Безударные гласные в приставках 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставках"

формирование умения писать безударные гласные в приставках;

развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;

воспитание любви и бережного отношения к природе .

I. Актуализация знаний по теме.

1. Оргмомент.

.Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

2. Чистописание.

— Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

— А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.)

— Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

декабрь
январь
февраль
мороз

— Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова,замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

скр_пит
к_рмить
к_вать
х_л_дает

— Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

— Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

— Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

— Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

заскрипит
накормить
заковать
похолодает

— Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

— Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране.

5. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

III. Составление схемы ООД.

6. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание,выполняют под руководством учителя).

записал — запись
доделал — досыта
надписал — надпись и т.д.

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

б) Работа с правилом.

— Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

— Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

в) Составление алгоритма работы над орфограммой.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

— Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

— Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

— Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

Снежная сказка

(Пр-)плясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню (пр_)свистели.
У (з_)снеженной реки,
В снежном (п_р__)улке,
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

— Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

— Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

Физкультминутка для глаз.

в) Дифференцированная работа.

— Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

“ А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

— Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд– первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

Проверяем работу

учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

8. Итог урока.

— Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить,подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия.

— Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется фоторяд репродукций картин великих русских художников. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

— Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

— А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.) (См. Презентацию 1).

— Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

— Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

— Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

— Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

— Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

— Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

— Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

— Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране. (См. Презентацию 1).

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

III. Составление схемы ООД.

6. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

записал — запись
доделал — досыта
надписал — надпись и т.д.

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

б) Работа с правилом.

— Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

— Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

в) Составление алгоритма работы над орфограммой. (См. Презентацию 1).

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

— Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

— Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы, данной на экране. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

— Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

(Пр-)плясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню (пр_)свистели.
У (з_)снеженной реки,
В снежном (п_р__)улке,
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С. Погореловский)

— Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

— Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

Физкультминутка для глаз.

в) Дифференцированная работа.

— Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

“А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

— Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд – первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

Проверяем работу учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

— Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

9. Домашнее задание.

— Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Задачи урока:

Обучающая: Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая: Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная: Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

ВложениеРазмер
pravopisanie_pristavok.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Обучающая : Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая : Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная : Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-. В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов

расчет , расчесть , но: рассчитать

(перед чит- пишется два с,

перед чет- — одно с,

- Какие типы приставок существуют в русском языке?

- По какому принципу пишутся одновариантные приставки?

- Что вам известно о приставке с-?

- Что необходимо помнить о словах здесь, здание, здоровье, ни зги?

- По какому принципу пишутся двухвариантные приставки?

- От чего зависит правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос)?

- В каких случаях в словах расчет, рассчитывать пишется одна с, а в каких две буквы с?

- От чего зависит правописание гласных и, е в приставках при-, пре-?

  1. Выполнение практической части
  1. Вставьте пропущенные согласные. (коллективно)

Бе…болезненный, ра…лагать, и…ключить, р…зыщу, бе…цензурный, …десь, и…пытать,

во…горится, и…водишь, ра…щедрился, бе…жизненный, …жечь, ра…четливый, р…..пись, …дравница, в…дрогнул.

Вывод : Приставки пишутся с буквой з перед звонкими согласными, с буквой с перед глухими согласными.

3.2. Лингвистическая задача

Почему слова с приставками на –з /-с разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?

исколесить беззвездный расщедриться

изрезать бессонный расчистить

распахать рассветает расчертить

разбудить рассказывает расширить

бескрайний рассматривает бесшумный

безграничный исследователь изжарить

Слова второй группы содержат двойные буквы зз — сс; в произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора слова по составу, например: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.

Слова третьей группы характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.

3.3.Информация для любопытных.

После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.

3.4. Выполнение проверочной работы в перфокартах. (взаимопроверка)

  1. Бесцельный расстилать испортить
  2. Раскрасить изредка безжалостный
  3. Беспорядок извинение взволнованный
  4. Исцелить вспорхнуть бесчувственный
  5. Раздуть возгордиться сжать
  6. Беззвучный разжимать исцарапать
  7. Безропотный излить восхвалять
  8. Разговаривать взлететь испечь
  9. Встревожить испепелить бесчисленные

Если учащиеся во всех словах верно определил выбор согласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае — цифра 5:

3.5. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Распространяемое слово должно иметь притавку на -з/-с или одновариантную приставку с-.

3.6. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. (работа у доски 1 учащегося)

Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)

Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли… (всходы)

Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)

Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы …(сборник)

Момент разлуки… (расставание)

Избавление от недугов, ран… (исцеление)

Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)

Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)

Назовите типы приставок.

От чего зависит правописание двухвариантных приставок?

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-.

В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов

bus

- Что общего в этих словах? (Читают слова, замечают, что эти слова обозначают действие предмета, во всех словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением).

- Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова в 1 столбик, выделите безударные гласные в приставках.

- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Что такое приставка? (Дают определение приставки).

- Образуйте при помощи приставок от слов первого столбика новые слова, запишите их во второй столбик, поставьте ударение.(Дети с места называют слова, а два ученика работают с обратной стороны доски).

- Давайте сверим написание слов. (В ходе сверки видим расхождение)

- внимательно на написание этих слов и скажите, в какой части слова появилась безударная гласная? (В приставках).

- Как же нам быть с этими гласными? Почему так получается - слова у всех одинаковые, а записаны по-разному? Каких знаний не хватает?

- Какова же будет тема нашего урока сегодня?

- Давайте определим цели нашего урока?

1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.

- Кто ставит такую же цель?

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

- Кто ставит такую же цель?

- С помощью каких средств мы будем достигать наши цели?

- Я желаю вам успешно достигнуть ваши цели.

- На лесенке знаний, обозначьте точкой наши знания на данном этапе урока.

2. Изучение нового материала

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке? (предположения детей)

— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

записал — запись доделал — досыта надписал — надпись и т.д.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.)

- Давайте проверим наши предположения в учебнике.

б) Работа с правилом. (Читают про себя, затем вслух)

- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить)

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

- На данном этапе урока, какую цель достигли. (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

- Когда мы с вами составляем алгоритм? (Когда знакомимся с новым правилом)

- Для чего мы его составляем? (Чтобы правильно писать слова на новое правило)

- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

- Что это значит? (Выделить в слове его части).

- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

- Подчеркнуть безударную гласную в приставке.

- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

- Какую цель достигли на этом этапе?

3. Первичное закрепление

а) Проверка написания слов, записанных на доске.

- Теперь мы получили новые знания. Давайте проверим, правильно ли мы написали безударные гласные в приставах? (Объясняют устно правописание приставок и исправляют ошибки).

б) Игра “Хлоп - топ ”.

— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

— Безударные гласные бывают только в корне. (топ).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

в) Дифференцированная самостоятельная работа по рядам.

1 ряд – Найти и выписать из текста слова с приставками. Приставки выделить.

2 ряд – В группе слов найти и выделить приставки.

3 ряд – Вставить в предложение подходящие слова. Выделить приставки.

4. Итог урока

- Давайте вспомним цели нашего урока.

- Достигли мы поставленных целей?

- Вернитесь к лесенке знаний и обозначьте наши знания на данном этапе работы.

- Скажите мы продвинулись вперёд?

5. Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так держать!)

— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

Читайте также: