Место человека в природе конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Место человека в живой природе; систематическое положение человека в животном мире. 11 класс..docx

Поурочный план Дата

Урок 43 биологии

Тема урока: Место человека в живой природе; систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить знания учащихся о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.

Образовательные : познакомить с гипотезами о происхождении человека; показать место человека в живой природе; сформировать представления о систематическом положении человека разумного в системе животного мира; рассмотреть признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных;

Развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с учебником и дополнительными источниками, делать самостоятельно выводы, развивать логическое мышление;

Воспитательные : воспитывать культуру общения, речи, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки работы в группах, парах.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Надел душой Создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
Но откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им оставались.

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

Я пришла к вам на урок с отличным настроением, которое можно сравнить с солнцем (показываю изображение солнца)!

А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение.

Сегодня вы в основном будете работать в группах, поэтому у вас на столах лежат оценочные листы:

Работа в группе

Тест на закрепление материала

Вопрос “Происхождение человека” всегда интересовал человека с ранних этапов его развития. История возникновения человека сложна и противоречива. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в различных легендах, сказаниях и верованиях. Так, например, древние легенды связывали возникновение первых людей с реальными природными и социально-экономическими условиями. По мифологии жителей тропических стран, человек произошел из влажной земли при участии солнечного тепла. Северные народы считали своими предками оленя, медведя, а занимающиеся рыбным промыслом полагали, что их род начинается от рыб и моржей. Таких примеров немало.

В каждом периоде времени мы находим свои объяснения этому процессу.

Я думаю, что и каждый из вас, не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организмов человека и животных.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Запись темы урока в тетради.

Учащиеся вместе с учителем формулируют цель сегодняшнего урока?

Изучение н/м:

Антропогенез — этапы эволюции организмов, приведшие к возникновению человека.

Эволюция человека – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный (Homo sapiens).

Б). Различные гипотезы на вопрос о происхождении человека.

Происхождение человека – один из основных мировоззренческих вопросов с древнейших времен. И в связи с этим при решении данного вопроса в древней философии существовало два совершенно противоположных направления:

1) идеалистическое, которые утверждали, что человек создан сверх – естественными силами (богом);

2 ) материалистическое, которые пытались объяснить происхождение человека естественным путем.

Работа в группах по заданиям:

Используя материал параграфа 42 на страницах 197 – 199 учебника под редакцией Р.Сатимбекова и приложение №1, работая в группах, найдите материал по заданию, обсудите его, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

1группа: гипотезы происхождения жизни ан Земле.

2 группа: происхождение человека с точки зрения креационизма.

3 группа: происхождение человека с позиции эволюционного учения.

(выступления учащихся, обсуждение, выводы).

Это было в XVII веке

В общем когда-то, давным –давно,

К.Линней поместил человека,

В группу приматов поставил его.

Тут и Ламарк не отстал от Линнея

Первым, первым он написал,

Что произошел человек

От обезьяноподобных предков,

И это он доказал….

В). С истематическое положение Homo sapiens в системе животного мира.

Человек – часть живой природы.

Давайте определим, какое место занимает человек в системе органического мира?

Но с научной точки точно,

Вам запомнить надо прочно,

Тип, конечно, Хордовых,

А отряд всего – приматы,

Хоть мы этому не рады,

Ну, а если скажем так,

По строению мы прочно

С ними рядышком стоим,

И об этом говорим.

Подцарство – Многоклеточные животные

Подтип – Позвоночные (черепные)

Подотряд Человекообразные обезьяны

Надсемейство Высшие узконосые

Семейство – Люди (Гоминиды)

Род – Человек (Гомо)

Вид – Человек Разумный ( Homo sapiens ).

Г). Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

Работая в группах, заполните таблицу , и спользуя материал параграфа 42 на страницах 198 – 200 учебника под редакцией Р.Сатимбекова

на ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет- хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней – первичная кишка;

во взрослом состоянии – опорой тела человека служит скелет;

ЦНС имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела;

кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов;

дыхательный аппарат – легкие.

деление головного мозга на 5 отделов;

наличие двух пар конечностей;

положение сердца в грудной полости тела

высокий уровень развития ЦНС;

высокий уровень обмена веществ и теплокровность;

живорождение и выкармливание детенышей молоком;

кожа богата разнообразными железами – потовыми, сальными, молочными;

зубы дифференцированы, две генерации – молочные и постоянные;

орган слуха состоит из трех отделов: наружное, среднее и внутреннее;

среднее ухо содержит три слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко;

конечности под телом, локтевой сустав направлен назад, коленный вперед;

сердце четырехкамерное с левой дугой аорты, эритроциты безъядерные.

грудная и брюшная полости разделены диафрагмой.

пятипалые конечности с противопоставленным большим пальцем остальным;

ногти на пальцах вместо когтей;

замена молочных зубов на постоянные;

большие размеры головного мозга;

бинокулярное цветное зрение;

наличие одной пары молочных желез на груди;

отсутствие сезонности в половой жизни;

низкая плодовитость (обычно один детеныш).

редукция хвостового отдела позвоночника (3- 5 копчиковых костей);

наличие червеобразного отростка слепой кишки (аппендикс);

большое число извилин и борозд на полушариях головного мозга;

четыре группы крови (О, А, В, АВ);

развитие мимической мускулатуры;

сравнительно крупные общие размеры тела;

уменьшение волосяного покрова на теле.

объем мозга превышает 900 см 3 ;

развитие признаков, связанных с прямохождением:

а) S -образная форма позвоночного столба;

б) развитие икроножных и седалищных мышц;

в) уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении;

г) перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания и др.;

д) относительно длинный и очень толстый первый палец на руках, противоположен остальным и является органом труда;

изменения в строении гортани, связанные с речью; резкое сокращение лицевого отдела черепа и увеличение мозгового;

малый размер клыков;

специфическое распределение волос на теле.

Д). Доказательства происхождения человека

Используя материал параграфа 42 на страницах 200 – 202 учебника под редакцией Р.Сатимбекова и приложение № 2, работая в группах, найдите материал по заданию, обсудите его, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

сравнительно-анатомические доказательства.

Хоть и с животными он распрощался,

Но общее что- то осталось еще…

Об этом нам, говоря атавизмы и рудименты его.

Вот разберем мы сейчас атавизмы…

Такое в природе бывает подчас,

Порою рождаются люди на свете

Отличающиеся чем –то, от нас.

Тело их все шерстью покрыто

Или появляется человечек с хвостом,

Или вдруг он рождается почему – то

А рудименты – это аппендикс,

Он ведь утратил значенье свое.

Третье веко у человека,

В углу глаза найдете его.

Все эти факты изложены точно,

Чтоб объяснить их, пришли мы в класс,

Только своим происхождением от животных,

Мы и доказали это сейчас.

эмбриологические доказательства.

Какие общебиологические законы выполняются? Назовите признаки животных у зародыша человека. (Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов – мозговых пузырей и напоминает мозг рыбы).

Сходства в зародышах много находим…..

Это и в развитии яйца,

Оплодотворении, и дроблении,

Жаберные щели, сердце, клоака,

Развитие мозга из пузыря,

И много – много чего другого

Что повторяется в каждом из нас,

То, что происходило в филогенезе,

онтогенез повторяет все в нас.

доказательства молекулярной биологии.

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.

Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%.

Работа в группах

Работа в группах

Работа в группах

Закрепление

1. На основании, каких признаков человека относят к классу млекопитающих?

2.Назовите признаки человека, которые указывают на его близость к человекообразным обезьянам.

3. По какому признаку орангутанга, шимпанзе, гориллу и человека относят к типу хордовых, подтипу позвоночных?

4. Почему эти организмы относят к классу млекопитающих?

5. На основании, каких признаков орангутанга, шимпанзе, гориллу и человека объединяют в отряд приматов?

Б). Тестирование

1. Рудимент человека:

А) аппендикс В) хвостатость С) многососковость

Д) оволосенение лица Е) оволосенение ног

2 . Анатомический признак, связанный с прямохождением:

А) дифференцированная зубная система В) сводчатая стопа

С) слабое развитие надбровных дуг Д) подбородочный выступ

Е) большой палец противопоставлен остальным

3 . О чем говорит теория креацинизма о происхождении человека:

А) все живое, в том числе и человек, созданы богом

В) человек произошел от обезьяны

С) человек имеет инопланетное происхождение

Д) человека создали бактерии

Е) человек произошел от земноводных

4. Человек отличается от человекообразных обезьян (несколько вариантов ответа):

А) подбородочный выступ на нижней челюсти

В) сводчатая стопа

С) отсутствие изгибов позвоночника

Д) относительно сильное развитие мозгового отдела черепа

Е) отсутствие защечных мешков

F ) одна пара молочных желез.

5. Черты сходства человека и человекообразных обезьян

А) наличие червеобразного отростка слепой кишки (аппендикс)

В) большое число извилин и борозд на полушариях головного мозга;

С) четыре группы крови (О, А, В, АВ);

Д) относительно сильное развитие мозгового отдела черепа

Е) сводчатая стопа

F ) появление в позвоночнике изгибов

1 – А 2 – В 3 – А 4 – А, В, Д 5 – А, В, С

Шкала оценивания:

Подведение итогов

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно делают выводы урока:

человек произошёл от животных;

возникновение прямохождения, и, как следствие, расширение и укрепление таза, освобождение рук для труда;

облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;

противопоставление большого пальца;

изготовление и использование орудий труда, сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности;

совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи);

прогрессивное развитие головного мозга;

возникновение абстрактного мышления.

Оценивание работы каждого учащегося в группах по критериям.

Работа в группах

Домашнее задание:

Ответить письменно на один из вопросов:

происходит эволюция человека в настоящее время или нет?

почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они, как и предки человека, живут группами, и им тоже необходимо общаться друг с другом?

на уроке было комфортно и все понятно;

на уроке немного затруднялся, не все понятно;

на уроке было трудно, ничего не понял.

Сейчас XXI век, третье тысячелетие новой эры. Человеку на историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.

Ушедший век породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству. Поэтому мы должны объединить свои усилия, чтобы сохранить наш общий дом – голубую планету Земля, а для этого мы должны быть более толерантны, терпимее друг к другу.

Сказка иль быль,

Правда, иль небыль-

Все это было, очень давно,

Предки далекие человека,

Какими вы были, и от чего,

Что вас заставило так измениться……

Годы, природа иль что –то еще,

Иль не хотели вы покориться

Дикой природе, искали свое

Место. Которое заняли прочно,

Выше средь всех существ на Земле

И поскорее взялись за природу,

Видоизменяя, покоряя и уничтожая её!

Литература и Интернет – источники:

Р.Сатимбеков. Биология. Алматы: «Мектеп , 2015г. - 352 с.

Приложение №1

Изучение современных и ископаемых приматов дает огромный материал, позволяющий понять, каким образом возникли характерные особенности, которые в итоге вывели его за пределы мира животных. Сходство многих черт организации человека и животных, особенно млекопитающих, очень давно привлекали внимание ученых:

18 век К. Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы вместе с лемуром и обезьяной (1735г);

Ж. Б. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, пришедших от лазанья по деревьям к хождению по земле (1809г);

крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа

в настоящее время разработаны основы теории антропогенеза, основывающиеся на современных данных различных биологических наук и смежных дисциплин.

Приложение №2:

Учитывая, систематическое положение рода Человека и изучив черты сходства человека с животными можно сделать вывод о его происхождении. Современная биологическая наука располагает рядом доказательств, указывающих на происхождение человека от животных.

Вот доказательства происхождения человека от животных, которые мы уже получили от ученых:

Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных;

Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных;

Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ;

Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;

Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;

Генетически е – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.

Доказательства молекулярной биологии

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.

Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

2. Модели предшественников человека.

3. Раздаточный материал.

1. Происхождения человека, история вопроса.

2. Систематическое положение человека.

3. Доказательства происхождения человека от животных.

4. Эволюция человека.

5. Закрепление знаний по теме.

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Мы обладаем достаточно большим количеством знаний по темам “Эволюция”, “Происхождение жизни на Земле и её развитие во времени”, “Классификация живых организмов”.

Эволюция - это и есть развитие во времени живой материи, что находит свое отражение в современной классификации живых организмов в “древе эволюции”.

Восстановим в памяти некоторые моменты через основные понятия:

(предварительная запись на доске)

Очень быстро, в форме пилотажного опроса, ведется раскрытие всех следующих понятий.

После определения последнего понятия, провожу аукцион: подчеркиваю спонтанно 3-4 понятия и прошу связать их в одном (!) смысловом предложении. Это очень интересно и для обучающихся и для преподавателя, т.к. идет поиск и отбор самых лучших вариантов:

Несколько возможных вариантов аукциона:

Заканчиваю направленным выделением понятий для аукциона:

А какой последний ароморфоз произошел, на ваш взгляд, в истории развития органического мира?

- Появление Человека (вида Homo sapiens).

  • Принимаются по методу “мозгового штурма” аргументы и делается заключение, что это вид, самый высокий по уровню организации.
  • Значит Мы –это результат эволюции?

III этап - выход на проблему урока.

Но ведь есть разные гипотезы о происхождении Человека.

Каждый из вас имеет право быть сторонником одной из этих гипотез. Но я призываю Вас к рациональному мышлению, т.е. будем полагаться не на “откровения свыше”, а на свои собственные знания, наблюдения и умозаключения.

Если мы предпримем попытку доказать, что человек - результат эволюции органического мира, то я предлагаю Вам сделать это самим, с моей помощью, конечно, используя уже известную систему понятий, которые рассматривались в начале урока.

Если мы докажем, что все основные закономерности, характерные для эволюции встречаются и приложимы к роду Homo sapienst, то докажем, что Человек - существо эволюционирующее и сможем найти его место в системе живой природы на Земле.

Записываем на доске число и тему урока и вместе с преподавателем в тетради работаем над созданием схемы доказательства (решения проблемы).

А теперь проклассифицируем Человека, используя современную систему живых организмов:

Систематика (с использованием таблицы классификации живых организмов)

Давайте проанализируем наши записи в тетради (схему) и сделаем выводы?

На основе своих знаний, наблюдений и умозаключений мы попытались получить ответ на вопрос: "Кто мы есть?". Попробуйте дома еще раз проанализировать нашу схему, ответить сами на этот вопрос (Д/з), и на те вопросы, которые у нас появились в схеме в четвертой колонке.

IV этап - итоги урока и выводы.

Итоги урока - аттестация (за выигранные аукционы, оригинальные логические выкладки, за активное участие и правильные ответы).

На первый взгляд, мы - люди, такие непохожие ни на кого, а сейчас, после нашего исследования мы уже несколько по-другому на себя смотрим. Но если мы уж водрузили человека как венец на “древо эволюции”, то какой он путь прошел? Как изменялась среда и как возник новый вид Homo sapiens.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Место человека в системе органического мира"

К настоящему времени общепризнано происхождение человека из животного мира. Ближе всего к человеку находится семейство человекообразных обезьян. (шимпанзе, гориллы и орангутаны).




О родстве человека и животных свидетельствуют многочисленные факты сходства их внешнего и внутреннего строения, наличие рудиментов, атавизмов и палеонтологические находки. Обнаружены многочисленные ископаемые останки предков человека.

Рудиментыэто органы, которые функционировали у наших предков, но затем утратили своё значение. У человека насчитывается более 100 рудиментов. К ним относятся: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), третье веко, участки волосяного покрова на теле, которые уже не могут защитить от холода. Слепая кишка человека имеет небольшой червеобразный отросток – аппендикс.


У грызунов и травоядных животных он активно участвует в пищеварении, способствуя перевариванию грубой растительной пищи. В жизнедеятельности организма современного человека аппендикс эту функцию утратил. Сохранились у человека и мышцы, позволяющие двигать ушами. Только мышцы есть у всех, а управлять ими могут только некоторые люди.

Иногда рождаются люди, имеющие признаки обычные для других животных, но не характерные для человека. Известны случаи рождения детей с хвостами, многочисленными сосками, с выраженным оволосенением лица и больших поверхностей тела. Это атавизмы – свойства и признаки далёких предков, которые так же, как и рудименты, утрачены в процессе эволюции. Их появление объясняется нарушениями эмбрионального развития. Атавизмы встречаются очень редко у отдельных людей.


Важным свидетельством происхождения человека от животных служит сходство эмбрионального развития. Зародыш человека схож с зародышами других животных. Так же, как у зародыша рыб, у него закладываются жаберные щели; как у яйцекладущих млекопитающих, имеется клоака; на ранних стадиях развития есть хвостовой отдел.


Систематическое положение человека среди животных определяется по ряду признаков.

Положение человека в системе животного мира:

род — человек (хомо),

вид — Человек разумный (Хомо сапиенс).

Доказательства такой сложной родословной

У человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней – нервная трубка, а под ней – кишечная трубка, имеются жаберные щели, сердце развивается на брюшной стороне. Все эти признаки характерны для представителей типа хордовых.

Как и все представители подтипа позвоночных, человек имеет внутренний скелет, основу которого составляет позвоночник.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, кровеносная система замкнутая.

Как представитель класса млекопитающих человек имеет:

1. Грудобрюшную перегородкудиафрагму, участвующую в дыхании. Она разделяет полость тела на грудную и брюшную части.

2. Сердце четырёхкамерное, хорошо развита кора головного мозга.

3. У млекопитающих и человека лёгкие имеют многочисленные воздухоносные ходы, заканчивающиеся альвеолами.

4. В коже располагаются млечные, сальные и потовые железы.

5. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

6. Тело имеет постоянную температуру.

7. Зародыш развивается внутриутробно. Женские особи вынашивают плод в матке. Вначале развития плод связан с организмом матери через слизистую оболочку матки, а затем – через плаценту.

8. Характерно живорождение и вскармливание потомства молоком.

По ряду признаков человек ближе всего стоит к существующим в наше время человекообразным обезьянам.

Черты сходства человека и приматов:


1. Они имеют конечности хватательного типа; большой палец руки противопоставлен всем остальным; на пальцах находятся плоские ногти, а не когти.

2. Происходит редукция хвостового отдела позвоночника.

3. Очень близки такие показатели, как биохимический состав крови, структура ДНК и белков. Учёные доказали, что ДНК человека на 99% совпадает с ДНК шимпанзе. Кроме того, шимпанзе и гориллы болеют многими человеческими болезнями (туберкулёз, СПИД и грипп).

4. Сходно внешнее строение: мимика, короткое туловище и длинные ноги, сходное строение ушной раковины, наружного носа и верхней губы.


Помимо большого сходства человека с человекообразными обезьянами ему присущи и видовые признаки Человека разумного, которые отличают его от животных.

Отличительные признаки Человека разумного от других млекопитающих:

1. Вид Человек разумный (Хомо сапиенс) характеризуется хорошо развитым головным мозгом. Его масса втрое больше, чем у гориллы, хотя горилла в три раза тяжелее человека.


2. Кора переднего мозга имеет множество борозд и извилин. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появляется сознание и речь.

3. В скелете черепа человека мозговой отдел заметно преобладает над лицевым в примерном соотношении четыре к одному, в то время как для приматов характерно обратное соотношение.

4. Нижняя челюсть Человека разумного подковообразная, с выступающим подбородком. Это связано с развитием речевой деятельности и мускулатуры языка.

Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в расположении внутренних органов, строении мозга, мышц и скелета.

5. Таз человека имеет форму чаши, грудная клетка широкая.

6. Позвоночный столб приобрёл четыре изгиба, которые служат для сохранения равновесия при движении. Они смягчают толчки при ходьбе, беге и прыжках. У животных таких изгибов нет.

7. Череп человека насажен на позвоночный столб сверху, а не привешен к нему спереди, как у обезьяны.

8. Пальцы ног у человека стали короче, появился свод стопы.

9. Мускулатура нижних конечностей в связи с прямохождением стала более мощной, а кости — массивными.

10. Ноги утратили хватательную функцию и приобрели опорную. У обезьян хватательную функцию сохранили и ноги, и руки.

11. Каждый палец кисти человека обладает значительно большей самостоятельностью, чем у обезьян.


Всё перечисленное подтверждает биологическое единство человека и обезьян и в то же время демонстрирует явные отличия между ними. Основной причиной различий служит то обстоятельство, что человек появился в результате не только биологической, но и социальной эволюции. Чем дальше движется человечество по пути своего развития, тем большее значение приобретает опыт предыдущих поколений. Человек получает его в процессе жизни – через знания, духовные и культурные ценности.

Читайте также: