Муму система образов конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 42-45

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Актёрское чтение фрагментов рассказа. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ учителя о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Тургенев большую часть своей жизни прожил за границей, но чрезвычайно любил свои родные места.

II.Показ видеоматериалов или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых в формате презентации, созданной учителем.

Обобщающая беседа:

Где родился и провёл своё детство будущий писатель?

Какая атмосфера была в доме его родителей? Почему?

Какие воспоминания остались у Тургенева о детстве?

Что обусловило большую любовь писателя к родным краям?

Какое образование получил Тургенев?

Как началась его писательская деятельность?

Какие темы в литературе привлекали Тургенева в начале творческого пути?

IV. Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права

Рассказ о жизни В. П. Лутовиновой в Москве (в московском доме Тургеневых открыт мемориальный музей писателя), о её глухонемом дворнике Андрее, привезённом из деревни.

Комментирование незнакомых слов и выражений (в дополнение к сноскам): дворня, челядь, трехаршинный цеп, с расстановкой, дворецкий, держать в чёрном теле, сусальное золото, забубённый, Минин и Пожарский, компаньонка, форейтор.

VII. Аналитическая беседа:

Как Герасим очутился в доме барыни?

Почему ему не нравилась городская жизнь? Как он исполнял свои обязанности?

Какие чувства вызывает Герасим у читателя? Как к нему относились дворовые и барыня?

Как жилось дворовым в доме барыни?

Почему Татьяна все-таки согласилась притвориться пьяной?

Домашнее задание

Групповое задание.

Индивидуальное задание.

Найти в справочной литературе и ресурсах Интернета дополнительные материалы о детстве Тургенева и его жизни в Спасском-Лутовинове.

Найти в интернет-словарях информацию о происхождении имени Герасим. Нарисовать свои иллюстрации к рассказу.

Основное содержание урока
Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия рассказа. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

II. Аналитическая беседа:

Как Герасим ухаживал за Муму? Как это его характеризует?

Почему он так полюбил эту собачку?

Какие душевные движения Герасима стали осуществимы с появлением Муму?

Почему барыня пожелала избавиться от Муму?

Почему дворовые не помогли Герасиму, не защитили его от гнева барыни?

III. Пересказ истории Герасима, составление плана характеристики героя и заполнение таблицы:

  1. Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
  2. Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Образовательная цель : выявить особенности характера героя, авторской позиции.

  1. Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.
  2. Развивать аналитическое мышление.

Цели для учащихся:

- систему образов героев.

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель: организовать детей на работу

II. Предкоммуникативный этап.

Цель: актуализировать ранее полученные знания для дальнейшей работы с текстом.

1) Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

2)Беседа. (Слайд 1)

- Кто вызвал у вас эти чувства? (ответы учащихся)

- Назовем героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)

3) Мотивировка темы. (Слайд №2)

Уч: Героев в произведении много. Есть главные и второстепенные. Кто является главным героем? (Герасим) Почему? (Все события связаны с ним). Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.

- систему образов героев.

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода .

В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.

Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.

Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.

Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются .

Беседа по вопросам:

1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

III. Коммуникативный этап.

Цель: проанализировать образ литературного героя с различных сторон .

Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. ( Слайд № 4)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. ( Слайд № 5)

Вывод : нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,

здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.)

- Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу)

-Составление ассоциативного ряда.

IV. Посткоммуникативный этап

Цель: подвести итоги работы на уроке.

1) Уч: - Какие качества присущи Герасиму? (Учитель с учащимися дополняют цепочку черт, качеств героя: Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает основательно… )

- Какие качества вам близки?

- Какие выводы вы сделали для себя?

2) Уч: В завершении урока составим синквейн к слову Герасим. (Уч – ся работают в группах)

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

- С каким настроением вы уходите с урока?

VI. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в доме барыни: Татьяна, Капитон, Гаврила. (по выбору)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.


Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: .


Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе.


Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: И.С. Тургенев "Муму". Образ Герасима. Смысл названия.

Урок литературы в 5 классе

1) Образовательная:

- выявить особенности характера героя, авторской позиции.

2) Развивающая:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя

– обобщать, делать выводы;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

- способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;

- воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.

Цели для учащихся:

Знать/понимать:

- особенности характера героя.

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний. Беседа с учащимися.

Тургенев рассказывает о событии, происходившем в доме его матери Варвары Петровны.

- Где происходит действие рассказа?

В Москве, в доме барыни.

- Кто главный герой рассказа?

Дворник Герасим.

- Что вы узнали о нем?

Он жил в деревне, а потом по приказу барыни его привезли в Москву.

- Как вы думаете, почему человека без его желания можно куда-то перевезти?

Он был крепостным.

- Что вы знаете о крепостных крестьянах?

Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

III. Мотивировка темы.

1. Работа по картине.

Перед нами картина художника Николая Васильевича Неврова, которая хранится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1866 году. Опишите сюжет картины.

- Где происходит действие? (В доме помещика.)

- Как вы думаете, о чем беседуют два барина?

- Что делает рядом с ними девушка?

- Кого вы видите на заднем плане картины?

- Какое название картине дали бы вы?

-Что будет с этой девушкой и остальной челядью?

( Их продадут, потому что они крепостные.)

- Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Почему вы считаете, что Герасим - главный герой рассказа?

Все события связаны с ним.

Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.

Давайте вместе сформулируем тему урока, опираясь на текст произведения.

Нужно определить задачи урока:

Знать: особенности характера героя.

Уметь: определять авторскую позицию.

IV. Анализ произведения.

( Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих–либо достоинств.)

- Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

- Запишите значение имени в рабочую тетрадь. Урок 38, задание1.

2. Чтобы охарактеризовать героя, на что мы должны обратить внимание?

На внешний вид, поступки, речь.

Да, но не только, обратите внимание на схему. Она поможет подробно раскрыть образ главного героя.

3. Работа с текстом.

Прослушайте художественное чтение 2 абзаца рассказа.

- Как описывает автор Герасима? Обратите внимание на 2 абзац рассказа.

- Кем служит Герасим у барыни?

И.С. Тургенев сначала обозначает общественное положение героя. Герасим – дворник, из числа челяди барыни, а значит крепостной, человек, не имеющий прав.

Эта характеристика очень важна для понимания всей истории Герасима. Сначала причислив Герасима ко всей челяди, автор тут же выделяет героя, используя в портрете прием контраста.

4. Работа в печатной тетради.

- Запишите слова, передающие отношение автора к герою. (Урок 38, задание 3)

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?

- Какие художественные приемы использует автор для характеристики героя? Обратимся к следующему абзацу. (Автор использует сравнение). .

- Что такое сравнение?

(Сравнение - это художественный приём, при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.)

- Вспомните, как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? (Автор пишет коротко: «Взяла его из деревни).

Написано так, как будто героя как нечто бездушное, вещественное. И здесь автор использует прием контраста: богатырь, которого, как вещь, может использовать беспомощная старуха.

В последнем предложении абзаца автор использует несколько глаголов – сказуемых (привезли, купили, сшили, дали, определили), но нет подлежащего, как будто то, что произошло с Герасимом – действие неизвестных сил, которым подвластно все.

- Как относились к Герасиму окружающие?

Все в околотке очень стали уважать его.

- За что уважали его?

За силу и справедливость.

- Как проявлялся характер Герасима в отношениях с окружающими?

Сравнение с гусаком не принижает Герасима, а лишь подчеркивает его важность, степенность, рассудительность, которыми обладает данная птица.

4.Чтение текста.

- Найдите в тексте описание каморки Герасима.

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? Зачем автор использует гиперболы?

Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

- Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.

Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте.

( Сто пудов можно было положить на кровать, он работал за четверых, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли) .

5. Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов рассказа.

Мы сейчас будем восстанавливать последовательность эпизодов произведения.

- К какому жанру мы отнесли это произведение?

Это рассказ.

- Дайте определение этому жанру.

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

7. Проверка знания текста произведения.

-Расскажите о взаимоотношении Герасима и Татьяны.

Герасиму нравилась Татьяна, но она боялась его. Ее выдали замуж за пьяницу Капитона. Герасим очень переживал замужество Татьяны.

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок.

- Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?

Маленькая собачка Муму.

- Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей; Герасим ее любил без памяти.

- Почему Герасиму пришлось утопить Муму?

По приказу барыни.

- Что произошло с Герасимом дальше?

Он ушел от барыни к себе в деревню.

- Как вы оцениваете этот поступок?

Он хотел освободиться от власти барыни.

8.Подведение итогов работы.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Знать: особенности характера героя.

Уметь: определять авторскую позицию.

- Каким мы представляем Герасима?

Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что силой привезли из деревни, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; видим как он относится к людям, к работе.

Автор явно симпатизирует своему герою, любуется его богатырской силой, трудолюбием, чувством собственного достоинства, его внутренней независимостью. Автор уважает своего главного героя.

- Почему Тургенев заканчивает рассказ уходом героя из Москвы?

Это его протест против отношения господ к своим крепостным.

9. Домашнее задание. Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни (по выбору). Урок 39 задание1.

Портерт в литературе – средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

Пейзаж в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Геро́й – образ человека или животного в художественной литературе.

Лакей – слуга.

Дворецкий – старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и прислугой в барских домах.

Кастелянша – заведующая бельём.

Прачка – работница, занимающаяся стиркой белья.

Форейтор – кучер, сидящий на передней лошади.

Список литературы

(заголовок не меняется) заполняет учитель по гост_2008)

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 307 с.

2. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.

Дополнительная литература:

1. Меркин Г. С. Учебник литературы для 5-го класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово, 2016. – 328 с.

4. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс. – 13-е изд., стер. – М.: 2013. – 208 с.

5. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1. – 256 с.; Часть 2. – 256 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Иван Тургенев, подобно писателям-современникам, с детства наблюдал бесправие крепостных крестьян, барское самодурство, поэтому эта тема стала одной из главных в его творчестве.

Яркой представительницей барства была его собственная мать Варвара Петровна Лутовинова – своевольная и жестокая, она не жалела своих слуг и распоряжалась их судьбами по своему усмотрению.

В то время крестьян продавали, пороли, меняли, дарили, проигрывали в карты, по прихоти хозяев разлучали родителей и детей, сдавали в аренду…

Она обожала цветы, в её поместье были тысячи тюльпанов и роз, а на сцене крепостного театра постоянно давали представления. При этом могла самолично выпороть садовника за повреждённый цветок или девку-актерку за фальшивую игру.

Варвара Петровна всю жизнь вела дневник. Именно она озаботились образованием сыновей и привила им любовь к русскому языку, хотя сама также знала превосходно французский и немецкий.

Какой мы видим барыню? Писатель не называет её имени и почти не рисует её внешность, не даёт точного словесного описания. И, тем не менее, строчка за строчкой перед читателем вырисовывается эта немолодая, несчастливая женщина.

У барыни было много слуг: дворник Герасим, башмачник по имени Капитон, прачка Татьяна, лакей Степан, дворецкий Гаврила, лекарь Харитон, садовник Ерошка, форейтор Антипка и кучер Потап, кастелянша, приживалки. Все они – дворня, услужливое и запуганное окружение госпожи.

Вот как рисует автор некоторых слуг.

Возлюбленная Герасима Татьяна – кроткая и безвольная, Капитон – горький пьяница, Гаврила – хитрый и услужливый, старается найти выгоду во всем.

Все они для барыни – лишь жалкие слуги, её личные игрушки, куклы, чьи чувства и жизнь не имеют значения.

До появления Муму в жизни Герасима не было особой радости, в собаке же он обрёл верного и чуткого друга, вдвоём стало веселее. Но это счастье быстро закончилось.

Когда барыня приказала избавиться от животного, Герасим решает сделать это сам. После того, как теряет самое дорогое – существо, о котором он заботился, в Герасиме происходят перемены. В его душе нарастает протест, который выливается в уход из дома барыни к себе в деревню. Трагедия подталкивает Герасима к осознанию своего человеческого достоинства.

Основная мысль произведения в том, что крепостные в России так же безвольны и безропотны, как Герасим.

Но терпение народа не вечно, и наступит момент, когда простые люди найдут в себе силы освободиться от этого гнёта, ведь даже привыкший всё терпеть Герасим собрался и ушел.

Теоретический материал для углублённого изучения

Современники отмечали его особенный дар изображать картины русской природы и крестьянские образы, полные самоотверженности и готовности к подвигу.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Варианты: он хочет жить там, где можно завести собаку; он не может больше находиться там, где у него отняли самое дорогое; он соскучился по родителям; ему надоело терпеть прихоти барыни, он хочет свободы; он боится, что может отомстить; он бежит от всех, кого ненавидит.

Правильные ответы: он не может больше находиться там, где у него отняли самое дорогое; ему надоело терпеть прихоти барыни, он хочет свободы.

Выделение цветом

Варианты: ночью природа особенно красива; так автор подчеркивает правильность решения Герасима, природа будто помогает ему; автор хочет показать, что ночь настанет все равно, вне зависимости от поступка Герасима; автор сам любит ходить домой ночью и размышлять о смысле жизни.

Правильный ответ: так автор подчеркивает правильность решения Герасима, природа будто помогает ему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий, развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

В сфере физической деятельности: осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

Оборудование:

Презентация к уроку, распечатки с текстами для работы в группе.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, работа с таблицей, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.

Ход занятия:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Откройте тетради и запишите тему урока

(Объявление темы урока Слайд 1)

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

3.Герасим находит щенка.

4.Любовь Герасима к Татьяне.

5.Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

- Взаимопроверка работы по Слайду 3 (ответы: 9, 1, 5, 2, 4, 7, 3, 8, 6), выставление оценок

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус. Слайд 4

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

ГЛУХОНЕМОЙ (слайд 5)

- Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты)

- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму). А какова будет цель нашего урока?

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

1.- РАБОТА В ГРУППАХ (заготовка кластера у каждого)

Задание: Какие эпизоды и детали помогут рассказать о главном герое рассказа? Ответить на этот вопрос вам помогут карточки-подсказки каждой группы. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно слушать другую группу и вписывать элементы кластера. Итак, за дело!

Работа по карточкам-текстам №1 по группам

1 группа - Обязанности Герасима в деревне.

Задание: Найти эпитеты, объяснить значение эпитетов

Почему Герасим так усердно и много работал?

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.

Словарная работа.

Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

Значение эпитетов (можно остановиться на нескольких)

- Как относится автор к своему герою?

(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. )

2 группа - Обязанности Герасима в городе.

Задание: Найти сравнение, объяснить значение

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.

- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

3 группа - Интерьер, описание каморки Герасима.

Задание: подобрать ключевые слова – ассоциации.

Что можно сказать о характере Герасима, глядя на обстановку в его каморке?

КАМОРКА ГЕРАСИМА

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)

- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)

Работа по карточкам-текстам №2 по группам

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

- Как Герасим относится к другим героям? Почему?

Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.

КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью.

(Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.)

- Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?





Образ Герасима








4. Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 7)

- Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

5.Рефлексия

Мы познакомились с главным героем рассказа, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты.

Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

А вы могли бы назвать Герасима славным?

Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

Задание 2 (самооценка)

Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?

6. Домашнее задание на выбор: (Слайд 8)

1. Написать синквейн о барыне или Татьяне

2.Нарисовать иллюстрацию к рассказу

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

3.Герасим находит щенка.

4.Любовь Герасима к Татьяне.

5.Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

ответы:

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Ответ:

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

КАМОРКА ГЕРАСИМА

Образ Герасима

ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Синквейн

  • 1строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


-75%

Читайте также: