Конспект урока перенос слов 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

одноклассникам и, в том числе в ситуации столк новения интересов.

Задачи педагог а: формировать новые спосо бы действи й, обучать работе по плану ,

алгоритму; развива ть эмоциональну ю сферу , творческое м ышление ; устанавли вать

- Добрый день, ребята! Сегод ня у нас очере дная встреча с ру сским языком. Надеюсь ,

что у вас з амечательное настр оение, достаточ ный багаж з наний. Все это обязател ьно

поможет вам на у роке. Итак, пода рите друг дру гу ул ыбки и начнем наш урок.

- Обратите внима ние на элеме нты в написа нии этих букв, на соедине ния . Запишите

буквы и соединения по образцу, подчеркните саму ю красиву ю бу кву .

- Какие зву ки обозначаем этой бу квой? - Охарактеризу йте эти буквы.

К…ртофель, …гу рец, к…пу ста, у л…ца, п..ту х, к…ртина, д…рев ня.

- Что это за слова ? - Спишите, вставл яя пропу щенные бу квы.

- Вы списали слова. Теперь скаж ите, какое слов о здесь лишнее?

Идет, идет - оказало сь слово на полян ке. На полян ке 2 домика. В одном домике

живут слова книга, дерево, зима, мая к, а в другом – яма, ст ол, семья, клю ч.

- К этому з аданию мы вернемс я чуть позже. Т огда вы у же точно должны ответить на

этот вопрос. Чт обы дать п равильный от вет, вы должн ы быть на у роке очень

- Докажите, что эт о предло жение. Запишите это предложен ие.

- Как вы думаете, пе реносить сл ова с одной ст роки на дру гую нужно по правилам или

- Да, переносить сл ова надо по п равилам. - Кто догадалс я, о чем же м ы сегодня

будем говорить на уроке ? Назовите тем у урока. (Слайд 6)

- Чему бу дем учиться ? ( Будем учиться перен осить слова с одной ст роки на дру гую ).

( Слайд 7) - А для чего эт о нужно?( Бы вает так, что пр и записи слов а на строк е не

хватает места, и т огда слов о надо пере носить. Делать это надо по правилу.)

- Я сейчас у вас спрошу: как сл ова пере ношу? Зима ? (зи - ма ) Пожар? (по - жар) К оза?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по русскому языку 2 класс Перенос слов.docx

Конспект урока русского языка во 2 классе,

с применением здоровьесберегающих технологий

Цель урока : повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД : умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Организационный момент.

Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я , друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Чистописание.

- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах.

Трава, дрова, трудорока,

Запишите слова с доски. Какие орфограммы в словах вам встретились? Подчеркните их, назовите проверочные слова. Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников

Назовите односложные слова (труд). Как можно назвать остальные слова? К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? (сорока)

Физкультминутка

Буги — буги.

Руку правую вперёд,

А потом её назад.

А потом опять вперёд

И немного потрясём.

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так:

Хлоп - хлоп!

(Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)

2.Словарная работа.

Запишите слова- отгадки (ветер,береза,быстро,здравствуйте,прощай,родина,дорога,сахар)

Два человека выполняют задание за доской.

2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

3.Ствол белеет, шапочка зеленеет.

4.Синоним к слову мгновенно (быстро)

5. Здесь родился, живешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

6. Куда бежит – сама не знает.

Споткнется у порога.

7.Антоним к слову до свидания ( здравствуйте )

8.Синоним к слову до свидания ( прощай ).

( Сверяем с доской. Кто не допустил ошибок, нарисуйте на полях тетради смайлик )

Сейчас мы запишем еще одно слово: его можно отнести и к лимону, и банану, к солнцу и осенним листьям.

Запишите слово желтый.

Какая буква пишется не так, как слышится? ( Буква Ё на месте звука О.)

Подберите однокоренные слова. ( Желток, желтизна, желтуха, пожелтели.)

Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Назовите трехсложные слова ( здравствуйте, дорога ). В каком из записанных слов количество звуков не совпадает с количеством букв? Почему? ( здравствуйте )

Физкультминутка.

Самоопределение к деятельности

Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Я перенёс:

И получил

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Почему? (Он не знает правила переноса.)

Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

Работа по теме урока с учебником

Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)

Прочитайте про себя правила переноса.

Как переносят слово? (По слогам.)

Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)

Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу.

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

Первичное закрепление

Кому бы вы хотели подарить эту ромашку? (высказывания детей)

Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.

V . Закрепление изученного материала

Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

Придумайте заголовок. (Осень.)

Какие слова употреблены в переносном значении? ( Заглянула, желтые метели.)

Подчеркните слова, которые нельзя перенести. Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?

Физкультминутка

Вот помощники мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

Постучали,

(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)

Повертели

(Круговые вращения кистью)

И работать захотели.

Упр. 110 (с. 72).

Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. ( Составить две загадки о нотах.) Поработайте в парах.

Какие загадки у вас получились? ( Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграла песенки.)

Как перенести слово проводах?

VI . Рефлексия. Дифференцированная работа.

Перед вами на столе лежит по 2 карточки, и вы должны выбрать одну по своим силам и выполнить задание.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

Запиши слова, раздели их для переноса.

Ваня, лайка, дубок, пеньки, ванна .

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса.

Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна .

(Дети выполняют работу.)

Проверка заданий у детей, работающих у доски.

Проверка работ у всех детей.

Нарисуйте на полях тетради смайлики.

Если вы не нашли ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Правильная самооценка. Молодцы!

Те, кто нашел одну- две ошибки, нарисуйте сосредоточенный смайлик. Тоже молодцы, внимательно работали.

Те, кто нашел и исправил большее число ошибок, вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : перенос слов (2 урок)

Цел и: продолжить формирование умение делить слова на слоги и переносить по слогам; отработать навык деления слов на части для переноса; развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов; формировать умение сравнивать слова

Тип урока : комбинированный .

Методы обучения: частич но - поисковый метод.

Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах

дополнительные : методическое пособие, наглядный и раздаточный материал; электронное приложение к учебнику; цветочки (для рефлексии)

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями) научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам; получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность): Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативны е — готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничесива со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

I. Организационный момент

В школьных коридорах прозвенел звонок.

И пора настала начинать урок.

Мы отбросим прочь веселье,

Примем все серьёзный вид,

И отправимся учиться, это нам не повредит.

Вновь достанем мы тетрадки, лег на край дневник.

Наши знанья и уменья всем покажем в тот же миг.

II. Каллиграфическая минутка

На доске написаны слова: дом, конь, бой

-Какой одинаковый звук в словах?

-Дайте характеристику звука О

- Сегодня мы будем работать над написанием строчной буквой о и строчными буквами б, в. (сначала прописываем эти буквы в воздухе с подробным комментарием)

- А теперь напишем буквосочетание с нижним соединением (ов, об)

- Что мы написали? (слоги) Что такое слог? Как определить сколько в слове слогов?

- У вас на парте лежат карточки с цифрами, я буду вам говорить слова, а вы мне покажите сколько в этом слове слогов.

Антилопа, бегемот, пенал, одежда, карандаш, жираф, платок, волк.

III. Постановка темы урока.

- Ребята, а что мы сегодня будем делать на уроке?

- Правильно. Мы продолжим учиться правильно переносить слова. А иначе получится все, как у Незнайки. Ведь он срвсем не учит правила!

Зачем мне правила учить?

Без правил я могу прожить!

И так могу я написать

- Посмотрите, что он написал нам на доске, пока вы отдыхали на перемене:

Пе-тух, ко-са, па-льто, кан-ат, алл-ле-я, де-нь, пи-сьмо.

- Ребята, правильно перенес слова Незнайка?

- Ошибки есть! И мой вопрос:

Исправит кто тут перенос? (выходят по одному ученики и исправляют ошибки)

- Как вы думаете, нужны ли человеку правила написания и переноса слов?

- Наша задача, научиться любые слова легко делить на слоги для переноса.

IV . Актуализация опорных знаний.

– Какие правила переноса вы знаете?

Учитель читает стихотворение о переносе.

Жил-был на свете ученик,

И вот он в правило проник

И начал все слова делить,

Их по слогам переносить.

Ах, это было тяжело,

Пока ему не повезло, –

Он в руки нашу книжку взял

И в ней с улыбкой прочитал:

«Задумал ты перенести

Знак переноса помести

Где нужно – и готово!

Но помни: встретил мягкий знак –

Тут нужно вовремя понять:

Его нельзя никак отнять!

И букву Й нельзя нам взять,

От предыдущей оторвать

И вдруг с неё строку начать –

Об этом хорошо бы знать!

А если в слоге гласная

Живёт совсем одна,

Она и так несчастная –

Смотрите, как бледна!

Её не стоит оставлять

На строчке без друзей,

Нельзя вперёд одну послать

В коробке (аквариуме) лежат подписаные рыбки. Выходят ученики по одному, берут удочку ловят рыбку и кладут её в нужное ведерко. На доске прикркплены 3 ведерка. Первое ведро переносить нельзя, 2 ведерко можно перенести один раз, 3 ведеоко — 2 раза.

(белуга, лещ, карась, карп, навага, судак,сайра, хек, минтай, окунь)

V . Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения 112

2. Выполнение упражнения 113

– Прочитайте сплошной текст. Сколько в нем предложений?

– Прочитайте первое предложение. Какое это предложение по цели высказывания?

– Что нужно знать, чтобы правильно оформить предложение при письме?

– Подчеркните слова, которые нельзя делить для переноса.

(Аналогично разбираются остальные предложения.)

VI. Физкультминутка

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик надостать,

Нужно на носочки встать.

V II. Самостоятельная работа.

1. Закончи фразу:

Слова переносятся по .

2. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова:

Птица, дерево, мама, дом, книга.

3. Подчеркни те слова, которые разделены для переноса неверно:

Н-очь, ком-на-та, со-бачк-а, бе-рег,
к-омар, пи-ро-жо-к, о-кно.

Раздели сам те слова, в которых ты нашёл ошибку.

4. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова:

Пальчик, майка, колокольчик.

Оценка результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма организации учебной работы: фронтальная, парная (групповая).

-развитие умения переносить слова со строки на строку, писать имена людей с большой буквы;

- находить ударный и безударный слог.

Планируемые результаты:

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по ранее составленному плану;

проговаривает последовательность действий на уроке;

познавательные

использует знако - символические средства при оформлении правил переноса;

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

слушает и понимает речь других;

учиться работать в паре; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задачи педагога: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

1.Организационный этап.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно

И узнаем, что нам нужно!

-Тихо садитесь на места.

А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего? (успеха)

- Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

Задача: подготовить учащихся к письму, отработать каллиграфические навыки письма определённых элементов соединения букв.

Учитель: - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Дети: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

1. мягкий знак, мягкий знак с соединением снизу, мягкий знак с верхним соединением, буквосочетания: ль ьм ьи (дети прописывают первую строку и отмечают знаком + наиболее удачные буквы и буквосочетания)

2. даль, письмо, соль, день.

- Что общего у этих слов?
- Какова роль Ь в данных словах?
- Запишите слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.
- Какое слово лишнее? Почему? (письмо)

III. Актуализация знаний. Стадия “Вызова”.

Задача: обеспечить мотивацию и готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Кстати, о письме. Вчера вечером по электронной почте пришло письмо от Незнайки. Мне оно показалось немного странным. Прочитайте его.

- Всё ли в этом письме понятно? Всё ли правильно оформлено?
- Как вы думаете, с какой проблемой столкнулся Незнайка?
- Что он не умеет делать?

- Я думаю, что мы, как настоящие друзья Незнайки, должны помочь ему преодолеть возникшие у него проблемы.

Формулирование проблемы, планирование предстоящей работы

Учитель. - Как вы думаете, ребята, какую проблему нам предстоит выяснить?

Дети. По каким правилам перенести слова.

Учитель: слово надо переносить, а переносить слово нужно по особым правилам)

- Но для этого мы сами должны хорошо научиться переносить слова.
- Может вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Как вы понимаете смысл этого выраже­ния?

IV. Актуализация знаний.

Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес:

Едва – е-два
И получил за это 2!
Укол – у-кол
И получил за это кол…
Опять – о-пять
Теперь, наверно, будет пять.

-Как вы думаете, какую отметку получил ученик за последний перенос?

-Запишите это слово в тетрадь, разделите на слоги.

(Один ученик пишет на доске слово опять с комментированием).

Учитель. Можно ли это слово разде­лить для переноса? Почему? Какой вывод сделаем?

Дети. Слово опять нельзя разделить для переноса, так как одну букву нельзя ос­тавлять на строке и переносить на другую.

маль-чик, кон-ьки, силь-ный, пал-ьто

Ученики читают слова.

Учитель. Как вы думаете, в каких сло­вах Незнайка допустил ошибку при пере­носе? Докажите.

Выслушиваются мнения учеников.

Дети. Незнайка допустил ошибки в словах коньки и пальто, так как мягкий знак (ь) обозначает мягкость предшествую­щего согласного, а при переносе его нельзя отделять от этой буквы.

Учитель. Какой делаем вывод?

Дети. При переносе слов букву ь не отделяют от предыдущей согласной: маль-чик

Дети пишут в тетрадях слова конь-ки, паль-то, а один ученик записывает их на доске.

Учитель прикрепляет на магнитной дос­ке около второго знака вопроса карточку со словом коньки.

Физкультминутка.

У ч и т е л ь. Я называю слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.

лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна

Учитель. Что вы можете сказать о ко­личестве букв и звуков в этих словах?

Дети. В этих словах букв больше, чем звуков; так как мягкий знак (ь) звука не обозначает.

Учитель. Незнайка нам принёс загадки. Отгадайте загадки и запишите слова отгадки.(групповая работа)

- В каком дне недели 2 бб?
- В какой дорожке 2 лл?
- В какой дороге 2сс?
- Какая болезнь с 2пп ?
- В каком продукте 2 жж ?
-В каком столбе 2 нн ?

- На какую орфограмму эти слова?

Дети. Слова с двойными согласными.

Учитель. – Как переносятся слова с двойными согласными?

Дети. При переносе слов с двойной согласной одна буква остается на строке, а другая переносится на другую строку.
Проверьте, на доске написаны эти слова:

Суб-бота, ал-лея, шос-се, дрож-жи, колон-на,

Какое слово лишнее? Почему?

Учитель. Вот мы раскрыли ещё 1 тайну переноса слов.

Физминутка от Незнайки:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Руками коленей коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали

(На магнитной доске учитель выставляет карточку со словом: пе-нал)

А этот случай переноса слова с одной строки на другую по слогам мы уже хорошо знаем. А чтобы еще лучше закре­пить его, послушайте стихотворение-игру.

Стихотворение читает заранее подго­товленный ученик.

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зимази-ма

Веснавес-на

Комар - ко-мар

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

Учитель. А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса: лиса (парная работа)

Дети (хором ) Ли-са.

Учитель. Петушок.

Дети (хором). Пе-тушок, пету-шок.

Учитель. Трава.

Дети (хором). Тра-ва.

Двое детей участвуют в сценке.

Знайка (указывая на слова, написан­ные на доске: зайка, чайка, лейка, майка).

Отвечай-ка мне, Незнайка,

Как со строки на строку

Их перенести могу?

Незнайка мелом разделяет слова для пе­реноса: за-йка, ча-йка, ле-йка, ма-йка.

Знайка. Эх, не зря же ты Незнайка! Переносится: за-йка, ча-йка, ле-йка, ма-йка.. Или: Незнай-ка!

Переносим только зай-ка (исправляет красным мелом ошибки), чай-ка, лей-ка, май-ка.

Не позорь себя, Не-знай-ка, А запомни: чай-ка, зай-ка!

Учитель. Ребята, вы поняли, как нужно переносить слова с буквой й в середине слова?

Выслушиваются мнения детей.

Дети. Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

На магнитной доске возле знака вопроса появляется карточка со словом зайка: зай-ка.

- При переносе слов букву й оставляют на строке строй-ка, Лай-ка, зай-чик, тай-на, балалай-ка.

Домашнее задание: Перенести слова по слогам. (Учитель раздаёт эти карточки всем учащимся).

Читайте также: