Тема звуки речи классификация звуков речи русского языка конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Познакомить со звуками речи.

Задачи: Повторить пройденный материал и закрепить его на примерах;

Познакомить детей со звуками речи;

Учить выделять звуки речи;

Развивать связную устную речь посредством полного ответа на вопросы логопеда;

Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: дидактический материал к занятию.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Встали все ровненько около своих мест. Давайте с вами поздороваемся.

- А теперь тихо сели.

II. Повторение пройденного.

- Ребята, давайте с вами вспомним из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А из чего состоят предложения? (Из слов)

Составьте каждый по предложению.

-Хорошо. А сейчас я буду называть вам слова, а вы мне из этих слов составьте предложения: гулять, девочка, пошла; уроки, учил, ученик; снег, на, идет, улице.

- Ребята, во что соединили слова (в предложения)

- А теперь все успокоимся и послушаем, что происходит за дверью, на улице?

- Хорошо. Сейчас закроем глазки и послушаем:

1. Шуршит бумага.

3. Стук по дереву

4. Резание бумаги.

-Какие звуки вы слышали?

- А какие звуки у нас произносят животные, птицы? (дети называют и произносят).

Где-то собаки рычали: --- Ррр!

В стойле коровы мычали:— Мммуу!

В комнате мухи жужжали:— Жжж!

Мимо машины бежали:— Тррр!

Гудели от ветра все провода:— Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:— Динь!

Перекликались в ночи поезда:— Ууу! Ууу! :

Листья на ветру шумели: -- Тсс!

Змеи в лесу шипели: — Шшш!

А комары все пели: --- Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет: — Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели

— Днем мороженое ели! — Кхх! Кхх

- Ребята, вот эти звуки, которые вы услышали за дверью, на улице, в стихотворение, шуршание бумаги, хлопки – все это звуки, но не звуки речи.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуках речи. Наша речь состоит из звуков. И для того, чтобы издавать звук, существует речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из зубов, языка и губ. Все эти органы служат и помогают в произнесении звуков.

- Произнесите звук М. Что происходит с речевым аппаратом, когда мы произносим звук М? (губы соприкасаются)

- Произнесите звук Т. Что происходит с языком? (Он упирается в верхние зубы).

Ветер дует нам в лицо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

(Продолжение основной части)

Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова — на-звания игрушек.

На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.

Мы назвали много. (слов).

V. Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Расскажите мне, что такое звуки речи?

- Какую роль играет речевой аппарат, когда мы произносим звуки?

- Молодцы! Отдыхайте. Занятие закончено.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Основные понятия: гласные, согласные звуки, артикуляция

Классификация звуков речи

Звуки речи в зависимости от способа образования и звучания. Делятся на две группы:

I . Система согласных звуков : согласных фонем 37 – состоят из голоса и шума с точки зрения акустики , классификация их опирается на артикуляцию (образование ). При их образовании воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки различаются по следующим показателям:

1. По соотношению тона и шума :

Сонорные –их 9: [м] - [м ' ], [н]-[н ' ],[л]-[л ' ], [р]-[р ' ], [ j ].

Шумные – шум преобладает над звуком

[с] - [с ], [з] - [з ] …все остальные

2. По работе голосовых связок :

- звонкие – голосовые связки натянуты и дрожат: [ м], [д]…

- глухие: связки спокойны [т], [с]…

Большинство согласных объединяются в пары по звонкости – глухости

Но есть непарные: - всегда глухие - [х], [ч], [ц]; всегда звонкие сонорные – 9 [р]…

3. По йотовой артикуляции (твёрдости-мягкости) :

- мягкие (средняя спинка языка поднимается вверх)

- твердые .

Согласные объединяются в пары по твёрдости - мягкости (15):

но есть непарные: - всегда твердые [ж], [ц],[ш] ; всегда мягкие [ч ], [ j ], [ш ]

4. По месту и способу образования (смотри таблицу)

По действующему органу, который образует преграду

По работе голосовых связок

В зависимости от положения согласного звука в слове различаются согласные, которые стоят в сильной позиции, когда звук и буква, его обозначающая совпадают (чёткое звучание: д у б ы - [ д у б ы ]) или слабой позиции (изменённое звучание: ду б - [ ду п ]). Нужно помнить о том, что непарные согласные звуки не изменяются в любом положении, поэтому у них позиция не определяется .

Позиционные чередования согласных звуков.

По звонкости – глухости

(не имеет позиции)

1.Перед гласными : с он, з ов.

сонорные: р, л, м, н, й.

1. В конце слова: лу г

2.Перед сонорными: р, л, м, н, й.

2.Перед всеми осталь-ными согласными:с бил

3.Перед в .

Всегда глухие: х, ч, ц .

По твердости – мягкости.

1. Перед гласными непереднего ряда: ы, у, о, а, ъ.

Всегда твердые: ж, ш, ц.

1. Перед гласными переднего ряда: и, э, и, ь: в ид

2. В конце слова: ко н - ко н ь

Всегда мягкие: щ, ч, j .

2. Перед всеми согласными: с вил

II . Классификация гласных звуков

Гласными называются звуки (фонемы), состоящие только из голоса, их 6 :

При их образовании воздушная струя не встречает преграду .

Классификация опирается так же, как у согласных звуков на образование , т.е. на артикуляционные признаки:

1) по степени подъема языка ↕: верхнего подъёма – и, ы, у ,

среднего подъёма – э, о ;

нижнего подъёма - а ; (см. табл. №3)

2) по движению языка по горизонтали - ряду :

переднего ряда – и, э ; среднего ряда - ы, а ; заднего ряда – у,о ,

3) по участию губ: лабиализованные – у,о .

Гласные характеризуются и по другим показателям. В зависимости от ударения, а также от отношения к ударному слогу гласные могут различаться:

4) по степени чёткости звучания ( э, о, а в безударном положении подвергаются качественной редукции – сильному изменению звучания)

5) по длительности звучания ( и, ы, у без ударения подвергаются количественной редукции, т. е. становятся короче)

Поэтому гласные в зависимости от способа изменения в безударных слогах делятся на две группы:

1. Позиция гласных э, о, а :

- сильная позиция под ударением,

- слабая позиция без ударения (подвергаются качественной редукции – сильному изменению) бывает двух видов:

I позиция (^, и э ).

II позиция (ъ, ь)

первом предударном слоге: в о да .

в остальных безударных слогах

абсолютном начале слова ( а брикос )

Произношение этих гласных также зависит от твердости – мягкости предыдущего согласного


На этом уроке мы поговорим о науке фонетике, которая изучает звуки речи. Мы выясним, что такое звук и как обозначаются звуки речи на письме. А еще мы узнаем немало интересного о звуках речи в других языках.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Фонетика. Звуки речи"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое фонетика?

· Что изучает фонетика?

· Какими бывают звуки речи?

Как мы воспринимаем окружающий мир? Чтобы видеть предметы, у нас есть зрение. Когда мы трогаем что-то – мы осязаем этот предмет. Для ощущения запахов у нас есть обоняние. И, конечно, мы можем воспринимать мир на вкус.


Что мы не назвали? Конечно же, слух. А ведь он очень важен.

Мы повсюду слышим звуки. Они окружают нас. Это может быть пение птиц, или музыка. Шум города или шелест листвы.


И, конечно, мы сами издаём звуки. Самые разные.

Звуки, которые мы произносим, называются звуками речи.

Этим мы подчёркиваем их отличие от всех остальных звуков.

Звуки речи изучает фонетика.

Фонетику интересует множество вопросов. Вот один из них: каким образом мы произносим звуки речи?

Оказывается, человеческая речь – это своего рода чудо природы. Не зря считается, что человек научился говорить всего лишь около сорока пяти тысяч лет назад. Ведь речь – это на самом деле очень сложное дело!

При разговоре мы одновременно задействуем более ста различных мышц.

Почему так происходит? Потому что в производстве звуков задействованы самые разные органы. Для начала, для звуков нужен воздух. Ведь звуки мы произносим на выдохе.

Поэтому в произнесении звуков речи участвуют органы дыхания – например, лёгкие.


Ещё очень важны голосовые связки. В них образуется голос.


Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться. Так образуются звуки различной силы.


И конечно, для произношения звуков очень важны те органы речи, которые находятся у нас во рту.

В образовании звуков участвуют язык, нёбо, губы, зубы и так далее.


Для произнесения разных звуков мы пользуемся разными органами речи. Поэтому звуки различаются между собой.

А как вы думаете, в разных языках – разные звуки?

На самом деле – не совсем. Количество звуков речи ограниченно. И в основном в разных языках нам могут встретиться одни и те же звуки.

Ведь органы речи у всех людей одни и те же, и какие-то звуки все равно произносятся одинаково. Вот например, а – это самый распространённый звук. Он есть вообще во всех языках.

Что правда, то правда. Звуки речи в некоторых языках могут показаться нам странными, диковинными. В некоторых языках Африки есть звуки, которые звучат как щелчок.

Количество звуков в разных языках тоже может очень сильно различаться.

Например, сильбо – язык одной из областей Испании – насчитывает всего только восемь звуков: четыре гласных и четыре согласных. Хотя их трудно отличить друг от друга, потому что этот язык напоминает щебет птиц. Но зато его можно услышать за несколько километров.


Но как же со звуками речи дела обстоят в русском языке?

Считается, что в русском языке – сорок два звука речи. Правда, некоторые учёные выделяют сорок три звука и даже больше.

Деление всех этих звуков основано на том, как именно они произносятся, какие органы речи в этом задействованы.

При делении звуков мы задаём такие вопросы:

– Мы используем только голос или что-то ещё, когда произносим эти звуки?

– Мы произносим этот звук ясно, полно, или нет?

– Может быть, у этого звука есть дополнительный призвук мягкости?

Внимательно посмотрите на классификацию звуков речи.

Все звуки речи делятся на гласные звуки и на согласные. Это деление зависит от того, чем мы пользуемся при произнесении: только голосом или голосом и шумом.


Теперь посмотрим на гласные звуки. Они могут стоять под ударением, а могут не стоять. Поэтому все гласные звуки делятся на ударные и безударные.


Ну, а что же с согласными?

В них может быть совсем немного шума, немного больше шума и один только шум. Поэтому согласные обычно делятся на звонкие и глухие. И дополнительно выделяются сонорные согласные – о них вы узнаете на следующем уроке.


У согласных есть также другое деление, оно не зависит от первого. Согласные могут быть мягкими или твёрдыми.


А теперь посмотрите, какая классификация у нас получилась.


Мы будем подробно рассматривать эту классификацию на наших следующих уроках.

Но подождите-ка. Вот мы говорим: звуки речи, звуки речи… а как мы вообще будем работать с этими звуками? То есть, как мы сможем отличить их от букв?

Вот перед нами – у. Что здесь написано – буква или звук? О чем мы будем говорить?

Нам помогут скобки.

Чтобы подчеркнуть отличие звуков от букв, их как бы заключают в домик – [].

Во всех языках мира существует два типа звуков – гласные и согласные. Совокупность гласных называется вокализмом, совокупность согласных – консонантизмом.

Согласные – это звуки речи, которые в соседстве с гласными не могут быть слогообразующими, характеризуются неравномерной напряженностью органов речи, большей степенью затвора, наличием шума, наличием преграды на пути воздушной струи. Согласные классифицируются по следующим признакам:

1. По составу (по соотношению голоса и шума) согласные делятся на:

а) шумные – [б], [д], [ж] и др.,

б) сонорные – [н], [м], [л] и др.

2. По участию голоса шумные делятся на:

а) звонкие - [б], [в], [г] и др.,

б) глухие - [п], [ф], [к] и др.

3. По способу образования (по характеру преграды на пути воздушной струи) согласные делятся на:

а) Смычные. При их образовании органы речи смыкаются, образуя преграду на пути воздушной струи. Среди смычных выделяются:

- взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом - [б], [п] и др.,

- аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель - [ч], [ц], англ. [dʒ], [t∫] и др.

б) Щелевые. При их образовании органы речи сближаются, образуя щель, через которую с трением проходит воздушная струя - [в], [ф], [ж], [ш], англ. [ð], [θ] и др. Щелевые делятся по количеству преград, форме и расположению щели.

По количеству преград:

- однофокусные - [з], [с], [в], [ф], англ. [ð], [θ] и др.,

- двухфокусные - [ж], [ш] и др.

- круглощелевые - [з], [с] и др.,

- плоскощелевые - [в], [ф], [х], [j], англ. [ð], [θ] и др.

По расположению щели:

- серединные - [з], [с], [в], [ф] и др.,

в) Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие - проход для воздушной струи. К ним относятся носовые, при образовании которых часть воздушной струи проходит через полость носа, например [н], [м], англ. [ŋ]; боковые, при образовании которых проход возникает по бокам языка – [л].

г) Дрожащие. При их образовании смычка периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается. Речевой орган колеблется в струе проходящего воздуха - [р], франц. [r].

4. По месту образования (по активному действующему органу) согласные делятся на:

а) Губные, среди которых выделяются:

- губно-губные, при образовании которых преграда создается сближением нижней и верхней губы - [б], [п], [м], англ. [w],

- губно-зубные, при образовании которых преграда создается сближением нижней губы с верхними зубами - [в], [ф] и др.

б) Язычные, среди которых выделяются:

- переднеязычные, которые в зависимости от положения кончика языка делятся на дорсальные (например, [д], [т], [с], [н]), апикальные (например, англ. [d], [t]), какуминальные (например [ж], [ш]);

- среднеязычные - [j], нем. ich-Laut [ç];

- заднеязычные - [г], [к], [х], англ. [ŋ];

в) Заязычные, среди которых выделяются:

- фарингальные,

5. По дополнительной артикуляции согласные могут быть:

- палатализованными - [п’], [р’], [с’],

- веляризованными,

- назализованными,

- лабиализованными.

Гласные – это звуки речи, которые всегда образуют вершину слога, характеризуются равномерной напряженностью органов речи, меньшей степенью затвора, отсутствием преграды на пути воздушной струи, состоят главным образом из тона. Основанием классификации гласных служат ряд и подъем языка, работа губ, участие небной занавески, долгота.

Классификация гласных осуществляется по следующим признакам:

- передний - [и], [э] и др.;

- средний - [ы] и др.;

- задний - [у], [о] и др.

- верхний - [и], [ы], [у], нем. [ü] и др.;

- средний - [э], [о], [/\], нем. [ö] и др.;

- нижний - [а] и др.

3. По участию губ:

- лабиализованные - [у], [о], нем. [ü], [ö];

- нелабиализованные - [а], [и], [ы] и др.

- долгие - англ. [i:] (seat [si:t]);

- краткие - англ. [ı] (sit [sıt]).

5. По участию небной занавески:

- чистые – русск. [о], [а], [и] и др.;

- носовые – польск. [ą], [ę] и др.

Гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Выделяются истинные и ложные дифтонги. У истинных дифтонгов оба звука равноценны, у ложных – неравноценны (например, английские дифтонги). Ложные дифтонги делятся на нисходящие, если слоговым является первый элемент, и восходящие, если слоговым является второй элемент, а первый – неслоговым.

Читайте также: