Конспект урока вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Афонина Анна Владимировна

Населенный пункт: Чувашская Республика, город Чебоксары

Цель: открыть способ вычитания однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через десяток.

  1. Открыть способ вычисления вида 33-7
  2. Закреплять приемы устных и письменных вычислений
  3. Продолжить работу над осознанием нумерации двузначных чисел
  4. Проводить пропедевтическую работу над смыслом умножения
  5. Развивать умения решать задачи на нахождение периметра

Используемая технология: проблемного диалога

- понимать и оценивать свой вклад в решение общей задачи;

- быть толерантным к чужим ошибкам и мнениям;

- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

- понимать, объяснять и воспринимать учебный алгоритм;

- понимать, объяснять и осознанно воспринимать составленный вместе с классом план решения

- работать в группе;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

- ясно формулировать вопросы и задания к пройденному;

- ясно формулировать ответы на вопросы;

- ясно формулировать свои затруднения

- принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, темы урока, заданий;

- выполнять работу в соответствии с выведенным алгоритмом;

-участвовать в оценке и обсуждении полученных результатов;

- участвовать в оценивании своих результатов работы

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

- Ребята, мы начинаем урок математики.

- Для начала мы потренируемся в вычислениях.

  1. Представьте число 57 в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Найдите разность чисел 13 и 5.
  3. 24 уменьшите на 4.
  4. Уменьшаемое 64, вычитаемое 3. Найдите разность.
  5. Запишите состав числа 7.

Проверка математического диктанта.

- А как еще можно представить число 57 суммой? (40+17, 30+27)

- Зачем мы проводим математический диктант или устный счет? (Чтобы тренироваться в устных вычислениях, учиться решать в уме быстро)

- А вот теперь давайте посоревнуемся, кто же быстрее и правильнее считает.

На доске 2 столбика примеров. 1 вариант решают I столбик, 2 вариант – II столбик. Задание выполняется на время.

-Давайте выполним проверку вашего решения. (Проверка выполняется по вариантам)

- Что же происходит? Почему 1 вариант справился быстрее и лучше? В чем различие примеров 1варианта от примеров 2 варианта? Давайте сравним.

Сравнение: 1) –Какое действие? (Вычитание)

2) – Из какого числа вычитаем? (Из двузначного)

3) – Какое число вычитаем? (Однозначное)

- Всё вроде бы одинаково. Чем же они отличаются? (Вычитание происходит через разряд, с переходом через десяток)

Постановка проблемы:

- Что же мы хорошо умеем? (Вычитать однозначное из двузначного без перехода через десяток)

- А что мы не умеем? (Вычитать однозначное из двузначного с переходом через десяток)

- Чему же мы будем сегодня учиться? Какова наша цель на уроке? (Научиться вычитать однозначное число из двузначного с переходом через десяток)

  1. Открытие нового знания (групповая работа)

- Попробуйте найти значение числового выражения 33-7, распишите свой способ решения на листах.

  1. Выбор необходимого способа действия

Группы выносят на доски свои листы со способом решения, объясняют его. Все решения сравниваются. Выбирается более рациональный способ. Если способы повторяются, рассматривается один из них, делается вывод, что эти способы одинаковые. Если найден только один способ решения, нужно подтолкнуть к нахождению второго способа.

- Как же можно вычесть однозначное число из двузначного с переходом через десяток?

(Представить однозначное число в виде двух удобных слагаемых, одно из которых является числом, стоящим в разряде единиц двузначного числа. Сначала вычесть его, а затем оставшееся слагаемое)

33-7= (20+13) – 7= (13-7) +20=6+20=26

-Здесь заменили суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых? Одно из слагаемых обязательно число от 11 до 19. Почему? (Мы умеем вычитать из чисел второго десятка однозначное)

(Представить уменьшаемое в виде суммы удобных слагаемых, одно из которых двузначное число второго десятка, другое – круглый десяток).

- Зачем нам нужно знать два способа решения? (Чтобы выбирать более удобный)

-Давайте сравним наши выводы с выводами учебника.

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.

1. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

4. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

1. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

2. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

3. – определять цель деятельности на уроке

4. – обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Дети внимательно слушают, открывают тетради и оформляют начало работы в тетради

- Ребята, сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. На доске у меня записаны числовые выражения:

*9 – 64= 7*-54= *5-44= *2 – 15=

- Найдите неизвестную цифру уменьшаемого, если известно, что разность между единицами, стоящими в разряде десятков и единиц равна 3.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Браузман С.В

Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Тип: урок усвоения новых знаний

Цели урока: формировать навыки вычитания двузначных чисел;

развивать умения делать выводы, сравнивать, обобщать.

Воспитывать культуру интеллектуального и коллективного труда.

Предметные: вычитать двузначные числа с переходом через разряд, выполняя записи в столбик; выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

Личностные: понимание роли математических действий в жизни человека; внутренняя позиция школьника на уровне положиельного отношения к урокам математики.

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий.

1. Организационный момент.

- Мы будем смекать!

Мы будем решать!

Новые приемы вычислений

2.Математический диктант.

1. Значение разности двух чисел равно 7. Уменьшаемое – 19. Чему равно вычитаемое?

2. К какому числу прибавили 16, если получили 20?

3.Число 90 уменьши на 30.

4. Запиши, чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 4 см.

5. Запиши, сколько см в 2 дм 4 см.

6. Первое слагаемое 50, второе - 10, третье – 20. Чему равна сумма?

7.На сколько надо увеличить 4, чтобы получилось 13?

8. Запиши число, которое состоит из 4 единиц и 20.

9. В саду созрело 13 яблок и 6 груш, а слив, столько, сколько яблок и груш вместе. Сколько слив созрело в .саду ?

10.У Пятачка зелёных шариков на 4 меньше, чем синих. Сколько зелёных шариков у Пятачка, если синих у него 12?

3. Подготовительный этап для выхода на новую тему .( работа в группах по 7 человек)

Задача : распредилить карточки с выражениями в два столбика . Подумайте, по какому признаку можно их распредилить.

1 группа 76-52 19-11 56-36 74-30 80-20 95-69

3 группа 92-11 17-13 66-25 90-60 84-33 53-39

Каждая группа на местах выполняют задания. Затем выходят к доске и на магниты вывешивают свои варианты решения.

1 группа 2группа 3 группа

76-52 95-69 85-21 87-28 92-11 53-39

Учитель: Почему вы так распредилили?

Уч –ся : В первом столбике примеры, где легко отнять от единиц единицы, от десятков десятки, а во втором сложно отнять . Мы не знаем как решить этот пример.

Учитель: Давайте решим знакомые нами примеры . По очереди каждый из группы выходит к доске и решает пример своей группы первого столбика .При этом каждый записывает пример в тетрадь, соблюдая все правила оформления работы.

Учитель: Остались нерешенные примеры из второго столбика. Кто может сформулировать тему урока?

Учащиеся : Вычитание из двузначного числа двузначное с переходом через разряд.

Учитель: Чему вы должны научиться на уроке?

Учащиеся : Научиться решать такие примеры.

Учитель: Может кто-то уже умеет решать такие примеры.

Учитель: Давайте вместе с вами составим алгоритм решения, опираясь на решенные вами примеры.

1.Записать пример столбиком.

2.От единиц вычесть единицу, если мы этого не можем сделать, то у уменьшаемого займем 1 десяток.

3 К десятку прибавляем единицу , вычитаем и записываем полученный результат под единицами.

4.От десятков вычитаем десяток, зная что у уменьшаемого стало на 1 десяток меньше.

5.Записываем десятки под десятками

6.Читаем полученный результат.

Учитель: Пользуясь данным алгоритмом , решим выделенные нами примеры. (желающие уч ся выходят к доске и комментируя решают примеры)

4.Новая тема.

Учитель:- Кто сформулирует тему урока?(ответ уч-ся)

-Закрепим полученные знания .Учебник с.19 №1( учащиеся по очереди выходят к доске решают примеры, пользуять алгоритмом решения)

5 Физминутка

Мы ладонь к глазам приставим.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
(Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.)

6. Работа по учебнику.

Решаем задачу №2 с комментированием

7.Закрепление нового материала

Учитель: На доске записаны выражения , решите и с комментированием у доски

8.Проверка навыка усвоения алгоритма вычисления

Учитель : На полях изобразите шкалу оценивания .Оцените себя.

9. Рефлексия

10 Домашнее задание

3. Тема урока, цель и задачи.

4. Новая тема. Работа по рабочей тетради.

7. Решение задач.

8. Проверка навыка усвоения алгоритма вычитания.

10. Домашнее задание.

1) Математическое домино.

- Предлагаю сыграть в домино. Разделиться на три команды. Каждой команде приготовила по одному примеру на доске, начиная с этого примера строите цепочку домино.

-Кто быстрее, дружнее, правильно построит домино?

2) Математический диктант:

15 – 9, 17 – 8, 13 – 4, 12 – 7, 14 – 7, 11 – 5, 16 – 8, 12 – 6, 18 – 9, 13 – 5, 12 – 9.

На доске записаны выражения: 24+43; 36+58; 87-45

3) Читает ответы.

4) На доске записаны числа:

8, 4, 6, 9, 5, 1, 3, 2, 7

– Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел (по очереди показывает каждое число).

-Какое действие выполняли, чтобы найти число?

-Предлагаю решить пример 72-57 в столбик

-Как будем решать? Может кто-то знает как вычесть единицы?

– Но вы уже умеете вычитать из двузначного числа. В чем особенность этого способа вычитания?

-Чем отличается решение данного примера от тех, которые мы решали до этого?

– Как же это можно сделать?

Чтобы об этом не забыть над десятками ставят точку.

-Давайте сформулируем тему урока и скажем чему мы должны научиться на этом уроке?

- Рабочая тетрадь стр. 27 №1 Вычисли.

С комментированием у доски.

Физминутка электронная для глаз с музыкальным оформлением.

- Рабочая тетрадь стр. 28 №4.

-Как узнать на сколько см кукла Маша выше куклы Даши? Каким действием и почему?

Задача по карточке. Внимательно прочтите это задание. Это задача?

– Что нужно сделать, чтобы это задание стало задачей?

– Поставьте недостающие данные т.е. число.

– Как решаются такие задачи?

-Запишите в тетрадь решение и ответ.

Учебник стр.75 №3

-На сколько 18 меньше 40?

-Как узнать? Каким действием?

– Почему это способ вычитания называется “общий случай”?

– Назовите “шаги” алгоритма вычитания

– Изобразите на полях шкалу, и как вы поняли новую тему.

– Рабочая тетрадь с. 28, №2 ,Уч.№2 (1,2 столбики) стр.75.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихохонько сидим.

Каждая команда сначала совещается за столом, потом выстраиваютя и называют примеры с ответами. Команды друг друга проверяют и оценивают.

Пишут в тетради только ответы:

6, 9, 9, 5, 7, 6, 8, 6, 9, 8, 3.

Учитель открывает ответы.

Поменяться тетрадями проверить карандашом , поставить отметку.

В это время один решает у доски.

Проверяют ответы учащиеся под руководством учителя и ставят отметку.

Называют: 7, 3, 5, 8, 4, 0, 2, 1, 6.

Действие вычитание, т.к. сказано на 1 меньше.

– из меньшего числа единиц нужно вычесть большее число единиц.

– Взять один десяток у общего числа десяток и записать его в виде 10 единиц над единицами и сложив их произвести вычитание.

Далее по алгоритму проговаривают решение данного примера.

Называют тему и задачи урока.

Выходят по одному к доске и, пользуясь алгоритмом вычитания, решают примеры.

Из большого числа вычитают меньшее число. Проговаривают правило.

Решение выполняют в столбик, проговаривая хором алгоритм.

Читают задачу. В классе 15 мальчиков, а девочек на ___ меньше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе? Дополни условие так, чтобы в ответе получилось число, которое меньше 10. Реши задачу.

– Добавить недостающие данные, решить ее и записать ответ.

Пробуют несколько вариантов ответа до тех пор пока не совпадёт с ответом на вопрос задачи.

– Вычитанием. Пишут в тетради:

Из большого числа вычитают меньшее число. Проговаривают правило.

Решение выполняют в столбик, проговаривая хором алгоритм.

– Потому что таким способом мы можем вычитать у любого двузначного числа, когда у вычитаемого единиц больше, чем у уменьшаемого.

☼ – рисуют солнышко на одной из ступенек

Записывают в дневник.

Создаются условия для эмоционального настроя.

Работа в группах.

Проверяется навык вычитания до 20 с переходом через 10.

Проверка по эталону.

Развиваются и закрепляются навыки взаимоконтроля.

Развиваются навыки слушания и контроля.

Проверяется умение называть число на 1 меньше данного числа.

Создается проблемная ситуация.

Учатся определять тему урока и ставить перед собой цели и задачи на данную тему урока.

Осваивается алгоритм вычитания через 10 (общий случай).

Формируются умения работать по алгоритму вычитания через 10 (общий случай).

– составлять задачи с недостающими данными;

– применять новый алгоритм вычитания при решении задач.

Развиваются и закрепляются навыки самоконтроля.

Рефлексия. Проверяется усвоение нового материала каждого ученика.

Задается дифференцированное домашнее задание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 244 материала в базе

Материал подходит для УМК

Сложение и вычитание

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.10.2019 1067
  • DOCX 26.8 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Браузман Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке продолжается формирование умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд в столбик.

Основные цели:

Метапредметные:

2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Предметные:

1) Тренировать умение вычитать в столбик двузначные числа с переходом через разряд.

2) Тренировать умение сравнивать величины.

Оборудование

1) Демонстрационные материалы:


Д-13.1.1 Изображение листьев кувшинок, на которых – карточки:

Д-13.1.3 Образец выполнения СР № 1;

Д-13.1.4 Подробный образец выполнения СР № 1.

2) Раздаточный материал:

Р-13.1.1 Задания для выбора;

Р-13.1.2 Образец выполнения заданий для выбора;

Р-13.1.3 Подробный образец для самопроверки к с.р. № 2;

Р-13.1.4 Образец для дополнительных заданий.

3) Презентация: слайд 1-2.

1. Мотивация к коррекционной деятельности

На доске пронумерованные эталоны сложения двузначных чисел с переходом через разряд по частям, вычитание двузначных чисел с переходом через разряд в столбик, сравнение величин.

– Как зовут героя этой песни? (Буратино.)

– Какой предмет в сказке помог Буратино добиться успеха? Откуда он взялся у Буратино? (Золотой ключик, который дала ему черепаха Тартилла.)

– Для каждого из вас она тоже приготовила золотой ключик, который поможет вам сделать ещё один шаг к успеху в изучении математики. Хотите знать, как он поможет вам? Почему? (Интересно; хотим добиться успехов в изучении математики;…)

– Тогда отравимся за ключиками к самой черепахе Тартилле.

Открыть на доске изображение листьев кувшинок с карточками и домик черепахи, который пока закрыт листом бумаги (Д-13.1.1., слайд 1):



– Чтобы попасть к черепахе Тартилле, нужно перейти по этим листьям кувшинок. Какие задания нужно выполнить по дороге? (Сравнение величин, вычитание чисел в столбик и с помощью графических моделей.)

– Почему мудрая Тартилла предложила вам именно эти задания? (Это темы наших последних уроков, нам надо их повторить…)

– Как правильно повторять, чтобы действительно сделать шаг к успеху в изучении математики? (Надо работать самостоятельно, проговаривать все правила, затем проверить себя по образцу, по подробному образцу, чтобы выяснить, есть ли трудности и т.д.)

– Это так, и я уверена, что вы успешно справитесь со всеми заданиями!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

– Что на первом листе? (Вычитание чисел с помощью графических моделей.)

– Для чего нам нужны модели? (Они помогают понять, как решаются примеры нового типа.)

– Каким правилом пользуемся, решая примеры с помощью графических моделей?

− Какой результат получается? (19 – один треугольник и 9 точек.)

– Поспешим на следующий лист. Назовите тип примера. Как он записан? (Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд, решение в столбик.)

– Решите пример 95 – 48, проговаривая вслух каждый шаг алгоритма.

Один у доски с комментированием, остальные – в тетради.

– Какой остался лист? (Сравнение величин.)

– Что нужно помнить при сравнении величин? (Сравнивать величины можно, если они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– Какие единицы измерения нужно сравнить? (Единицы измерения длины – 5 дм и 8 см.)

– Как сравнить, если величины выражены в разных единицах измерения? (Нужно выразить их в одинаковых единицах измерения.)

– Какое соотношение единиц измерения длины нужно помнить? (1 дм = 10 см.)

– Сравните устно 5 дм и 8 см. Объясните решение. (5 дм = 50 см, 50 см 8 см, значит 5 дм 8 см)

– Вы прошли по всем листочкам, и это было подготовкой к главному испытанию, которое вам предстоит. Это…(Самостоятельная работа.)

– Как вы думаете, почему мудрая Тартилла дала вам именно эти задания перед самостоятельной работой? (Потому что в ней будут похожие задания, и нам нужно было их повторить.)

− Откройте рабочие тетради на стр. 27, выполните № 1. Сколько вы должны выполнить заданий? (четыре задания.)

− Время выполнения работы 5 минут.

− Стоп! Что необходимо сделать дальше? (Проверить себя по образцу.)

На доску вывешивается образец выполнения самостоятельной работы № 1 (Д-13.1.3, слайд 2):











– Поднимите руку те, у кого есть ошибки в задании № 1 (№ 2, № 3, № 4)?

Учитель фиксирует на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий:

3. Локализация индивидуальных затруднений.

− Вы сейчас проверили себя по образцу, что теперь вам необходимо сделать? (Надо проверить свою работу по подробному образцу.)

На доску вывешивается подробный образец выполнения каждого задания (Д−13.1.4, слайд 3-6):

У.: Ребята, каким бы вы хотели видеть урок математики?

Д.: Интересным, познавательным.

У.: Я постараюсь, чтобы этот урок для вас был интересным и познавательным; чтобы каждый из вас добился успеха на уроке; чтобы ваши знания по математике стали еще крепче.

У.: Поэтому сегодня на уроке я предлагаю продолжить совершенствовать свои знания по этому предмету, закрепить известные случаи сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?

Д.: Нужно слушать учителя, быть внимательными.

У.: Совершенно верно. Поэтому начнем нашу работу с игры “Внимание”.

III. Игра “Внимание”

Учитель показывает геометрические фигуры в течение нескольких секунд, а потом компьютер убирает фигуры. Учащиеся выкладывают на парте геометрические фигуры. (Рисунок1)

IV. Интеллектуальная разминка.

У.: А сейчас мы проведем интеллектуальную разминку. Помогут нам в этом числа, записанные на геометрических фигурах.

  • Назовите число, которое состоит из 2 дес. и 4 ед. (24)
  • Назовите число, которое состоит из 2 дес. и 9 ед. (29)
  • Назовите число, последующее для числа 29 (30)
  • Назовите число, в котором количество десятков на 1 больше количества единиц (65)
  • Найдите сумму чисел в кругах (59)
  • Найдите разность чисел в четырехугольниках (45)
  • Найдите лишнюю фигуру по размеру и уменьшите число в ней на 20 (9)
  • Выполните операцию сложения с числами, записанными в треугольниках (34)
  • Выполните операцию вычитания с числами, записанными в треугольниках (14)

У.: Посмотрите внимательно на тот ряд чисел, который у нас получился:

24 29 30 65 59 45 9 34 14
е д б ь д е п в м

У.: Сейчас мы поработаем с этим рядом чисел, а в это время на доске выполнят индивидуальное задание двое учащихся (решение примеров с составлением картинок).

Двое учащихся выходят к доске.

У.: А вы, ребята, попробуйте самостоятельно к любому числу из ряда чисел составить задание (ответы учащихся).

У.: Назовите общее свойство, объединяющее все ответы.

Д.: Все числа натуральные.

У.: Найдите среди этих чисел “лишнее” число и объясните свой выбор.

Д.: 9, т. к. оно однозначное.

У.: Кто еще заметил число, отличное от всех остальных?

Д.: 30, т. к. оно круглое.

У.: Сегодня на уроке мы не только будем работать с двузначными числами, но и узнаем много нового о животном, название которого мы сможем расшифровать, если расположим оставшиеся числа в порядке возрастания.

14 24 29 34 45 59 65
М Е Д В Е Д Ь

У.: Бурый медведь - это крупный хищный зверь. Числа, которые оказались “лишними”, подскажут нам дополнительные сведения об этом животном.

Бурый медведь - не единственный вид медведя. Есть еще белый медведь.

(учитель обращает внимание на учащихся, которые работали индивидуально у доски)

Саша работал индивидуально, решал примеры, и т. к. у него получилась картинка белого медведя, можно сделать вывод, что он все примеры сделал верно. (Рисунок 2)

Число 30 - это количество лет, которое может прожить белый медведь. Но кроме белого медведя есть еще и другие виды медведей. И один из них - это панда. Изображение панды получилось у учащегося, который работал самостоятельно (выкладывал изображение медведя, решая примеры). А всего медведей на Земле 9 видов. (Рисунок 3)

Если вы хотите поподробнее узнать о панде, давайте решим примеры на сложение двузначных чисел.

V. Закрепление изученного. Решение примеров.

У.: Найдите закономерность в этих примерах. Составьте еще один пример. Соотнесите ответы с буквами и расшифруйте слово (бамбук)

51 41 91 61 81 71
А Б К М У Б

У.: Панда питается побегами бамбука, поэтому этого зверя еще прозвали бамбуковым медведем. Большая панда или бамбуковый медведь является символом Всемирного фонда дикой природы. Большая панда находится под угрозой исчезновения и строго охраняется законом.

VI. Физкультминутка.

Ритмический счет через 3.

VII. Решение задачи.

У.: Что же касается нашего бурого мишки, то он очень любит мед.

В одном улье 18 кг меда, а в другом на 14 кг больше.

У.: Можно ли запись на доске назвать задачей?

У.: Выберите вопрос, который можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача.

Сколько килограммов меда во втором улье? Сколько килограммов меда в первом улье? Сколько стоит мед?

У.: Решите задачу

(самостоятельная работа учащихся)

У.: Измените, вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия, (ответы детей)

У.: Решите ту из предложенных задач, с которой вы уверены, что справитесь.

VIII. Работа с геометрическим материалом

У.: Ребята, обратите внимание на рисунок мишки, который составлен из геометрических фигур. Какие знакомые геометрические фигуры вы видите? Сколько четырехугольников на рисунке?

Читайте также: