Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели 5 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Данный урок посвящен физкультминуткам и физкультпаузам, которые необходимо делать во время учебной деятельности, особенностям их комплексов и проведения.

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые во избежание утомления детей, для восстановления умственной деятельности, Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. В начальных классах физкультминутки проводятся 3—4 раза в день по 5 минут, в 5—8 классах – по 2—3 раза.

Физкультпауза – кратковременные физические упражнения, проводимые для подростков и взрослых людей для расслабления, восстановления дыхания, переключения работы мышц, занятых в производстве. Проводится 1-2 раза за рабочий день. Её длительность составляет 5-10 минут в зависимости от интенсивности трудовой деятельности.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленный на предотвращение травм, возникновение заболеваний и т.д.

Двигательный режим – совокупность двигательной активности человека за определенный период времени.

Основная литература:

  • Матвеев В.И. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вы согласитесь, что учение – дело трудное. На всех уроках нужно быть внимательным и сосредоточенным. Приходится много слушать, читать, писать. Напрягаются мышцы, затекают ноги. Вот уже урок, казавшийся увлекательным вначале, начинает казаться непонятным и трудным. Ученик сильнее облокачивается на парту, забывая о необходимости поддерживать осанку, меняет угол зрения. Если ничего не предпринимать, то вместе с дипломом об окончании школы можно получить сколиоз, лордоз, кифоз, близорукость и другие заболевания, связанные с переутомлением и длительным нахождением в неудобной позе. Что же делать? Нужно регулярно проводить физкультминутки! Всего 3—4 минуты помогут вернуть внимание и интерес к уроку, а также сохранить здоровье.

Кроме того, каждый ученик должен соблюдать режим двигательной активности, который включает не только уроки физкультуры, но и занятия в секциях, спортивных школах, динамические паузы в школе и дома. Ученики 11-14 лет, по расчетам ученых, должны в сутки делать 20-25 тысяч шагов, находиться в движении 3.5-4.5 часа и сжигать 3000-3500 калорий. Физкультминутки тоже включаются в режим двигательной активности.

Как же должны быть организованы физкультминутки, и какие упражнения лучше выполнять на уроках и дома?

Физкультминутки проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2—3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы.

Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.

Дома Вы сами можете отложить ручку, книжку, встать из-за письменного стола и сделать несколько несложных упражнений. Прерываться нужно через каждые 40—45 минут занятий.

Теперь сделаем упражнения для шеи. Плавно наклоните голову вперед, затем немного назад. Помните, что когда вы выполняете упражнения для мышц шеи, вы не должны делать резких и быстрых движений! Также медленно поверните голову сначала направо, затем налево. Можно добавить руки. Махом занесите правую руку через левое плечо и осторожно поверните голову налево, затем левую руку к правому плечу и поверните голову направо. Такое упражнение может улучшить мозговую деятельность.

Вот мы и провели гимнастику, не вставая из-за стола.

В физкультминутки могут быть включены упражнения для суставов и связок – коленных, голеностопных, лучезапястных, плечевых. Это упражнения на вращение, отведение и приведение, напряжение и расслабление.

Встаньте из-за стола, глубоко вдохните и выдохните. Положите кисти рук на плечи, сделайте вращательные движения локтями вперёд и назад по 4–5 раз в медленном темпе.

Вытяните сначала одну руку вперед, затем другую. Расслабленно опустите их вниз, встряхните кистями.

Поставьте ноги на ширине плеч, заведите руки за голову, сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, потом в другую. Сделайте наклоны в стороны.

Можете сделать неглубокие приседания и несколько шагов на месте.

Теперь можно опять вернуться к занятиям.

Очень полезно делать паузы для гимнастики глаз. Нужно поднять глаза вверх и представить, что из одного конца класса в другой летит бабочка. Нужно проследить глазами за её воображаемым полетом, не поворачивая головы. Двигаться должны только глаза.

Также полезно закрыть глаза и посчитать до пяти.

Можно крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

Сделать 3—4 круговых движения глазными яблоками в правую, а затем в левую сторону. Расслабить глазные мышцы и посмотреть вдаль. Все упражнения нужно повторять 3—4 раза.

Если ваш класс дружный, то физкультминутки проходят весело и задорно, принося много пользы.

При подготовке к сдаче норм ГТО можно использовать специальный комплекс упражнений, который проводится в любое свободное время – перед уроками и во время динамической паузы. Регулярные физкультпаузы помогут существенно улучшить не только спортивные, но и учебные достижения.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Расставьте по временной шкале очередность физической активности в течение дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посредством занятий гимнастики укрепляем организм и овладеваем способами оздоровления.

Технологическая карта урока
Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Предмет: физическая культура
Класс: 5Б
Тип урока: комбинированный

Раздел: гимнастика.

Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий гимнастики.

Задачи:

1. образовательная: закрепить теоретические знания (осанка); формировать у учащихся координационные и кондиционные способности.

2. воспитательная: комплексно развивать координацию, силу, гибкость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать чувства прекрасного, упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.

3. оздоровительная: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

ВложениеРазмер
skandinavskaya_hodba_tehnologicheskaya_karta_1.docx 469.25 КБ

Предварительный просмотр:

Шадрина Анна Александровна

посредством скандинавской ходьбы

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Актуальность проведения уроков скандинавской ходьбы


Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки

Помимо уроков физической культуры одной из действенных форм в школе являются оздоровительные мероприятия в режиме дня, которые значительно содействуют укреплению здоровья, повышают учебную работоспособность, снимают утомление, обогащают детей двигательными навыками, знакомят их с различными играми, способами проведения их самостоятельно и др. Кроме того, гимнастика до занятий, физкультминутки, игры на переменах воспитывают у детей коллективизм, дисциплину, слаженность в действиях, быструю смекалку, способность быстро переключаться, подстраивать свою деятельность под действия коллектива и т. д. Таким образом дети расширяют свой двигательный диапазон дополнительными средствами и используют их как дома, так и в других условиях.

1. Гимнастика до занятий проводится за 15–20 минут до начала занятий. Классные коллективы выстраиваются на заранее закрепленных местах. Упражнения выполняются фронтальным методом. Учитель, заранее подготовив физоргов класса, сам, стоя на возвышенном месте, показывает 6–8 упражнений, а его помощники в своих классах помогают учащимся выполнять эти упражнения. Удобнее, если гимнастика будет проводиться под музыку (заранее подобранную соответственно упражнениям).

В организации и проведении гимнастики до занятий участвуют, помимо физоргов, классные руководители. С младшими школьниками (1–3 классы) гимнастика проводится отдельно классными руководителями. Упражнения нужно проводить на открытой площадке (лучше в тени), в одежде, соответствующей погодным условиям. Упражнения подбираются не очень сложные по исполнению, посильные всем; они должны быть разнообразными, охватывающими все группы мышц, легко укладывающимися в ритм, повышающими эмоциональный настрой. В заключение можно дать несколько знакомых танцевальных движений под хлопки, собственные напевы, музыкальные ритмы. Такие упражнения вызывают эмоциональное и функциональное возбуждение, создают хорошее рабочее настроение, приучают учащихся к дисциплинированности. За посещаемостью учащихся следят классные руководители.

2. Физкультминугки, как правило, проводятся на общеобразовательных уроках в младших классах фронтально, в старших — индивидуально. Физкультминутки позволяют снять мышечное утомление, переключить внимание, снять напряжение как умственное, так и физическое (при длительном нахождении в статической позе). Физкультминутки решают в основном оздоровительные задачи. В состав физкультминуток входит 4–5 упражнений на мышцы рук, шеи, туловища, ног. Упражнения подбираются и проводятся учителем общеобразовательных предметов в зависимости от характера урока и степени утомления учащихся. Важно, чтобы дети научились самостоятельно применять их дома при выполнении уроков.

В старших классах физкультминутки проводятся самостоятельно (при сдвоенных уроках по сочинению, контрольных работ по математике и т. д.) Здесь возможно использовать упражнения на расслабление мышц кистей рук, прогибание в грудном и поясничном отделах, 3–4 глубоких вдоха, на 1–2 минуты откинуться на спинку парты, опустить и расслабить руки, закрыть глаза. При этом необходимо приучать не затягивать эту паузу (всего 3–4 минуты).

3. Игры на большой перемене должны входить в рабочий режим школьника. Игры проводятся, как правило, заранее известные, простые, быстро организуемые, занимательные, с вовлечением как можно большего количества желающих. Кроме игр можно проводить простейшие соревнования в беге, прыжках со скакалкой, перетягивание каната; проводить аттракционы (бег в мешках, бой боксеров с закрытыми глазами), используя при этом различный мелкий инвентарь (флажки, мячи, обручи и т. д.). Игры можно организовать и проводить во дворе, в коридоре, в спортзале под руководством физоргов, классных руководителей.

В школах с продленным днем предусматривается пребывание на свежем воздухе в течение 1–1,5 часа. В это время проводятся подвижные и спортивные игры, простейшие соревнования, прогулки, купания, загорания, самостоятельные игры.

Очень интересно можно проводить игры-аттракционы с простейшим оборудованием, инвентарем (изготовленным самими же учащимися на уроках труда). Они способствуют развитию внимания, настойчивости, ловкости, ориентирования в пространстве и других качеств (Лисица А. И.1982).

Читайте также: