Конспект на тему рождественская звезда

Обновлено: 07.07.2024

Раздел: Идеал человека в искусстве и религии.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Вид урока: теоретическая и практическая самостоятельная работа

Метод обучения: эвристический, КСО (коллективный способ обучения), ИКТ.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Цели урока:

1) Обучающие:

- расширить знания учащихся по теме “Идеал в искусстве и религии”;

- учить видеть прекрасное в литературе и иконописи; развивать навыки монологического высказывания;

- совершенствовать навыки анализа поэтических произведений, полученные на уроках литературы;

- помочь ученикам понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Б.Пастернака.

- развитие логического и образного мышлений;

- формирование навыков сопоставления и сравнения; умений выделять главное в материале, обобщать и формулировать выводы;

- развитие креативных способностей.

3) Воспитательные:

- формирование позитивных личностных качеств у восьмиклассников на основе нравственного наследия христианства.

ХОД УРОКА

Учитель: На уроках литературы мы говорим об идеале человека. Каждая эпоха несет свое представление об идеале. Но неизменны всегда нравственные принципы. Они воплощены в религии христианства. Идеал христианства - Иисус Христос. Как переводится это имя? (Ученики обращаются к словарю). Сегодня мы поведем речь о рождении Христа, так как этот день является важным для всех христиан. Ребята! Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие, это главный праздник из числа двунадесятых. Чувством радости и ликования наполнены как церковное Богослужение, так и иконы праздника, произведения искусства.

Ученик читает эпиграф урока:

Что тебе принесем, Христе,

Когда явился на Земле,

Как человек ради нас?

Каждый из сотворенных тобою

Приносит тебе благодарение:

Ангелы – пение, небеса – звезду,

Волхвы – дары, пастухи – чудо,

Земля – вертеп, пустыня – ясли,

А мы, люди, матерь Деву.

Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Учитель. Чтобы вам легче было ориентироваться в материале урока, каждый из вас получил раздаточный материал, который вы сможете потом вложить или вклеить в свою тетрадь. Во-первых, это план анализа стихотворения. Во-вторых, это само домашнее задание. В-третьих, это словарный материал к уроку, который вы будете использовать на уроке и при подготовке домашнего задания.

1–ая часть урока. Тема Рождества в иконописи.

Слово учителя. Этот сюжет стал любимым в искусстве: живописи,
литературе, музыке. Но прежде я хочу спросить:

Что такое икона? Это изображение господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов, святых, а также событий из священной и церковной истории; икона – изображение священное. То есть отделенное от реалий быта и предназначенное для богообщения. Икона – это воплощенная молитва. (Дети читают по словарю).

Проникнуть в величие и торжественность Рождества Христова нам позволит молитва, славящая рождение Христа.

Звучит молитва в исполнении певчих храма Казанской Божьей Матери села Нероновки Сергиевского района.

Учитель: Сейчас ребята познакомят вас с древнейшим видом искусства – иконописью.

Древнерусские иконы имеют богатые традиции в изображении Рождества.

Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных евангелий и на саркофагах римских катакомб, изображения рождества и сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для лампадного масла. С 4 века начал формироваться иконописный канон праздника. Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси. Восток, строго следуя догматическому преданию, отбрасывает всякую сентиментальность. С величайшей ясностью и простотой икона передает евангельскую историю. Линии и цвета не потрясают нашей чувственности. Трезвость средств положена в основу звучания произведения.

В центре иконы мы видим Младенца Христа, лежащего в яслях в пещере. Созерцая лежащего в яслях Христа, мы созерцаем “Агнца Вифлеемского, Богородица. Ее голова покоится на руке. Ее взгляд погружен в созерцание евангелия спасения: “Мария сохранила все слова сии, слагая их в сердце Своем” (Лк. 2:19). Хоть Она и Мать, Она отворачивается от Своего ребенка, чтобы поприветствовать нас всех, потому что Она видит в нас рождение Своего Младенца. Мария - новая Ева, Матерь Жизни, давшая согласие на воплощение за каждого из нас. Поэтому Она образ Церкви. В Ней - таинственное предстояние Церкви перед Иисусом, в ней - завершение ожидания Израиля и иноверных. В нижнем левом углу мы видим св. Иосифа. Он в глубоком раздумье. Если мы переместимся теперь немного вправо, мы увидим сцену омовения. Ее смысл заключается в том, что Младенец действительно Сын Человеческий, сидящий на коленях Саломии-повитухи. Но в то же время Он - ожидаемый Мессия.

Чуть выше обычно изображается пророк Исаия, а в нем - все ветхозаветные пророки. Одежда Исаии делает его похожим на Иоанна Крестителя или Илию; это одеяние мученика. В своих пророчествах Исаия наиболее полно свидетельствует о Рождестве.

К его пророчествам отсылает нас еще раз и присутствие рядом с яслями вола и осла: “Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет”. В верхнем левом углу иконы мы видим волхвов. Мудрецы-звездочеты были приведены ко Христу как первые от народов. Они не принадлежали Израилю, но, тем не менее, угодили Господу, потому что они “боялись Его и творили по справедливости”. Господняя любовь к человеку привлекает к себе “мудрецов” всех времен и народов.

Ангелы изображаются в их двойном служении. Слева они повернуты к верхней части иконы – к источнику света. Они представляют бесконечное славословие Господа, небесную литургию. Справа ангел устремлен к пастухам и представляет слугу человека, ангела Воплощения. В его склоненной позе мы чувствуем ангельскую любовь и защиту, бесконечное “смотрение" ангела-хранителя.

Вифлеемская звезда сияет из священного треугольника вверху, вписанного в Божественную сферу. Единый луч, исходящий из треугольника, обозначает единосущность Бога, но, достигнув звезды, этот луч преломляется на три, чтобы показать участие всех трех ипостасей в домостроительстве нашего спасения.

Вопросы и задания классу по анализу стихотворения :

Какие чувства и настроения вызывает это стихотворение? (происходит великое событие, в интонации читающего слышится торжественность и патетичность, слушающие испытывают благоговение).

Какие образы вы увидели в стихотворении? Кто сообщает миру о рождении Христа?

Какой образ главный в этом стихотворении? (Рождественской звезды, ее называют Вифлеемской, она имеет 8 концов. В стихотворении мы определили 8 основных образов: Младенец Иисус Христос, народ, животные, природа, пространство и время, мудрецы, ангелы, Дева).

Вопрос ученикам: Кто увидел такой Рождественскую звезду? (1 -5 – увидели пастухи, 6 -7 – видение мудрецов, 8 - такой видится она Деве в пещере.

Ребята, прочитайте о цифре 8. (дети опять обращаются к словарю. Цифра 8 – число Христа Цифра 8 стала главной в организации стихотворения. (Изображение креста на презентации).

Крест – это символ христианства, предмет почитания всех христиан, означает жертвенность как спасение. Русский крест восьмиконечный. Вертикальный луч каждого креста означает любовь и связь между богом и человеком, горизонтальный – любовь и связь между людьми.

Какая идея стихотворения?

В мир пришел Спаситель, наступил конец царству дьявола, смерти. Но путь к вере труден.

Как это мы видим в стихотворении? Какой прием автор использует в стихотворении? (Начало стихотворения противопоставлено второй части. Используется прием антитеза)

Как связана композиция стихотворения с идеей? Какая часть является кульминационной?

Стихотворение делится тоже на 8 частей:

1. Младенец в холодном вертепе.

2. Мир смерти и зла.

3. Путь звезды по миру.

4. Грядущее время.

5. Пастухи, желающие увидеть чудо.

6. Слияние ангелов с людьми.

7. Волхвы в пещере.

8. Явление Рождественской звезды.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры…

Прием анафора усиливает величие времени, синтаксический параллелизм позволяет сравнить мир будущего - это вечная борьба добра и зла, жертвенность как спасение.

Кто торопился увидеть чудо, рожденного Спасителя?

Почему? Изображение природы в начале и конце стихотворения существенно отличается. Здесь используется прием антитезы:

Эта строчка повторяется дважды. Зло всегда будет препятствовать добру.

Кто скажет, как меняется размер стихотворения?

В 1-ой части свободный стих, т. е. строки соединятся только рифмой. Во второй части размер определяется, это трехсложный размер - амфибрахий, рифма перекрестная.

Что это значит?

Торжество веры. Зло отступает. В мире наступает гармония.

Интересно и употребление Пастернаком особых знаков препинания в данном тексте: многоточия в начале и конце строки - для создания пауз, для передачи смены чувств, а еще можно остановиться и подумать. Великие события происходят в эти мгновения.

Какую роль выполняют в этом стихотворении животные?

Образ девы. Ее называет поэт: Мария и Дева. В ее изображении нет каких-либо изобразительных средств языка. Все предельно просто.

Учитель. Стихотворение Б.Пастернака символично. Звезда – в поэзии символизирует веру. Путь к вере всегда труден. Люди способны совершать восхождение от суетности

Вывод делает ученица. Стихотворение Б. Пастернака написано по библейским мотивам. Оно звучит торжественно и патетично. Тема рождения Христа, спасителя человечества, важна для всего мира. Идея: в мир пришел Спаситель, наступил конец царству дьявола и смерти, наступила новая эра в истории человечества. Все стихотворение объединяет образ Рождественской звезды, которая символизирует веру. Вера важна для всего мира. Герои стихотворения сливаются в едином чувстве восторга и благоговения перед великим событием.

Каким настроением проникнута прозвучавшая песня?

Сценарий образовательной деятельности в старшей группе детского сада "Путешествие с Рождественской звездой" помогает решить следующие задачи:

- воспитательные: дать возможность детям стать свидетелями и участниками праздника, почувствовать торжество справедливости, принять участие в делах милосердия.

- образовательные: осмыслить значение праздника Рождества Христова;

ввести новые для детей понятия: Рождественская звезда, вертеп, ангел, волхвы, ладан, смирна, христославы, колядки;

познакомить детей с традициями Рождества.

- развивающие: развивать творчество, воображение, образное мышление.

ВложениеРазмер
Сценарий образовательной деятельности (был написан для кружковой работы) 69.5 КБ
Презентация к занятию "Путешествие с Рождественской звездой" 937.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема образовательной деятельности

воспитатель МКДОУ №129

Содержательная линия: Традиции. Календарь. Праздники.

- воспитательные : дать возможность детям стать свидетелями и участниками праздника, почувствовать торжество справедливости, принять участие в делах милосердия.

- образовательные: осмыслить значение праздника Рождества Христова;

ввести новые для детей понятия: Рождественская звезда, вертеп, ангел, волхвы, ладан, смирна, христославы, колядки;

познакомить детей с традициями Рождества.

- развивающие: развивать творчество, воображение, образное мышление.

- ноутбук, проектор, экран;

- визуальный ряд: Вифлеемская звезда, макет двухъярусного вертепа, сделанного по принципу фланелеграфа, икона Рождества Христова, фигурки из картона ангелов, волхвов, пастухов, царя Ирода, Рахили, младенца, воинов, Смерти, фигурки животных из пластилина;

ёлочка, кусочки фруктов, овощей, хлеба, сала, крупа, семена.

Дети стоят полукругом, перед ними – воспитатель.

- Дети, как мы узнаем о важных событиях, которые происходят в мире, далеко от нас?

- О них сообщают газеты и телевидение.

- Более двух тысяч лет назад, когда не было ни газет, ни телевидения, произошло чудесное событие, которое изменило мир. Об этом событии узнали все люди и помнят до сих пор.

Сейчас и мы с вами перенесемся в те давние времена, чтобы узнать о Рождестве. Поможет нам в нашем путешествии Рождественская Звезда.

(Воспитатель открывает шторки верхнего яруса вертепа и прикрепляет Вифлеемскую звезду над ним. На верхнем ярусе расположены изображения святого семейства – Девы Марии, Иосифа, они склонились над яслями с Богомладенцем Иисусом Христом /вариант – икона Рождества/, по сторонам – фигуры ангелов. Детям раздаются фигурки персонажей, вырезанные из картона. На оборотной стороне каждой фигурки – липучка. Предварительно с детьми оговаривается, что они – участники действа, они не озвучивают, но прикрепляют и убирают своих персонажей, когда это необходимо по тексту).

- Более двух тысяч лет назад, Дева Мария и ее муж Иосиф пришли в город Вифлеем. Наступила ночь, но им негде было остановиться, тогда они остановились на ночлег в пещере – вертепе, где находился хлев с домашними животными: осликом, бычком, кошкой, курочкой, овечками.

(Воспитатель предлагает детям самим разложить сено и выставить фигурки животных под изображением Богоматери, Иосифа и Младенца Христа. Фигурки животных вылеплены ранее детьми из пластилина с использованием природного материала).

- Ночью родила дева Мария сына Божия – Младенца Иисуса Христа. В вертепе не было детской кроватки, и Иосиф с Марией положили Младенца Иисуса прямо в ясли – кормушку для животных с сеном. Все животные пришли посмотреть на родившегося Сына Божия.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос.

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком.

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

- В момент Рождества Младенца Христа на небе зажглась Вифлеемская звезда.

В это время пастушки пасли в поле овец.

/на втором ярусе детьми прикрепляются фигуры пастушков/

К ним с небес спустился ангел – вестник – и прекрасным голосом пропел пастушкам:

«Не бойтесь, радостную весть

Ныне Бог родился!

Вы пойдите, посмотрите.

(Фигурка одного ангела спускается к пастушкам с верхнего яруса вертепа)

- Пастушки тотчас же пошли к вертепу, чтобы поклониться будущему Спасителю.

(фигурки пастушков передвигаются детьми к пещере со святым семейством).

- Тем временем, далеко от вертепа, на востоке три волхва (мудреца) увидели необычную звезду. Недаром они были мудрецами, они поняли, что звезда принесла в наш мир радостное известие о рождении младенца Иисуса Христа – будущего Спасителя мира. Свет Вифлеемской звезды, как прожектор, показал волхвам путь к пещере, где в яслях лежал младенец Христос. Волхвы очень обрадовались, взяли дары (подарки) для сына Божия – золото, ладан и смирну и отправились в путь.

(В вертеп детьми выставляются фигурки волхвов с дарами. Воспитатель передает детям шкатулку, в которой лежит золото (кусочек желтого металла), кусочки ладана (приобрести заранее в церковной лавке) и смирна (можно взять аромамасло мирры) и объясняет, что в те времена они имели очень большую цену).

«Рождество Христово! Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песню пел:

Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте!

В день Христова Рождества!

Я лечу от Бога, радость вам принес,

Что в пещере темной родился Христос!

Скорей поспешайте, Младенца встречайте

Пастухи в пещеру прежде всех пришли,

В яслях на соломе Господа нашли.

На колени пали, Христу дары дали

Рождество Христово! Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песню пел:

Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте!

Воспитатель продолжает повествование:

- Но, оказывается, не все были рады тому, что на свет явился Сын Божий. Слух о рождении Младенца Христа дошел до иудейского царя Ирода. Он испугался, что сын Божий вырастет и станет царем вместо него.

(В вертеп в нижний ярус детьми выставляются фигура царя Ирода, сидящего на троне, и двух воинов с копьями и мечами)

Ирод (воспитатель читает грубым низким голосом):

- Я, царь Ирод, грозный и превеликий.

Никому не подчинюсь.

Пред Рождённым никогда не преклонюсь.

Я пошлю своих воинов в Вифлеем поубивать всех малых детей.

(рядом с Иродом ребенком выставляется фигурка Рахили с младенцем на руках)

- Женщина Рахиль со своим сыном пришла просить Ирода о милости:

Рахиль (в руках у неё свёрток-младенец):

- О, царь Ирод, грозный и превеликий. Помилуй моё дитя!

Продли ему жизнь, хоть на один год.

Ирод . Не продлю даже на один месяц!

Рахиль . Хоть на один день.

Ирод . Не продлю, даже на один час! Хватит мне перечить! Воины!

- И у Рахили забрали сына.

(Фигуры воинов, младенца, Ирода удаляются. Появляется фигура ангела – спускается с верхнего яруса)

Рахиль . Ах, ты горе горькое, скорбь неутешимая.

Ангел . Не плачь, Рахиль, вытри слёзы, Рахиль, твой младенец в Небесном дворце, у Царя Небесного увидишь его.

- Многих детей погубил жестокий Ирод, но Дева Мария, Иосиф и Младенец Христос ушли из вертепа в Египет, где злой
Ирод их не нашел.

Добро всегда торжествует, а зло будет наказано. Так случилось и с царем Иродом. К нему пришла Смерть.

(в вертеп выставляются фигуры Ирода и Смерти)

Смерть А вот и я пришла, смерть твоя.

Тебя, Ирода, скошу, в сыру землю положу.

Ирод . Продли же ты мне жизнь, хотя б на один год.

Смерть . Не продлю даже на один месяц!

Ирод . Продли же ты мне жизнь, хотя б на один день.

Смерть . Не продлю даже на один час!

Так и умер царь Ирод. После смерти он был обречен на муки вечные.

(воспитатель закрывает шторки нижнего яруса вертепа)

- А люди каждый год славят Рождество младенца Христа.

Во всех церквях служатся праздничные Рождественские богослужения,

это великое событие изображено на иконе Рождества Христова.

Люди, которые воспевают славу младенцу Христу, называются Христославы.

Существует много картин известных художников, на которых изображено Рождество Спасителя мира Иисуса Христа.

Рождественские вертепы изображают сцену Рождества Иисуса Христа. Они помогают нам узнать, какое чудо свершилось более двух тысяч лет назад.

Рождественской Вифлеемской звездой люди украшают верхушку праздничной ели.

(с этими словами воспитатель берет Вифлеемскую звезду, расположенную над вертепом и украшает ею верхушку рождественской ели в групповой комнате)

А самое главное, что из года в год совершают люди в эти светлые праздничные дни – это добрые дела.

Вы можете не только получать подарки в Рождество, но и совершать дела милосердия. Одно из таких добрых дел мы с вами сейчас совершим.

Воспитатель предлагает выйти на улицу к небольшой елочке
(возможно, искусственной, выставленной на прогулочном участке / вариант – украсить елочку в группе и выставить на улице) и украсить ее ветви подготовленными ранее кусочками хлеба, сала, фруктов, овощей, а под елочкой насыпать семечки, крупу.

Дети, какие добрые дела еще вы можете сделать?

Вскоре на нашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И у нас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Рождественская звезда"

МКОУ Панинская СОШ Панинского района

Незнамова Лидия Ивановна- учитель начальных классов

Литвиненко Любовь Петровна - воспитатель

Январь 2015 года

Цель: приобщение учащихся к русским православным традициям, познакомить с историей возникновения традиции наряжать елку в Рождество и на Новый год. Воспитание уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям и культурным ценностям русского народа;

* воспитание скромности, смирения и простоты.

Оборудование:

Украшенный класс, доска

Возраст: 7 лет.

Продолжительность: 40 мин.

Этапы проведения:

5. Подведение итогов.

Основная часть.

1 часть. - Мы рады видеть дорогих гостей в нашем нарядном классе. Сегодня у нас необычный классный час, на котором мы продолжим разговор о православных традициях русского народа.

- Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Тананко “Светлый праздник Рождества”)

Светлый праздник Рождества,

В каждый дом издалека

К нам приходит снова.

Белый ласковый снежок

Сыплет за окошком,

Пляшет свечки огонёк,

И мурлычет кошка.

Вспыхнет на небе звезда,

И уйдут напасти.

Светлый праздник Рождества

Нам приносит счастье.

В этот день нельзя грустить,

Ссориться и злиться,

Нужно всех вокруг простить,

Скажем добрые слова

Мы друг другу снова.

Здравствуй, праздник Рождества,

2 часть Рассказ учителя

- В старые времена на Руси люди особо относились к православным праздникам. Готовились к ним заранее. Соблюдали пост, ходили в церковь, добрее становились друг другу, прощали обиды.

-Ребята, вы все знаете, что 7 января весь православный народ празднует Рождество Христово. - Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”.

- Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

-Кого славит народ в этот светлый праздник? (Иисуса Христа)

- Как вы думаете, почему этот праздник называют Рождеством Христовым?

Дети : потому что 7 января явился в этот мир Младенец Иисус

Родился Он в пещере скромной

Пришел Он, чтобы мир спасти.

Педагог Весь православный люд отмечает этот праздник светлый.

Рождество - значит день рождения Иисуса Христа!

(Звучит тихая музыка.)

Викторина

Как называлось место пещера, в которой родился богомладенец?

Куда положила дева Мария сына после его рождения? / в ясли/

Кто первым пришел поклониться Иисусу Христу? / пастухи/

От кого пастухи узнали о рождении Иисуса? / о т ангелов/

Кто пришел на поклонении Христу из Восточных стран? /Волхвы/

Кто такие волхвы? / Восточные мудрецы/

Что указало путь волхвам? / звезда/

Что преподнесли Иисусу волхвы? / золото – как царю, ладан, как богу, смирну – как человеку/

Люди всегда отмечали праздник Рождество Христово очень торжественно и красиво. Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года?

А поможет вам в этом загадка:

Кого раз в году наряжают? (Ёлку)

Рождество – светлый, радостный праздник!

Считалось, что елка со свечами и украшениями – символ духовного света и спасительных плодов благодати Божьей.

Задолго до Рождества Христова в домах украшают елки. С давних пор это было любимым занятием детей – помогать украшать елку. А сколько восторга вызывает зажженная огнями елки!. Горят восторгом и радостью детские глазки, душа ликует и хочется петь и кружиться вокруг елки.

Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку?

Почему людям так нравится этот обычай ? (высказывания детей).

- Правильно, но почему именно ёлку?

Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали березу лентами, на Пасху – вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную елку.

А вот почему на Рождество наряжают елочку. Это вы сейчас и узнаете.

Существует доброе сказание о том, что когда в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос и мудрые волхвы с Востока принесли ему дары то и все звери, птицы и даже растения также подарили свои подарки.

Растениям было, что подарить Младенцу Христу – плоды, цветы, сладкое благоухание.

И только опечаленная Елочка, проделавшая длинный путь из северных земель теперь не решалась войти в пещеру, где лежал в яслях Божественный Младенец.

Ей казалось, что все, что она может подарить Богу, никуда не годится, - простые шишки, липкая смола, колючие иголки…..

В скромности своей она считала себя хуже других деревьев, которые достойны были принесли Богу дары.

– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее .

– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

- Да и правда, нечего тебе подарить Младенцу Христу, - говорили одни.

– Ах ты, добрая печальная елка! – говорили другие.

А елочка соглашалась и не решалась войти.

Но господь очень любит скромность, смирение и простоту и принимает их как лучшие дары Себе.

И свершилось чудо!

Елочка тихонько всхлипнула, из ее глаз, опушенных колючими ресничками закапали прозрачные слезы – клейкие и ароматные капли смолы. Вдруг что-то тихонько зазвенело, словно вздрогнули и посыпались на снег малюсенькие колокольчики. Все увидели , как с неба спустились тысячи маленьких звездочек и одели елочку сверкающим нарядом. Пока они падали, раздавался этот чудесный звон. Наконец, самая крупная, ярко-красная звезда спустилась прямо на елочкину макушку и дивные звуки стихли.

На изумленную Елочку вдруг хлынул с небес звездный дождь, и она засверкала, украшенная звездами, и стала вдруг краше всех деревьев.

Господь вознаградил елочку. Он сделал так, что в день его рожденья скромную елочку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками.

Но, милые дети, елочка еще и пример нам подает, как надо радовать других и при этом сохранять скромность.

ВОПРОСЫ для анализа рассказа

1Какие чувства возникли у вас после прочтения.

2. Почему елочка не осмелилась войти в пещеру, где лежал в яслях младенец?

3. Какое – же чудо произошло в конце рассказа?

4.Как вы думаете, кто так украсил елочку?

5. А как вы понимаете, что такое скромный человек. Кого вы из своих одноклассников назовете скромным.

6. Чему же научила нас елочка?

/ Ее красота была самой скромной и самой доброй! Скромности/

На праздник Рождества Христова молоденькими елочками украшают храмы. Вот какой чести удостоилось скромное дерево – елочка. Я знаю, что многие из вас знают стихотворения об этом прекрасном дереве. Кто хочет прочитать?

Елочка! Елочка!

На верхушке звездочка,

Свечечки на ветках,

Ветки все в конфетках!

Блестки золотые,

Бусы голубые!

Бантики нарядные,

Куклы шоколадные

Яблоки веселые,

Пряники медовые!

В самой серединке

Книжки да картинки!

Все в игрушках ветки-

Выбирайте, детки!

Дети стайкой оживленной От гостинцев гнутся ветки:

Замирают в восхищенье Тут и рыбки с петушками.

Перед елкой освещенной Виноград, изюм, конфетки,

Елка – просто загляденье! Бусы, пряник с леденцами.

Елка весело сияет: Часто к ней овсянок стайки.

О, какой прием радушный! Словно в гости, прилетали.

И она хоть вспоминает А под ней в сугробах зайки.

Край родной, но ей не грустно. Схоронившись, отдыхали.

А теперь – какое счастье!

Всюду радостные лица,

От детей почет, участье.

Здесь она для них – царица

Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Ведь сегодня торжество –

Елочки красив наряд,

Огоньки на ней горят.

Ведь сегодня торжество –

Будем петь и веселиться,

Возле елочки кружиться –

Ведь сегодня торжество –

Ночь. Мороз. Сверкают звезды

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

Звезды гаснут. С неба льются

Заискрился снег морозный

Широко раскинув ветви,

В шубе снеговой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Наступает день великий –

Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики.

Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать: "Да".

Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться.
Готовы?

Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит -
На ветвях ее висит:

Звездочка - верхушка? Белые снежинки?
Звонкая хлопушка? Яркие картинки?
Петенька - петрушка? Старые ботинки?
Мягкая подушка ? Шар из паутинки?

Плитки-шоколадки? Красные фонарики?
Кони и лошадки? Хлебные сухарики?
Зайчики из ватки? Яркие флажки?
Варежки-перчатки? Шапки и платки?

Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?…

Учитель: Ребята, а сейчас мы встанем в круг, а наша скромная волшебная елочка поможет нам сказать добрые слова друг другу.

/Дети передают елочку и говорят друг другу слова:

-Поздравляю тебя с рождеством. Будь всегда доброй, ласковой…..

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.

Вы сделали такие красивые елочки. Вот какие они получились у нас. Давайте подарим нашим гостям и скажем им добрые слова.

Поздравляем вас с праздником Рождества Христова.

Пусть будет в вашем доме

Покой и чистота.

Пусть чистой будет совесть

И чистые слова.

Пусть чистым будет сердце

От всех земных грехов.

И станет чистым небо

От белых облаков.

Учитель:
Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье. Умейте радоваться и радовать других. Не стесняйтесь похвалить своих друзей. Радуйтесь от души успехам ваших сверстников и не завидуйте ничему. Попробуйте сделать приятное и радостное для своих родителей, близких и друзей. Не забывайте и поддержите детей из бедных семей лаской, дружбой, добротой, неразлучностью и Богомладенец Христос всегда будет с вами!

Учитель. Посмотрите, а на елочке красивый конверт. От кого он? От нашей рождественской елочки. Вам, дорогие детям

Всем друзьям я на прощанье

Время даром не теряйте,

Добрым делом занимайтесь,

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

Будьте скромными вы сами

Дома помогайте маме.

И об этом помнить нужно:

Дорожите дети дружбой!

Иисус Христос родился

И мир счастьем осветился!

Так возрадуемся вместе,

И споем сейчас все песню!

Учащиеся встают в хоровод, и звучит песня

3. Заключительная часть. Закончился наш праздник. Мы, уверены, что вы узнали много нового и сделали вывод, что скромность, простота и доброта

Урок музыки: Рождественская звезда

И если радость приносило каждое богослужение, то ещё более радостными были православные праздники - Рождество, Святки, Масленица и особенно Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Каждый из этих праздников был частью жизни любого человека, он был любимым, радостным и долгожданным.

Первой колыбелью Иисуса становятся ясли - кормушка для скота, куда, спеленав вначале, укладывает новорождённого Мария.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной
Встревоженной этою новой звездой.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры.
. Всё злей и свирепей дул ветер из степи.
. Все яблоки, все золотые шары.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

В ту ночь над пещерой зажглась необыкновенно яркая звезда, вслед за звездой пришли жрецы - волхвы и принесли младенцу драгоценные дары: золото, ладан, миро (благовонные травы и масла).

Всё живое радовалось чудесному рождению Иисуса, и эта радость, это вселенское поклонение изображено и на иконописном образе Рождества, и в словах стихиры, что поётся на рождественской вечерне:

Что ти принесём владыко Христе,
Яко явися еси земли, яко человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей
Благодарение приносит:
Ангели - пение,
Небеса - звезду,
Волхвы - дары,
Пастырие - чудо,
Земля - вертеп,
Мы же - Матерь-Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Свет веры неугасим в душе человека. Идут годы, проходит короткая человеческая жизнь. Но и сквозь даль прожитых лет сияет и сияет чудесной сказкой детства свет далёкого Рождества.

А воздух. - синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы - белые видения. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звёзд. Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый. и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия миров и Свет Разума.

В этих словах, простых и глубоких, как будто слилось воедино всё, чем дорого душе русского человека православное Рождество. Звенит морозный воздух, звенят колючие звёзды, и словно в лад им звонят колокола в Кремле и по всей Москве. Такого и правда нигде не услышишь, такое приходит только из непостижимых глубин детской памяти. И веришь: пока есть этот звон, и эти звёзды, и эти напевы-молитвы, Христос - среди нас, незрим и вездесущ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с Рождеством.

Развивающая:

1. Развивать воображения, фантазию, творческое мышление.

2. Развивать коммуникативные способности обучающихся.

Воспитательная:

1. Способствовать воспитанию художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

2. Способствовать воспитанию аккуратности, терпения.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Возраст: разновозрастной.

Методы: словесный (беседа, объяснение), демонстрационный, практический.
Оборудование: бумага, ножницы, карандаш, клей ПВА.

Этапы занятия:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.

4. Практическая часть.

5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Приветствие педагога, проверка готовности.

2. Теоретическая часть.

- Здравствуйте ребята. Рада видеть вас на наших посиделках.

- Скажите ребята, какой приближается праздник? (Рождество)

- Когда он будет (7 января)

- А кто родился 7 января? (Иисус Христос)

- Сколько лет прошло с рождения Иисуса Христа? (2017)

- Кто возвестил о рождении Иисуса Христа? (Ангел, и Рождественская звезда)

- Ребята, я хочу рассказать вам одну легенду об этом празднике.

Древняя легенда

Одна старинная легенда говорит, что ель стала символом Рождества только благодаря желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, на тёмном небе, под пение ангелов, зажглась новая звезда. Внемля этому божественному знамению, к пещере пришли и люди, и растения, и животные. Каждый старался подарить новорождённому какой-нибудь подарок. Деревья и растения дарили Младенцу свои цветы, листья, плоды, благоухания. На радостное событие поспешила и Ель, но пришла она последней и стеснялась зайти. Все удивленно спросили ее, почему она стоит и не заходит. Ель грустно ответила, что она очень хочет войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу. Кроме того, она боится уколоть его иголками и испугать. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться яркие цветы, орехи, зеленые листочки и красные яблоки. Ель обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо зашла к Иисусу. Малыш улыбнулся, увидев разноцветную красавицу Ель, и тогда над её верхушкой ярко засияла Вифлеемская звезда…

По другому, преданию, Ель не пустили к Младенцу Пальма и Маслина, насмеявшись над её липкой смолой и колючими иголками. Скромная Ёлка не стала спорить и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая, что она не достойна, войти в неё. Но Ангел, который слышал весь разговор деревьев, пожалел Ель и украсил её ветви звездами с неба. Ель засияла всеми звездными огоньками и вошла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, протянул к ней ручки и улыбнулся. Ель обрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил ее, сделав главным рождественским деревом – символом его светлого праздника Рождества.

- Прежде, чем мы перейдем к практической части, я предлагаю вам немного поиграть. В конце игровой части вы и узнаете, что мы с вами сегодня будем делать в мастерской Деда Мороза.

3. Эстафеты.

Две команды. Первый участник держит звезду в верху на вытянутых руках, оббегает елку и передает следующему участнику и т.д.

Найти Рождественских Ангелов, заранее спрятанных в зале.

Дети по очереди берут по игрушке, бегут к елке и вешают на нее. Так продолжается пока все игрушки не окажутся на елке.

- Скажите ребята, чего не хватает нашей елке? (Рождественской звезды).

4. Практическая часть.

- Ребята, прежде чем начать, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

1. Техника безопасности при работе с ножницами.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперёд. Во время работы ножницы всегда направляй от себя, поворачивай в руке не ножницы, а бумагу. Не приближай пальцы рук к лезвиям ножниц.

2.Техника безопасности при работе с клеем.

Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность;

- работая с клеем, пользуйтесь кисточкой;

- при попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу;

- по окончании работы тщательно вымойте руки с мылом.

3.Правила работы с клеем.

Под каждую деталь, на которую наносишь клей, обязательно подложи сухой лист бумаги ­– тогда можно работать боле смело и быстро, не боясь испачкать стол. Приложив деталь на свое место, протирай ее через чистый лист бумаги.

Технологическая карта (Приложение №1)

5. Подведение итогов.

- Сегодня, вы научились изготавливать Рождественскую звезду. Полученные знания вам пригодятся: вы можете научить делать звезды своих родных, сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей.

6. Рефлексия.

- Ребята вам было интересно? (Ответы детей)

- Узнали ли вы, что-то новое? (Ответы детей)

- Все ли у вас получилось? (Ответы детей)

- Скажите, что можно добавить? (Ответы детей)

- Правильно, звезду можно раскрасить, украсить блестками и дома повесить на рождественскую елочку.

- Хотелось бы отметить, Вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.

Читайте также: