План конспект урока по истории церкви

Обновлено: 07.07.2024

Ересь – сознательное уклонение или искажение догматов, изменяющее религиозное учение. Сторонники ереси отделяются от официальной церкви и составляют секту.

Нестяжатели – духовное течение на Руси во главе с Нилом Сорским (1433 – 1508), представители которого выступали против накопления церковью земель и другого имущества.

Иосифляне – группа русских церковных деятелей во главе с Иосифом Волоцким (1439 – 1515), которые выступали за усиление роли церкви в государстве и обществе, и сохранение церковных и монастырских владений.

Стригольники – религиозное течение еретиков середины XIV в. В Новгороде и Пскове. Его сторонники отвергали таинства, монашество, церковную иерархию.

Автокефалия – статус церкви, при котором она имеет административную независимость от других церквей. Глава автокефальной церкви может иметь титул патриарха, архиепископа, или митрополита.

Тягло – комплекс налогов и повинностей, которые несли низшие слои населения в пользу государства.

Поместье – земельное владение, которое предоставлялось на время за несение государственной службы.

Местничество – это система распределения должностей в государстве согласно знатности и служебного положения предков.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Религиозное мировоззрение было преобладающим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV – XVI вв. Новые духовные искания затронули церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа. На этом уроке мы поговорим об изменениях, произошедших в Русской православной церкви в XV – начале XVI вв.

К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо - Востока и Северо - Запада Руси, включая присоединённый Иваном III Новгород. Численность населения составила 5,6 млн человек. Сформировались сословия – наследственные группы со своими правами и привилегиями, закреплёнными законом. Государственные должности распределялись в зависимости от знатности рода, такая система называлась местничество. Для сельского населения жизнь тоже изменилась. Они по-прежнему могли менять владельцев, но время перехода было ограничено двумя неделями в году, приуроченными к Юрьеву дню (26 ноября). В 1497 г. был принят Судебник, закрепивший новый порядок жизни в едином Московском государстве.

В церковно - философской мысли Руси XV – XVI вв. появились течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации. В церковной иерархии и в монашеской среде сложилось два мнения по вопросу о монастырских владениях: одно – иосифлянское: за богатую и сильную Церковь, опору самодержавия, другое – нестяжательское, отрицавшее права церкви и монастырей на земельные владения. В итоге, иосифляне превратились в самую влиятельную, правящую группу в Русской Церкви, а сама православная церковь России стала государственно – национальной. Церковная уния Патриарха Константинополя с Римом в 1439 г., и падение Константинополя в 1453 г. сделали возможным установление автокефалии Московской митрополии. В 1459 г. её канонические пределы совпали с политическими границами Российского централизованного государства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки земельных владений, существовавших в Московском государстве в XV в., по двум группам.

Великий князь мог отобрать

Нельзя продавать, дарить

Передавалось по наследству

Можно продавать, обменять

Давалось на время несения службы

Безусловное земельное владение

Условное земельное владение

Правильный ответ:

Условное земельное владение

Безусловное земельное владение

Давалось на время несения службы

Передавалось по наследству

Нельзя продавать, дарить

Можно продавать, обменять

Великий князь мог отобрать

Задание 2. Выберите один ответ. Юрьев день был определён как время перехода крестьян на другие земли в?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению Отечественной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик должен научиться: определять и характеризовать особенности распространения православного христианства на Руси; составлять схему устройства Православной церкви в Древней Руси, объяснять ключевые понятия; анализировать текст исторического источника (отрывок из Киево-Печерского патерика); раскрывать роль Православной церкви в истории Древнерусского государства и оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей.

Ученик имеет возможность научиться :

- анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

- определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);

- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

- уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД).

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий

Формы обучения: парная, фронтальная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Этапы урока:

1) Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

2) Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление изученного на уроке

6. Домашнее задание

Ход урока.

1. Мотивационно-организационный этап.

1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Учитель истории : Здравствуй ребята. Сегодня мы продолжаем определять особенности развития Древнерусского государства (государства Русь).

Задачи : на уроке

1. Мы продолжим развивать навыки работы с учебником, понятиями, составлением схем; умения определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.

2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.

2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

1. Чтобы определить тему нашего урока и основной проблемный вопрос, который нам предстоит разрешить, давайте проведем небольшую словарную работу. ( Перед вами рабочий лист. Укажите на нем свою фамилию, имя и выполните задание № 1). Какое ключевое слово у вас получилось?

2. Дайте объяснение слову церковь. (Ответы учащихся).

Понятие церковь имеет два значения: (слайд 2)

"ЦЕРКОВЬ" - 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

3. С каким событием связано появление церкви на Руси? Ребята, определите, какой будет тема нашего урока? (слайд 3).

1). Особенности распространения христианства на Руси и значение утверждения православия для общества. (слайд 5)

Задание: Скажите, принятие христианства в 988 г. сразу же привело к утверждению православия на Руси?

Какое явление возникло и в чем оно проявлялось? (Двоеверие).

Несмотря на принятие православия в течении долгого времени в сознании людей сохранялись языческие традиции. Как же церкви удалось утвердить свое влияние?

А) Найдите пары и объясните, по какому принципу они образованы? (слайд 6-7)



Целевая аудитория: для 4 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

На уроке ребята узнают о назначении православного храма и его устройстве.

Содержимое разработки

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II . Актуализация знаний учащихся

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III . Изучение нового материала.

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

3. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

4. Творческие работы учащихся.

Спасо-Преображенский собор.

В 1677 году главная, Спасо - Преображенская, церковь Тамбова была преобразована в соборную. Величественное здание собора торжественно поднимается над берегом Цны, привлекая внимание человека, подъезжающего к Тамбову со стороны Рассказовского шоссе. Строительство и перестройка этого крупнейшего в Тамбове храма продолжались более двухсот лет. Возведение собора было задумано и начато епископом Тамбовским и Козловским, святителем Питиримом.

Покровский собор.

Согласно исторической справке, в Покровской слободе, расположенной к югу от крепости, находились две церкви: первая – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вторая - во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. Обе церкви располагались в одном деревянном здании. Во время сильного пожара в 60-х годах XVIII столетия деревянная постройка была полностью уничтожена. До наших дней сохранилось двухэтажное здание каменного Покровского собора, строительство которого началось в 1763 году, - лёгкое,

стремительно взметнувшееся ввысь.

Казанский Богородичный мужской монастырь.

Более трёх столетий назад за чертою Тамбова был основан Казанский Богородичный мужской монастырь. Его архитектурный облик многократно менялся из-за частых пожаров. Каменное строительство в Казанском монастыре началось в последние десятилетия Х VIII века. Исключением было только строительство колокольни. Её построил над святыми воротами

епископ Феодосий в последние годы своего служения в Тамбове.

V. Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

VI. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Читайте также: