Конспект урока фонетика и орфография

Обновлено: 03.07.2024

Загрузить презентацию (107 кБ)

Цели:

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

На доске представлен план урока :

А. Фонетика

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор

Б. Орфоэпия

  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]

  • А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
  3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц - [рц], лнц - [нц], нтг - [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

Вариант 2.

Г) гроздь – горсть;

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

средства для детства

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.

Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

ВложениеРазмер
6_urok.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 6 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

ТЕМА: Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

• повторить основные фонетические понятия;

• отработать навык фонетического разбора;

• продолжить работу по овладению орфографическими навыками;

• р/р. Уметь составлять план текста.

1. Организационный момент

Добрый день! Рада приветствовать тебя на нашем уроке.

2. Проверка домашнего задания

Дома ты должен был, используя фразеологизмы, написать небольшое сочинение о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера. Давай посмотрим, что у тебя получилось. Прочитай своё сочинение.

3. Беседа по вопросам параграфа 4 (с.10) с анализом упражнения 17

-Молодец. Теперь давай перейдем к теме нашего урока. Ответь на вопросы:

— Что изучает фонетика?

— Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные (из упражнения 17).

— Почему в стихотворении одни и те же буквы могут обозначать разные звуки? Какие буквы и при каких условиях дают два звука?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько гласных звуков?

— Охарактеризуйте звук [й].

4. Повторение темы

Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?

Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.

А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели. Что перед ними живые грациозные Белки.

Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа появился АтлАс, вместо Капель-КапЕль, вместо Муки – МукА…

Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

- Давайте и мы будем относиться к ударению с уважением, правильно расставляя его в словах: ГазопровОд, партЕр, звонИт, щавЕль, алфавИт, красИвее, положИл, шофЕр, киломЕтр, докумЕнт, срЕдства, тЕфтели, квартАл.

Задание 1 . Прочитайте слова ,расположив их в алфавитном порядке.

Астрономия, русский язык, география, английский язык, трудовое обучение, геометрия, физика, музыка, алгебра, литература, физкультура, изобразительное искусство, французский язык, история, зоология, немецкий язык, экономика.

Задание 2. Спишите слова, сгруппировав их по одинаковым удвоенным согласным.

Какие слова подчёркнуты? (Словарные слова за 6 класс.)

Как обозначаются при фонетическом разборе удвоенные согласные?

Троллейбус, фотоаппарат, терраса, дрессировщик, бассейн, коллекция, иллюстрация, искусство, теннис, пассажир, миллиард, суббота, мировоззрение, грамматика, миллион, профессия, шоссе, иссиня-чёрный, телеграмма.

Задание 3. Упр.18. стр. 10

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания, обозначьте части слов с пропущенными буквами, выполните фонетический разбор выделенных слов.

Задание 4. Расставьте ударения в следующих словах

Газопровод, блесна, партер, звонит, ревень, цедра, алфавит, выстаивать, красивее, положил, шофёр, километр, случай, документ, средства.

Задание 5. Тестирование.

1. В каком слове количество звуков и букв совпадает:

2. В каком слове есть только твёрдые согласные:

3. В каком слове ударение падает на первый слог:

4. Это слово начинается с шипящего звука:

5. Это слово состоит из четырёх звуков:

6. Это слово состоит только из мягких согласных:

7. В этом слове три звука:

5. Подведение итогов урока

— Что называется фонетикой?

— Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными?

6. Домашнее задание

Повторить слова с удвоенными согласными, упр. 19 стр. 11, повторить слова с удвоенными согласными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

Урок 6 - 7 класс.


Фонетика. Фонетический разбор слова - урок 2

Урок 7 - 7 класс.


Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией.


ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА.

Познакомить с порядком фонетического разбора слова.


Урок по теме "Фонетический разбор слова"

Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова".


Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Фонетический разбор слова"

Презентация, которой можно привлечь внимание детей к изучению нового материала по русскому языку. В каждом слайде содержится познавательная информация по изучаемой теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фонетика и орфография

Цель: закрепить знания по фонетике; развивать орфографиче скую зоркость учеников; развивать навыки фонетического разбора, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный дик тант; задания по занимательной лингвистике.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

1. Подобрать синонимы к слову бежать. (Мчаться, лететь,
нестись и т. д.)

длань - ладонь, рука; выя - шея; паки - опять, сновав)

II . Проверка домашнего задания

Г. Упражнение 14.

Два человека у доски делают морфологический разбор слов на клоняюсь и двойного, двое других - фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.

2. Упражнение 15.

Читаем специальные слова (термины), например: русский язык - суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; литература - эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика - гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.

В это время два человека у доски записывают сложные пред ложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предло жений.

1. Беседа по вопросам (с. 9). Дополнительные вопросы:

- В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь
может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам,
переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)

Для сильных классов:

2. Фонетический разбор слов.

Сгореть - 2 слога Чувство - 2 слога

с - [з] - согл., звонк. ч - [ч] - согл., глух.

г - [г] - согл., звонк. у - [у] - гласи., уд.

о - [а] - гласи., безуд. в - [-]

Р ~ [р'] ~ согл., звонк. с - [с] - согл., глух.

е - [е] - гласи., уд. т - [т] - согл., глух.

т - [т'] - согл., глух. в - [в] - согл., звонк.

ь - [-] о - [а] - гласи., безуд.

(7 букв, 6 звуков) (7 букв, 6 звуков)

Напоминаем, что главное при фонетическом разборе - помнить, что нас интересуют прежде всего звуки, мы записываем то, что слышим.

3. Работа с упражнением 17.

Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подго товленный ученик).

Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Примеры:

1 -я строфа - в словах вода и пронзает первая буква о обозначает звук [а], а в словах светло, стекло последняя буква о обозначает звук [о]; в слове недвижнее буквы е обозначают звук [и]; а в слове глубине - звук [е].

2-я строфа - в словах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в словах березы и глубиной буква б обозначает звук [б'].

4-я строфа - в словах будто, вид буква д обозначает звук [т], а в словах древний, душе буква д обозначает звук [д].

Ответ на вопрос: по законам русской фонетики согласные в сла бой позиции (на конце слова й перед глухими согласными) оглу шаются - [вит], [хранит].

IV . Подготовленный диктант

Диктуем текст упражнения 16 (стихотворение Н. Заболоцкого). Задание: сделать фонетический разбор слов лениться (1 вари ант) и поблажку (2 вариант). Справка:

лениться - 3 слога поблажку - 3 слога

л - [л'] - согл., звонк. п - [п] - согл., глух.

е - [и] - гласи., безуд. о - [а] - гласи., безуд.

н - [н'] - согл., звонк. б - [б] - согл., звонк.

и - [и] - гласи., уд. л - [л] - согл., звонк.

т - [т] - согл., глух. а - [а] - гласи., уд.

ь - [-] ж - [ш] - согл., глух.

с - [с] - согл., глух. к - [к] - согл., глух.

я - [а] - гласи., безуд. у - [у] - гласи., безуд.

(8 букв, 7 звуков) (8 букв, 8 звуков)

Домашнее задание

2. Упражнения 18, 19.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

1. Рассказать русский алфавит, назвать количество гласных, согласных.

(На первый взгляд, задание элементарное, однако очевидно, что далеко не все ученики хорошо помнят алфавит. Подчеркнем необходимость четкого знания алфавита в повседневной жизни: в алфавитном списке приводятся названия различных объектов и фамилии в справочниках, слова в словарях и т. д.)

2. Подумайте, в чем особенность фразы.
Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю.
(В этой фразе представлены все буквы русского алфавита.)

Можно дать задание для желающих: придумать свою фразу, в которой были бы все буквы русского алфавита.

II . Проверка домашнего задания

1. Ответы на вопросы с. 10.

Комментарий. Орфография изучает правописание слов. Это слово - калька греческих слов: орфо - правильно, графо - пишу.

Выбор орфограмм-букв зависит от особенностей соседних глас ных и согласных звуков.

Например, в корнях с чередованием гласных е и и выбор зави сит от гласной после корня. Если после корня стоит суффикс -а- , в корне пишем и: выберу - выбирать, блестеть - блистать. Тоже относится к выбору гласных в корнях – кос кас-: коснуть ся - касаться.

В приставках на з - с выбор согласной зависит от следующего за приставкой звука. Если это гласный или звонкий согласный, пишем з, если глухой согласный, пишем с: разбить, изумительный, вос питание. Другие приставки не имеют вариантов и пишутся всегда одинаково: подписать, надбавка.

В сочетаниях со всегда мягкими согласными ч, щ не пишется ь: точка, мощный, закончить.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных выбор буквы после шипящих и ц зависит от качества гласного звука: если он ударный - пишем о, если безударный - пишем е: лучом, сердцем; большого, но большего.

Примеры слов, в которых есть расхождение между произноше нием и написанием: сделать [зд'елат'], лестница [л'есн'ица], оча рование [ачираван'ийе], медлительно [м'идл'ит'илна], лёд [л'от], встретиться [фстр'ет'ица], ёж [йош] и т. д.

2. Проверка упражнений 18 и 19.

По цепочке проверяем слова с орфограммами, указываем слова, употребленные в переносном значении. В это время трое учеников выполняют у доски фонетический разбор слов ярким); четвертый делает схему 3-го предложения из упражне ния 19.

III . Работа с учебником

1. Упражнение 20 выполняем по вариантам с последующей взаи мопроверкой: нечетные слова - 1-й вариант, четные - 2-й вариант.

2. Чтение и разбор текстов упражнения 21.
Вариант краткого пересказа второго текста:

Издаваемые нами звуки - это звуки речи, с ними связано опре деленное значение. Для человеческой речи важны звуки, которые различают слова, несут какой-то смысл. Значение слова изменится и вас неправильно поймут, если хотя бы один из звуков заменить.

Перелистаем страницы учебника. Обратим на фамилии авторов: по учебникам, написанными этими авторами, учится уже несколько поколений, учебник выдержал более двадцати изменений. Рассмотрим условные обозначения на с. 2, а также те, которые вынесены на форзацы. Бегло ознакомимся с содержанием ученика: поймем, что нам предстоит изучать и закрепить. Обязательно просмотрим приложение. В нем находятся подсказки: как сделать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать отдельные слова, помещенные в тексте учебника в рамки.

Проверим упражнение 5: ученики по очереди читают предложения, объясняя правописание слов и пунктуацию.

1. Вопросы на повторение теории фонетики.

Назовите самую малую единицу языка (Звук)

Какой раздел лингвистики изучает звуки речи? (Фонетика)

На какие группы делятся звуки речи? (гласные/согласные, ударные/безударные, глухие/звонкие, твердые/мягкие).

В чем различие между звуками и буквами? (Буквы – это знаки, графически изображающие звуки, подобно тому, как цифры – это знаки, с помощью которых изображаются числа).

Сколько звуков в русском языке (количество звуков подсчитать невозможно)

Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я? (эти буквы состоят из двух звуков)

2. Практические задания.

Решим несколько фонетических задач. (в сильных классах задания готовят ученики.)

Сделать фонетический разбор слов счастье, дождь, чувство, сберечь.

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов: лёд, торг, лес, лещ, куль.

3.Объяснительный словарный диктант:

Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъемка, вечный, невтерпеж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.

Дополнительное задание: подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.

В чем заключается необычность стихотворения В.Я.Брюсова?

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

III . Домашнее задание

Вспомните, по какому принципу выбираются буквы О и Е после шипящих и Ц. Составьте предложения со словами, подчиняющимися этому правилу, или составьте словарный диктант из 15-20 слов или словосочетаний

Читайте также: