Общение с жертвой в очаге чс конспект мчс

Обновлено: 02.07.2024

Общаться с людьми, пережившими эмоциональное потрясение, достаточно сложно. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь. Несомненно, в каждом конкретном случае существуют свои особенности построения общения с пострадавшими. Но существует ряд общих принципов, которые позволяют осуществлять его более эффективно.

Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:

Общие принципы общения с пострадавшими:

1. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.

2. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов, так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Следует избегать длинных предложений с множеством связок.

5. Необходимо контролировать информацию, которая может быть случайно услышана пострадавшими. Пострадавшие могут неверно интерпретировать или придавать чрезмерное значение отдельным обрывкам фраз, словам. Важно, что пострадавший может неверно истолковать не только речь, обращенную к нему, но и обращать внимание на разговоры специалистов между собой.

6. Не нужно давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Во-первых, это накладывает на вас дополнительную ответственность. Во-вторых, в дальнейшем это может привести к трудностям: если обещание не выполнено, информация об этом может быстро распространиться среди пострадавших, сформировать у них негативное отношение к специалистам.

8. Необходимо демонстрировать уверенность, контроль над ситуацией. В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, паника. Эти интонации может уловить пострадавший, что повлияет на его эмоциональное состояние.

9. Специалист должен осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием.

1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти.

3. Сбор информации о пострадавшем:

1. Информация о том, что специалисты прибыли и делают все для его спасения.

2. Информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, так как это одно из главных средств к его спасению.

Информация о том, что человек не должен принимать каких-либо усилий к самостоятельной эвакуации.

3. Информация о необходимости минимальной экономии сил, что можно достичь с помощью закрытых глаз, медленного, неглубокого дыхания через нос.

4. Информация о том, что высвобождение может занять больше времени, чем хочется пострадавшему.

5. Комментирование действий спасателей.

Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается!

1. Передаете человека другим специалистам (медикам).

2. Даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.

Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен.

Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:

2. Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).

Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.

откажется от вашего предложения. Отказ от воды, пищи в подобных ситуациях частое, вполне естественное и объяснимое явление.

ОСТРЫЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ. ОКАЗАНИЕ ДОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Острая стрессовая реакцияэто нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

При острой стрессовой реакции наблюдаются следующие симптомы:

- эти симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

- есть чёткая временная связь (несколько минут): симптомы появляются вслед за стрессовым событием.

К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды:

Истерика.

Агрессия.

Психомоторное возбуждение.

Ступор.

Страх.

Апатия.

Нервная дрожь.

Плач.

Бред.

Галлюцинации.

Правила оказания допсихологической помощи:

1. Необходимо позаботиться о медицинской помощи пострадавшим. При необходимости вызовите медицинского работника. Однако помните, что не всегда медицинская помощь может быть оказана незамедлительно (ожидание медиков, пострадавший изолирован и пр.);


I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин.

· Проверка по списку - 2 мин.

· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов – 8 мин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 60 мин.

Общие принципы общения с пострадавшими:

1. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.

2. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов, так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Следует избегать длинных предложений с множеством связок.

5. Необходимо контролировать информацию, которая может быть случайно услышана пострадавшими. Мы уже говорили о том, что пострадавшие могут неверно интерпретировать или придавать чрезмерное значение отдельным обрывкам фраз, словам. Важно, что пострадавший может неверно истолковать не только речь, обращенную к нему, но и обращать внимание на разговоры специалистов между собой.

6. Не нужно давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Во-первых, это накладывает на вас дополнительную ответственность. Во-вторых, в дальнейшем это может привести к трудностям: если обещание не выполнено, информация об этом может быстро распространиться среди пострадавших, сформировать у них негативное отношение к специалистам.

8. Необходимо демонстрировать уверенность, контроль над ситуацией. В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, паника. Эти интонации может уловить пострадавший, что повлияет на его эмоциональное состояние.

9. Специалист должен осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием.

В общении с людьми, находящимися в особом состоянии, имеет большое значение навык конструктивного общения. С помощью него можно эффективнее выстраивать свою работу, сохраняя собственные силы для продолжения профессиональной деятельности. Несомненно, часто деятельность горноспасателей осуществляется в условиях, когда общение невозможно реализовать. В таких случаях особую роль приобретает невербальный контакт с пострадавшим: жесты, позы, зрительный контакт, характер прикосновений и пр. То есть, даже не имея возможности выстроить общение в словесной форме, можно оказать влияние на пострадавшего особым образом выстроенным поведением.

Сейчас мы рассмотрим основные принципы общения с одной из групп пострадавших – жертвами. Это та категория, с которой горноспасатели чаще всего сталкиваются в ходе проведения работ. Жертвы – группа пострадавших, к которой относятся люди, временно изолированные в очаге ЧС (например, находящиеся под завалом).

Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, которые мы рассмотрели, но имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми включает в себя:

– работу с жертвой в течение проведения аварийно-спасательных работ;

Работа с жертвой (в сознании) в течение аварийно-спасательных работ:

1. Стараться удерживать человека в сознании, чего можно достичь за счет общения с ним.

3. При возможности необходимо поддерживать физический контакт (взять человека за руку, за ногу). Зачастую также важен и зрительный контакт. Для человека это показатель того, что специалист сконцентрировал свое внимание на нем, поддерживает его.

4. Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека.

Сбор информации о жертве включает в себя:

– информацию о его физическом самочувствии (что болит, как дышит);

– информацию о том, что вокруг (звуки, запахи, свет, температура), в том случае, если пострадавший изолирован и у вас нет возможности самостоятельно оценить окружающую обстановку;

– информацию о том, кто был с ним во время трагедии;

– информацию о том, кто может находиться поблизости с ним.

Информация для жертв предоставляется следующая:

– информация о том, что специалисты прибыли и делают всё для его спасения;

– информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, так как это одно из главных средств к его спасению;

информация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации;

– информация о необходимости максимальной экономии собственных сил, что можно достичь с помощью: закрытых глаз, медленного, неглубокого и через нос дыхания;

– информация о том, что высвобождение может занять больше времени, чем хочется пострадавшему;

– комментирование действий горноспасателей по извлечению пострадавшего.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто - то из пострадавших пострадал физически, кто – то потерял близких, имущество, иные тоже в какой – то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: здесь необходимо привлечь участников к их собственному опыту, узнать, какие они могли бы выделить группы пострадавших? Попросить вспомнить примеры из жизни, или видеофрагменты фильмов, где происходила экстремальная ситуация. По каким признакам можно выделить группы пострадавших (пол, возраст, степень включённости в ситуацию и т.п.)?

Группы пострадавших:

1.Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).

2.Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.

3.Очевидцы (свидетели) – это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц так же получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.

4.Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).

5.Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

6.Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях.

7.Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях. Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего.

Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:

Сама по себе тема общения пожарных, спасателей с пострадавшими, изолированными в очаге ЧС, довольно актуальна. Сюда можно отнести и ДТП, и пожары, и обрушения конструкций, словом – все ЧС, включающие в себя различную по продолжительности, изолированность человека.

Почему же это происходит? Человек ставит перед собой цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель – сделать все, чтобы этот кошмар закончился! Пострадавший прилагает все силы, мобилизует внутренние резервы своего организма, тратит всю энергию на то, что бы спастись. Ему сейчас важно – выжить, а не жить, любить, творить…

1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти.

4. Сбор информации о пострадавшем:

- информация о нем на данный момент: как себя чувствует? Травмирован ли? Что болит? Если отсутствует визуальный контакт, то целесообразны такие вопросы, как: Кто с ним находится рядом, и в каком, предположительно, состоянии? Сколько вокруг него места? И т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. (Материалы представлены в Приложении10).

Схема работы (общения) с жертвой при ведении АСР:

Цель: Отработка навыков общения с жертвой.

Молодой человек – зажат в автомобиле, в результате дорожно-транспортного происшествия. С ним существует визуальный контакт. Он находится в сознании, способен к общению.

Мужчина находится под обломками дома. Визуальный контакт с ним отсутствует. Кроме руки, доступ к другим частям тела пока не возможен. Он в сознании, способен к общению.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: После выполнения задания, обсуждение, где учитывается:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на этом этапе занятия, возможно, просмотреть видеоролик по общению спасателей с пострадавшим, а затем провести обсуждение: насколько эффективно было общение? была ли возможность у спасателей общаться с пострадавшим? какие ошибки допустили спасатели при общении с данным пострадавшим? и т.п. Можно проиграть эту ситуацию правильно.

- передаете человека другим специалистам (медикам);

- даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.

Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить!

Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:

2.Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).

Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.

Техника пресуппозиции. Предполагает подстройку под совершаемые человеком действия, прогнозирование окончания данного действия, а так же связь прогнозируемого действия с действием или изменением состояния пострадавшего, желательного для вас.

Схема выполнения техники пресуппозиции:

Подстраиваетесь под действие человека: Он пьет воду
Прогнозирование дальнейшего действия, которое он наверняка совершит: Он допьет воду
Связываете прогнозированное действие с действием или изменением состояния, которое вам необходимо: Еще до того, как ты допьешь воду, ты станешь сильнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. Материалы представлены в Приложении11.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Техники внушения быстры в применении, поэтому паузы и растерянность делают технику не эффективной. Техники внушения целесообразны в применении тогда, когда человек, желающий применить ту или иную технику, будет не просто иметь теоретическое представление о ней, а иметь практический навык неоднократного применения в учебной ситуации.

Цель: отработка навыка применения техник внушения.

Содержание упражнения:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Рекомендуется заранее заготовить комплекты. Техники в карточках, вы указываете самостоятельно.

Изучение особенностей психического состояния пострадавших, относящихся к группе "жертвы". Основные принципы работы с "жертвой", изолированной в очаге ЧС. Характеристика методов психологической работы с ними на разных этапах аварийно-спасательных работ.

Рубрика Психология
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 15.05.2014
Размер файла 11,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Жертвы - одна из групп пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС (пострадавшие, находящиеся под завалами обрушенной конструкции, заблокированные в автомобиле, на крыше горящего дома и т.п.).

Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, а так же имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми предполагает общение с ними до начала АСДНР и в течение их, включает в себя 3-и этапа: спасательный психологический жертва пострадавший

1этап. Работа с жертвой до приезда спасателей. Этот этап включает в себя информирование людей о том, что они не одни, их не бросают, помощь идет. Как правило, на данном этапе с жертвой общаются родственники, свидетели и очевидцы события.

2 этап. Работа с жертвой в течение аварийно-спасательных работ. На этом этапе общение с жертвой берут на себя специалисты, участвующие в проведение АСДНР.

Основные принципы работы с жертвой (без тяжелых физических травм, в сознании) в течение АСДНР

1. Стараться держать человека в сознании

3. При возможности - поддерживать физический контакт, т.е. при возможности взять человека за руку, за ногу

4. Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека

5. Поиск ресурса, построение перспективы на будущее.

Сбор информации о жертве, включает в себя:

2.Информацию о его физическом самочувствии (что болит, как дышит).

3.Информацию о том, что вокруг (звуки, запахи, свет, температура).

4.Информацию о том, кто был с ним во время трагедии.

5. Информацию о том, кто может находиться поблизости с ним.

Информация для жертв включает в себя:

1.Информацию о том, что специалисты прибыли и делают всё для его спасения.

2.Информацию о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, т.к. это одно из главных средств к его спасению.

3. Информацию о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации.

4. Информацию о необходимости максимальной экономии собственных сил, что можно достичь с помощью:

- закрытых глаз для большей экономии физических сил;

- медленного, неглубокого и через нос дыхания, что поможет сэкономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе.

6. Комментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего, что необходимо для понимания человеком, что происходит вокруг.

7.Комментирование состояния самого пострадавшего.

Общение с пострадавшим после его извлечения.

Подобные документы

Принципы общения с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС). Группы пострадавших, организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС. Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ. Патологическое горе, его причины.

реферат [54,2 K], добавлен 15.05.2014

Актуальность и важность работы психолога в очаге экстремальных ситуаций и оказания экстренной психологической помощи. Острый эмоциональный шок, психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия у человека в экстремальной ситуации.

курсовая работа [30,5 K], добавлен 23.01.2010

Основные принципы логопедической работы, развитие и характеристика речи детей. Особенности логопедической работы с детьми, которые страдают задержкой психического развития. Аспекты соотношения речи и мышления на последующих этапах развития ребенка.

контрольная работа [27,6 K], добавлен 03.10.2009

Необходимость социально-психологической работы с семьей. Типы и социальные функции семьи. Семья как малая социальная группа, ее основные проблемы. Содержание социально-психологической работы с семьей, характеристика методов и форм ее проведения.

контрольная работа [58,1 K], добавлен 22.11.2014

Характеристика общих этических принципов в работе психологов разных уровней. Организация деятельности и особенности работы с людьми психологов в центрах психологической помощи, медико-психолого-педагогических комиссиях, специфика работы с детьми.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 15.04.2009

Рассмотрение и характеристика особенностей психических состояний спортсменов. Анализ метода треморометрии, основные области применения. Диагностика психического состояния лыжника как важный раздел психологической подготовки спортсмена к соревнованию.

реферат [50,2 K], добавлен 26.11.2012

История психологии как самостоятельная отрасль знания. Общая характеристика предмета, заданий, методов и источников дисциплины. Изучение развития научно-психологической мысли; представления о психической реальности на разных этапах развития науки.

Читайте также: