дома? Расскажите о деревьях, птицах.

Давайте рассмотрим задний план. Что вы видите?

Физкультпауза (со снежинками).

Давайте попробуем как бы войти в картину: закроем глаза и представим, что мы перенеслись в эту картину. Откроем глаза: что вы чувствуете, что бы вы сейчас сделали? (Предположения детей).

А сейчас попробуем составить рассказ по этой картине. Нужно рассказать:

• чем понравилась картина (что хотелось добавить или рассказать) ;

( Кратко дать анализ каждому рассказу : отметить точность, последовательность, живую образную речь).

Анализ занятия. Чему мы сегодня учились? Что вам больше всего понравилось на занятии?

1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под редакцией О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2007.-144с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сейчас мы с вами тихо сядем на свои места (дети садятся на свои столы).
Посмотрите, какой рисунок получился у меня – здесь изображено вечернее время, где тихо падает снежок. (Показ готового рисунка)
Мы с вами сейчас попробуем нарисовать такой же рисунок. Будем рисовать белой гуашью, краску берём немного, аккуратно снимая излишки краски о край баночки.
Снег будем рисовать острым кончиком кисти.
Посмотрите, как делаю это я (сопровождаю показ чтением стихотворением)

«Летят, летят снежинки.
Как белые пушинки.
Летят, они кружатся,
И тихонечко ложатся.

Воспитатель. А когда очень много снега падает с неба, как это называется?
Ответы детей (снегопад)
Воспитатель: Правильно, снегопад!
Снег также можно нарисовать на ветках деревьев и на земле.
Посмотрите, получился у нас с вами снегопад?
Ответы детей

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок,

И под ёлку улеглись.

Тихо спят снежинки -

Садимся на свои места и приступаем к самостоятельной работе.

3 часть – Заключительная часть:
Все рисунки вывешиваются на доску.
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился снегопад! Снега выпала очень много, снег укрыл всё пуховым одеялом.
Все дети сегодня постарались и справились с заданием.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Использование нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей детей.

Обучающие задачи: Учить детей создавать образ снега нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток). Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств. Развивать словарный запас детей.

Оборудование: синий картон, белая гуашь, изображение тучки и снежинок.

Предварительная работа: наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок.

Ход занятия

Группа украшена снежинками. дети под музыку входят в группу (вальс снежинок П.И. Чайковский). Воспитатель: Посмотрите сколько много снежинок. Дети рассматривают снежинки --как называются зимние осадки?

Снег летит муки белее,

Мягкий, хрупкий и пушистый.

Снег в руке сжимаем

И снежки кидаем.

Первый снег – светлый снег,

Как же радует он всех.

- Вы любите снегопад? Когда идет снег? Снежинки какого цвета? На что они похожи? Чтобы нарисовать снег какая нам нужна краска? Закрасьте воду в стаканах. Посмотрите, как я рисую снежинки пипеткой.

(Показ воспитателя приёма рисования снега водой из пипетки. По ходу показа, педагог рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки воды по всей поверхности листа).

Чтобы подготовить наши пальчики к рисованию выполним пальчиковую гимнастику …

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.

(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости детям.)

-Закончилась игра и наш снег высох. Несите свои работы ко мне. Дет рассматривают работы и обсуждают.

Читайте также: