Ф и тютчев еще земли печален вид как неожиданно и ярко конспект

Обновлено: 05.07.2024

Приглашаю Вас в литературную гостиную. Наша встреча посвящена изучению жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева.

2. Изучение нового материала.

У. Не было и нет на Руси мест где не жили бы знаменитые люди. Проедешь по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и поэтов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину Орловской губернии (Брянщину) в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, и будет нам о ком и о чем вам порассказать.

Своей жизнью и творчеством прославил отчий край Ф.И.Тютчев- классик русской поэзии 19 века.

- Кого мы называем классиками?

(Классик в русской литературе - автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.)

- Назовите русских классиков, чьи произведения вы читали.

(А.С. Пушкин, А.Майков, И.Никитин, В.Жуковский, И.А.Крылов, А.А.Фет).

У. На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. В простонародии “овстужками” называются связки верхних концов саней. Вероятно в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой делались эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, и потом селу название Овстуг. Здесь в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 5декабря 1803 года родился сын Федор. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.

Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места.

А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.

И нам чудесная поэзия Ф.И.Тютчева знакома с детства.

  • “Люблю грозу в начале мая”.
  • “Есть в осени первоначальной”.
  • “Еще в полях белеет снег”.
  • “Чародейкою зимою”.

3. Продолжение изучения нового материала.

У. Сегодня мы начнем листать страницы новой поэтической тетради.

Прочитайте ее название.

“Светлый край берез, моя Россия”.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Привет тебе народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!

- Как вы думаете, о чем стихи, помещенные в эту тетрадь? Почему вы так считаете?

У. Прочитайте самостоятельно обращение к читателям.

- О каких двух видах речи прочитали? (о прозаической и поэтической)

- Что характерно для прозаической речи? (это естественная речь)

- А что свойственно поэтическому языку?

(четкий ритм, лаконичность, наличие рифмы, передача чувства автора).

- Вспомним, что такое рифма. (рифма – это созвучие концов стихотворных строк).

- Строфа? (строфа - это часть стихотворения, объединяющаяся ритмически и по содержанию).

- Какие бывают строфы? (двустишие, четверостишие, трехстишие).

Что такое эпитеты? олицетворения?

У. Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа.

Мир в его глазах полон таинственности, загадочности.

Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”.

Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид”.

- Выделите непонятные слова.

- “колышет”- слегка мирно колыхаться.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

Чтение стихотворения вслух.

- Расставим логические ударения, паузы.

- Найдите эпитеты, олицетворения.

- О чем это стихотворение?

- Какие приметы весны вы замечали в природе?

У. Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? А у вас?

- Какие строки рифмуются?

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

У. Часто в картинах природы, рисуемых поэтом, резко проступают социальные мотивы. Недосягаемым образцом христианского смирения и долготерпения выступает в его творчестве полная страданий жизнь русского народа.

Чтение стихотворения “Эти бедные селенья”.

- Каково основное настроение поэта, переданное им в стихотворении? (размышления поэта о жизни русского народа)

- Какие особенности изображения пейзажа мы сможем выделить, анализируя стихотворение? (бедные селенья, смиренная нагота, скудная природа)

- Какие другие чувства выражены в стихотворении? (восхищение неброской красотой родной земли)

- Какие художественные средства выбирает поэт, чтобы передать в стихотворении мысли и чувства лирического героя? (эпитеты, олицетворения, метафоры)

  • “скудный” - недостаточный, убогий, бедный в каком-либо отношении. “долготерпенье” - большое терпение.
  • “иноплеменный” - принадлежащий к иному (другому) племени, народности.
  • “сквозит” - пропускать свет, просвечивать, виднеться.
  • “нагота” - состояние обнаженного, ничем не прикрытого тела.
  • “смиренной” - проникнутый смирением (отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле).
  • “удрученный” - подавленный, угнетенный чем-нибудь, выражающий подавленность.

Чтение стихотворения вслух.

- Найдите рифмы в стихотворении.

- Как они расположены? (1-3, 2-4).

У. А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:

“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”.

Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите его настроение.

- С каким настроением оно написано?

- О чем это стихотворение?

- Почему вы так решили?

- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.

- Какие эпитеты использует для этого?

- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?

- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?

- Что удивляет, восхищает поэта?

- Какая была радуга?

- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).

  • “воздвиглась” -(воздвигнуть)- соорудить, построить.
  • “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.
  • “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
  • “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
  • “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).
  • “всецело”- целиком, полностью.

Выразительное чтение стихотворения.

У. Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

4. Итог урока.

У. Встреча в литературной гостиной подходит к концу.

- Творчеству какого поэта была посвящена наша встреча?

Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихов изданы на многих языках мира.

Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг - взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев. И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.

5. Оценивание учащихся.

6. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворений, выучить по выбору наизусть одно из стихотворений.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели : познакомить с названием нового раздела; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, наблюдательность.

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- прогнозировать содержание раздела;

- читать вслух с постепенным переходом про себя;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

- развивать память, внимание, речь, творческие способности.

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических произведений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- развивать творческие способности каждого ученика.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, рабочая печатная тетрадь.

- Из глубокого колодца

- Солнце медленно встает

- Свет его на нас прольётся

- Луч его нам улыбнется

- Новый день оно начнет.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

Читают стихотворение и высказывают свои впечатления о прочитанном.

Дети читают слова:

- Прочитайте выделенные слова.

- Объясните значение слов.

- А теперь проверим кто из вас был прав.

“колышет”- слегка покачивает.

“редеющего”- уменьшается, становится редким.

“вонзить”- воткнуть острием.

“изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

“нега”- приятное состояние.

“всецело”- полностью, целиком.

Дети высказывают свои предположения по значению слов.

Читают значения слов по цепочке, сравнивают со своими ответами.

-Расшифруйте, что здесь написано.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?

- С чем познакомимся?

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

Высказывают свои предположения.

Знакомство с жизнью писателя.

- Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на странице 137.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык… (Ф.И.Тютчев)

Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

-Ответьте на вопросы:

1. В каком году родился писатель?

2. В какой семье родился поэт?

3. Где получил первоначальное образование?

4. Какой университет закончил?

5. Сколько лет провел за границей?

6. В каком году умер?

7. Сколько лет прожил поэт?

Выполните задание в тетради стр.40 задание 1, первая строка.

Откройте учебник на стр.138 и прочитайте название первого стихотворения, которое мы будем изучать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 06.11.2018

Учитель: Другова З.А.

Поэтическая тетрадь № 1 ( 8 ч)

Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить с новым разделом; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; формировать умение анализировать поэтический текст , развивать память, речь, мышление, наблюдательность

предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Ресурсы урока : портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, аудио-приложение к учебнику.

- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II .Мотивация учебной деятельности

— Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.)

-Сформулируйте задачи урока

III .. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

( Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

• Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

• Чтение стихотворения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

• Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

• Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

• Выразительное чтение стихотворения.

IV . Физкультминутка

V . Продолжение работы по теме урока

• История создания

• Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

• . Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

• Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

• Выразительное чтение стихотворения

VI . Рефлексия . Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?


- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II.Мотивация учебной деятельности

-Сформулируйте задачи урока

III.. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи заме­чательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образова­ние получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние ко­торого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Москов­ский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иност­ранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

•Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

•Чтение стихо­творения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

•Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

•Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

•Вырази­тельное чтение стихотворения.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

• История создания

•Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

•. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

•Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

•Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сего­дня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Тип урока : Урок открытия нового знания.

Цели урока : Познакомить с названием нового раздела; расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) : Предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Регулятивные УУД- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные УУД- анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные УУД - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные УУД- формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

Оборудование: презентация, выставка книг Ф. И. Тютчева, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Образовательные ресурсы: Учебник Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока,

время этапа Цель этапа Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые универсальные учебные действия

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Подготовка класса к работе.

-Давайте поздороваемся: -Добрый день!

И так у нас урок литературного чтения.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку 5!

- Желаю вам успехов на уроке. Ученики проговаривают слова

Обучающиеся садятся Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

-выражать положительное отношение к процессу познания.

-формирование умения слушать и слышать.

2. Речевая разминка

Включение в учебную деятельность -Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

Первую строчку произносит учитель, а вторую –ученики. (Слайд 2)

-На уроке будь старательным,

-Говори все чётко, внятно,

-Если хочешь отвечать,

-Если друг стал отвечать,

-Не спеши перебивать.

-Подними спокойно руку. Обучающиеся договаривают строки за учителем

-Будь спокойным и внимательным. Чтобы все было понятно,

-Надо руку поднимать,

-А помочь захочешь другу,

-умение слушать и говорить.

-формирование системы нравственных ценностей.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3 мин. Цель: проверить выполнение домашнего задания, развивать память, речь, мышление.

-А сейчас проверим домашнее задание.

-Домашнее задание было вспомнить и прочитать на уроке любимое стихотворение о природе.

-О чём все эти стихи?

-Что воспевают поэты в стихах? Обучающиеся декламируют стихи.

-Эти стихи о природе, временах года.

-Поэты воспевают красоту природы. Предметные:

-воспринимать на слух поэтическое произведение.

- самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

1 мин. Цель: сохранить и укрепить здоровье.

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой)

Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения)

Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук)

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь, (прыжки на месте)

И станет легче школьный путь!

5. Актуализация знаний

Цель: расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева,

сформулировать тему и задачи урока, учить формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется… (Слайд 3-4)

-Отгадайте тему раздела

- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

- Чему будем учиться?

- Проверим ваши предположения и откроем учебник стр. 137

- Прочитайте, с чем вы познакомитесь.

- Чему будете учиться?

-С произведениями, каких поэтов вы познакомитесь в этом разделе?

- Какие это будут произведения?

-Сформулируйте задачи нашего урока.

-С творчеством, какого поэта познакомимся, чему научимся?

Тема нашего урока : Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева.

- Что вы можете о нём рассказать?

-Давайте вспомним его биографию. (Слайд № 5-7) Учащиеся отвечают

Ученики открывают учебник и читают.

Выразительному чтению

Познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева, научимся читать его стихи. Предметные:

-уметь прогнозировать содержание произведений.

-умение связывать разрозненные факты в единую картину.

-отвечать на вопросы на основе учебника.

- проявлять интерес к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

Цель: обучить правильному чтению стихов.

-Кто догадался, какого времени года можно услышать звуки?

- Значит, тема нашего урока?

-В первой части урока мы будем говорить о весне – прекрасном времени года, о том, как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.

У каждого человека есть свое любимое время года. Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников – пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение.

Как художники, композиторы, поэты воспевают красоту природы?

-Рассмотрите картины известных художников (Слайд № 10)

-Прочитайте стихотворение стр. 138

Беседа после чтения.

-Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну?

-Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

Почему в стихотворении так много глаголов? Объясните своё мнение.

Работа над стихотворением.

-Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

Повторите правила выразительного чтения стихотворения (Слайд № 12)

Выразительное чтение стихотворения.

-Прочитайте стихотворение выразительно. Слушают произведение.

-Пишут картины, красками, в цвете.

-Пишут музыку, звуками

-Пишут стихи, красивыми словами

Ученики рассматривают картины художников

Учащиеся читают стихотво-рение вслух.

Отвечают на вопросы.

Ученик читает памятку

Ученики выразительно читают стихотво-рение. Предметные:

-сформовать познавательную мотивацию.

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну).

-анализировать художественный текст, выделение в нем основной мысли.

-уметь, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

7. Словарная работа

Цель: обогатить словарный запас.

Какие слова были непонятны? (Слайд № 8)

(Лексико-стилистические упражнение, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова).

-Напишите на листочках как понимаете эти слова.

- Чтение правильных значений (Слайд № 13)

-Докажите словами из текста, как Тютчеву удаётся показать картину ранней весны?

-Придумайте название стихотворению.

-Что хотел сказать автор своим произведением?

-Идея этого стихотворения в единстве живых существ в этом мире. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах. Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Высказывают свои предполо-жения по значению слов.

Читают значения слов, сравнивают со своими ответами.

- планирование вместе с учи-телем деятельности по изучению темы урока.

-умение слушать и вступать в диалог,

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

1 мин. Цель: сохранить и укрепить здоровье.

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком. (массажный коврик)

рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Идут с высоко поднятыми коленями.

Делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бегут на месте. Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Цель: научить анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

-Угадайте, о каком явлении говорится:

Учитель включает аудиоприложение к учебнику.

-Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Чтение стихотворения учащимися.

-Какие слова и выражения были непонятны?

-Объясните значение слов. (Слайд №15)

-Подберите синонимы к словам.

Работа по вопросам и заданиям 1-4 стр. 140

-Придумайте название стихотворению.

-Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтение стихотворения по частям.

- О чём поэт рассказывает в этой части?

Прочитайте как расположена радуга и рассмотрите рисунок на

Прочитайте 2 часть стихотворения.

- Изменилось ли настроение стихотворения?

- Почему последние строки не радостны, а печальны?

- Представьте, что вы художник. Что вы нарисуете в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Ф. И. Тютчева

Выразительное чтение стихотворение.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

-Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку. Учащиеся отгадывают, о каком явлении говорится в отрывке.

Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику.

Потерять силы, ослабеть блаженство

Выразительное чтение стихотворения

Ученики рассматривают картину, высказывают свою точку зрения.

Повторное чтение стихотворения учащимися по частям.

уметь прогнозировать содержание произведений, воспринимать на слух поэтическое произведение.

- анализировать художественный текст, выделение в нем основной мысли.

- отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.

- формирование системы нравственных ценностей.

-выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

10. Итог урока. Рефлексия.

обобщить знания и умения, полученные на уроке.

Оценить результаты деятельности.

-Какое настроение вам передалось от материала урока?

-Какое из стихотворений вам понравилось больше? -Обоснуйте свой ответ?

Урок полезен, все понятно….

Лишь кое-что чуть-чуть неясно….

Еще придется потрудиться….

Да, трудно все-таки учиться.

-Как называется раздел, который начали изучать?

- Как зовут писателя?

- Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф. И. Тютчева?

-оценивание своей работы на уроке.

-самооценка, адекватное понимание успеха или неудачи.

-умение слушать и понимать речь других.

-оценивание своей работы на уроке.

11. Информация о домашнем задании.

1 мин. Цель: проинструктировать, как правильно выполнить домашнее задание.

1. Выучить любое стихотворение Ф. И. Тютчева.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворениям.

3. Составить презентацию о творчестве Ф. И. Тютчева.

-Спасибо за урок! Ученики записывают д/з в дневник. Личностные:

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

- понимать и принимать учебную цель и задачу.

Читайте также: