Из истории русской письменности 5 класс конспект урока родной язык александрова

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: 1) Раскрыть роль Кирилла и Мефодия просвещения славянских

2) Проследить основные вехи, которые прошла славянская азбука от момента своего возникновения до наших дней;

3) Воспитывать у учащихся любовь к истории и традициям своего народа.

Тип урока: изучение нового материала

I . Вступительное слово учителя.

II . Изучение нового материала.

1. История жизни Кирилла и Мефодия.

2. Возникновения славянской азбуки.

3. Как менялась Кириллица?

Примерный текст.

Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на многочасовых церемониях рядом с семьёй императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил гос. службу и стал преподавать в университете философию.

Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян; был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь. Мефодий освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян. Переводить с книги, на славянский язык братья начали, вероятно, во второй половине 862 года.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в это время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданною азбукой и готовым переводом. В течение 40 месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 — начале 868 года римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской азбуки, первый учитель славян скончался. Мефодий стал

продолжателем, дела брата. В Риме он получил высокий Сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий.

Вопросы и задания классу.

1. Объясните происхождение слова азбука?

2. Являются ли слова азбука и алфавит синонимами?

3. Где используется алфавитный порядок?

4. Зачем нужно знать алфавит?

Вопросы классу.

Какое событие произошло в 988 году. (Крещение Руси)

При каком князе оно произошло? (Владимире Святославиче)

Каковы последствия этого события?(вспомнить политические, духовные последствия принятие христианства)

Учитель: Та азбука, которую основали Кирилл и Мефодий, менялась на протяжении веков.

Но летописи, которые являются важнейшим историческим источником, написаны на старославянском языке. Оформление книг на Руси - это целое искусство, о чём нам сейчас поведают наши исследователи.

Начертание буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, но ,прежде всего, старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть. Само начертание буквиц таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, изгибы реки, контуры двух двойников - солнце и сердце. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Ученик читает стихотворение:

Вслушиваюсь в каждую строку.

А теперь давайте вспомним:

- Что служило материалом для письма?

- Чем писали в древности?

Посмотрите внимательно на доску. Какое слово записано на доске? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на эти буквицы?

А теперь выполним задание на карточках. Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте перевести их на современный русский язык. Уч-ся выполняют задание. (приложение №2)

Наверное, наша азбука претерпела очень много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезали, другие сохранили своё место.

Учащиеся работают с кириллицей, отмечают, какие буквы устарели, а какие сохранились до сих пор.(приложение №3)

О судьбах некоторых из них размышляет Ф. Кривин.

Ученик читает стихотворение наизусть

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жили на свете Ижица,

А с нею буква Ять,

Но время быстро движется

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание сумело обойтись

Новейшие издания теперь вступают в жизнь

Уж так на свете водится

Как говорил мудрец

Когда без нас обходятся

То значит нам конец.

Современный русский язык вместо церковнославянского был введён Петром I в 1708 году. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны. Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? О ней нам сейчас поведает ещё один исследователь.

По наблюдению филолога Соболевского, буква Ъ хранит молчание примерно с XIII века. До XIII века её было что сказать, а с ХШ века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв. Жилъ-былъ котъ, онъ елъ бутербродъ. но занимала место где-нибудь в самом конце и - помалкивала. Это с XIII века!

За это время у нас многое произошло. Появились новые слова, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква Ъ об этом - молчок.

Не каждый, кто много стоит России, приносит ей честь, этого Осип Иванович не учитывал. Но с другой стороны, за такие деньги можно что-то сказать. Хоть звук проронить. Теперь понятно, почему буква Ъ с XIII молчит: для неё молчание - чистое золото. Написание этой буквы в конце слов, как и в ряде других, было отменено по реформе 1918 года.

А теперь давайте ответим на вопросы.

- Какую роль выполняет теперь Ъ. Сравните количество букв в кириллице и в современном алфавите. Что произошло?


III Итоговая часть урока.

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, взявшие латинский алфавит, до сих пор страдают от неудобств. Так в английском языке, состоящем из 26 букв, звуки [ч] и [ш] изображаются 2 буквами СН и S Н, в русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [ j у] и [ j а].

И каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия

Внимание учащихся обращается к иллюстрациям на доске (СЛОВА).

Подводятся итоги заочной викторины.

Приложение №1

1.Как называлась письменность восточных славян?

2.Почему День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая?

3.Как современники называли Кирилла и его учёность?

4. Как назывался один из иностранных языков, который Кирилл изучил самостоятельно?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Из истории русской письменности

Цель урока: актуализировать знания о том, что язык – развивающееся явление; учить приводить примеры исторических изменений значений слов; знакомить с основными фактами из истории русской письменности и создания славянского алфавита.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Дать определение словам (записать в тетрадь и выучить): родной язык, государственный язык, язык межнационального общения).

3. Работа по теме урока

Контрольное списывание

История 1 развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия 2 до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской 2 письменности 2 .

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

Работа с текстом

1. Выпиши из 1-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж имени существительного.

2. Выпиши из 2-го абзаца все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж имени прилагательного.

3. Выпиши из 1-го абзаца все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. *Определите морфологические признаки глаголов.

4. Проведите различные виды разборов.

6. Итог урока

7. Рефлексия

8. Домашнее задание. Найдите в дополнительных источниках изображение букв кириллицы. На листе А4 изобразите красиво эту букву, напишите её название, укажите значение буквы.

История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской письменности.

История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской письменности.

История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской письменности.

История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской письменности.

История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской письменности.

История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали сложные рисунки и даже серии рисунков – рассказы в картинках.

Только в конце второго тысячелетия до н. э. в Финиќи было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого языков. А кириллическое письмо положило начало русской письменности.

"Уроки родного языка и литературы"

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова
запись закреплена

Конспект урока ""Из истории письменности" в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
Серебрякова Наталья Викторовна
МОУ "СОШ п. Садовый" Татищевского района Саратовской области

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита в ходе изучения нового раздела о языке “Графика”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

Учащиеся: Через книги, телевизор, компьютер.

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное. А вот куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажите сами всего лишь через пару минут.

Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учащимся.

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

Просмотр пролога. Слайд 1 (анимация настроена автоматически).

Учитель: Как вы думаете, что станет предметом нашего путешествия? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об алфавите, об истории письменности, о том какие способы общения существовали раньше).

Учитель: Тема нашего урока “Алфавит. История возникновения письменности”. Знакомство с маршрутом. Слайд 3. (На каждый этап урока настроена гиперссылка).

Слово учителя: Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? “Трудно, но можно”, - скажете вы. У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. А можно ли представить себе жизнь без электричества? Трудно, но ведь известно, что раньше люди жили при свечах и лучине. А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности? Что изменится? С какими трудностями столкнется человек?

Дети: Должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п.

Недаром русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин говорил на доске: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир”.

Учитель: Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением?

Письменность в древние времена Слайд 4.

Учитель: Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши предположения… А теперь давайте систематизируем ваши ответы и проследим развитие письменности с точки зрения история.

Сигналы Слайд 5.

Предметное письмо Слайд 6 (на слайде работают гиперссылки, возврат по управляющей кнопке-стрелке).

Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Рисуночное письмо Слайд 9 (на слайде работают гиперссылки, возврат по управляющей кнопке-стрелке).

Однако язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Предвестницей письменности была пиктография - передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки .

Учитель: Какое толкование слова “пиктография” мы можем прочесть в словаре? Найдите словарную статью об этом слове? Что оно обозначает? Работа с толковым словарем.

Учитель: Проявление пиктографии - наскальные рисунки древних людей. Внимание, ребята, на экран! С вами будет говорить древняя пещера… Слайд 10.

Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами?

(Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков).

Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад.

Клинопись. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Возврат на маршрут!

Учитель: Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать, что-то общее, что было понятно для всех.

Древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

- А что такое буква? Найдите определение этого понятия в словаре. Работа с толковым словарем.

1) это графический знак, входящий в азбуку.

2) перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь (следовать букве закона).

Изобретение алфавита. Слайд 14.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много всяких изменений. Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его. Для обозначения буквы “А” они рисовали голову быка, которые на их языке назывался алеф. Бык - это символ богатства и благополучия. Это животное особо почиталось. Древние египтяне даже строили им храмы - “анисы”. Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и т.д. Написание первой буквы греческого алфавита тоже было похоже на голову быка, только перевернутую. И стала называться эта буква “альф” - то есть начало. С этой буквы начинаются почти все алфавиты мира. “Альф” - начало, “вита” - жизнь. Вдумайтесь в значение слова “алфавит” - это начало новой духовной жизни. Название дано на основе слияния двух первых букв. О букве А мы говорили очень много, а Б осталась в тени своей соседки. Проявим к ней уважение.

Задание: запишите 3 любых слова на букву “Б”. Назовите слова. Будьте внимательны, старайтесь не повторяться.

Возврат на маршрут!

Возникновение русского алфавита. Слайд 16.

Учитель: Прежде чем мы начнем путешествие по следующему этапу, скажите, пожалуйста, где истоки русского алфавита? Как он произошел? Кто его придумал?

Ответ: Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863 году двумя учёными монахами - братьями Кириллом и Мефодием для перевода византийских священных книг.

Они создали алфавит для славянского языка, но он был близок русскому и потому принят нами. Они взяли 24 буквы греческого алфавита, добавили к ним буквы, имеющиеся в славянском языке и получилась азбука. Первоначально древнерусский алфавит состоял из 43 букв, со временем некоторые утратились или стали ненужными. В современном алфавите 33 буквы.

Задание: Ребята, в учебнике на стр. 26 у вас напечатан славянский алфавит. Внимательно рассмотрите его, каждая буква имела свое название.

На слайде - старый алфавит! Посмотрите, какие непривычные для нас названия. Совсем нелегко было учить алфавит школьникам! Со временем некоторые буквы были утрачены, однако их названия и трудность запоминания сохранили для нас пословицы и поговорки.

  1. Сперва аз да буки, а потом и науки.
  2. Ни аза не смыслит.
  3. Мыслете выделываете.
  4. Прописать ижицу.
  5. От аза до ижицы.
  6. Сделать на ять.
  7. Дать добро.
  8. Стоять фертом

Поработаем над одной из поговорок: Что значит стоять фертом? Как вы понимаете это выражение?

Посмотрим, правы ли мы. Во фразеологическом словаре прочитаем, что значит это выражение.

– Запишите в тетради одно из выражений.

Учитель: Таким сложным был старославянский алфавит, который еще зовут кириллицей по имени одного из создателей.

А вот так выглядит наш современный алфавит! (На развороте доски буквы записаны вразброс). Что не так? Вас что-то смущает?

На другом развороте: вот какое толкование слову “алфавит” дает словарь:

  • совокупность букв или других знаков данной системы письма (русский алфавит),
  • порядок букв, принятый в азбуке (писать фамилии по алфавиту),
  • указать перечень чего-нибудь по порядку, принятому в азбуке (алфавит собственных имён в приложении к книге).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

- А вы помните наш родной алфавит? Давайте проверим (хором). Слайд 19.

Учитель: Молодцы. А когда же мы в повседневной жизни пользуемся современным алфавитом?

Учащиеся: Когда пользуемся словарём, телефонным справочником, библиотекой и т.д.

Учитель: Воспользуемся им и мы: попробуйте написать имена своих друзей в алфавитном порядке: Роман, Николай, Алина, Анастасия, Светлана, Сергей, Данил. Слайд 20.

Возврат на маршрут!

Весёлые буквы. Слайд 24.

Учитель: Ребята, что особенного вы заметили в физминутке? (В ней участвовали только гласные буквы). И это неспроста: наш язык певучий, мелодичный благодаря такому количеству гласных букв.

Учитель: Ребята, какая буква показалась вам самой “шустрой”? (Буква ё) И это тоже неслучайно. Ведь она самая молодая, ей всего лишь 205 лет. Известной буква “ё” стала благодаря Н. М. Карамзину.

Это единственная буква, которой установили памятник в нашей стране. Он расположен в г. Ульяновске.

А чем же еще удивительна эта гласная буква? ( На нее всегда падает ударение).

Задание: записать 5 слов с буквой ё.

Возврат на маршрут!

На чем писали раньше? Слайд 13. (Настроен прием “Интерактивная лента”.

Мы проследили за развитием алфавита. Буквы придумали для того, чтобы составлять из них слова и делать записи. Древняя мудрость гласит - “То, что ты знаешь, принадлежит тебе одному, а то, что ты говоришь - многим”. Изобретение письменности дало людям возможность “законсервировать” свои знания. А как это сделать лучше всего?

Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так как сейчас? Какие материалы для письма использовали раньше?

Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.

Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки.

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа.

Древние славяне писали на бересте - коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой - писалом.

Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.

Первые книги на Руси. Слайд 15 (настроен прием “Листание”).

Возврат на маршрут!

Современные виды письменности. Слайд 21.

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Читайте также: