Виды предложений по цели высказывания и интонации 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

действия с целью, и при необ х о димо сти исправлять ошибки.

К ОММУНИКА ТИВНЫЕ – у мение выража ть свои мысли полно и то чно, участвов ать в диа логе,

общей беседе, совместной деятельно сти, догов арива ться с партнё рами о спо собах решения

по ставленной зада чи, прих о дить к общему решению

ЛИЧНОСТНЫЕ: о соз нание языка ка к о сновного сре дства челове че ск ого общения; у мени е

выск азыва ть собственные су ждения и дава ть им обоснования.

Средства обучения: презентация, карточки для самостоятельных работ, уче бник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.

Тип урока: урок закрепления знаний.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие

Соберите слово из буквосочетаний.

Что получилось? (Предложение).

- Запишите посередине строки.

- Сколько слогов в этом слове? Почему?

- Какой слог ударный?

- Назовите гласные звуки; согласные.

- Сколько букв в этом слове?

- Почему звуков больше, чем букв?

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Сколько в ней слов?

- Связаны ли слова между собой?

- Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?

- Что такое предложение?

- По цели высказывания предложения бывают …

- По интонации предложения бывают …

- В конце повествовательного предложения ставим …

- В конце вопросительного предложения ставим …

- В конце побудительного предложения ставим …

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

-Запишите тему сегодняшнего урока.

Мы сегодня должны вспомнить:

- Какими бывают предложения по цели высказывания.

- Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны закрепить умения :

Находить в тексте предложения разных видов.

Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

Мой брат живёт в Донецке.

Когда он приедет?

Принеси мне воды.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

-Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?

- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.

- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

- Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Сделайте вывод:

- Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

2. Работа у доски.

- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Работа по карточкам.

- А теперь давайте потренируемся.

Прочитайте предложения, определите их вид.

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

- Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

2.Индивидуальная работа

предложения

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

Какие книги вы прочитали летом ?

3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.

Записать текст, обозначая начало и конец предложения.

Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.

- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

- По цели высказывания предложения бывают …

- По интонации предложения бывают …

- В конце повествовательного предложения ставим …

- В конце вопросительного предложения ставим …

- В конце побудительного предложения ставим …

Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;

Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;

Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Повторят виды предложений по цели высказывания;

закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

различать предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: критично относиться к своему мнению;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;

понимать точку зрения другого;

участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебник В.П. Канакиной, рабочая тетрадь на печатной основе.

Мультимедийная презентация к уроку.

I.Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок? ( Да!)
Это начался урок? ( Да!)

Хотите учиться? ( Да!)
Значит, можно всем садиться! ( Да!)

Девиз урока:
Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

II. Актуализация знаний

- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

5. В конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

III. Самоопределение к деятельности

1) Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

На, созрел, урожай, поля;

Как, быстро, пролетело, лето;

Наступила, красавица, осень;

- Почему вы считаете, что это предложения?

Запишите предложения в тетрадь.

2) Самостоятельная работа в парах (Устно)

- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.

Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену) .

- Сколько предложений получилось? ( В тексте пять предложений)

- Почему в конце предложений разные знаки препинания? ( Предложения разные по интонации)

- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

IV. Работа по теме урока

В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде .

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.

Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?

-Какие цели вы поставите перед собой?

Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания, должны научиться, находить в тексте предложения разных видов, самостоятельно составлять такие предложения.

Работа с правилом.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

рассказать расспросить запретить

обменяться опросить защитить (словом)

(впечатлениями) выяснить попросить

информировать разузнать проинструктировать

объяснить выспросить приказать

осведомлять выпытать подействовать

- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? ( повествовательные)

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)

- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V. Закрепление изученного материала.

- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

Запишите предложения. Прочитайте предложения.

Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?

VII. Продолжение работы по теме урока

- Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

VIII. Закрепление пройденного.

Работа в парах (по рядам). Расставьте пропущенные знаки препинания

Интересный мой рассказ .

Захожу я утром в класс .

Вижу- слон сидит за партой .

Лев стоит у стенда с картой .

Орфограмму учит кот .

Ему мыши смотрят в рот .

С умным видом смотрит в книжку .

Не соврал вам ни на грош,

Просто очень сон хорош .

У меня возник вопрос

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз ?

Кто меняет зайцу шубу ?

Вырезает листья дубу ?

Чем питается енот ?

Как одет и где живёт ?

И зачем лисице хвост ?

И какой у волка рост ?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!

Принесите мне напиться !

Ах, подвиньтесь, не мешайте !

А ещё поесть мне дайте !

Ну, скорей кладите спать !

Постелите вмиг кровать !

А потом читайте книжку

вопросительные повествовательные побудительные

Много дорожек прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие знаки ставятся в конце предложения?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

Посмотрите, даны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выберите для себя предложение, которое вам наиболее подходит по окончании урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе. На уроке дети обобщают полученные знания по теме, развивают умение самостоятельно находить в тексте предложения, составлять самостоятельно по картинкам. Во время урока прослеживается межпредметная связь с уроками окружающего мира и литературного чтения. Ведется работа над выразительностью чтения.

Отдел образования Амвросиевской государственной администрации

Амвросиевский районный методический кабинет

Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІст.№4

Амвросиевского районного сонета

Донецкой области

Открытый урок русского языка в 3-Б классе

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.



Учитель начальных классов:

Голосиенко Е.А.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

- Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.

- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

- Запишите число, классная работа.

- Проведем каллиграфическую минутку.

А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие

Соберите слово из буквосочетаний.

Что получилось? (Предложение).

-Придумайте предложение с этим словом.

- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

на, созрел, урожай, полях;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, красавица, весна;

- Что такое предложение?

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.

- А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Мы сегодня должны вспомнить:

- Какими бывают предложения по цели высказывания.

- Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны научиться:

Находить в тексте предложения разных видов.

Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

-Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

- Черепаха, унеси меня домой!

- А где ты живешь?

- Я живу в муравейнике.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Хочу что-то сообщить

Хочу что-то спросить

Хочу призвать кого-то совершить действие

По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

5.Работа над упр.84

-Давайте прочитаем текст.

-Что это мы прочитали?

--Есть ли в тексте обращение?

-Как мы выделяем обращение в тексте?

-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.

- Какое основное назначение повествовательных предложений?

- Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.

- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.

-Как мы выделим обращение?

- Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Сделайте вывод: правило с.48

- Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Физкультминутка

- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

- Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..

6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

(они передают наши чувства)

-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

-Найдите повествовательные предложения.

-Найдите вопросительные предложения.

-Найдите побудительные предложения.

-Найдите восклицательные предложения.

Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!

7.Самостоятельная работа

-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель.

Ты был летом на море?

Мойте руки перед едой.

Сколько грибов в лесу!

- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Читайте также: