Образцы нравственности в поступках наших предков и современников конспект

Обновлено: 30.06.2024

М.А. Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души благородными чувствами. Я желаю вам удачи, и хочу, чтобы урок для вас стал познавательным.

Л.А. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

2. Определение темы урока, работа над ней

М.А. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к ней слагали песни, стихотворения, пословицы. Перед вами лежат карточки с пословицами (см. Приложение №1). Прочитайте их и попробуйте определить тему нашего урока.

- О чём пойдёт речь?

- Что значит служить Родине?

- Служить Родине-это значит трудиться на её благо, не жалея сил. Защищать, не жалея жизни. И такие люди были и есть в нашей стране. Они должны стать для нас примером, образцом.

- Итак, тема урока: “Образцы нравственности в культуре Отечества”.

  • нравственность
  • культура (дети дают определение)

- А как вы понимаете- образец? (Образец-показательный пример)

Л.А. - Запишем тему урока в тетрадь по русскому языку. (Образцы нравственности в культуре Отечества)

- Подчеркнуть все орфограммы (комментированная работа)

- Слово “нравственности” разобрать по составу

- Морфологический разбор слова “нравственности” (устно)

- Выписать словарное слово (Отечество), подобрать и записать родственные слова (отец, отчий, Отчизна, отчество).

- Графически доказать, что они родственные (выделить корень).

- Какие явления происходят в корне (беглая -е, чередование согласных)

- Подобрать синоним (Родина), антоним (чужбина)

- Работая в паре, вставьте в пословицы (смотри Приложение№1) пропущенные буквы и выпишите то значение, которое по вашему мнению, наиболее подходит к сегодняшней теме урока.

- Проверка (объяснение вставленных орфограмм, значения выписанной пословицы).

3. Объяснение нового материала.

М.А. - Россия — великая страна! История развития России начинается с древнейших времён. В основе её развития лежат культурные традиции. Мы много говорили на уроках этики о традициях, а также говорили, что культурные традиции каждое поколение старается сберечь и передать будущему поколению, потому что традиции способствуют формированию русского характера. Одной из составляющих культурных традиций являются нормы, правила, регулирующие поведение людей - это нравственные правила, т. е. образцы, примеры, на которые должны равняться люди. Добрый пример необходим людям всегда, чтобы знать, как правильно себя вести, к чему стремиться. Такие нравственные образцы есть в истории нашей Родины. И они стали вечным примером в литературе, искусстве, спорте, в освоении космоса, в победах над врагом.

- Приведите имена известных людей.

- Обобщим, кем были эти люди (чем прославились)

- Найдите в этом списке образцы нравственности (смотри Презентацию)

- Затрудняетесь? Объясню, почему:

- Задание сложное, мы с этими понятиями на уроках не работали.

Я постараюсь вам помочь.

Кого художник изобразил на картинах (см. слайд). Найдите подходящее понятие (труженик)

Кто мог сказать такие прекрасные слова о Родине? (см. слайд)

Наверное, человек, любящий её.

Как называют такого человека?

Найдите подходящее понятие(патриот) и т.д.(коллективист, защитник)

Работа со схемой (см. Слайд)

Итак, что является образцами нравственности? Прочитаем.

Работа со словарями (дети находят и читают значения слов патриот, коллективист, защитник, труженик)

Выполним ещё одно задание (см. слайд). Подумайте, к какому из образцов нравственности относятся следующие выражения.

Л.А. - Давайте запишем в тетрадь основные понятия нравственности и подберём к ним(устно) однокоренные прилагательные.

Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных

До этого момента наше с вами общение было построено в форме чего? (диалога).А теперь послушайте мой небольшой монолог.

Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог нерушимости нашей Отчизны, её духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат-верный сын и защитник своего Отечества-будет жива и Россия. Российский солдат и ныне остаётся настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

4. Физминутка

Дети называют из текста существительные 1 склонения-хлопают в ладоши

5. Актуализация знаний

Запишем предложение (Русские люди гордятся подвигами солдат, офицеров, генералов и хранят память о погибших героях.- один ученик пишет на доске)

Полный синтаксический разбор предложения.

6. Работа в группах

Подумайте, чтобы вы могли сделать сейчас, не дожидаясь, когда станете взрослыми, как ученик-труженик, ученик-коллективист, ученик-защитник, ученик-патриот) - смотри Приложение №2

Проверка (дети читают, что получилось)

7. Рефлексия, самооценка, работа с выставкой

Наши предки надеялись, что их труд не пропадёт напрасно. И нам завещали беречь нашу Родину! Служить ей! Мы должны свято следовать их завету, а значит: быть патриотами, коллективистами, тружениками, защитниками. Ведь самое главное богатство страны - это её люди, которые могут прославить свою Родину добрыми делами (быть полезными своей стране)

- Работы с оценочными листами по ОРКСЭ + самооценка в тетради по русскому языку

8. Домашнее задание

На выставке представлены книги по теме.

Подумайте, какими книгами вы бы её дополнили, принесите на следующий урок ОРКСЭ и подготовьте пересказ к уроку внеклассного чтения. Перепишите в тетрадь по ОРКСЭ основные образцы нравственности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-Образцы нравственности в нашей жизни

Цель урока : формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.

Задачи урока:

Образовательные

– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;

- извлекать информацию из различных источников;

- строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;

воспитательные

– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ожидаемые результаты:

Приводить примеры нравственных поступков.

Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.

Средства наглядности: презентации.

Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.

Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.

1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.

2 группа . Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.

3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.

Нравственность в нашей жизни

Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.

Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.

В нашей стране проживает более 130 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Послушаем стихотворение в исполнении Ильяра Муллагалиева.

Слайд 2(выдающиеся люди мировой величины)

Ребята, посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос: Кто эти люди? Они вам знакомы? ( Мустай Карим, Муса Гареев, А.С.Пушкин, М.И. Глинка)

Да, правильно –это люди мировой величины, а в чем их заслуги?

( Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. )

Эти люди оставили след в истории развития своей страны и нашего района.

Они для нас образец нравственного поведения!

Ребята, а как вы думаете, существует ли нравственность в нашей жизни?

(да, существует )

Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира.

3. Определение цели урока.

- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

– Теперь сформулируйте тему урока.

-А какие цели мы ставим перед собой? ( Что необходимо нам узнать?)

Нам нужно узнать, что такое нравственность, какие качества нравственности считаются образцом нравственности и есть ли нравственность в нашей жизни.

А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока. (20 декабря, Нравственность в нашей жизни)

Ребята, а кто знает, что такое нравственность? Объясните своими словами. (это доброта, правила поведения, вежливость).

А теперь, давайте рассмотрим, как в Толковом словаре С.И. Ожегова раскрывается это понятие.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

-А какого человека мы можем назвать нравственным? (доброго, вежливого, трудолюбивого, любящего свою Родину).

(Запишите в тетрадь).

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Задание: восстановите пословицы.

Добрые дела, …(дороже денег)

Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

Добро не лихо - … (бродит тихо)

Доброе дело … (два века живёт)

Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

1 группа кто у вас будет отвечать? Проверим ваши пословицы. А теперь 2 группа.

-Какое ключевое слово вы здесь увидели? (добро) А относится ли доброта к нравственным качествам?

Доброта одно из ключевых составляющих образцов нравственности.

-А еще какие понятия мы можем отнести к образцам нравственности?

К образцам нравственности относятся и такие понятия, как ПАТРИОТ, ТРУЖЕНИК, КОЛЛЕКТИВИСТ.

Давайте рассмотрим каждый образец отдельно.

Как вы думаете, что такое патриотизм?

Какого человека мы можем назвать патриотом?

Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд

Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами.

А кого мы можем назвать патриотом из нашего села?

( Данил Шаехмурзин – воин-интернационалист, Мирзанур Хиразов-учитель-ветеран, композитор, Фанис Гареев- писатель)

Кого вы считаете патриотом нашего района ?( Муса Гареев- дважды герой советского союза, летчик истребитель; Талгать Рахманов- Первый секретарь Илишевского райкома, Суфиян Поварисов- писатель, поэт )

А из республики кого вы можете назвать? (Миннегали Губайдуллин- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Командир пулемётчик; Александр Матросов- герой советского союза; первый президент РБ- Муртаза Рахимов )

Люди любящие своё Отечество и готовые совершить подвиг во имя Родины являются патриотами.

А сейчас обобщим, какими качествами должен обладать патриот.

Составление кластера.

-Я надеюсь, что вы будете обладать всеми этими качествами.

Как вы знаете, ребята, 2016 год –год кино. Любите ли вы смотреть фильмы?

А если, никто не посмотрел, то я советую посмотреть их, потому что они нас учат доброте, патриотизме, ценить свою Родину и то, что мы имеем на сегодняшний день.

Во время войны люди совершали подвиги не только на фронте, но и в тылу. Этих людей мы называем тружениками тыла.

Ребята, а кто такие труженики?

Труженик - трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.

Наше село тоже богато трудолюбивыми людьми.

Ваших родителей тоже можно назвать труженики. Они трудятся во благо своей семьи Родины.

Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм?

Коллективизм - это сотрудничество и взаимопомощь.

Коллективист - это человек, который заботится об интересах коллектива , иногда в ущерб своим собственным.

А вы какие коллективы знаете? (школьный)

А наш класс можно назвать коллективом?

Какую коллективную работу в преддверии нового года вы уже выполнили в классе? (украсили класс)

-Какого символа нового года здесь не хватает? (елки, петуха)

-Давайте украсим ёлку, тем самым выполним коллективную работу. Будем вешать игрушки не простые, а с пожеланиями. Первую игрушку повешу я сама с пожеланием: я желаю всем быть патриотами своей страны, а что вы пожелаете.

Когда мы украсили ёлку все вместе с коллективом, нам было очень легко и мы сделали дело быстро.

Физкультминутка

Мы поговорили об образцах нравственности в нашей жизни.

Работа в группах

А теперь я предлагаю поработать в группах и определить, кто труженик, патриот или коллективист мог произнести такие слова:

Ответы: патриот, коллективист, труженик

(чтение текста по цепочке)

-Найдите в тексте то место и прочитайте, где говорится о нравственности героя.

-Имеют ли значение слова, сказанные Урал- батыром, для современных людей?

Эпос Урал-батыр учит нас быть нравственным и ещё раз доказывает, что существует нравственность в нашей жизни.

7. Итог урока.

Подытоживая сегодняшнюю тему попробуем разгадать кроссворд.

Любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений. (патриотизм)

Человек, любящий свою Родину, своей народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. (патриот)

Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны. (труженик)

Сотрудничество и взаимопомощь. (коллективизм)

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока и презентация по теме "Образцы нравственности в культуре Отечества". Цель урока:познакомить учащихся с образцами нравственности в культуре нашей страны.

Цели урока: воспитание чувства любви к Родине, гордости за нашу державу, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на основе реальных норм-образцов нравственного поведения.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, в парах, самостоятельная работа.

Основные понятия и термины: ТРУЖЕНИК, ВОИН, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ.

Средства наглядности: презентация, учебник.

1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Я хочу прочитать вам строчки из стихотворения адыгейского поэта Киримизе Жанэ

Есть высшее счастье на свете

Любовь и надежду храня,

Оставить свой след на планете

Во имя грядущего дня.

- Скажите, в чём видит счастье поэт? (Оставить след на Земле.)

- Какой след может оставить после себя человек, чтобы его запомнили? (Человек должен совершить в жизни такие поступки, которые будут служить на благо другим людям, стране, миру.)

- Какими качествами должен обладать такой человек? (Он должен любить людей, свою страну, свою планету, быть нравственным человеком, человеком, которого уважают, на которого хочется быть похожим.)

- А вы знаете таких людей?

Посмотрите! Кого из этих людей вы можете назвать? (Пётр Первый – царь реформатор. М.В. Ломоносов – учёный, писатель. Его имя носит МГУ- первое в стране высшее учебное заведение.

П.И.Чайковский – великий русский композитор. Ю.А. Гагарин – человек, первым покоривший космос. Г. К. Жуков – великий русский полководец. Благодаря ему наша страна одержала победу в ВО войне.)

-Как вы думаете, что объединяет всех этих людей? (Все они наши соотечественники, граждане великой России.)

- Можно ли этих людей назвать образцом нравственности? (Можно)

- Почему? Что значит образец нравственности?

- Мы затрудняемся ответить на этот вопрос. Значит, цель нашего урока: узнать, какие существуют образы нравственности в культуре Отечества, кто является образцом нравственного поведения, которыми руководствуются граждане России, определяя своё поведение и образ жизни.

- Сформулируем тему урока. (Образцы нравственности в культуре Отечества )

2.Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.

1). Россия - великая страна (слайд). Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции (слайд). Они основаны на таких вечных ценностях, как ДОБРО, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СОВЕСТЬ. Культура России – это сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта, норм нравственного поведения. Культурные традиции – богатство нашей многонациональной страны.

В России проживает более 100 разных народов со своим языком, традициями, историей. Все они приумножают славу своей Родины.

2). – Вспомните, что такое нравственность? Нравственность – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу.

Назовите синоним к слову нравственность. Мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

- Что такое образец? (То, чему нужно следовать, подрожать.)

- А что такое идеал? (Идеа л - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.)

Значит нравственность и мораль – это образец поведения.

3. Самостоятельное применение знаний.

- Сегодня для нас особенно важно понять образцы нравственного

поведения, которыми руководствуются граждане нашей страны.

На протяжении всей истории Россия много раз переживала трудные времена.

1). - Кто первым вставал на защиту страны? (Воины)

Русские люди всегда прославляли Воина – защитника Отечества.

- Какими качествами должен обладать воин? (Мужеством, смелостью, отвагой, он должен любить свою страну).

Чтение стихотворения (Баранова Василиса)

-Кто может сказать, какие чувства вдохновили автора на создание этого стихотворения? (Любовь к Родине, восхищение, гордость за свою страну и её достижения – это патриотизм.)

- Можно ли автора стихотворения назвать патриотом? (Патриот)

3). Одним из трудных периодов страны были послевоенные годы, когда нужно было восстанавливать разрушенные города, налаживать мирную жизнь.

- Какими качествами должны были обладать люди, чтобы в короткий срок восстановить разрушенную страну? (Трудолюбие, стойкость, самоотверженность.)

- Как называют трудолюбивых людей. (Труженик)

4. Реализация построенного проекта.

1). - Какие понятия у нас появились? (Воин, патриот, труженик, коллективист.)

- Можно ли эти слова считать образцами нравственного поведения?

2). Поработаем в группах. Задание 1. Каждая группа должна найти своё понятие в учебнике, проанализировать его и доказать, что данный образ является образцом нравственности . (Учебник с. 54-55)

3). Перед работой вспомним правила работы в группах. (Прочитать) В

(После ответа обратить внимание, что действия всех образов направлены на благо других людей. Воин готов отдать жизнь ради мира на Земле. Патриот готов на жертвы во имя других людей. Труженик создаёт ценности на благо всего народа. Коллективист заботится об интересах коллектива в ущерб своим собственным.)

5). К образцам нравственности в культуре Отечества относятся ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ.

6). Вернёмся к образам наших соотечественников.

- Так можно ли этих людей отнести к образцам нравственности?

- Конечно, ведь своими делами и достижениями они прославили нашу страну и оставили свой след не только в истории России, но и всего мира.

5. Первичное закрепление.

Следующее задание – задание 2.

1. - У вас на листочках написаны пословицы. Прочитайте и выберите те из них, которые подходят к вашему образцу нравственности.

Все за одного, один за всех.

Смелого да умелого и страх не возьмёт и враг не побьёт.

Без труда нет плода.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.

На чужой стороне и весна не красна.

Труд человека кормит, а лень портит.

Нашей армии сыны – Родине верны.

2. Задание 3. Перед вами репродукции картин. Выберите ту, которая соответствует вашему образцу, объясните свой выбор.

- Как вы думаете, мог бы хирург выполнить операцию без помощи своих коллег?

- Мог бы один воин одержать победу в сражении? Конечно, нет.

Ведь без поддержки близких людей, коллег человек не смог бы достичь высоких результатов. Только в коллективе человек может проявить себя как личность.

Итак, мы с вами познакомились с образцами нравственности.

- Посмотрите, что изменилось?

Все образцы нравственности неразрывно связаны между собой.

Все мы разные, но живём в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Родине. И все мы должны любить, уважать, заботиться друг о друге и о своём Отечестве!

6. Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома подобрать примеры образцов нравственности в истории нашего Отечества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Образцы нравственности в культуре Отечества

Чернопазова Елена Николаевна,

Учитель начальных классов

Образцы нравственности в культуре Отечества

Цель урока: формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.

Задачи урока:

Образовательные

– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;

- извлекать информацию из различных источников;

- строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;

воспитательные

– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

развивающие

– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ожидаемые результаты:

Приводить примеры нравственных поступков.

Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.

Средства наглядности: презентации.

Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.

Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.

1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.

2 группа. Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.

3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.

Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.

В нашей стране проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Каких героев России вы знаете?

В чем их заслуги перед Отечеством?

Кто это, в чем их заслуги?

Что объединяет всех этих людей?

Эти люди оставили след в истории развития своей страны и всего человечества.

Любовь к Отечеству – России, своей малой родине. Они для нас образец нравственного поведения!

А как вы думаете, существуют ли особые образцы нравственности в культуре России, нормы, которым следует каждый человек именно в нашей стране? Кто их придумал?

3. Определение цели урока.

- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы узнаем, какими нормами нравственности руководствуются граждане России, определяя свое поведение и образ жизни.

4. Поиск информации в учебнике (с. 54-55)

В результате первичного знакомства с текстом в ходе фронтальной работы дети под руководством учителя выделяют ключевые понятия урока: труженик, патриот, воин, коллективист.

Как вы думаете, что такое патриотизм? Какого человека мы можем назвать патриотом?

Найдите в статье учебника, какое определение дано патриотизму.

Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд 4

Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами. Кто они?

Примерные ответы учащихся:

- участники Великой Отечественной войны

-люди, которые много лет проработали врачами, учителями, железнодорожниками…

Патриот - это воин и труженик, человек любящий свое Отечество.

Россия всегда гордилась своими защитниками, гордимся ими и мы. А кого можно назвать воином?

Найдите определение в учебнике. Слайд 5

Воин - защитник Отечества. Они являются нравственными идеалами, потому что защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.

Каких людей мы называем тружениками?

А какое определение труженикам дает автор учебника? Слайд 6

Труженик - трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.

Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм? Слайд 7

Коллективизм - очень важная черта нравственности нашего народа. Это сотрудничество и взаимопомощь.

Коллективист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

А вы какие коллективы знаете? А наш класс можно назвать коллективом?

А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:

Ответы: патриот, воин, коллективист, труженик

Работа в группах

Чтение вслух детьми предложенных учителем произведений, обсуждение вопроса о том, является ли главный герой образцом нравственности, какую норму поведения представляет нам автор.

Водопьянов М. Один за всех, все за одного. (Коллективизм)

Завещание. Русская притча (Труженик)

Алексеев С. Иван Голубец (Патриотизм, воины)

Художественные произведения в приложении.

6. Исследовательские работы учеников

Беседа с учащимися о существовании образцов нравственности в реальной жизни.

Читайте также: