Лингвистический анализ текста 5 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цели:
-способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;
-обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;
-воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Задачи:
-раскрыть сущностные характеристики творческой активности учащихся;
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
-максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка;
-помочь личности самореализоваться, познать себя.

Ход урока.

III. Лингвистическая работа над текстом:
1.Расставьте знаки препинания в тексте.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

2.Сделайте синтаксический разбор предложения:
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.( Простое, двусоставное, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми) I- =и =I.

3.Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

4.Выписать однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

5.Сделать морфемный разбор слов:
калушаточки, усяпала, трямкают

6.Найдите в тексте и назовите
1 ряд - имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
2ряд – глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
3 ряд – имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.

IV.Практическая работа над текстом. Свободное сочинительство на лингвистической основе.
1.Беседа по вопросам:
-Ребята, о ком этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их по схеме(устно):
Форма, масса, характер;
- Как переведете название сказки?
( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)

3.Заслушиваем тексты.

V.Выводы:
-Ребята! Можно ли, не зная лексического значения слова, определить грамматические средства языка?(да)
- А можно ли думать без слов?(нет)
-Возможно ли заучить слова и узнать язык?(нет)
-Какой же вывод нужно сделать?
Все, что люди создают в мире , действительно, человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное.
Учитель: Сегодня на уроке мне хотелось не научить вас языкознанию, а заставить задуматься, попробовать по-новому отнестись к языку, прислушиваться к речи окружающих и своей,понаблюдать за языком.

VI.Домашнее задание:
Переведите текст и сделайте грамматические задания:

- воспитывать внимательное отношение к слову, бережное отношение к окружающей природе.

Распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор.

I. Организация начала занятия, постановка целей занятия.

II. Разминка (по материалам текста):

- найти начальную форму: тяжела (тяжелый)

(выбросить, II спр. → И) (выбрасывать, I спр. → Е);

- определить разницу в значении и написании слов:

«множество деревьев, растущих

лесник, лесной, лесок

- назовите виды омонимов – омоформы (совпадают только в одной форме);

- в каком слове звуков больше, чем букв: гарью (5 б, 5 зв.)

- найти лишнее: неподвижно

ненасытно (без НЕ не употребляется)

- разбор словосочетания пил ненасытно.

III. Работа по теме урока.

Задачи: путем анализа текста, его лексических, словообразовательных, синтаксических особенностей определить основную мысль текста.

1) чтение теста учителем ( первой части):

Лес и город. Город и лес. Разные порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

- определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

- что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)

- можете ли вы сразу определить основную мысль текста? С какой целью его создал автор? (сразу это сделать нельзя).

- кто является героем произведения? ( город и лес). Обратимся к ним. Наша задача – определить, при помощи каких языковых и изобразительных средств автор создает главные образы.

- скажите, что можно увидеть сразу – признаки предметов или действия предмета? ( образы созданы с умелым сочетанием разных аспектов описания предметов).

А) работа над лексическими особенностями текста:

По мере анализа текста заполняется таблица, определяются изобразительные средства (все воспроизводится на экране).

II. Ребята, тема сегодняшнего урока – лингвистическая работа над текстом Сергея Викторовича Покровского.

Вся привлекательность земли

заключена в животном и растительном мире.

И тот и другой мир изучены нами

почти в совершенстве,

но всегда от соприкосновения с ними

остается ощущение загадки…

К.Г. Паустовский (1892-1968) – русский писатель, автор произведений о природе.

А вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас ЗАГАДКА?

III. Вспомним основные понятия, необходимые нам на уроках развития речи.

IV. Знакомство с текстом.

1. Докажем, что это текст.

Текст - это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

2. Определи тему и основную мысль текста.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заглавии.

Тема. Медведица с медвежатами.

Основная мысль теста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Основная мысль. Медведица готова оградить детенышей от опасности.

3. Озаглавить текст.

Медведица с медвежатами.

4. Микротема (подтема) - это часть одной общей темы.

5. Выделим абзацы.

6. Составим цитатный план.

1) Медведи спят все зиму.

2) Рождение медвежат.

3) Обучение малышей.

4) Медведица готова огородить детенышей от опасности.

Мы доказали, что перед нами текст ?

V. Определим стиль текста.

VI. Сопоставим с другими тексами. К какому стилю их можно отнести?

VII. Расставьте недостающие знаки препинания.

VIII. Синтаксический разбор предложения.

Медвежата собирают сухие ягоды, роются в гнилых пнях.

Работа в группах

IX. Подберите синонимы к слову противник. Антонимы. (1 группа)

X. А как в тексте заменяются слова медведица, медвежата? (2 группа)

XI. Найдите лексическое значение слов РЫХЛЫМИ и КОСМАТОЙ. (3 и 4 группы)

XII. Найдите в тексте слово с чередующимися гласными в корне. РАСТЕНИЙ. (5 группа)

XIII. Выпишите из текста слова с буквой о – е после шипящих в корне и в суффиксе. (6 группа)

Шерстку – шерсть, жучок, червячок.

XIV. Найдите в тексте однокоренные слова.

Медведи, медвежата, медведица.

Произведите их морфемный разбор. На что указывают суффиксы этих слов?

XV. Найдите в тексте слова с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний в корне.

В середине – среди,

от холода – прохлада,

головой – глава,

по сторонам – страна,

оградить – город.

Какие сочетания характерны для старославянизмов, а какие соответствуют русским?

XVI. Найдите в тексте и назовите.

1 ряд – имена прилагательные;

3 ряд – имена существительные.

XVII. Вопросы учителя.

· Ребята, напомните мне, пожалуйста, каков стиль этого текста? Художественный.

· Какова цель художественного текста?

Воздействие на читателя с помощью художественных образов.

· Какие художественные образы создает С. Покровский?

Образ медведицы, образ медвежат.

· Какие эмоционально - оценочные слова помогают автору?

Медвежата – маленькие, беззащитные.

Медведица – заботливая, любящая мать.

XVIII. Возвращаясь к эпиграфу, повторю свой вопрос.

Вы согласны с мнением Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадочен?

Надо уметь наблюдать за животными, растениями, явлениями природы и, конечно же, бережно относится ко всему, что нас окружает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи способствует обучению лингвистическому и содержательному анализу текста, развивать творческие возможности учащихся.

Цель деятельности учителя. Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить, соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; помочь понять идею и композицию текста, роль художественной детали; развивать творческие возможности; воспитывать
уважительное отношение к родному языку.

Тип урока. Урок развития речи.

Планируемые образовательные результаты.

- предметные: (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного.

- метапредметные: (компоненты культурно – компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка, как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Методы и формы обучения. Наблюдение над языком; деятельностно – практический; индивидуальная, коллективная.

Наглядно – демонстрационный материал. Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия. Приемы пересказа текста, микротемы, переносное значение слова, ключевые слова, тема, идея текста, грамматическая основа.

Тип урока: развитие речи.

Активизация внимания учащихся.

- Прослушайте аудиозапись. Из какого она мультфильма? О каком времени года идет речь?

Трое из Простоквашино (аудиозапись) Зима.

- С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)

Актуализация знаний

Литературная минутка Дети читают стихи.

Зимний вернисаж Иллюстрации детей

Объявление темы урока. (учителем)

МИР Участники групп называют глаголы-действия на буквы слова МИР:
1 группа - М-мыслить, мечтать,
2 группа И- интересоваться, играть, изучать,
3 группа Р –развиваться, работать, рассуждать.

Постановка учениками целей, задач урока.

Работа с эпиграфом.

Нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании,

чего нельзя было бы передать

русским словом.

К.Г. Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский - классик отечественной литературы. Он был уверен, что книги "следует писать только до тех пор, пока автор может говорить правду". И этому принципу он следовал всю свою творческую жизнь. Писатель обладал редкостным талантом - способностью подмечать то, что ускользает от "ленивых человеческих глаз". Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка кричать так, будто у неё отняли птенца? Он заражает читателя восхищением природой, раскрывает простые, казалось бы, истины.

Расскажите, что вы знаете о Паустовском.

Выступление ученика: Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать - дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

Выступление ученика: Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.

Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале "Огни". С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

Выступление ученика: Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. Часто вместе с Паустовским путешествовал его Рувим Исаевич Фраерман. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

Сегодня мы будем работать с текстом. Давайте вспомним, что мы знаем о тексте.

А сейчас послушайте текст Константина Паустовского Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

В) Беседа по прослушанному тексту.

1. Понравился вам рассказ?

2. Определите тип речи и стиль этого текста и докажите свое мнение.

ТИП---Повествование, в которое включены элементы описания.

Стиль---- Художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

- От какого лица ведется повествование?

- Какое странное ощущение было у героя?

- Почему рассказчик называет тишину необыкновенной?

- Какие действия совершает рассказчик?

- Как автор описывает ночное небо? Оно какое?

- Кто нарушил необыкновенную тишину?

- С чем автор сравнивает снег, падающий с ветки клёна?

- С кем автор сравнивает землю?

Г) Составление примерного плана будущего изложения.

- На сколько частей мы можем разделить данный текст?

- Озаглавим каждый абзац, т. е. составим план

Примерный план:

1. Странное ощущение.

3. За стеклами все было снежно и безмолвно.

4. Большая серая птица на ветке клёна.

5. Земля , похожая на застенчивую невесту.

Задание 1. К данным существительным выпишите из текста прилагательные, назовите эпитеты.

Свет - белый и ровный (Э)

Было - снежно и безмолвно (Э)

В небе - туманном (Э)

Высота - головокружительная (Э)

Луна - одинокая (Э)

Круг - желтоватый (Э)

Птица - большая серая Дождь - стеклянный (Э) Земля - нарядная (Э)Невеста - застенчивая (Э)

Задание 2. Выпишите слова и словосочетания, употребленные в переносном значении.

Мертвая тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. Свет наполнял комнату. Стояла одинокая луна. Снег, как стеклянный дождь (сравнение),. Земля, как застенчивая невеста (сравнение).

Войти через uID

Кто в первый раз увидит перед собой безбрежное море, тот, без сомнения, будет поражен этим величественнейшим явлением земного шара. Хорошо оно, когда, отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей, как зеркало, поверхностью. Оно кажется тогда беспредельным и сходится вдали с небом, так что глаз не различает, где оканчивается вода и начинается небо. Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами, набегают с шумом на скалистый берег, как будто хотят вскочить на него; но, отпрянув назад от твердого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая свое место другим. Весело смотреть, когда разыграется, расходится море; весело слушать его грозный говор, но только весело тогда, когда стоишь на высокой и твердой скале и знаешь, что, бушуй оно сколько хочет, до тебя не дохватит. Но должно очень свыкнуться с морем, чтобы наслаждаться этой неумолкающей игрой волн, стоя на палубе корабля, когда его кидает то вверх, то вниз, словно легкую щепку.
Но и без ветра два раза в день высоко подымается море, заливая далеко отлогие берега, и два раза в день опускается снова, открывая далеко отлогое, мелкое дно и оставляя на берегу песок, небольшие камни, раковины, множество морских животных и растений. Это постоянное движение моря называется приливом и отливом. В небольших морях, далеко вдавшихся в середину суши, приливы и отливы бывают малы, а часто и вовсе незаметны, но в открытом океане они очень сильны.
Бури – когда сильный ветер страшно волнует поверхность моря – самые опасные враги мореходцев. Если корабль находится в открытом море, вдали от берегов, то искусный капитан легко может его спасти и в самую сильную бурю; но когда корабль застигнут бурей вблизи от берега, да еще такого берега, возле которого есть мели и подводные камни, тогда он легко может разбиться об эти камни или сесть на мель. Когда начинается буря, то все отверстия на корабле, люки, плотно запирают, чтобы волны не могли пробраться в середину корабля. Матросы лезут по веревочным лестницам и проворно убирают паруса: и без парусов ветер слишком сильно упирает в корабль и бросает его во все стороны. Матросу не в диковинку, если соленая вода окатит его с головы до ног; корабль кидает, как мячик, а матрос бегает по палубе, как по неподвижному полу, и с быстротой и цепкостью белки карабкается по веревкам. Если ветер уже слишком силен, то иногда приходится даже рубить мачты, чтобы дать ветру как можно меньше упору. Без мачт и парусов корабль, впрочем, как птица без крыльев: несется по морю, куда угодно ветру, и может легко нестись на скалу или на мель.

I. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Определение лексического значения слов.

Учитель. Скажите, что мы называем этими словами: море, вода, корабль, палуба, соль, водоросли, течение, матрос, жемчуг, лот, акула? (Ответы детей (они должны быть полными): водоем, жидкость, судно, часть судна, минерал, растения, движение воды, звание, драгоценный камень, прибор для измерения глубины, рыба.)

2. Поиск синонимов.

3. Поиск антонимов.

– Замените следующие слова антонимами: сомнение; гладкая поверхность, гладкий ответ; волны набегают, стон моря, жалобные звуки, прилив. (Ответы детей: уверенность; шершавая, безошибочный; приливают, рев, грозные, отлив.)
Задание, формирующее представление, что не все слова могут иметь антонимы.
А можно ли подобрать слово с противоположным значением к слову море? (Нет.)

4. Различение прямого и переносного значений слов.

– Сравните выражения стон волн и стон больного. В каком из них говорится о настоящем стоне? (Стон больного.)
– А почему шум волн назван стоном? (Он похож на звуки, которые издает больной.)
– Слово стон употреблено в переносном значении.

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Вычленение грамматических основ.

1) Морские течения и потоки очень полезны для мореплавания.
2) Они проворно лезут по веревочным лестницам и убирают паруса.
3) Во время бури все люки на корабле плотно запирают.
4) Слушать грозный говор разыгравшегося моря весело.
5) Представьте себе огромную разрушительную силу этой бури.

(Ответы детей:
1) Течения и потоки полезны.
2) Они лезут и убирают.
3) Запирают. –
Есть только сказуемое; подлежащие они, матросы, мореплаватели остались в предыдущих предложениях.
4) Слушать весело.
5) Представьте себе.
– Есть только сказуемое; подлежащее вы подразумевается.)

– Найдите основу или основы в предложении Постройка и вооружение такого судна стоят очень недешево. (Постройка и вооружение стоят.)
– Найдите основу или основы в другом предложении. Постройка такого судна длится долго, а вооружение стоит очень дорого. (Возможный ответ детей: Постройка длится.)
– А больше ни о ком или ни о чем не сказано? (О вооружении.)
– А что говорится о вооружении? (Вооружение стоит.)
– Повторите хором главные слова в этом предложении. (Постройка длится, вооружение стоит.)
Если будут ответы типа Постройка и вооружение стоят, Постройка длится и стоит, Постройка и вооружение стоят, необходимо повторить данное предложение и указать, что слов стоят, длятся в нем нет.
– Скажите, сколько мыслей выражено в первом предложении Постройка и вооружение такого огромного судна стоят очень недешево? Во втором Постройка такого судна длится долго, а вооружение стоит очень дорого? (Одна. Две.)
– Предложение, в котором выражена одна мысль, называется простым, а предложение, в котором выражены две и более мыслей, называется сложным. Какое предложение называется простым? Сложным? (Простое предложение – это то, в котором одна мысль. Сложное – то, в котором две и более мыслей.)

2. Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

Работа с предложением, написанным на бумажной ленте, выданной каждому учащемуся.

1) Перестановка слов в данном предложении.

– Прочитайте хором предложение, написанное на бумажной ленте. (Эти жители часто могут нырять на морское дно за жемчугом.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
– Разорвите его на слова и посчитайте их. (10.)
– Разложите слова в другом порядке. (Издавна привыкли эти жители нырять за жемчугом на морское дно.)

2) Нахождение грамматической основы.

3) Определение смысловых связей между второстепенными членами.

(Жители (какие?) эти.
Могут нырять (как?) часто.
Могут нырять (куда?) на дно.
На дно (какое?) морское.
Могут нырять (за чем?) за жемчугом.)

Необходимо предупредить ошибочную связь имен прилагательных – названий признаков предметов – с глаголами – названиями действий (могут нырять на морское), объяснив, что не ясно, что значит морское. Можно предложить ученикам найти промежуточное слово – название предмета, способное согласоваться с именем прилагательным.
Важно учить детей находить слова, употребляющиеся с предлогами, но в предложении удаленные от них, разделенные словами (здесь на морское дно – слово на относится к слову дно).
И, кроме того, необходимо предостеречь детей от употребления предлогов с именами прилагательными (На дно (на какое?) на морское).
– К какому слову относится слово на, какое слово не может обойтись без этого служебного слова? (Имя существительное дно.)
– Исправьте фразу На дно на морское. Задайте вопрос к слову морское. (На дно (какое?) морское.)

4) Распространение предложения.





3. Нахождение словосочетаний внутри предложений, формирование видения главных и зависимых слов.

1) Поиск зависимых слов.

На доске схема (см. рис. 3).

Учитель читает не очень длинное предложение, которое дети могут легко запомнить.
Дельфины забавляют мореходцев своими играми.
Затем учитель произносит слово, имеющее при себе одно зависимое или зависимые слова. Это слово не вписывается в прямоугольник, как раньше, а удерживается в памяти и обозначается точкой, чтобы дети видели, что вопрос нужно задать от этого слова.
– В прямоугольнике слово забавляют, но я его писать не буду, вы должны запомнить его, держать в голове. Вместо него в прямоугольнике точка. Догадайтесь, какое слово или какие слова относятся к слову забавляют. Докажите связь вопросом.
Придется не раз поправлять детей, так как они могут не сразу осознать, что слово забавляют главное и оно должно произноситься первым, а зависимое – вторым, то есть скажут дельфины забавляют, а не забавляют дельфины и т.д. (Забавляют (кто?) дельфины. Забавляют (кого?) мореходцев. Забавляют (чем?) играми.)
– В прямоугольнике слово дельфины. Найдите зависимое от него слово, свяжите вопросом. (Дельфины (что делают?) забавляют.)
– В прямоугольнике слово играми. (Играми (чьими?) своими.)

2) Поиск главных слов.

На доске схема (рис. 4).

Работа аналогична предыдущей. Дети запоминают предложение.
Приливы оставляют на берегу всевозможные раковины .
– Возьмем слово оставляют. Какие слова от него зависят? (Оставляют (где? на чем?) на берегу.)
Опять большое внимание нужно уделить порядку слов: главное произносится первым, зависимое – вторым.
Затем учитель, указывая на точку, просит назвать другие зависимые от него слова, стараясь не отвлекать детей лишними комментариями и не мешать им удерживать в памяти предложение.
Оставляют. (Оставляют (что?) раковины.)
Раковины. (Раковины (какие?) всевозможные.)

III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1) Нахождение имен существительных.

2) Нахождение имен прилагательных.

3) Нахождение имен числительных.

4) Нахождение местоимений.

5) Нахождение глаголов.

6) Нахождение наречий.

7) Нахождение служебных слов.



IV. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1. Различение формообразования (или формоизменения) и словоизменения.

– Я буду произносить пары слов, а вы должны определить, что в словах изменилось – смысл или форма: море – моря; море – морюшко; море – морские; морские – морской; море – приморье. (Ответы детей: форма, смысл, смысл, форма, смысл.)
– Измените форму слов буря, штормовой, дует; измените смысл слов: матрос, прилив. (Ответы детей: бури, штормовые, дуют; матросский, приливает.)

2. Нахождение окончаний в каждом слове предложения, взятого для синтаксического анализа:

Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.
– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
– Найдите окончания в каждом слове предложения (рис. 6).

Жители – житель: -и.
Дно – дна: -о.
Жемчугом – жемчуг: -ом.
Морское – морские: -ое.
Ценным – ценная: -ым.
Дорогим – дорогая: -им.
Эти – эта: -и.
Могут – может: -ут.
Нырять: окончание неопределенной формы -ть.

В старшей школе оно считается формообразующим суффиксом, и найти его можно, сопоставив с формой прошедшего времени: нырять – нырял.

Часто, на, за окончаний не имеют.



3. Морфемный анализ данного слова.

– В словах жемчужный и жемчуг корень встречается в двух видах – жемчуж- и жемчуг-. Здесь г чередуется с ж. Такое поочередное употребление звуков называется чередованием.
Явление чередования звуков – следствие развития нашего языка, следствие изменений в фонетической системе. Чередование звуков – типичное явление. Нужно почаще напоминать детям о чередовании, учить их видеть чередование при разборе слова:
при делении слова на фонемы:
(цвет-очн-ый , а не цвет-оч-н-ый, где ч//к;
заж-жет
, а не за-жж-ет, где ж//г);
при подборе проверочных слов. Знание типичных случаев чередования поможет увидеть родство несхожих слов:
(кольчуга – кольца, где ч//ц;
перчатки – перст
, где ч//ст).

4. Подбор одноморфемных слов.

– Придумайте однокоренные слова к слову жемчужные. (Жемчужина, жемчужница, жемчуг.)
– Придумайте односуффиксные слова. Слова с суффиксом -н-, образованные от существительных, являются прилагательными и указывают на признаки предметов. (Радостный, грустная, славный.)
– Можно ли сказать, что приставки и суффиксы имеют значение? (Да.)
– Теперь при формулировании определений этих частей слова мы будем употреблять слово значимые. Назовите слова, имеющие то же окончание, что и слово жемчужные. (Зеленые, грязные, безопасные.)

V. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Хоровое вычленение звуков в словах.

– Вслушайтесь в произношение следующих слов и разделите их на звуки: берег, корабли, отлив, червяк, ветер, жемчуг. (Ответы детей:
[б’эр’ик][карабл’и] [атл’иф] [чирв’ак] [в’эт’ир] [жэмчук].)

2. Индивидуальное деление слов на звуки.

3. Выполнение звукового разбора слова.

– Произнесите слово житель. Вслушайтесь в произносимые звуки. Разделите слово на слоги. ([жы-т’ил’].)
– Разделите слово на отдельные звуки. ([жыт’ил’].)
– Изобразите звуковую схему и охарактеризуйте каждый звук.

([ж] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой ж (жэ);
[ы] – гласный, ударный, обозначен буквой и (и);
[т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой т (тэ);
[и] – гласный, безударный, обозначен буквой е (jэ);
[л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквами л (эль) и ь (мягкий знак).)

– Посчитайте количество звуков и букв. Одинаково ли оно? Почему? (5 звуков и 6 букв. Нет. Звук [л’] обозначен двумя буквами.)
– Есть ли в слове буквы, не соответствующие звукам? (Есть: звук [ы], а буква и; звук [и], а буква е.)
– Подчеркните их. Попробуйте объяснить это различие: почему говорится так, а пишется по-другому? (Сочетание жи, ши пишется с буквой и; букву е в суффиксе нужно запомнить.)
– Раньше звуки [ж], [ш] были мягкими: [ж’], [ш’]. И после них слышался звук [и]. Это написание осталось до сих пор.
В словах житель, учитель, строитель пишется суффикс -тель-. Его написание нужно запомнить.

Читайте также: