Роль образа базарова в развитии основного конфликта конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

3. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев - демократов?

4. В чем су ть основн ого конфликта романа? Кто из героев, н а ваш взгляд, являются

II. Анализ содержания II главы роман а. Встреча Е вгения Б азарова с Ник олаем

Действительно, Николай Петрович, хотя и начинается роман со знакомства с этим

героем, и именно его сын дружен с Базаровым, не станет основным идейн ым противником

Базарова. Как вы думаете, почем у ? (Предполагаемый ответ: в силу личностных качеств

Николая Петровича). Какие же это качества? Докажите при мерами из текста. Рассказ о

жизни Николая Петровича, его отношение к сыну, к приезжему др угу (Базаров у ).

Запишите в тетради личностные качества Николая Петровича (способность к глу боким

чувствам, верность, доброта, мягкость, деликатность, стремление понять и принять

А принять Евгения Базарова аристократу Ни колаю Петровичу Кирсанову тр удно,

особенно на первый взгляд. Кто же не может его принять? (Павел Петрович)

Прежде всего, в столк новении Базарова с Павлом Петровичем и отразится конфликт дв у х

поколений, дву х общественных с ил. Так находит в романе свое разви тие проблем а «века

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 30

Цели : помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям).

I. Беседа с учащимися

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

7. Как относятся к Базарову простые люди?

План :

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

4. Каково отношение Тургенева к своему герою?

5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова. (По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение [7].

Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обреченность героя.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Беседа с учащимися по вопросам :

1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

Домашнее задание.


Фотография С.Л. Левицкого. И.С. Тургенев. 1856 г.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988


Рисунок И.С. Тургенева "Базаров" из романа "Отцы и дети". "Игра в портреты".
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
раздаточный материал, обобщающие таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какая историческая ситуация отразилась на страницах романа?

• Какие исторические события привели И. С. Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция — культурная прослойка общества?

Базаров — именно такой герой своего времени.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

• молодой русский врач, встретившийся И. С. Тургеневу в поезде во время поездки в Германию;

• молодой доктор, с которым И. С. Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги;

• молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова);

• черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова;

• черты Белинского, которому посвящён роман.

1-я группа.
В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

2-я группа.
Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава X).

3-я группа.
Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

4-я группа.
Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды?

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов

Евгений демонстрирует холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но перед смертью не может скрыть привязанности и нежности к своим старикам

• Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

Представьте классу творческие работы.

Как писать сочинение-миниатюру

Сочинение-миниатюра может быть на любую тему. Однако оно должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном чётком утверждении) и ответ на него.

Объём сочинения-миниатюры — до 1,5 с. (7–11-й класс) школьной рабочей тетради.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

— Базаров — демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Особенно глубоко раскрывается характер Базарова в спорах с его идейными противниками — Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Эти дискуссии показали несостоятельность дворянства как класса и превосходство новой идеологии зарождающейся интеллигенции. Базаров категорично отрицает основы русской жизни, всё, что связано со старым крепостническим укладом. Он жаждет деятельности, организации новых общественных сил для построения нового, демократического общества.

Итак, Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Базаров активно противостоит старому, впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Тип урока – комбинированный (анализ художественного произведения).

Форма урока – проблемный урок

-проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

- обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков;

- погрузить учащихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения;

- показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;

- обозначить злободневность произведения.

- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

- расширить круг ассоциаций;

- развивать эмоциональную восприимчивость.

- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей;

- показать вневременные рамки классического художественного произведения;

- воспитывать любовь к литературе и родному языку,

- воспитывать интерес к русскому реалистическому роману,

- воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.

Технологии: - критического мышления,

- личностно - ориентированного обучения.

Эпиграф: « Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,

до половины выросшая из почвы, сильная, честная –

и все-таки обреченная на гибель…

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление учащихся ( проверка домашнего задания).

Трагедия – это гибель, тяжкие страдания личности. Трагедия, ставя человека перед лицом смерти, как бы освещает смысл его жизни и смысл жизни вообще. В трагедийном произведении развитие сюжета построено не только и не столько на столкновении каких-либо героев, сил, идей, принципов, сколько на борьбе героя с самим собой. Поэтому существуют такие понятия, как внешний конфликт – столкновения героев с противостоящими ему силами, и внутренний конфликт, психологический – борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями, борьба между разумом и чувством и т.п.

3. Внешний конфликт романа.

О внешнем конфликте мы с вами уже говорили, это противопоставление Базарова всем остальным героям романа и столкновения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

- Почему именно столкновения Базарова и Павла Петровича?

- Вспомните, кто побеждает в спорах Базарова и Павла Петровича? Почему?

В их спорах нет победителя и побежденного, так как нет абсолютно правого и неправого.

- Какое испытание окажется важнейшим, определяющим судьбу Базарова?

- В какие отношения друг к другу поставит Базарова и Павла Петровича результат внутреннего конфликта?

- Как это отражено в идейном значении романа?

На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе дискуссии на сегодняшнем уроке.

5. Внутренний конфликт Базарова.

Говоря о внутреннем конфликте Базарова, о его борьбе с самим собой, необходимо ясно и четко представить, как те или иные его взгляды и убеждения изменяются, разрушаются, давая жизнь новым.

- Каким мы видим Базарова в столкновениях и спорах с Павлом Петровичем, в отношениях с Аркадием и другими героями романа?

Базаров в начале романа.

1. Цель Базарова.

Базаров называет себя нигилистом и выступает за полное и беспощадное отрицание существующего в России социального порядка. Однако он не говорит и не указывает, во имя кого оно должно состояться, поэтому его нигилизм имеет не столько демократический, сколько анархический характер:

2. Взгляды Базарова на народ.

Базаров знает народный язык, речь его полна поговорок и пословиц, она точна, лаконична, выразительна, афористична:

«акация и сирень – ребята добрые,

народ мы тертый,

у твоего отца губа не дура,

3. Взгляды Базарова на науку.

Базаров – материалист. Он занимается естественными науками, и они, по его мнению, ведут к решению вопросов о причине и сущности вещей, они нужны как орудие уничтожения предрассудков и вразумления людей, их просвещения. Он занимается научными исследованиями и убежден, что все в мире постижимо, объяснимо и подвластно человеку.

4. Базаров о времени и обстоятельствах.

Время для Базарова – это совокупность социальных, экономических, бытовых условий жизни, т.е. конкретно-историческая среда.

5. Базаров об искусстве.

Не признает Базаров и влияния искусства на человека, и потребности личности в прекрасном. В разговоре с ним Одинцова спрашивает его: «- Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастье, чем действительным счастьем, т.е. таким, которым мы обладаем? Или вы, может быть, ничего подобного не ощущаете?

6. Базаров о природе.

7. Базаров о любви.

Базаров смеется над историей любви Павла Петровича.

Учитель: - Вам нравится такой Базаров? Почему?

- Но не даром учит народная мудрость: «Чему посмеешься, тому и

Базаров проходит испытание любовью, и в этом испытании

рушатся его философия материалиста, на пути разгадывания

тайны любви он приходит у тому, что раньше отрицал.

- Что же открыла Базарову встреча с любовью?

1. Многое и принципиально новое.

4. Иначе говоря, Базаров стал по-другому относиться к любви, к жизни, к самому себе.

Учитель: - Как же меняется Базаров?

- Каким он становится? (Заполняется вторая половина таблицы).

1. Базаров о времени и обстоятельствах.

2. Базаров о народе.

3. Базаров о природе.

4. Наука и поэзия.

Учитель: - Нравится вам такой Базаров? Почему?

- Как происходили изменения в мировоззрении Базарова?

1. Изменения, которые произошли в Базарове, происходили в жесточайшей борьбе! Он пытается победить, одолеть в себе чувство к Одинцовой, понимая, что оно разрушает все, во что он раньше верил, чем жил.

Для тургеневского героя полюбить значит ввергнуться в бездну. Альтернативой бездны является не только тихое семейное счастье, как у Николая Петровича и Аркадия, но и пустота и тоска, которую выбирает Одинцова.

- Можем ли мы представить себе, что и Базаров выбрал один из этих путей?

1. Нет, Базаров стремительно летит в бездну.

3. И наверное, не случайно, а скорее намеренно он стал небрежен к себе, к своему здоровью, когда вскрывая труп тифозного больного порезался и заразился.

Смерть Базарова трагична, и не только потому, что умер молодым ( это всегда трагедия), но и потому, что умер человек недюжинных способностей, силы, воли, а главное, сердца и души! Перед лицом смерти Базаров проявляет все лучшее, человеческое, что раньше была скрыто под внешней суровостью: это нежность к родителям, поэтичность любви к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига во благо России.

6. Базаров и Кирсанов П.П. - противники или собратья по судьбе?

- Вспомните пословицу: Над чем посмеешься, тому и послужишь.

- Так кто же Базаров и Кирсанов П.П., противники или собратья по судьбе?

- Давайте сравним их жизни и подумаем.

- Как связаны внешний и внутренний конфликты?

- Как они разрешаются? Ответив на эти вопроса, мы сможем понять идейное значение романа.

- Давайте обратимся к сцене дуэли, ведь именно эта сцена является конфликтным узлом романа. Она находится строго посередине между основными сюжетными эпизодами: четыре до ( Базаров в Марьине, в губернском городе, у Одинцовой, в родительском доме) и четыре после ( в Никольском, в деревне родителей, болезнь и смерть Базарова). Дуэль завершает и исчерпывает вн6ешний конфликт, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется с Кирсановыми. И дуэль же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявила не отдельные и внешние, а главные, внутренние качества каждого.

- Какова причина поединка?

- Чем заканчивается дуэль?

1. Истинная причина поединка – Фенечка, в чертах которой Павел Петрович находил сходство с его роковой возлюбленной и которую он также тайно любил. Это только простодушному Николаю Петровичу кажется, что Базаров И Павел Петрович дерутся из-за несогласия во взглядах. Павел Петрович, подсмотрев дерзкий поцелуй Базарова с Фенечкой, был оскорблен в не своих идейных убеждениях или сословных предрассудках, а в своих чувствах.

2. Да и Базаров идет на поединок не теоретиком-нигилистом, а мужчиной, уже искушенным глубоким сердечным опытом.

Действительно, в судьбах Базарова и Павла Петровича больше общего, чем различного. Ведь оба они в равной степени горды, страстны, в жизненных притязаниях бескомпромиссны. Оба не поняты и одиноки даже среди близких людей. Оба обречены на горький удел бессемейных бобылей.

7. Смысл названия романа, его идейное значение.

В русской литературе очень много произведений, в названии которых заложена антитеза, противопоставление:

Не о борьбе Базарова говорит автор, а о примирении, не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни. Тут и нравственное оправдание героя и сожаление о нем как о замечательном человеке.

Читайте также: