Виды предложений по цели высказывания и интонации 3 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
действия с целью, и при необ х о димо сти исправлять ошибки.
К ОММУНИКА ТИВНЫЕ – у мение выража ть свои мысли полно и то чно, участвов ать в диа логе,
общей беседе, совместной деятельно сти, догов арива ться с партнё рами о спо собах решения
по ставленной зада чи, прих о дить к общему решению
ЛИЧНОСТНЫЕ: о соз нание языка ка к о сновного сре дства челове че ск ого общения; у мени е
выск азыва ть собственные су ждения и дава ть им обоснования.
Средства обучения: презентация, карточки для самостоятельных работ, уче бник
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.
Тип урока: урок закрепления знаний.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
- Запишите посередине строки.
- Сколько слогов в этом слове? Почему?
- Какой слог ударный?
- Назовите гласные звуки; согласные.
- Сколько букв в этом слове?
- Почему звуков больше, чем букв?
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сколько в ней слов?
- Связаны ли слова между собой?
- Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?
- Что такое предложение?
- По цели высказывания предложения бывают …
- По интонации предложения бывают …
- В конце повествовательного предложения ставим …
- В конце вопросительного предложения ставим …
- В конце побудительного предложения ставим …
-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
-Запишите тему сегодняшнего урока.
Мы сегодня должны вспомнить:
- Какими бывают предложения по цели высказывания.
- Какими бывают предложения по интонации.
Мы сегодня должны закрепить умения :
Находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
Мой брат живёт в Донецке.
Когда он приедет?
Принеси мне воды.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
- Найдите предложение, в котором содержится просьба.
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
-Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
- Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
- Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Сделайте вывод:
- Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
2. Работа у доски.
- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Работа по карточкам.
- А теперь давайте потренируемся.
Прочитайте предложения, определите их вид.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
- Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
2.Индивидуальная работа
предложения
По интонации
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?
3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.
Записать текст, обозначая начало и конец предложения.
Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
- По цели высказывания предложения бывают …
- По интонации предложения бывают …
- В конце повествовательного предложения ставим …
- В конце вопросительного предложения ставим …
- В конце побудительного предложения ставим …
Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;
Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;
Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Повторят виды предложений по цели высказывания;
закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
различать предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: критично относиться к своему мнению;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом;
предвидеть последствия коллективных решений.
Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебник В.П. Канакиной, рабочая тетрадь на печатной основе.
Мультимедийная презентация к уроку.
I.Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок? ( Да!)
Это начался урок? ( Да!)
Хотите учиться? ( Да!)
Значит, можно всем садиться! ( Да!)
Девиз урока:
Внимательно слушай – и все услышишь.
Внимательно смотри - и все увидишь.
Думай – и все поймешь.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
II. Актуализация знаний
- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1.Предложение не может состоять из одного слова.
2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
III. Самоопределение к деятельности
1) Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
На, созрел, урожай, поля;
Как, быстро, пролетело, лето;
Наступила, красавица, осень;
- Почему вы считаете, что это предложения?
Запишите предложения в тетрадь.
2) Самостоятельная работа в парах (Устно)
- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену) .
- Сколько предложений получилось? ( В тексте пять предложений)
- Почему в конце предложений разные знаки препинания? ( Предложения разные по интонации)
- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
IV. Работа по теме урока
В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде .
- Как вы понимаете это высказывание?
Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.
Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.
Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?
-Какие цели вы поставите перед собой?
Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания, должны научиться, находить в тексте предложения разных видов, самостоятельно составлять такие предложения.
Работа с правилом.
А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
рассказать расспросить запретить
обменяться опросить защитить (словом)
(впечатлениями) выяснить попросить
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? ( повествовательные)
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V. Закрепление изученного материала.
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
Запишите предложения. Прочитайте предложения.
Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?
VII. Продолжение работы по теме урока
- Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
VIII. Закрепление пройденного.
Работа в парах (по рядам). Расставьте пропущенные знаки препинания
Интересный мой рассказ .
Захожу я утром в класс .
Вижу- слон сидит за партой .
Лев стоит у стенда с картой .
Орфограмму учит кот .
Ему мыши смотрят в рот .
С умным видом смотрит в книжку .
Не соврал вам ни на грош,
Просто очень сон хорош .
У меня возник вопрос
У меня возник вопрос:
Почему зимой мороз ?
Кто меняет зайцу шубу ?
Вырезает листья дубу ?
Чем питается енот ?
Как одет и где живёт ?
И зачем лисице хвост ?
И какой у волка рост ?
Должен многое спросить,
Ведь хочу я умным быть!
Принесите мне напиться !
Ах, подвиньтесь, не мешайте !
А ещё поесть мне дайте !
Ну, скорей кладите спать !
Постелите вмиг кровать !
А потом читайте книжку
вопросительные повествовательные побудительные
Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знаки ставятся в конце предложения?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
Посмотрите, даны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Выберите для себя предложение, которое вам наиболее подходит по окончании урока
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе. На уроке дети обобщают полученные знания по теме, развивают умение самостоятельно находить в тексте предложения, составлять самостоятельно по картинкам. Во время урока прослеживается межпредметная связь с уроками окружающего мира и литературного чтения. Ведется работа над выразительностью чтения.
Отдел образования Амвросиевской государственной администрации
Амвросиевский районный методический кабинет
Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІст.№4
Амвросиевского районного сонета
Донецкой области
Открытый урок русского языка в 3-Б классе
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Учитель начальных классов:
Голосиенко Е.А.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний
Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
- Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.
- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.
- Запишите число, классная работа.
- Проведем каллиграфическую минутку.
А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
-Придумайте предложение с этим словом.
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, созрел, урожай, полях;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, красавица, весна;
- Что такое предложение?
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.
- А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:
-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Мы сегодня должны вспомнить:
- Какими бывают предложения по цели высказывания.
- Какими бывают предложения по интонации.
Мы сегодня должны научиться:
Находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
-Скажите еще раз, что мы называем предложением?
-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?
-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
- Черепаха, унеси меня домой!
- А где ты живешь?
- Я живу в муравейнике.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
- Найдите предложение, в котором содержится просьба.
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
Как видим, предложения различаются по цели высказывания.
-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)
-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?
Хочу что-то сообщить
Хочу что-то спросить
Хочу призвать кого-то совершить действие
По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
5.Работа над упр.84
-Давайте прочитаем текст.
-Что это мы прочитали?
--Есть ли в тексте обращение?
-Как мы выделяем обращение в тексте?
-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.
- Какое основное назначение повествовательных предложений?
- Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.
- Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.
-Как мы выделим обращение?
- Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Сделайте вывод: правило с.48
- Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Физкультминутка
- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
- Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..
6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания
-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?
(они передают наши чувства)
-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
-Найдите повествовательные предложения.
-Найдите вопросительные предложения.
-Найдите побудительные предложения.
-Найдите восклицательные предложения.
Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!
7.Самостоятельная работа
-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель.
Ты был летом на море?
Мойте руки перед едой.
Сколько грибов в лесу!
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
Читайте также: