Конспект урока по химии кислород 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Конспект
Кислород: нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот кислорода в природе
Кислород – самый распространённый химический элемент на Земле: около 47% массы земной коры составляют атомы кислорода, он входит в состав воды, песка, глины, известняка. Организм человека содержит 65% кислорода. Свободный кислород является частью атмосферы (20,95%). Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода, его химическая формула O2.
Существует более пяти химических способов его получения в лаборатории, но в промышленности его получают физическим способом из сжиженного воздуха.
Кислород – это газ без цвета и запаха, при температуре −182,98 °C становится жидкостью бледно-голубого цвета. Кислород тяжелее воздуха, поэтому его мало в горах, он плохо растворим в воде.
Кислород – волшебное вещество. Его когда-то называли огненным воздухом, потому что другие вещества горят в кислороде. Кислород обеспечивает реакцию горения: тлеющая лучина вспыхивает в чистом кислороде, уголь горит красно-оранжевым пламенем (C + O2 = CO2), сера – синим (S + O2 = SO2, фосфор – светящимся пламенем вокруг которого образуются белые клубы дыма (4P +5O2 = 2P2O5), железо рассыпается яркими искрами (3Fe + 2O2 = Fe3O4).
В кислороде горят не только простые, но и сложные вещества: в газовых плитах горит смесь пропана и бутана, ацетиленовые горелки используют для резки и сварки металлов, при получении металлов из руд некоторые руды подвергают обжигу.
C3H8 (пропан) + 5O2 = 3CO2 + 4H2O
2С2Н2 (ацетилен) + 5O2 = 4CO2 + 2H2O
2PbS (сульфид свинца) + 3O2 = 2PbO + 2SO2
Кислород это необходимое для нас вещество. Мы дышим кислородом на земле, в небе и под водой, когда мы больны, нам нужен чистый кислород, без кислорода мы не сможем полететь к звёздам и построить ракету.
Кислород расходуется и на окисление продуктов вулканической деятельности, огромное количество кислорода тратит человечество для своих нужд. А вот попадает в атмосферу в результате фотосинтеза, но число зелёных насаждений постепенно уменьшается, поэтому нужно бережно относиться к зелёным лёгким нашей планеты.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Цель урока – формирование понятий о химическом элементе и простом веществе кислород, получении кислорода в промышленности и лаборатории, его физических свойствах.

  • предметные – провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами;
  • метапредметные – учить анализировать полученную информацию; развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации знаний о кислороде; учить выделять причинно-следственные связи на примере свойств и соответствующим свойствам способов получения кислорода;
  • личностные – развивать познавательный интерес, воспитывать культуру труда.

Содержание учебного материала и этапы урока

1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний учащихся

Кислород – элемент, наиболее распространенный на Земле. Этот элемент буквально вездесущ: он содержится в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Значение его сложно переоценить, достаточно вспомнить, что кислород – основа жизни на Земле.

  • Газ
  • O2
  • Валентность =II
  • Mr = 32
  • Бесцветный
  • Поддерживает горение
  • Необходим для дыхания и др.

Учитель предлагает определить, к какой категории можно отнести выписанные на доске характеристики. Появляется второй столбик записей:

При взаимодействии с др.веществами образует оксиды

Необходим для дыхания

Строение простого вещества

Строение простого вещества

Учитель предлагает подумать учащимся, какие еще сведения о кислороде они не учли (т.е. не отметили во втором столбике), что необходимо еще знать о этом веществе. Учащиеся или сами формулируют, или к выводу их подводит учитель. Называют еще категорию получение кислорода и история открытия.

Учитель формулирует главную цель урока – познакомиться с кислородом как химическим элементом и простым веществом, его физическими свойствами и получением.

  1. Преподаватель предлагает учащимся в ходе самостоятельной работы составить логико-смысловую модель (ЛСМ). Для этого, сначала, в ходе фронтальной беседы, используя записи, выполненные на доске ранее, учащиеся совместно определяют названия координат и их последовательность. Подписывают названия координатных осей на выданных заготовках ЛСМ. В ходе дальнейшей работы учащиеся должны самостоятельно определить и обозначить узлы на каждой оси (приложение 1).
  2. В ходе фронтальной беседы учащиеся сообщают известные сведения о кислороде как о химическом элементе и вместе с учителем отмечают узлы на координате 1.
  3. Строение молекулы простого вещества. Самостоятельное определение узлов на координате 2 на основе имеющихся у учащихся знаний. Взаимопроверка.
  4. История открытия. Работа с текстом учебника. Определение узлов на координате 3.
  5. Физические свойства. Работа с текстом стихотворения (учащимся предлагается выбрать строки, в которых говорится о физических свойствах кислорода). Дополнение учителя. Определение узлов на координате 5.

Когда-то в древней Англии
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила,
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он описал.
Не видим и безвкусен,
Всех запахов лишен.
В воде не растворяется.
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества.

Слайд 13. Какие вещества можно использовать для получения кислорода в больших количествах, т.е. в промышленности? (разделением воздуха на составные части под давлением и разложением воды под действием электрического тока 2Н2О = 2Н2 + О2)

Для получения кислорода в лабораторных условиях (в небольших количествах) используют другие реакции:

разложение пероксида водорода: 2Н2О2 = 2Н2О + О2 (демонстрационный опыт)

разложение хлората калия (бертолетовой соли): 2KClO3 = 2KCl + 3O2^

Разложение пероксида водорода и бертолетовой соли лучше протекают в присутствии особых веществ(например, оксида марганца (IV)), которые ускоряют реакции. Такие вещества называют катализатором, а сами реакции – каталитическими. Так, реакция разложения бертолетовой соли происходит при 400 0 С, а при добавлении оксида марганца (IV) бурное разложение начинается при 200 0 С. (учащиеся записывают определение)

Координаты 6, 7, 8 учитель предлагает заполнить дома (и (или) на следующем уроке))

III. Стадия рефлексии (закрепления материала):

Учитель предлагает учащимся составить рассказ по теме урока с использованием ЛСМ (Приложение 2). Используя методику “Мысли по кругу” учащиеся по очереди высказываются о новых полученных знаниях на уроке.

Самостоятельная работа с тестом по вариантам Приложение 3.

IV. Домашнее задание (слайд 16)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по химии для 8 класса по теме

Учитель химии высшей категории

МБОУ г. Керчи РК Пархоменко Г.Ю.

Цель урока: расширить знания обучающихся о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе; рассмотреть распространение кислорода в природе; изучить физические свойства кислорода; познакомиться с историей открытия кислорода.

Планируемые результаты:

Предметные: провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами и с историей открытия.

Личностные. Проявление: интереса обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, навыкам сотрудничества в совместной работе; творческого отношения к процессу обучения; осознания здорового и безопасного образа жизни; понимания необходимости соблюдения экологической культуры.

Метапредметные:

Познавательные. Умение: находить способы решения проблем поискового характера; развивать исследовательское мышление, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать поставленные задачи, обобщать полученную информацию, вести наблюдение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные . Умение: выполнять учебное задание в соответствие с целью, выполнять учебное действие в соответствии с заданием, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные . Умение: развивать коммуникативное мышление в условиях метапредметного обучения. Формулировать высказывания, сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой, накапливать знания, слушать собеседника и вести диалог.

Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся).

Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности

Целеполагание и планирование совместной с учениками деятельности

Изучение нового материала.

5.1. Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

5.2. Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе.

5.3. История открытия кислорода

5.4. Получение кислорода

5.5. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

7. Рефлексия, обратная связь и коррекция

8. Инструктаж о домашнем задании, инструкция к его выполнению

9. Подведение итогов урока, оценивание

1.Организационный момент.

Добрый день, садитесь, пожалуйста. Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная с вами работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество, улыбнемся друг другу и начнем урок.

2,3,4. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности, целеполагание и планирование совместной с учениками деятельности

Предметом изучения науки химии являются вещества, их свойства и химические превращения. Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг, и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без… ( Учащиеся: Кислорода!)

Учитель записывает тему урока на доске, учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Вещество это хоть и простое с химической точки зрения, но необычайно важное, жизнь без него невозможна.

И сегодня на уроке мы постараемся расширить наши знания о кислороде, как о химическом элементе и простом веществе, рассмотрим распространенность кислорода в природе, изучим его физические свойства, познакомимся с историей открытия.

Учитель вместе с детьми обсуждает и формулирует цели и задачи урока

5.Изучение нового материала.

5.1. Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Давайте охарактеризуем кислород как химический элемент.

Вспомним определение понятия химический элемент (вид атомов, характеризующийся определенной совокупностью свойств и занимающий определенное место в периодической системе химических элементов).

Что представляет собой П ериодическая система химических элементов Д.И. Менделеева? (графическое изображение периодического закона).

На доске составляем план характеристику химического элемента кислорода . Выйти к доске и записать этот план (ученик по желанию). Все остальные это делают в тетради.

План характеристика химического элемента:

Положение в ПСХЭ — VI группа (А), II период , Порядковый номер — 8.

Химическая природа — неметалл.

Относительная атомная масса — Ar (O) = 16

Валентность — II.

Латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента.

5.2. . Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе.

Кислород – один из самых распространенных элементов на Земле. Вспомним из курса физической географии, где находится кислород в природе.

В земной коре (литосфере)-49%

В организме человека-60%

Кислорода в природе ровно столько, сколько всех остальных элементов вместе взятых.

Записываем данные в тетради.

Ученики по очереди читают стихотворение:

О тебе рассказ пойдет.

Этот элемент везде;

В почве, воздухе, воде,

В океанах и морях,

В минеральных их солях,

В углеводах и жирах

В витаминах и белках,

Есть в сапфире и в рубине,

Меле, мраморе и глине,

В апатите и песке,

В шпатах и известняке,

В малахите, бирюзе,

И озоне при грозе.

Есть и в углекислом газе,

В аметисте и топазе,

А в алмаз попасть не смог

Огорчился наш дружок,

С углеродом встал он рядом

Только нам СО не надо:

Газ угарный на беду

Загрязняет он среду.

Кислород есть лишь в природе?

Нет, и дома он везде:

В материалах и еде,

В соде, мыле, глицерине,

В сахаре и маргарине

В уксусе и ацетоне

Перечислим все едва ли?

В целлофане и капроне,

В извести, стекле, бетоне,

Он попал в кирпич, цемент –

Всюду О как элемент.

5.3. История открытия кислорода

Простое вещество кислород входит в состав воздуха. Английский врач Дж. Пристли еще в 1771 году показал, что воздух может изменять свой состав и становиться непригодным для дыхания и горения. А в 1774 году Пристли получил газообразный кислород путем разложения оксида ртути.

Учитель проводит демонстрационный опыт и помещает под стеклянный колпак горящую свечу.

Далее учитель помещает под стеклянный колпак игрушечную мышку и горшочек с комнатным растением. Дети обсуждают эксперимент и приходят к выводу, что кислород поддерживает дыхание и горение, называют процесс фотосинтеза

Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории элементов, но и химии вообще и связано с именами Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье.

Об этом нам расскажут наши докладчики (3ученика, используют портреты ученых)

Ученик 2. Когда-то в Древней Англии Великий Пристли жил.

Все соблюдая правила оксид он разложил.

Под куполом сосуда бесцветный газ собрал.

Старательно исследуя, его он описал.

Не видим и безвкусен, всех запахов лишен,

В воде не растворяется, свеча сгорает в нем.

Ученый в изумлении: Ну что за чудеса?

Горят легко в нем многие простые вещества.

Этот газ из колбы вышел, никому он не знаком

Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком!

Дрова лучистым пламенем сгорали в нем, понятно,

Сам пробовал дышать – легко дышать, приятно!

5.4. Получение кислорода

Продуктом какого процесса является кислород?

Что такое фотосинтез?

В каком органоиде клетки происходит фотосинтез?

Какие вещества участвуют в процессе фотосинтеза?

А знаете ли вы, ребята, что после грозовых дождей в воздухе часть кислорода превращается в озон. Формула озона О 3 . Именно он придает воздуху приятный свежий запах. Так же озон образуется при распаде смол хвойных деревьев. Небольшое содержание озона в воздухе полезно, благотворно действует на организм (особенно при болезнях дыхательных путей). Напротив, в более высоких концентрациях озон сильно ядовит.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Откуда берется кислород в природе нам уже ясно. В промышленности кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь газов.

В лаборатории кислород получают разложением кислородсодержащих веществ.

С одним из способов получения О 2 мы уже знакомы.

- Кислород получается при электрическом разложении Н 2 О.

( Уравнение реакции пишет ученик на доске)

Только что мы узнали, что Дж. Пристли получил О 2 при нагревании оксида ртути II. (Уравнение реакции пишет ученик на доске)

Кислород так же можно получить из пероксида водорода.

(Уравнение реакции пишет ученик на доске)

Учитель проводит демонстрационный опыт по разложению перекиси водорода в присутствии диоксида марганца. Тлеющая лучинка ярко вспыхивает.

Что же это за вещество MnО 2 ? Какую роль оно играет в этой реакции?

А теперь запишем определение в тетради. Катализаторы - вещества, которые ускоряют скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются. Катализаторы часто используются в химической промышленности. С их помощью можно увеличить производительность химических процессов.

-Кислород в лаборатории так же можно получить путем разложения перманганата калия при нагревании.

Какие меры предосторожности я должна соблюдать:

отверстие пробирки направлено выше и в сторону, где никого нет;

нагреваю сначала всю пробирку, потом только вещество;

3) пламя спиртовки нужно тушить, прекращая доступ воздуха (стакан для тушения пламени).

5.5. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем его свойства (презентация или слайды)

Кислород – это газ без цвета , без вкуса, без запаха. ( не видим! )

Кислород малорастворим в воде. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 0 С в 100 V воды растворяется 5 V кислорода. При 20 С в 100 V воды растворяется 3 V кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.

ρ = 1, 429 г/л (при 0 С и 1 атм)

t кип = – 183 С t пл = – 219 С

При t = – 183 С и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.

Жидкий кислород – это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.

При t = – 219 С кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.

Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода имеет массу 1,43 г, а 1 л воздуха - 1,29. Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.

Закрепление.

А теперь давайте проведем небольшой экспресс - опрос по сегодняшней теме. Внимание на экран! (на слайде выводятся вопросы)

Кислород, содержащийся в составе воздуха, поддерживает процессы (дыхания и горения)

В промышленности кислород получают из (воздуха)

Кислород О 2 образуется в природе в листьях зеленых растений на свету в ходе процесса (фотосинтеза)

Название элемента, которого в природе ровно столько, сколько остальных элементов вместе взятых (кислород)

Имя английского ученого, одного из открывателей кислорода (Джозеф Пристли)

Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор)

Вещество, молекула которого состоит из 3 атомов кислорода (озон)

Тип реакции получения кислорода из кислородсодержащих веществ (разложения)

Воздушная оболочка земли, где содержание кислорода 21% (атмосфера)

Какой ученый создал кислородную теорию горения? (Антуан Лавуазье)

Поменяйтесь тетрадями, проведем взаимопроверку.

Рефлексия, обратная связь и коррекция (слайд для проведения рефлексии)

Давайте подведем итоги, достигли мы с вами поставленных целей урока?

Учащиеся выписывают в тетрадь с экрана 1-2 фразы и комментируют их

НА ЭТОМ УРОКЕ МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО

Я ПОЛУЧИЛ МНОГО НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МНЕ НРАВИТСЯ ПРЕДМЕТ ХИМИИ

ХОЧУ ЧТОБЫ ПОЧАЩЕ БЫЛИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ НРАВЯТСЯ ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

НА УРОКЕ Я УЧУСЬ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ГРАМОТНО ИЗЛАГАТЬ ЕЕ

ХОЧУ ПОЧАЩЕ ВЫХОДИТЬ К ДОСКЕ

Инструктаж о домашнем задании, инструкция к его выполнению

1й уровень - проработать § 22, ответить на вопросы на стр.75 (учебник Химия, 8 класс, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, Просвещение, 2014)

Подведение итогов урока, оценивание

Всем спасибо, урок окончен.

Список литературы, интернет - ресурсы:

Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс, учебник – М.: Просвещение, 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с кислородом, как с химическим элементом, так и с простым веществом, с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента, с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности.

Тема. Кислород – химический элемент и простое вещество, история открытия. Химические свойства и применение кислорода. Получение кислорода в промышленности и в лаборатории.

Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с кислородом, как с химическим элементом, так и с простым веществом, с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента и простого вещества, с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности.

2.Изучить физические свойства кислорода.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие аналитического мышления и языковых способностей учащихся, познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность, активизировать учебно-познавательный процесс, формировать основные мировоззренческие идей материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.

Здоровьесберегающая:

Использовать методические приемы, позволяющие предотвратить переутомление учащихся, повысить их внимание.

Методы обучения:

объяснительно - иллюстративный (таблицы, видео)

словесный (рассказ, объяснение, беседа)

демонстрационный (лабораторный опыт)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

самостоятельная работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий.

Педагогические приемы:

(определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности)

(беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение)

(восприятие, осмысление, запоминание информации, мотивация деятельности).

Структура урока

1.Организационный момент 1-2 мин

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, мотивация их деятельности, проверка готовности класса к уроку, формулирование темы урока в сотрудничестве с учащимися.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, ПСХЭ, ноутбук, наглядные пособия.

Структура урока:

1.Организационный этап 1-2 мин

2.Проверка домашнего задания

§ 38 выучить формулы, стр.128 №3,4 письменно.

У доски 3 учащихся:

решает задачу по карточке

Работа с классом

3.Актуализация опорных знаний и умений. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни всего живого.


Проанализируйте рисунки и скажите: Что случилось с мышкой на рисунке 1? Подумайте чем это можно объяснить?

4.Изучение нового материала

Учитель: Сегодня тема нашего урока «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Учитель: Что вы знаете о кислороде? Что бы вы хотели узнать? Какова химическая формула простого вещества? (фронтальная работа).

На доске составляем примерный план урока по ответам детей.

Для начала давайте охарактеризуем простое вещество-кислород. Дайте характеристику кислороду по положению в ПСХЭ по плану:

1.Нахождение кислорода в природе

Кислород – самый распространённый химический элемент в земной коре. Воздух содержит 0,209 объёмных долей или 20,9% кислород, что составляет приблизительно 1/5 по объёму. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека.

2. История открытия кислорода

В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кислорода и азота. В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем кислородом. Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Лавуазье

3.Получение в лаборатории

Кислород можно получить разложением кислородсодержащих веществ в присутствии катализаторов.

Катализаторы – это вещества, которые ускоряют ход химической реакции, но сами при этом не расходуются.

Реакции, протекающие с участием катализаторов, называются каталитическими реакциями.

Например, разложение бертолетовой соли (хлората калия).

1) 2KClO3 → 2KCI + 3O2

3) 2H2O2 → 2H2O + O2

4) 2HgO → 2Hg + O2

5) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

Работа с учебником

а) Собирание кислорода методом вытеснения воздуха стр 73 рис 25

б) Методом вытеснения воды стр74 рис 26

Получение в промышленности стр 75 читать

В промышленности кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов, основные компоненты в нём – азот и кислород. Для получения кислорода воздух под давлением сжимают. Так как температура кипения жидкого азота

(-1960С) ниже температуры кипения жидкого кислорода(-1830С), то азот испаряется, а жидкий кислород остаётся. Газообразный кислород хранят в стальных баллонах под давлением 15 МПа.

4.Физические свойства

Кислород – бесцветный газ. Без вкуса, без запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объёмах воды при t=200C растворяется 3,1 объёма кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха, п ри давлении 760 мм. рт. ст. и температуре -1830С кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,80С затвердевает.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

5.Химические свойства

Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет.

Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода(IV): видео-опыт

2.Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем с образованием газа с резким запахом - оксида серы (IV): видео-опыт

3.Фосфор Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V): видео-опыт

4.В О2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением: видео-опыт

3Fe+2O2 → FeO * Fe2O3 или (Fe3O4)

В большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды. Дайте определение оксидам. Ученики дают определение, оксидам опираясь на записанные в тетрадях реакции.

соединения водорода с металлами и неметаллами называются оксидами: К2О (оксид калия), CaО (оксид кальция);

с неметаллами он также образует соединения: SO2 (оксид серы (IV)), CO2 ( оксид углерода (IV)). Во всех соединениях кислород проявляет валентность равную 2.

Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Применение кислорода (работа с учебником )

Все области применения кислорода основаны в основном на физических свойствах кислорода. Главными потребителями кислорода, конечно, являются энергетика, металлургия и химическая промышленность.

Электрические и тепловые станции, работающие на угле, нефти или природном газе используют атмосферный кислород для сжигания топлива.

В медицине кислород используют для поддержания жизни больных с затрудненным дыханием и для лечения некоторых заболеваний. Однако чистым кислородом при нормальном давлении долго дышать нельзя – это опасно для здоровья.

Вне земной атмосферы человек вынужден брать с собой запас кислорода. Мы уже говорили о его применении на подводных лодках.

Точно так же полученный искусственно кислород используют для дыхания в любой чуждой среде, где приходится работать людям: в авиации при полетах на больших высотах, в пилотируемых космических аппаратах, при восхождении на высокие горные вершины, в экипировке пожарных, которым часто приходится действовать в задымленной и ядовитой атмосфере и т.д.

5. Закрепление пройденного материала:

1.Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент и каково его содержания в природе?

2.О каком элементе шла речь на уроке?

3. Как получают кислород в лаборатории?

4. Этот адрес очень точен: 32 16 8. Какое отношение эти числа имеют к кислороду?

Химический диктант (взаимопроверка в парах)

1.Хорошо растворяется в воде -

3.В 1772 годду был открыт Менделеевым-

4.Плохо растворяется в воде +

5. Легче воздуха -

6. Тяжелее воздуха +

8.Получают из кислородсодержащих веществ, в присутствии катализаторов+

9. Газ, поддерживает горение +

10.Взаимодействует с металлами +

11. Собирают методом вытеснения воздуха +

12. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд -

13. Собирают методом вытеснения воды +

14. Получают перегонкой жидкого воздуха +

15. Имеет валентность 2 +

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

1.Составьте химические уравнения реакций между кислородом и барием, литием, бором. Расставьте коэффициенты.

2.В каких уравнениях допущены ошибки при расстановке коэффициентов. Исправьте их.

А) 2C2H2 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O

Б) 2FeCl2 + 3Cl2 → 2FeCl3

В) 4Al + 3O2 → 2Al2O3

Г) 2CrCl3 + Cr → 3CrCl2

стр 80 № 4 письменно ( фронтально у доски)

Рефлексия учебной деятельности:

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

- Тема урока мне понятна

-Я доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

мне было трудно

Китайская мудрость гласит:

6.Домашнее задание: §22-23, выучит правила и свойства, стр80 № 6,7

Читайте также: