Психологические особенности малых групп конспект мчс

Обновлено: 05.07.2024

Социальная группа – это некоторая совокупность индивидов, включенных в общую для них активность и связанных системой отношений, которые регулируются общими нормами, правилами и ценностями. Группа представляет собой целостное образование, которое нельзя свести к взаимодействию отдельных индивидов.

По размеру группы классифицируются на большие, малые и средние. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особенности малой группы

Малая группа характеризуется ограниченным числом членов группы (от 2 до 20), объединенных реальным взаимодействием, стабильностью состава, наличием общей групповой цели и внутригрупповых отношений, регулируемых либо правилами внутреннего распорядка (в официально группе), либо системой неформальных ролей и статусов, механизмом социального контроля, санкциями, нормами и правилами поведения (в неофициальной). В большинстве малых групп отношения регулируются и тем, и другим.

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа характеризуется двусторонней структурной организацией. С одной стороны, она имеет свою собственную структуру, элементами которой выступают ее отдельные члены, находящиеся в определенных взаимоотношениях, что составляет целостную структуру группы; с другой, она выступает в качестве элемента несколько большей структуры – более сложного социального организма, например профессиональной, половозрастной, этнической группы, класса и т.д. При этом один и тот же человек может одновременно входить в несколько малых групп (семью, бригаду, учебную группу, группу по интересам, дружескую группу).

Функции малой группы

  1. Функция сравнения (нормативная функция) заключается в том, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих, т.е. устанавливает нормы и правила поведения в сообществе.
  2. Функция социализации означает возможность индивида вследствие его участия в малой группе восходить к взаимоотношениям с большими социальными группами и через них с макросообществом.
  3. Инструментальная функция малой группы связана с организацией и осуществлением совместной деятельности членов группы.
  4. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Структура малой группы

Существует вертикальная (иерархическая) и горизонтальная (ролевая) структура малой группы. Вертикальная, или иерархическая, структура малой группы отражает отношения власти и подчинения в данной группе; она фиксирует социальный статус человека в группе. Горизонтальная, или ролевая, структура малой группы фиксирует функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности.

И вертикальная, и горизонтальная структура малой группы разделяются на официальную и неофициальную (формальную и неформальную) структуру. Официальная и неофициальная структура малой группы могут не совпадать.

Классификация видов малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификаций малых групп.

По способу возникновения малые группы классифицируются на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные). Формальные группы возникают с целью выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня. Неформальные группы возникают на основе взаимных симпатий, общих интересов.

По составу малые группы делятся на первичные и вторичные. Вторичные группы состоят из более мелких групп, а первичные нельзя далее разложить на отдельные группы.

По характеру взаимодействия группы бывают контактные и неконтактные. В контактных группах взаимодействие между членами группы происходит в виде постоянного межличностного контакта, в неконтактных группах осуществляется опосредованное взаимодействие.

Стадии (динамика) развития малой группы

Диагностика малых групп

Для диагностики малых групп, как правило, применяются методы эксперимента и социометрии.

Эксперимент – это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами. Эксперимент состоит из следующих стадий: выдвижение гипотез; выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта); определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта; подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Социометрия – это метод исследования малой группы, основанный на допущении, что реальные человеческие предпочтения находятся в соответствии с их воображаемыми представлениями об этом процессе, и заключающийся в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности из той группы, к которой человек принадлежит. По результатам социометрии выясняется структура взаимоотношений в группе, социометрический статус каждого члена группы и степень сплоченности группы.

Кроме того, к настоящее время разработаны различные методики, при помощи которых можно замерить различные параметры и характеристики групп: уровень сплоченности и организованности, направленность деятельности и степень психологического единства, психологический климат группы, наличие психологического комфорта, его эмоциональную окрашенность и др.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д.

По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть.

То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;
  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
  • характер взаимоотношений в коллективе;
  • интегральная характеристика состояния коллектива.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

  • уровень текучести кадров;
  • производительность труда;
  • качество продукции;
  • количество прогулов и опозданий;
  • количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
  • выполнение работы в срок или с опозданием;
  • аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
  • частота перерывов в работе.
  • Нравится ли вам ваша работа?
  • Хотели бы вы ее поменять?
  • Если бы вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте?
  • Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?
  • Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте?
  • Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы используете в работе?
  • Насколько удовлетворяет вас оплата труда?
  • Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? Хотите ли воспользоваться такой возможностью?
  • Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится выполнять? Не перегружены ли вы? Приходится ли работать в нерабочее время?
  • Что в организации совместной деятельности вы предложили бы изменить?
  • Как бы вы оценили атмосферу в вашем трудовом коллективе (дружеские отношения, взаимное уважение, доверие или зависть, непонимание, напряженность в отношениях)?
  • Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем?
  • Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты?
  • Считаете ли вы своих коллег квалифицированными работниками? Ответственными?
  • Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег?

Факторы, определяющие социально-психологический климат

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного социально-психологического климата.

Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти.

Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.

Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

  • в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
  • в общении и дружеских межличностных отношениях;
  • успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
  • творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на социально-психологический климат. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников.

Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку.

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

  • Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
  • Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
  • Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр.

Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.

Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей:

Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.

Однако этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.

Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Oлeг Ждaнoв, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Российской академии государственной службы

Проблема поведения личности и социальных групп в экстремальных ситуациях достаточно актуальна в современной психологической науке и практике. В современном нестабильном обществе, когда распространены такие явления как социальные движения, митинги, террористические акты и другие факторы, вызывающие массовые скопления людей, все больше возрастает необходимость изучения личности в социальной группе, а именно как и почему она поддается панике и агрессии. Это необходимо для того, чтобы предсказать поведение толпы и предотвратить ее разрушительные действия.

В рамках доклада я рассмотрела две проблемы: влияние экстремальных условий деятельности на личность в целом, и на отдельные элементы психики, а также поведение личности в составе социальных групп под воздействием кризисной ситуации.

Влияние экстремальной ситуации на психические процессы и деятельность человека (на примере сотрудников МЧС)

Экстремальная ситуация – ситуация, при которой совокупность условий и обстоятельств выходит за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Экстремальная ситуация приводит человека к персональному порогу адаптации, когда создается опасность его жизни и здоровью.

Проблема подготовки специалистов, способных принимать ответственные решения в своей профессиональной области, прежде всего, связана с уровнем развития и качеством работы психических функций этих специалистов, а именно внимания, воли, восприятия, эмоций, мышления, со способностью управлять своими психическими состояниями. В наибольшей степени это относится к людям, которые регулярно сталкиваются с трудными жизненными ситуациями (представители экстремальных профессий). Бесспорно, именно умение владеть своими психическими процессами и состояниями определяет скорость и возможности подготовки специалиста для решения определенных задач в экстремальных условиях.

Экстремальные условия оказывают следующее воздействие:

- на психические процессы: проявление волевых усилий, возникновение негативных эмоций, эмоций, способствующих мобилизации организма или его пассивности и безразличия;

- формируются определенные психические состояния, от содержания которых зависит поведение субъекта;

В экстремальной ситуации возможны такие психические и функциональные состояния человека, как стресс, агрессия, страх, тревога, двигательное возбуждение, нервная дрожь, плач, истерика, галлюцинации, апатия. Те или иные психические состояния провоцируют соответствующее поведение.

Итак, были определены последствия влияния экстремальной ситуации на психику человека. Сотрудники МЧС, в своей деятельности слишком часто сталкиваются с кризисными ситуациями, и им в наибольшей степени необходимо справляться с негативными психическими состояниями и процессами.

Особенности поведения групп людей в экстремальных ситуациях

В психологии создавались различные подходы, объясняющие поведение толпы в экстремальных ситуациях. Так, до сих пор не утратили актуальности теория массовой паники и теория коллективного поведения.

Теорию массовой паники развил Гюстав Лебон. Характерные черты толпы по Лебону: исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить в действие внушенные идеи. [19]

Другая теория, представляющая нам интерес, это теория коллективного поведения. Она гласит, что в толпе люди обязательно будут подвергнуты панике, в большей или меньшей степени. Во-вторых, толпа неспособна воспринимать рациональную информацию извне. Люди, паникуя, начинают вести себя агрессивно и неосмотрительно, бегут к ближайшему выходу, расталкивая всех вокруг. [1]




Есть и другая группа теорий. В нее входят теории, которые утверждают, что в экстремальной ситуации человек проявляет себя с лучшей стороны.

Например, это теория нормативного поведения. С 1980 года она легла в основу исследований бедствий. Так, Н.Джонсон, исследуя последствия пожаров в США, пришел к выводу, что поведение людей в экстремальной ситуации формируется на основе тех же социальных правил и ролей, что и в повседневной жизни. Поэтому при эвакуации люди помогают друг другу, особенно слабым и сильно нуждающимся (пожилым людям и детям). [20]

Согласно теории социальной привязанности А. Мавсона, человек больше заботится о спасении своих друзей и близких, чем о своем собственном, что говорит о готовности к самопожертвованию. То есть личность проявляет заботу по отношению к другим участникам малой группы. [11]

В теории социальной идентичности Х. Тэджфел и Дж. Тернер рассматривали толпу, участники которой не знают друг друга. Они предположили, что люди идентифицируют себя с частью толпы, поэтому выражают беспокойство за других в толпе и готовы к самопожертвованию. Возникновение идентичности обусловлено ощущением общей судьбы в условиях возникшей опасности. В целом массовое поведение социально структурировано, осознанно и характеризуется сотрудничеством.

Таким образом, исследователи этой темы придерживаются различных позиций, поэтому теория поведение личности как участника социальной группы в экстремальной ситуации нуждается в дальнейшей разработке.

Психологические особенности личности и

Социальной группы в экстремальных условиях деятельности

Колосова Виталина Станиславовна

Научный руководитель: Бессонова Т.И.

Группа ПСД/с – 19 – 1О

Проблема поведения личности и социальных групп в экстремальных ситуациях достаточно актуальна в современной психологической науке и практике. В современном нестабильном обществе, когда распространены такие явления как социальные движения, митинги, террористические акты и другие факторы, вызывающие массовые скопления людей, все больше возрастает необходимость изучения личности в социальной группе, а именно как и почему она поддается панике и агрессии. Это необходимо для того, чтобы предсказать поведение толпы и предотвратить ее разрушительные действия.

В рамках доклада я рассмотрела две проблемы: влияние экстремальных условий деятельности на личность в целом, и на отдельные элементы психики, а также поведение личности в составе социальных групп под воздействием кризисной ситуации.

Влияние экстремальной ситуации на психические процессы и деятельность человека (на примере сотрудников МЧС)

Экстремальная ситуация – ситуация, при которой совокупность условий и обстоятельств выходит за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Экстремальная ситуация приводит человека к персональному порогу адаптации, когда создается опасность его жизни и здоровью.

Проблема подготовки специалистов, способных принимать ответственные решения в своей профессиональной области, прежде всего, связана с уровнем развития и качеством работы психических функций этих специалистов, а именно внимания, воли, восприятия, эмоций, мышления, со способностью управлять своими психическими состояниями. В наибольшей степени это относится к людям, которые регулярно сталкиваются с трудными жизненными ситуациями (представители экстремальных профессий). Бесспорно, именно умение владеть своими психическими процессами и состояниями определяет скорость и возможности подготовки специалиста для решения определенных задач в экстремальных условиях.

Экстремальные условия оказывают следующее воздействие:

- на психические процессы: проявление волевых усилий, возникновение негативных эмоций, эмоций, способствующих мобилизации организма или его пассивности и безразличия;

- формируются определенные психические состояния, от содержания которых зависит поведение субъекта;

В экстремальной ситуации возможны такие психические и функциональные состояния человека, как стресс, агрессия, страх, тревога, двигательное возбуждение, нервная дрожь, плач, истерика, галлюцинации, апатия. Те или иные психические состояния провоцируют соответствующее поведение.

Итак, были определены последствия влияния экстремальной ситуации на психику человека. Сотрудники МЧС, в своей деятельности слишком часто сталкиваются с кризисными ситуациями, и им в наибольшей степени необходимо справляться с негативными психическими состояниями и процессами.

Особенности поведения групп людей в экстремальных ситуациях

В психологии создавались различные подходы, объясняющие поведение толпы в экстремальных ситуациях. Так, до сих пор не утратили актуальности теория массовой паники и теория коллективного поведения.

Теорию массовой паники развил Гюстав Лебон. Характерные черты толпы по Лебону: исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить в действие внушенные идеи. [19]

Другая теория, представляющая нам интерес, это теория коллективного поведения. Она гласит, что в толпе люди обязательно будут подвергнуты панике, в большей или меньшей степени. Во-вторых, толпа неспособна воспринимать рациональную информацию извне. Люди, паникуя, начинают вести себя агрессивно и неосмотрительно, бегут к ближайшему выходу, расталкивая всех вокруг. [1]

Есть и другая группа теорий. В нее входят теории, которые утверждают, что в экстремальной ситуации человек проявляет себя с лучшей стороны.

Например, это теория нормативного поведения. С 1980 года она легла в основу исследований бедствий. Так, Н.Джонсон, исследуя последствия пожаров в США, пришел к выводу, что поведение людей в экстремальной ситуации формируется на основе тех же социальных правил и ролей, что и в повседневной жизни. Поэтому при эвакуации люди помогают друг другу, особенно слабым и сильно нуждающимся (пожилым людям и детям). [20]

Согласно теории социальной привязанности А. Мавсона, человек больше заботится о спасении своих друзей и близких, чем о своем собственном, что говорит о готовности к самопожертвованию. То есть личность проявляет заботу по отношению к другим участникам малой группы. [11]

В теории социальной идентичности Х. Тэджфел и Дж. Тернер рассматривали толпу, участники которой не знают друг друга. Они предположили, что люди идентифицируют себя с частью толпы, поэтому выражают беспокойство за других в толпе и готовы к самопожертвованию. Возникновение идентичности обусловлено ощущением общей судьбы в условиях возникшей опасности. В целом массовое поведение социально структурировано, осознанно и характеризуется сотрудничеством.

Таким образом, исследователи этой темы придерживаются различных позиций, поэтому теория поведение личности как участника социальной группы в экстремальной ситуации нуждается в дальнейшей разработке.

Толпа — относительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, уг­розы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом само­мобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

  • кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;
  • единый объект внимания;
  • отсутствие общей осознанной цели;
  • высокую степень контактности людей и их пространственную близость;
  • чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;
  • высокую степень их конформиз­ма и др.

Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д . и т. п.

Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, не связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками. Наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества.

В толпе людей цели всегда одинаковые, но обычно не бывают общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие.

При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, сословие) способны создать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий социальный субъект может раствориться в большом социуме.

В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа превратиться в толпу.

Пример: Хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы и толпы.

Соотношение системных и агрегатных (стадных) качеств во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция - это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше

Виды толпы.

Выделяют 4 вида толпы с соответствующими подвидами.

1.Окказиональная толпа (случайность) - скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда исторических факторов, среди которых - степень укорененности урбанистической культуры.

С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми, но и менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызвало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в мини- юбках стало событием чуть ли не политического значения.

Собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт и т. д.

Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям.

3.Экспрессивная толпа (экспрессия - выражение) - ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение, и т. д. Спектр широк, а главная отличительная черта - ритмичность выражения.

Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, манифестации, громко поддерживающих любую команду, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

3.1. Экстатическая толпа – экстремальная толпа экспрессивной толпы.

4.Действующая толпа.

Политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

а) Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Различают поведение

Что усиливает агрессию?

Влияние нервной системы:

Агрессия представляет собой сложенный поведенческий комплекс, поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого центра агрессии. Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии.

Что усиливает агрессию:

  • ведет к усилению агрессивности;
  • повышает порог чувствительности зрителей к насилию;
  • формирует их взгляды на социальную реальность

Что может повлиять на агрессию?

Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.

б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

Классификация паники:По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.

Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длитель­ная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Есть два основных момента, определяющих возникновение паники.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.

Этапы реакции:

Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.

Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится за­метной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.

Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента:

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:

Средства борьбы с паникой :

Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.

Итак, действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего, необходимо снизить, общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности — он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение.

Основное свойство толпы.

Приведенная классификация весьма условна. В практическом плане это наиболее важное свойство толпы - превращаемость.

Превращения могут происходить спонтанно, без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно.

На свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции толпой.

Приемы управления и манипуляции.

Применив неадекватные объекту и ситуации приемы, мы рискуем серьезными неприятностями, а подчас человеческими жизнями.

Бастилию в Париже в 1789 году штурмовала типичная толпа, последовательно превращавшаяся из конвенциональной в экспрессивную, а затем в агрессивную (возможно в повстанческую). Там в принципе можно было бы удержать события под контролем, применив специальные технологические приемы.

Но, вероятно, ни один из обсуждаемых далее приемов не дал бы желаемого эффекта в октябре 1917 года в Петрограде, поскольку штурм Зимнего дворца осуществлялся не толпой, а организованными отрядами красных боевиков. Они действовали планомерно и продуманно: группами по 2-3 человека проникали в здание, сдавались растерявшимся юнкерам и, постепенно накапливая численное превосходство, овладевали положением, поддерживая постоянный контакт с бойцами внутри и вне дворца. Похоже, лишь затем, опьяненные успехами, они стали проявлять признаки стяжательной толпы.

Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри.

Обратим внимание на феномен, который называют географией толпы.

Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной энергии. География толпы определяется различием более плотным ядром и разряженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказывающийся там испытывает более сильное его влияние. Вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности.

Психологическое воздействие на толпу извне мы обычно рекомендуем нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированны внушаемость и реактивность.

Толпа — относительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, уг­розы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом само­мобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

  • кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;
  • единый объект внимания;
  • отсутствие общей осознанной цели;
  • высокую степень контактности людей и их пространственную близость;
  • чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;
  • высокую степень их конформиз­ма и др.

Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д . и т. п.

Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, не связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками. Наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества.

В толпе людей цели всегда одинаковые, но обычно не бывают общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие.

При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, сословие) способны создать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий социальный субъект может раствориться в большом социуме.

В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа превратиться в толпу.

Пример: Хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы и толпы.

Соотношение системных и агрегатных (стадных) качеств во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция - это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше

Виды толпы.

Выделяют 4 вида толпы с соответствующими подвидами.

1.Окказиональная толпа (случайность) - скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда исторических факторов, среди которых - степень укорененности урбанистической культуры.

С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми, но и менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызвало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в мини- юбках стало событием чуть ли не политического значения.

Собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт и т. д.

Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям.

3.Экспрессивная толпа (экспрессия - выражение) - ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение, и т. д. Спектр широк, а главная отличительная черта - ритмичность выражения.

Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, манифестации, громко поддерживающих любую команду, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

3.1. Экстатическая толпа – экстремальная толпа экспрессивной толпы.

4.Действующая толпа.

Политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

а) Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Различают поведение

Что усиливает агрессию?

Влияние нервной системы:

Агрессия представляет собой сложенный поведенческий комплекс, поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого центра агрессии. Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии.

Что усиливает агрессию:

  • ведет к усилению агрессивности;
  • повышает порог чувствительности зрителей к насилию;
  • формирует их взгляды на социальную реальность

Что может повлиять на агрессию?

Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.

б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

Классификация паники:По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.

Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длитель­ная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Есть два основных момента, определяющих возникновение паники.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.

Этапы реакции:

Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.

Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится за­метной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.

Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента:

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:

Средства борьбы с паникой :

Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.

Итак, действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего, необходимо снизить, общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности — он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение.

Основное свойство толпы.

Приведенная классификация весьма условна. В практическом плане это наиболее важное свойство толпы - превращаемость.

Превращения могут происходить спонтанно, без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно.

На свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции толпой.

Приемы управления и манипуляции.

Применив неадекватные объекту и ситуации приемы, мы рискуем серьезными неприятностями, а подчас человеческими жизнями.

Бастилию в Париже в 1789 году штурмовала типичная толпа, последовательно превращавшаяся из конвенциональной в экспрессивную, а затем в агрессивную (возможно в повстанческую). Там в принципе можно было бы удержать события под контролем, применив специальные технологические приемы.

Но, вероятно, ни один из обсуждаемых далее приемов не дал бы желаемого эффекта в октябре 1917 года в Петрограде, поскольку штурм Зимнего дворца осуществлялся не толпой, а организованными отрядами красных боевиков. Они действовали планомерно и продуманно: группами по 2-3 человека проникали в здание, сдавались растерявшимся юнкерам и, постепенно накапливая численное превосходство, овладевали положением, поддерживая постоянный контакт с бойцами внутри и вне дворца. Похоже, лишь затем, опьяненные успехами, они стали проявлять признаки стяжательной толпы.

Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри.

Обратим внимание на феномен, который называют географией толпы.

Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной энергии. География толпы определяется различием более плотным ядром и разряженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказывающийся там испытывает более сильное его влияние. Вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности.

Психологическое воздействие на толпу извне мы обычно рекомендуем нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированны внушаемость и реактивность.

Читайте также: