Общая характеристика бактерий конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с самой древней группой живых существ — бактериями; показать особенности их строения, питания, раз­множения и распространения, многообразие форм; познакомить с особым отделом — цианобактериями; выявить отличительные черты бактерий от растений.

Ключевые слова и понятия: бактерии — наиболее древняя группа живых организмов; прокариоты, клеточная стенка, частичная про­ницаемость клеточной стенки, капсула, наследственная инфор­мация, ДНК, ядро, жгутики, ворсинки; аэробные и анаэробные бактерии; автотрофные и гетеротрофные бактерии, цианобактерии (сине-зеленые водоросли), генетическая пластичность бактерий.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое эволюция?

Какая наука занимается изучением остатков древних иско­паемых растений?

Какие растения первыми начали осваивать сушу?

Какие особенности позволили голосеменным распростра­ниться, вытеснив папоротникообразные?

Какие изменения произошли с климатом Земли накануне расцвета голосеменных растений?

Какое принципиальное отличие, возникшее у покрытосе­менных растений, позволило им широко распространиться на Земле?

Как можно определить возраст горных пород с образцами окаменевшей растительности?

Как происходит окаменение и отпечатывание на горных породах различных частей растений?

Бактерии- самые первые обитатели нашей планеты

Изучение нового материала

Общая характеристика бактерий

Бактерии — живые организмы. Бактерии — самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появи­лись, вероятно, около 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти мил­лиарда лет были единственными живыми существами на нашей плане­те. Они были первыми представителями живой природы, их тело име­ло примитивное строение.

Со временем строение бактерий усложнилось, но и поныне их отно­сят к наиболее примитивным одноклеточным организмам. Некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили черты своих древних предков, что наблюдается у обитателей горячих серных источников и бескислород­ного ила на дне глубоких водоёмов.

Первые живые организмы



Строение бактерий. Большинство бактерий — очень мелкие одно­клеточные организмы (рис. 146). Их размеры в десятки раз меньше раз­меров клеток растений. Гигантами считаются бактерии, длина тела ко­торых достигает 30-100 мкм.

Клетка бактерии покрыта особой плотной оболочкой — клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму. Под клеточ­ной стенкой расположена клеточная мембрана, напоминающая клеточ­ную мембрану растительной клетки. Она проницаема: через неё питатель­ные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бакте­рий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи, предохраня­ющий бактерию от высыхания, — капсула. Толщина её может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень небольшой.

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превосходить размеры тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.

Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплаз­ма. Она имеет слоистое строение, вакуолей нет, поэтому различные белки и запасные питательные вещества размещаются в самом веще­стве цитоплазмы.

Клетки бактерий не имеют оформленного ядра. В центральной ча­сти их клетки сконцентрировано вещество, несущее наследственную информацию бактерии, — нуклеиновая кислота — ДНК. Оно не отделе­но от цитоплазмы и прикреплено к клеточной мембране

Размножение бактерий. Размножаются бактерии простым делени­ем надвое. Эти дочерние клетки быстро растут и вскоре сами начинают делиться. V

В благоприятных условиях бактерии растут и делятся очень быстро. Причём этот процесс может повторяться примерно каждые 20-30 мин. Так что по быстроте размножения бактерии превосходят все другие организмы.

Переживание бактериями неблагоприятных условий. Если запасы питательных веществ истощились, то рост колонии бактерий замедля­ется и останавливается. Однако некоторые виды бактерий в таких ус­ловиях приступают к образованию спор. Споры служат им не для раз­множения, как у растений, а для сохранения особей и вида. Спора образуется из клетки бактерии, вырабатывающей при этом особую плотную оболочку. В итоге споры оказываются очень стойкими к не­благоприятным условиям среды (высыханию, низким и высоким темпе­ратурам) и сохраняют жизнеспособность в течение сотен и тысяч лет (в египетских мумиях, в толщах недр Земли, в тушах мамонтов из си­бирской вечной мерзлоты).

Все бактерии в процессе жизнедеятельности выделяют в окружа­ющую среду продукты своего обмена веществ, которые часто тормозят размножение или вызывают гибель других организмов.

"Как бактерии создали атмосферу и всё прочее [4000-550 млн лет назад]"

Сравнение клеток бактерий и растений. Клетки бактерий похожи на клетки растений: и у тех и у других имеется жёсткая клеточная стенка. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу, например циано­бактерии. Поэтому очень долго бактерий относили к низшим растениям и их изучали ботаники. Но у растительных и бактериальных клеток признаков различия гораздо больше, чем признаков сходства. Клетки растений намного крупнее и сложнее клеток бактерий. В клетке расте­ний цитоплазма постоянно движется, а у бактерий она неподвижна. В растительной клетке имеются .ядро и хлоропласты, окружённые двойной мембраной. У бактерий нет оформленного ядра, поэтому их от­носят к прокариотам (доядерным).

Учёные считают, что в процессе эволюции растения произошли от организмов, подобных бактериям.

Эволюция: путь от бактерии до человека

По своеобразию строения, процессов жизнедеятельности и в связи с огромным разнообразием бактерии представляют собой самостоятельное царство живых организмов среди прокариот.

Бактерии — самая древняя группа живых существ на нашей пла­нете. Клетка бактерий имеет более простое строение, чем клетка растений. В ней нет оформленного ядра, цитоплазма неподвижна. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. Бактерий относят к прокариотам и выделяют в особое царство — Бактерии.

С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ РАЗМНОЖАЮТСЯ И ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ БАКТЕРИИ

Объясните, почему бактерий относят к прокариотам.

С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в жизни?

Назовите функции клеточной стенки бактерии.

Охарактеризуйте черты родства клеток бактерий и растений.

Назовите признаки бактерий, по которым их относят к живым организмам

Закрепление знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 50, 51; учебник В.В. Пасечника § 5), а также знаниями, полученными на уроке, и записями в тетради, укажите ос­новные биологические особенности бактерий.

Основные биологические особенности бактерий

Одноклеточные безъядерные организмы разнообразной формы.

Тело покрыто слизистой капсулой из органических ве­ществ.

Клеточная стенка проницаема.

Содержимое клетки не дифференцировано на органоиды.

Существуют аэробные и анаэробные виды.

Встречаются как автотрофные, так и гетеротрофные орга­низмы.

При неблагоприятных условиях образуют споры.

Способны к мутациям и обладают большой генетической пластичностью.

Встречаются в самых разнообразных местах обитания.

Решить задачу.

Сколько бактерий в 1 мм3 воздуха, если известно, что в 1 мм3 мор­ского воздуха содержится одна бактерия, городского парка - в 400 раз больше, на городской улице - в 12 раз больше, чем в парке, в непроветренной комнате - в 56 раз больше, чем на городской улице, а на скотном дворе - в 7 раз больше, чем в непроветренной комнате?

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

самопроверку, вза имопроверку и корректир овку учебного зад ания.

Коммуникативны е УУД: формулиров ать собственн ые высказыван ия в

рамках учебн ого диалога, используя т ермины; организ овывать учебное

Познавательные УУД структур ировать знания; ана лизировать те кст и

рисунки учебн ика; выбирать осн ования для ср авнения объ ектов живой

природы, сра внения роли бакте рий; создавать моде ль бактериа льной

Формы работы уч ащихся: группов ая, парная, инд ивидуальная.

Основные понят ия темы: бакте рии, кокки, баци ллы, спириллы,

Учитель: Ребя та! Начать урок мне бы хотелось сказкой, пр одолжив которую

"В одном сказ очном государ стве жил очень мудр ый царь, которому

казалось, что он з нает про вс е на свете.Однажды придворные сказали ему,

что в царс тве появились какие - то новые сущес тва, очень маленькие, не

видимые, что одни из них принося т пользу, а другие вред . Он созвал всех

мудрецов с воего царства, но никто ничего не мог о них рассказ ать."

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в этот сказочный мир и

познакомимся с самыми могущес твенными, самыми рас пространенными

живыми организма ми на нашей планете с которыми человеку просто

необходимо дружит ь. А что это за организмы отгадайте:

Насморком и с карлатиной.(бактерии ) Приг отовить я помог.(бакт.)

Учитель: Многим приходилось с лышать вопросы: По чему скисает молоко?

Почему самый обык новенный пр ыщик выскочил на ш ее? Чтобы ответ ить на

эти бесхитр остные вопросы нам необходи мо познакомиться с деятельностью

этих мельчайши х организмов. Вы правильно догадались, что речь пойдет о

Учитель: Ребя та! Как вы думает е какова цель нашего урока?(учащиес я

Слово учителя : Бактерии - это группа микроскопичес ких одноклеточны х

организмов, в цитоплазме которых нет оформленного я дра. Ядерное

Бактерии очень древние организ мы, возник шие около 3,5 млрд. лет

назад.Земля возник ла 4,5 млрд . лет назад, а человеческое общество

появилось на планете Земля несколько де сятков тыс ячь лет назад.

Следовательно бакт ерии появились еще за долго до появл ения на земле

человека. В настоя щее время принят о считать. что бактер ии составляют

самостоятельное царство - Царс тво Бактерий, объеди няющих самых др евних

Впервые назва ние "бактер ии" ввел в употребление в 1828 году Христиан

Эренберг - немец кий есте ствоиспытатель.(порт рет на доске)

"бактерия " - маленькая палочка. Изуче нием этих маленьких живых существ

занимается целая наука - бакте риология , которая в с вою очередь является

часть огромной нау ки о микр оскопических орг анизмах - микробио логии.

Впервые бакт ерии увидел в опти ческий микроск оп и описал их в 1676 году

голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроск опических

существ он назвал и х " анимальк ули" - маленькие жив отные

Давайте поближе познакомимся с этим уди вительным человек ом.

1. Ученик . Голла ндец Антони ван Л евенгук родился в семье небогат ого

ремесленника и никакого обр азования не получил. К огда он был подростком

отец отдал ег о на обучение к суконщику, который научил ег о торговать. Ещё

в юности Анто ни научившис ь шлифовать с текла. увлекся изготовлением ли нз

и достиг в этом необычайного мас терства. До него вс е линзы увеличивали

предметы не более чем в 20 раз, а линзы изг отовленные Левенгуком - почти

в 300. В то вр емя имя Антони впервые услышали в лондонском Королевс ком

2.Ученик . Обладая природной любозна тельностью Антони с инте ресом

рассматр ивал все. что попадалось под руку: зуб ной налет, слюну, кр овь, мясо

мух и многое друг ое. В итоге обнаружил, что во вс ем этом находятс я какие -

то палочки, г алочки, шар ики, которые быстро двигаю тся и размножаются .

Учитель . Ученый открыл, что к ровь состоит из мельчайших живых телец -

эритроцитов, мясо из микр оскопических волоконец , а новая жизнь

появляется благодаря клет кам с хвостиками - с перматозоидам. Он

испытывал на себ е лекарства и изучал реакцию организма на пищу а также с

радостью поместил в свой чулок вшей , чтобы изучить особенн ости их

В историю Антони вошел, как самый большой чудак и экспер ементатор

своего времени, но его з аслуги перед человечес твом неоспори мы.

Будучи в Голланди и Петр 1 встретился с Левенгуком, много с ним бесед овал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с требованиями ФГОС ООО для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы.

Цель урока: Создание условий для развития мыслительной деятельности обучающихся и самостоятельности познания окружающего мира.

Задачи: .1. Изучить особенности бактерий: строение, формы, процессы жизнедеятельности и значение в природе и жизни человека. 2. Продолжить формирование умения переводить один вид информации в другой. 3. Способствовать развитию устной монологической и диалогической речи. 4. Совершенствовать умение работать в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Автор Селиванова Людмила Александровна,

План - конспект урока

Предмет: Биология

Тема урока: Бактерии. Общая характеристика бактерий.

Этап обучения по данной теме: начальный.

Цель урока: Создание условий для развития активной мыслительной деятельности обучающихся и самостоятельности в познании окружающего мира.

Изучить особенности бактерий: строение, формы, процессы жизнедеятельности и значение в природе и жизни человека.

Продолжить формирование умения переводить один вид информации в другой.

Способствовать развитию устной монологической и диалогической речи.

Совершенствовать умение работать в группе.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Используемые приемы, методы обучения: деятельностный, диалоговый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологии обучения:

Технология личностно - ориентированного обучения и воспитания (работа в группах и парах, самооценка, интеграция с жизненным опытом, с экологией).

Технология диалогового обучения и воспитания (ученик-учитель, ученик - ученик, ученик - информация).

Здоровьесберегающая технология (мотивация, целеполагание, смена видов деятельности).

Технология проблемного обучения и воспитания (работа с проблемными вопросами и ситуациями).

Информационно - коммуникативные технологии (использование компьютерной презентации, текстовые источники, личный жизненный опыт, конструирование схемы и модели).

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, микроскопы, учебники, ноутбуки, информационный текст, альбомные листы, фломастеры, пластилин, фрукты.

Основные источники информации: Авторский цифровой образовательный ресурс (презентация к уроку), сайты Интернета drofa.ru, school-collection.edu.ru, Научно-Образовательный портал "Вся Биология", Энциклопедия Кругосвет, Медицинская энциклопедия, методическая литература.

Прогнозируемый результат: В результате построения урока с элементами исследования и творчества обучающиеся научатся:

Выделять существенные признаки бактерий, отражать в виде рисунков и моделей органоиды и формы бактериальной клетки, выявлять приспособления к обитанию в окружающей среде.

Работать с различными источниками информации, грамотно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, применять полученные знания на практике.

Брать на себя ответственность, публично выступать, создавать творческий продукт, конструктивно общаться, проявлять толерантность.

Список использованной литературы:

Программа И.Н. Пономаревой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5 – 11 классы. М. Дрофа, 2010 г.

Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Под. Ред. Проф. И.Н.Пономаревой, - М.: Вентана-Графф, 2012.

Тихонова Е.Т. , Романова Н.И. Биология 6класс. – М.: Русское слово, 2010.

Исаева Т.А., Романова Н. И. Биология 6 класс. – М.: Русское слово, 2010.

Название этапа урока, цель

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствует гостей и обучающихся, организует эвристическую беседу, создает условия для определения темы урока и эффективного целеполагания.

- Добрый день! Я очень рада видеть всех вас на своем уроке!

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Актуализация знаний.

- Дорогие ребята, сегодня на уроке я хотела бы вас угостить фруктами. Угощайтесь, пожалуйста!

(На столах загнившие яблоки).

- Почему не кушаете?

- Предположите, почему образовалась гниль?

- Чтобы точнее ответить на мой вопрос, я вам предлагаю посмотреть видеоролик.

- Назовите тему урока.

Слушают учителя, вступают с ним в диалог.

Смотрят видеоролик, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают распространения бактерий во всех средах жизни, их маленькие размеры, роль бактерий.

Самостоятельно формулируют тему урока.

Личностные: воздействие на эмоциональную сферу обучающихся.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Целеполагание и планирование.

-В конце урока мы с вами сможем ответить на вопрос:

- Но чтобы ответить на этот вопрос, нам надо знать о бактериях? Что знать? Сформулируйте на урок учебные задачи.

Организует обсуждение плана урока, предлагает некоторые пункты плана, корректирует их последовательность.

Особенности размножения бактерий.

Приспособления бактерий к неблагоприятным условиям.

Формулируют задачи урока.

Планируют свою деятельность на уроке.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование учебных задач.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создает условия для развития универсальных учебных действий. Дает инструкцию по выполнению задания.

Используя информационный текст (Приложение 2), презентацию в ноутбуке, микроскопы, выполните задания.

Работают в группах, согласно инструкции. Приложение 1.

Пользуясь описанием строения бактерий, предложите модель в виде аппликации строения клетки бактерии. Подпишите органоиды клетки.

Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика, рибосом.

Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках.

Сделайте скульптуры бактерий из пластилина и подпишите биологические названия форм бактерий.

Изобразите в виде рисунка-схемы процессы размножения бактерий.

Объясните явление: Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

В чем отличие споры бактерии от споры растения?

Познавательные: способность и умения учащихся производить простые логические действия (наблюдение, анализ, обобщение, формулирование выводов), поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Преобразование объекта из формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Личностные: совершенствование имеющихся знаний, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Заслушивает выступление групп с результатами работы, корректирует ответы. Создает условия ситуации успеха.

Структурирует материал в виде схемы (кластера) на доске.

БАКТЕРИИ

Модель клетки

Формы бактерий

Схема «Размножение

Приводит примеры о роли спор в жизни бактерий.

Представляют продукт работы в группе, используя презентацию.

Наблюдают, анализируют выступления одноклассников и учителя, дополняют ответы, высказывают свое мнение, делают выводы, конструируют схему.

Познавательные: умение сконструировать учебный материал, выделять в нем главное. Понимание информации, представленной в схеме.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: удержание цели деятельности до получения ее результата.

Применение нового знания.

- В каких жизненных ситуациях знания, полученные на уроке, вам могут пригодиться?

Учитель обобщает ответы детей.

- Необходимо благоприятные условия для бактерий превратить в неблагоприятные.

Определяют возможности применения полученных знаний в жизни.

Исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует процесс рефлексии.

Закончите фразу:

Я считаю, что мы сегодня поработали очень хорошо и плодотворно! Работали с информацией, анализировали, сравнивали и делали выводы.

Угощает гостей и обучающихся яблоками.

Строят устное высказывание об итогах работы на уроке.

Ругулятивные: осуществление итогового контроля деятельности.

Личностные: смыслообразование. Оценивание собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: построение монологического высказывания.

Домашнее задание

Дает индивидуальные карточки с дифференцированным домашним заданием. Приложение 3.

Приведите примеры других форм бактериальных клеток и сконструируйте их модели из любого материала.

Предложите области применения бактерий в жизни человека.

Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

Обучающиеся получают и знакомятся с домашним заданием.

Приложение 1. Инструкция к групповой работе.

Используя информационный текст, презентацию в ноутбуке, микроскопы, выполните следующие задания:

Пользуясь описанием строения бактерий, предложите модель в виде аппликации строения клетки бактерии. Подпишите органоиды клетки.

Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика, рибосом.

Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках.

Сделайте скульптуры бактерий из пластилина и подпишите биологические названия форм бактерий.

Изобразите в виде рисунка-схемы процессы размножения бактерий.

Объясните явление: Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

В чем отличие споры бактерии от споры растения?

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические организмы. Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле. Они появились более 3 млрд. лет назад. Поскольку понятие вида к бактериям применимо с трудом, сколько их видов существует, точно неизвестно. Условно указывают около 10000 видов.

Они одноклеточные. Ядра, отделенного от цитоплазмы оболочкой, у бактерий нет. Такие организмы называются прокариотами. Весь наследственный материал у них распределён в цитоплазме. Клетки бактерий имеют намного меньшие размеры, чем клетки растений или животных. В среднем это 0,5–5 мкм. Кишечная палочка, например, имеет длину клетки от 1 до 6 мкм. Самые крупные из бактерий достигают размера в 750 мкм, т. е. 0,75 мм. Самые мелкие из них имеют размеры от 0,1 до 0,25 мкм. По теоретическим подсчётам, клетка меньших размеров не может быть жизнеспособной, поскольку в ней не могут поместиться все необходимые молекулы.

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в XVII веке Антони ван Левенгук. В середине XIX в. Луи Пастер открыл болезнетворные свойства бактерий, а также связал их со многими хозяйственно важными процессами (например, порчей продуктов питания). Медицинская микробиология получила развитие в трудах Роберта Коха. Он сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Изучением бактерий занимается наука бактериология.

Строение бактерий.


Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от таковых растений и животных.

Снаружи оболочка может быть покрыта ещё и слизистой капсулой. Оформленного ядра у бактерий нет, а наследственный материал распределен в цитоплазме.


Классификация бактерий.

Клетки бактерий имеют чрезвычайно малые размеры. Поэтому изучение их строения началось только с изобретением электронного микроскопа. Традиционно существует разделение бактерий по форме клетки. По своей форме бактерии делятся на несколько групп:

кокки (имеют округлую форму);

бациллы (имеют палочковидную форму);

спириллы (имеют форму спирали);

вибрионы (имеют форму запятой).



Различают шарообразные - кокки (например, стрептококки, стафилококки), палочковидные - бациллы (например, кишечная палочка), изогнутые в виде запятой - вибрионы (например, холерный вибрион), спиралевидные - спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и пленок.

Некоторые бактерии имеют жгутики – до 1000. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются при помощи жгутиков или скольжением. Многие водные бактерии могут погружаться или всплывать, изменяя свою плотность за счет выделения пузырьков газа.

Бактерии активно передвигаются в направлении, определяемом теми или иными раздражителями. Это явление получило название таксиса. Большинство бактерий бесцветно. Некоторые окрашены в пурпурный или зеленый цвет.

Размножение бактерий.

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20–30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны.

Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро поедаются другими организмами. Половое размножение у бактерий отсутствует. Для обеспечения необходимой изменчивости у них существуют другие механизмы. Так, некоторые бактерии могут обмениваться наследственным материалом между собой и с другими организмами.

Образование спор.

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях.

Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не погибают даже в кипящей воде. По некоторым данным, споры сохраняются в почвах и горных породах в жизнеспособном состоянии миллионы лет. Споры легко разносятся ветром, водой и т.д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится активной бактерией.

Как вырастить бактерии дома.

Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в тёплое место с температурой 25–30 °С. Через 2–3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая пленка. Маленький кусочек пленки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры.

Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 15 мин, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибает.

Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20–25 °С. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность настоя покроется пленкой из бактерий.

Стеклянной палочкой перенесите частичку пленки на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Добавьте под покровное стекло каплю метиленовой синьки. На голубом фоне бактерии видны гораздо лучше. Некоторые из них подвижны, а у неподвижных внутри видны блестящие овальные образования. Это споры.

Тип урока: Комбинированный (урок обобщение с элементами исследовательской деятельности).

Оборудование: Таблицы “Бактерии”, карточки “Формы бактерий”, чашки Петри с колониями бактерий на питательных средах, мыслительные листы, видеофильм.

Актуализация опорных знаний.

Работа в группах

Работа в группах

Как вы и догадались, речь сегодня пойдет о бактериях.

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t +80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

Что же это за не видимые нами организмы?

Каково их строение многообразие?

Каково их роль в природе и в жизни человека?

Познание этого является целью нашего урока.

Из истории открытия бактерий

Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом. Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Димокриту – о людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней? Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает находясь рядом с больным. (Не забывайте, что ни Демокрит, ни Гиппократ не чего не знали о клетке, о микроорганизмах, т.к. микроскоп еще не был изобретен. Все это было их предположением)

Нужно было обладать большой фантазией, чтобы предположить существование целого мира не доступного нашему глазу.

В наше время, любому шестикласснику под силу рассказать о строение бактериальной клетки.

Давайте, восстановим наши знания (Сбор биологического конструктора)

- У вас на столах имеются части бактериальной клетки, к ним прилагаются мыслительные листы.

За одну минуту обсудите, что за часть у вас имеется, какую функцию она выполняет? (Отчет групп)

Бактерии многочисленные организмы и разнообразные по своей форме.

  1. Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)
  2. Стрептококки (цепочки из кокков) (И)
  3. Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)
  4. Вибрионы (в виде запятой) (Р)
  5. Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)
  6. Бациллы (в виде палочек) (Б)
  7. Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)

В итоге получается слово МИКРОБЫ.

- Размножаются бактерии делением пополам.

- Давайте, определим, какие же существуют способы дыхания бактерий?


Великая честь показать роль бактерий в заболеваниях выпала Роберту Коху (1843-1910). В то время Кох был молодым, увлеченным, мечтательным человеком, лишь недавно получившим диплом врача. Ему приходилось заниматься практикой в самых разных местах Германской империи. Как-то раз, в один из дней рождения своего супруга, фрау Кох подарила ему микроскоп и тотчас же буквально лишилась своего мужа. Новая “игрушка” вскоре была освоена. Роберт Кох стал изучать все, что попадало ему под руку. Он рассматривал все подряд, пока на глаза ему не попалась капля крови овцы, погибшей от сибирской язвы. В поле зрения ученого лежали многочисленные палочки, в которых Кох заподозрил микробов. Р.Кох хотел экспериментировать, но для опытов покупать овец у него не было возможности (молодой врач с трудом обеспечивал свою семью). Тогда Кох решил купить, самых обычных домашних мышей. По городу поползли слухи, что молодой доктор совсем сошел с ума. В течение всей своей жизни Кох изучил много болезней, открыл их возбудителей и пути распространения. В том числе он открыл возбудителя туберкулеза (“палочку Коха”).

В кабинетных условиях, увы, мы не можем открыть новых возбудителей болезней, но предотвратить их попадание в наш организм и доказать значение элементарных гигиенических правил в наших силах. Для этого мы проделаем следующие наблюдения: каждая группа получает свои задания, на основании этих заданий и ваших наблюдений вы должны сделать соответствующие выводы.

- Все группы получают чашки Петри

I гр. – Посев сделан с пальцев грязной руки.

II гр. – Посев сделан с рук, промытых водой без мыла.

III гр. – Посев сделан с рук, вымытых водой с мылом.

IV гр. – Посев сделан с денежной купюры.

(Отчет по группам). Каждая группа делает вывод о наличии бактерий на наших руках во всех трех случаях, о наличии бактерий на денежных купюрах… о способах попадания бактерий в наш организм. Значимость выражения: “Мойте руки перед едой”, “Чистота – залог здоровья”.

Но каково же значение бактерий?

Роль их в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая практически во всех средах, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Вспомните, какие организмы появились на Земле раньше других? Конечно, первыми обитателями Земли были бактерии. Первые бактерии возникли на земле более 3 миллиардов лет назад.

Благодаря воздействию бактерий внешний облик и химический состав оболочек Земли изменился, и благодаря этому стало возможно появление других форм жизни (например, растений). Благодаря бактериям стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, вышедшие на сушу раньше растений, участвовали в почвообразовании и создали условия для выхода растений на сушу.

Велика роль бактерий и теперь.

1. Почвенные бактерии – бактерии гниения.

Они перерабатывают мертвое органическое вещество.

- Как вы думаете, что произошло бы не земле без участия этих бактерий? (Дети отвечают)

- Поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают именно эти бактерии. Разлагают мертвые останки до минеральных солей, которые усваиваются растениями.

2. Азотфиксирующие бактерии.

Поселяются на корнях бобовых культур (гороха, люцерны) и усваивают азот из воздуха, тем самым обогащают почву этим элементом, необходимым для роста растений.

3. Молочнокислые - используют для приготовления сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса.

4. Кишечная палочка – спутник человека. Обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины.

5. Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний таких как: туберкулез, чума, дизентерия, столбняк.

6. Любуясь голубыми язычками пламени на вашей газовой плите, вспомните о мельчайших тружениках, которые сделали для вас природный газ. Это метанобактерии, они перерабатывают донные остатки, в результате чего образуется болотный газ – метан, который мы используем в быту.

7. Биотехнология, генная инженерия – отрасль современной биологии, где без бактерий тоже не обойтись. Встраивая нужные гены в ядерное вещество бактерий, ученые заставляют производить их инсулин – препарат, применяемый при лечении сахарного диабета.

Делаем вывод урока.

Выносим вердикт – бактерии жить, т.к. без нее многие процессы остановятся, и нарушается экологическое равновесие.

Ах, эта среда обитания!
Все связанны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой…

В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесие!
Его потревожить страшись!

Беречь и родство, и соседство
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.

Внос таинственной шкатулки .

“Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем из цепи одно звено – нарушится целостность. И человеку, который тоже является звеном в цепи природы, всегда нужно помнить об этом”.

В связи с этим я предлагаю, думаю, что, и вы со мной согласитесь, выдать бактерии путевку в жизнь (Паспорт бактерии). Этому организму необходимо существовать, т.к. от него зависит жизнь многих других организмов и нас с вами в том числе.

Клетка бактерии окружена плотной клеточной стенкой, которая защищает бактерию и выполняет опорную функцию (придает клетке определенную форму). Часто поверх клеточной стенки имеется слой слизи – капсула, которая предохраняет клетку от потери влаги.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки грязных рук. Через несколько дней там образовались колонии бактериальных клеток. Почему?

На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на грязных руках содержится огромное количество ______. Они делятся и образуют группы ______. Колоний очень много так как и видов ______ на грязных руках тоже велико. Если не мыть руки перед едой, то эти бактерии ______.

Строение бактерий

Внутри клетки имеется цитоплазма. Цитоплазма бактерий густая не подвижная. Она имеет слоистое строение. В ней размещаются различные ферменты и запасные питательные вещества.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой без мыла. Что появилось в чашках Петри? Почему?

На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на руках содержится большое количество ______. Когда мы моем руки водой без мыла, то мы удаляем лишь малую часть ______, а большая часть ______ остается на руках и может попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания.

Строение бактерий

В центральной части клетки расположено ядерное вещество, несущее наследственную информацию. Но ядерное вещество бактерий не имеет ядерной оболочки (мембраны), поэтому бактерий относят к доядерным организмам.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой с мылом. Появились ли колонии бактерий? Почему?

Питательная среда осталась практически чистой. Когда мы моем руки с мылом, то мы удаляем с них ______. Соблюдая правила личной гигиены, мы можем обезопасить себя от многих ______. Многие кишечные заболевания называют “болезнью грязных рук” потому что ______.

Строение бактерий

На поверхности бактериальной клетки имеются длинные жгутики (один, два или много). С помощью этих жгутиков бактерии могут передвигаться.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки денежной купюры. Появились ли колонии бактерий? О чём это говорит?

В чашке Петри появились колонии микроорганизмов. Их очень много. Это говорит о том, что на деньгах содержится огромное количество ______. Передавая деньги друг другу люди совершают контакт и ______ попадают от одного человека к другому, от больного к здоровому. Так может произойти ______ каким-нибудь заболеванием.

Читайте также: