Измерение силы тока конспект

Обновлено: 05.07.2024

В процессе своего движения вдоль проводника заряженные частицы (в металлах это электроны) переносят некоторый заряд. Чем больше заряженных частиц, чем быстрее они движутся, тем больший заряд будет ими перенесён за одно и то же время. Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за 1 секунду, определяет силу тока в цепи.

Сила тока \(I\) — скалярная величина, равная отношению заряда \(q\), прошедшего через поперечное сечение проводника, к промежутку времени \(t\), в течение которого шёл ток.
I = q t , где \(I\) — сила тока, \(q\) — заряд, \(t\) — время.
Единица измерения силы тока в системе СИ — \([I]~=~1~A\) (ампер).

В 1948 г. было предложено в основу определения единицы силы тока положить явление взаимодействия двух проводников с током:


при прохождении тока по двум параллельным проводникам в одном направлении проводники притягиваются, а при прохождении тока по этим же проводникам в противоположных направлениях — отталкиваются.

За единицу силы тока \(1~A\) принимают силу тока, при которой два параллельных проводника длиной \(1\) м, расположенные на расстоянии \(1\) м друг от друга в вакууме, взаимодействуют с силой \(0,0000002\) H (рис. 1 .).

Ampere_Andre_1825.jpg

А.-М. Ампер ввёл термины: электростатика, электродинамика, соленоид, ЭДС, напряжение, гальванометр, электрический ток.


Ампер — довольно большая сила тока. Например, в электрической сети квартиры через включённую \(100\) Вт лампочку накаливания проходит ток с силой, приблизительно равной \(0,5A\). Ток в электрическом обогревателе может достигать \(10A\), а для работы карманного микрокалькулятора достаточно \(0,001A\).

Помимо ампера на практике часто применяются и другие (кратные и дольные) единицы силы тока, например, миллиампер (мА) и микроампер (мкА):
\(1 мA = 0,001 A\) , \(1 мкA = 0,000001 A\) , \(1 кA =1000 A\).
То есть \(1 A = 1000 мA\) , \(1 A = 1000000 мкA\) , \(1 A = 0,001 кA\).

Если электроны перемещаются в одном направлении, т.е. — от одного полюса источника тока к другому, то такой ток называют постоянным .

В бытовых электросетях используют переменный ток напряжением \(220\) В и частотой \(50\) Гц. Это означает, что ток за \(1\) секунду \(50\) раз движется в одном направлении и \(50\) раз — в другом. У многих приборов имеется блок питания, который преобразует переменный ток в постоянный (у телевизора, компьютера и т.д.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым

Технологическая карта урока физики

Разработчик: Живаго Ольга Ивановна

учитель физики и астрономии

первой квалификационной категории

г.Симферополь

Формируемые УУД:

- предметные: научиться объяснять понятие сила тока, вычислять силу тока, знать единицы измерения силы тока, пользоваться амперметром для измерения силы тока, определять цену деления амперметра, правильно включать амперметр в электрическую цепь, решать задачи;

- метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать и прогнозировать результат;

- личностные: содействовать развитию интеллекта, наблюдательности, умению анализировать, обобщать и делать выводы, формирование устойчивого интереса к изучению нового.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Применяемые элементы технологий: проблемного обучения, групповой деятельности, компьютерных, здоровье сберегающей.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (пары), фронтальная.

Учебник: Учебник - Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ О.Ф.Кабардин. – М. : Просвещение, 2014.

Оборудование и средства обучения: компьютер учителя, проектор, раздаточный материал (тест), лампочки 2, ключ, источник тока, амперметр, соединительные провода.

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Физику, которую любят многие, и на уроке, которого ждут с нетерпением

2. Проверка домашнего задания

- Какие частицы переносят ток в металлах? (электроны)

- Какие действия оказывает электрический ток, проходя по проводнику?

(тепловое, химическое, магнитное, оптическое, атомное)

- Как доказать тепловое действие тока?

- Как доказать магнитное действие тока?

- В чем заключается химическое действие тока?

- Где применяется химическое действие тока?

3. Изучение нового материала.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам…

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам. В. Шефнер.

1. В нашей повседневной жизни мы с вами постоянно имеем дело с электрическим током. Без него мы с вами уже не представляем нашу жизнь комфортной.

2. Соберем электрическую цепь с двумя лампочками так, чтобы можно было поочерёдно включать одну из лампочек (источник питания, два ключа, две лампочки, соединительные провода). На доске заранее собрана электрическая цепь, необходимая для изучения нового материала.

4. Создание проблемной ситуации.

- Что мы наблюдаем при замыкании цепи? (Обе лампочки загораются. Одна лампочка горит ярче другой).

- Как вы думаете, почему одна лампочка горит ярче другой?

- Можем мы точно ответить на этот вопрос? Но мы можем выдвинуть предположение. (Учащиеся выдвигать одну или несколько гипотез. Одна из гипотез предполагает, что в одной лампе ток больше, чем в другой).

- Что значит, ток большой или маленький, учитывая действие тока? (большой ток выделяет больше тепла, чем маленький).

- Какой физической величиной характеризуется любое действие? (силой).

5. Постановка учебной задачи.

- Что необходимо знать о силе тока, как о физической величине: определение, единица измерения, обозначение, формула вычисления, измерение.

Вопрос: Что же такое сила тока?

Силой тока I называют физическую величину, равную отношению заряда q , проходящего через поперечное сечение проводника за промежуток времени t , к этому промежутку времени.

hello_html_m66bb342d.jpg

В основу определения силы тока было положено явление взаимодействия двух проводников с током.

Если отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой 2∙10 -7 Н, то по проводникам протекает ток 1 А.

Единицу силы тока называют ампером. Обозначают 1 А.

Дольные и кратные единицы силы тока:

1мА= 0,001 1 А = 1000 мА

1мкА = 0,000001 А 1А = 1000000мкА

1кА= 1000А 1 А = 0,001А

единицу электрического заряда

принят 1 Кл (кулон):

1 кулон = 1 ампер × 1 секунда или

1 Кл = 1 А × 1 с = 1 А*с

Прибор для измерения силы тока:

Силу тока в цепи измеряют прибором, который называется АМПЕРМЕТР. Амперметр - тот же гальванометр, но рассчитанный на большую величину тока и его шкала проградуирована в амперах.

Принцип действия прибора:

Работа амперметра основана на электромагнитном действии тока.

Постоянный магнит; катушка с железным сердечником; стрелка, шкала; клеммы (+),(-)

Особенности:

При включении в цепь не изменяет силу тока

Условное обозначение на схемах: (на доске)

Способ включения в цепь:

Включение амперметра в цепь.

Амперметр включается в электрическую цепь последовательно!

Прежде чем производить измерения необходимо определить цену деления прибора.

Схема электрической цепи.

hello_html_5c05f1e1.jpg

Силы тока на практике:

- сила тока в лампочке ≈ 2А

- в электропылесосе ≈ 0,25 А

- в электробритве ≈ 0,1 А

- в двигателе электровоза ≈ 350 А

- в молнии ≈ 106 А

Важно !: Сила тока больше 100мА приводит к поражению организма!

Лишь меньше 1мА - сила тока безопасна.

7. Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке? (Обозначение силы тока, формулу для её вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять силу тока в цепи).

- Для чего нужно уметь измерять силу тока в цепи? Знать о величине силы тока? (В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормальном режиме).

8. Закрепление:

- На цоколе лампы карманного фонаря написано 0,3 А. Что это значит? ( Это означает, что лампа рассчитана на силу тока не более 0,3 А).

- Что произойдёт с лампой, если по её спирали пропустить большую силу тока, чем указано на цоколе? (лампа загорится ярче, и спираль может перегореть).

- Как будет гореть лампа, если по её спирали пропустить меньшую силу тока? (лампа будет гореть тускло).

Решение задач.

Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества Какова сила тока в спирали?

Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?

Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?

Рассмотрите рисунок 137 и ответьте на вопросы.

1. На какую силу тока рассчитан амперметр?

1. 5 А; 2. 3 А; 3. 0,5 А; 4. 2 А; 5. 4 А.

2. Какова цена деления шкалы амперметра?

1. 0,2 А; 2. 2 А; 3. 0,5 А; 4. 4 А; 5. 0,1 А.

3. Какова сила тока в цепи?

1. 1,5 А; 2. 2,5 А; 3. 0,5 А; 4. 2 А; 5. 0,2 А.

4. Изменится ли показание амперметра,
если его включить в другом месте этой же цепи, например между источником тока и выключателем?

1. Не изменится. 2. Увеличится. 3. Уменьшится.

5. Как направлен ток в электрической лампе?

1. От а к б. 2. От б к а.

Домашнее задание. § ,

2. Два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. Три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. Фраза, несущая определенный смысл.

5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например: 1. Амперметр

2. Демонстрационный, лабораторный

3. Показывает, измеряет, взаимодействует

4. Измеряет силу тока в цепи

Список использованной литературы:

Характеристикой тока в цепи служит величина, называемая силой тока ( I ). Сила тока – физическая величина, характеризующая скорость прохождения заряда через проводник и равная отношению заряда q, прошедшeгo через пoперeчное сечение проводника за промежуток времени t, к этому промежутку времени: I = q/t . Единица измерения силы тока – 1 ампер (1 А).

Определение единицы силы тока основано на магнитном действии тока, в частности на взаимодействии параллельных проводников, по которым идёт электрический ток. Такие проводники притягиваются, если ток по ним идёт в одном направлении, и отталкиваются, если направление тока в них противоположное.

За единицу силы тока принимают такую силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга, взаимодействуют с силой 2*10 -7 Н. Эта единица и называется ампером (1 А).

Зная формулу силы тока, можно получить единицу электрического заряда: 1 Кл = 1А * 1с.

Амперметр

Прибор, с помощью которого измеряют силу тока в цепи, называется амперметром. Его работа основана на магнитном действии тока. Основные части амперметра магнит и катушка. При прохождении по катушке электрического тока она в результате взаимодействия с магнитом, поворачивается и поворачивает соединённую с ней стрелку. Чем больше сила тока, проходящего через катушку, тем сильнее она взаимодействует с магнитом, тем больше угол поворота стрелки. Амперметр включается в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором нужно измерить, и потому он имеет малое внутреннее сопротивление, которое практически не влияет на сопротивление цепи и на силу тока в цепи.

Сила тока. Напряжение

Напряжение

Источник тока создаёт электрическое поле, которое приводит в движение электрические заряды. Характеристикой источника тока служит величина, называемая напряжением. Чем оно больше, тем сильнее созданное им поле. Напряжение характеризует работу, которую совершает электрическое поле по перемещению электрического заряда.

Напряжение ( U ) — это физическая величина, равную отношению работы (А) электрического поля по перемещению электрического заряда к заряду (q): U = A/q .

Возможно другое определение понятия напряжения. Если числитель и знаменатель в формуле напряжения умножить на время движения заряда (t), то получим: U = At/qt. В числителе этой дроби стоит мощность тока (Р), а в знаменателе — сила тока (I). Получается формула: U = Р/I , т.е. напряжение — это физическая величина, равная отношению мощности электрического тока к силе тока в цепи.

Единица напряжения: [U] = 1 Дж/1 Кл = 1 В (один вольт).

Вольтметр

Напряжение измеряют вольтметром. Он имеет такое же устройство, что и амперметр и такой же принцип действия, но он подключается параллельно тому участку цепи, напряжение на котором хотят. Внутреннее сопротивление вольтметра достаточно большое, соответственно проходящий через него ток мал по сравнению с током в цепи.

Формулы и определения.

Сила тока. Напряжение. Мощность. Таблица

1. Все проводники, используемые в электрических цепях, имеют условные обозначения для изображения на схемах и могут образовывать последовательные, параллельные и смешанные соединения.

2. Мощность тока – физическая величинa, хаpактеpизующая скорость превращения электрической энергии в другие её виды. Единица для измерения – 1 ватт (1 Вт). Измерительный прибор – ваттметр.

3. Сила тока – физическaя вeличина, характеpизующaя скоpость прохождения заряда через проводник и равная отношению заряда, пpoшедшего через попеpeчное сечение проводника, ко времени перемещения. Единица – 1 ампер (1 А). Измерительный прибор – амперметр (подключают последовательно).

4. Электрическое напряжение – физическaя вeличина, характеризующая электрическое поле, создающее ток, и равная отношению мощности тока к его силе. Единица – 1 вольт (1 В). Измерительный прибор – вольтметр (подключают параллельно)

5. Работа тока – физичeская величинa, хаpактеpизующая количество электроэнергии, превратившейся в другие виды энергии. Единица – 1 джоуль (1 Дж). Измерительный прибор – электрический счётчик, использующий единицу 1 киловатт-час (1 кВт·ч).


После знакомства с тремя действиями тока, уместно задать себе вопрос: от чего зависит эффективность каждого из действий, то есть от чего зависят количество теплоты, выделяемой в нити накала электролампы, масса выделенной в опыте меди и подъёмная сила изготовленного электромагнита? На уроке мы узнаем, что называют силой тока в цепи и какова её единица измерения в системе СИ. Дадим строгое определение единицы электрического заряда. А также познакомимся с устройством и принципом действия прибора, служащего для измерения силы тока.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сила тока. Измерение силы тока"

На прошлом уроке мы с вами говорили о действиях, которые способен оказывать электрический ток, протекая в различных средах. Познакомившись с тремя действиями тока, уместно задать себе вопрос: от чего зависит эффективность каждого из действий, то есть от чего зависит количество теплоты, выделяемой в нити накала электролампы, масса выделенной в опыте меди, подъёмная сила изготовленного электромагнита?

Эффективность этих действий будет зависеть от нескольких причин. Электрический ток, как вы знаете, — это направленное движение заряженных частиц. Поэтому чем больше электрический заряд, перенесённый частицами через поперечное сечение проводника за какое-то определённое время, тем интенсивнее будет действие тока.

Здесь можно провести аналогию: эффективность действия воды на водяной мельнице или гидроэлектростанции, конечно же, определяется массой ежесекундно протекающей в таком устройстве воды. Поэтому важнейшей характеристикой электрического тока является величина, называемая силой тока.

Сила тока — это физическая величина, численно равная электрическому заряду, протекающему через поперечное сечение проводника за единицу времени. Обозначают силу тока буквой I.

Пусть q — заряд, протекающий через сечение проводника за некоторый отрезок времени t. Тогда очевидно, что для нахождения ежесекундно протекающего заряда мы должны разделить весь заряд на значение промежутка времени, что и приводит нас к формуле силы тока:


Единицу силы тока не вводят через какие-либо формулы, а просто выбирают по договорённости, как это было уже сделано с единицами массы, времени и длины.

Здесь вы можете сказать, что подобная договорённость лишена логики: брать в качестве основной величины не единицу заряда, которая рассматривается значительно раньше, а единицу силы тока, то есть величину, которая получается путём логической операции с электрическим зарядом.

В 1948 г. на Генеральной конференции по мерам и весам решили, что в основе определения единицы силы тока должно лежать явление взаимодействия двух проводников с током. Это явление можно пронаблюдать на опыте. Если по двум параллельным проводникам пропустить ток, то, в зависимости от направления тока, проводники либо притянутся, либо оттолкнутся.


При этом сила притяжения или отталкивания между проводниками прямо пропорциональна силе тока в них, то есть чем больше сила тока, тем сильнее взаимодействуют проводники.

Но чтобы ввести точный эталон, необходимо соблюдать очень жёсткие условия опыта. Проводники должны быть тонкими и бесконечно длинными, при этом они должны находиться в вакууме на расстоянии 1 м друг от друга.

Поэтому, за единицу силы тока принимают такую силу тока, при которой бесконечно длинные параллельные проводники, находящиеся на расстоянии одного метра друг от друга в вакууме, на каждом метре своей длины взаимодействуют с силой 2 ∙ 10 −7 Н.

Эту единицу силы тока называют ампером. Названа она так в честь французского физика А. Ампера, и является основной единицей силы тока в СИ.

1 А — это очень большое значение силы тока. Поэтому в науке, технике и на практике часто используют кратные и дольные единицы силы тока:


Познакомившись с единицей силы тока, мы можем дать и строгое определение единицы электрического заряда (количества электричества). Зная формулу для расчёта силы тока, можно записать: q = It. Учитывая, что единицей силы тока является ампер, а единицей времени — секунда, получим, что 1 Кл — это заряд, протекающий за 1 с через поперечное сечение проводника с током силой 1 А.

Ещё одна очень важная особенность силы тока заключается в следующем: сила тока во всех участках проводника, по которому протекает электрический ток, одинакова. Всё дело в том, что, когда в проводнике протекает ток, заряд нигде ни в какой его части не скапливается. Так, если в начале проводника, например, металлической проволочки, сила тока равна 1 А, то и в любом поперечном сечении проводника, и в конце его она тоже обязательно 1 А.


Прибор, с помощью которого измеряют силу тока в цепи, называют амперметром.

Амперметр и по своему принципу действия, и по устройству похож на гальванометр. Его работа основана на магнитном действии тока.


Чем больше сила тока, проходящего по катушке, тем сильнее она взаимодействует с магнитом, тем больше угол поворота стрелки прибора. Поскольку с помощью амперметра измеряют силу тока, то он устроен так, чтобы включение его в цепь практически не влияло на силу тока в цепи.


Будьте внимательны при работе с амперметрами, так как каждый из них рассчитан на некоторую максимальную силу тока. Иначе прибор может попросту сгореть.

Амперметр включается в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором нужно измерить. Иными словами, чтобы контролировать значение силы тока, протекающего в интересующей нас части цепи, мы должны обязательно сделать разрыв цепи и включить в разрыв амперметр, чтобы весь заряд, протекающий в этой части цепи, проходил через прибор.


Если цепь состоит из нескольких последовательно соединённых проводников или приборов (это такое соединение, при котором начало одного проводника соединяется с концом другого), то амперметр будет показывать во всех точках цепи одно и то же значение силы тока.


Пример решения задачи.

Задача. По графику зависимости перенесённого заряда от времени найдите силу тока в проводнике. Какое количество электронов проходит через сечение проводника за 5 с?

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока". Урок открытия нового знания.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_fiziki_sila_toka.docx 34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок физики в рамках ФГОС

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №20 с.Лувеньга Мурманской области

Фамилия, имя отчество учителя: Шарова Галина Александровна

Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2012

Тема урока: Сила тока. Измерение силы тока.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

  1. формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • развитие ИКТ–компетенции.
  • знать: определение силы тока, единицы измерения силы тока, обозначение силы тока
  • уметь: решать задачи на определение силы тока, использовать прибор для измерения силы тока - амперметр.

1.Организационный момент. (2 мин).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала китайскую пословицу (на слайде):

Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься.

Ребята, как Вы считаете, в чём смысл этой пословицы?

Обобщим ваши ответы: Она призывает нас учиться, причем учиться постоянно. Нет ничего страшного в незнании того или иного дела, ведь всегда можно ему научиться.

И мы сегодня продолжим учиться и получать знания об электрическом токе.

Для этого нам понадобятся: лабораторное оборудование, опорный конспект, оценочный лист и учебник, и рабочее настроение)

II. Актуализация знаний. (5 мин).

Давайте сначала вспомним то, что мы уже знаем.

Работаем с оценочным листом: если верно ответили на вопрос, то отмечаем в листе знак +.

Внимание на доску.

Озвучьте свой ответ (ответы учащихся).

Задание 3. Как обозначается электрический заряд?(q)

Задание 4. Назовите единицу измерения электрического заряда? (Кулон)

Задание 5. Выберите среди перечисленного источники тока: электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент, отопительная батарея, Солнце, человек, соединительные провода.

Давайте проверим ваши ответы (на слайде исчезают лишние элементы)

Задание 6. Какое устройство может служить источником тока? (устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую)

Задание 7. Среди изображений (на слайде) выберите условное обозначение источника тока, применяемое на схемах электрических цепей.

Задание 8. Какое направление имеет электрический ток? ( эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному)

Задание 9. Назовите основные действия электрического тока и дайте краткое описание каждого из них (тепловое, химическое, магнитное).

Оцените себя и поставьте оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи. (5 мин)

Итак, электрический ток может оказывать тепловое действие, химическое и магнитное.

Вопрос: А можно ли количественно измерить каждое из этих действий тока? (учащиеся выдвигают гипотезы да или нет)

Тогда нам нужна физическая величина, с помощью которой мы можем измерять действия тока.

Вспомните: К акой физической величиной характеризуется любое действие? (силой)

Теперь попробуем определить эту физическую величину и соответственно сформулировать тему нашего урока (предложения учащихся)

А теперь необходимо поставить ряд задач для исследования новой физической величины – силы тока.

Кто попробует их сформулировать? (ответы учащихся)

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Итак, задачи нашего урока поставлены. Это ( появляются на слайде ):

- Дать определение силы тока.

- Обозначение силы тока.

- Формула для вычисления силы тока.

- Единицы измерения силы тока.

- Прибор для измерения силы тока.

Именно по такому плану мы работаем с учебником по вариантам. Вопросы для каждого варианта обозначены в опорных конспектах. Внимательно читайте задание и находите ответы в учебнике.

Что такое сила тока? (§37 с.107, 3 абзац сверху).

Как обозначается сила тока? Как найти силу тока? (§37 с.107, 4 абзац сверху)

Основная единица измерения силы тока? (§37 с.108 4-5 абзац сверху).

Кратные и дольные единицы измерения силы тока? (§37 с.108, 6 абзац сверху)

Прибор для измерения силы тока? (§38)

V. Первичное закрепление. (5 мин)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Предлагаю одному представителю от варианта озвучить ответы. А остальные записывают ответы в ОК.

I В.: Сила тока – это физическая величина, которая определяет электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с.

- Сила тока обозначается буквой I.

- Формула силы тока I=q/t

II В.: Сила тока измеряется в А. 1А=1Кл/с

Применяются также дольные и кратные единицы силы тока: миллиампер, микроампер, килоампер.

Итак, я попрошу обобщить ответы всех вариантов. ( Один из учащихся обобщает ответы всех вариантов, на оценку).

Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку. (Работают в парах).

Физкультминутка для глаз.

VI. Этап закрепления нового материала (9 мин)

А теперь рассмотрим решение задач. ( с комментированием, учащиеся проговаривают новые правила в громкой речи )

Часто люди становятся жертвами грозы. Что же можно знать о грозе?

Задача№1. Известно, что длительность отдельных импульсов разрядов молнии составляет 50-100 мкс, а количество электричества, протекающего по каналу молнии около 20 Кл.

Какова при этом сила тока? ( Ответ: 200 - 400 кА. )

Дома мы используем много бытовых электрических приборов. Они должны быть исправными .

Задача №2. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить? ( Ответ: вода - хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки )

Задача №3. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали? (по желанию один учащийся у доски, решение проговаривает) ( Ответ: 4,2 А )

Задача №4. Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдёт через паяльник за 2 мин?( Ответ: 60 Кл )

Вопрос. В рассмотренных задач мы получили такие значения силы тока: 200-400 кА, 4,2 А, 500 мА. Опасны ли такие значения силы тока для жизни человека? ( Ответ: да, безопасной считается сила тока до 1мА )

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист.

А ) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

3. Как названа единица силы тока?

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

5. Силу тока измеряют….

Проверим результаты теста.

Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока. Это Андре-Мари Ампер.

Прочитаем об этом учёном (текст на столах)

Член Парижской академии наук (1814). Член многих других научных обществ, в частности — иностранный член Лондонского королевского общества (1827), иностранный почётный член Петербургской академии наук (1830).

Прошу вашего внимания на демонстрационный стол.

Задание. Нам необходимо измерить силу тока на лампочке, а для этого надо собрать электрическую цепь по схеме ( на слайде ). Помогите выбрать необходимые приборы из представленных на столе. (Учащиеся выбирают: источник тока, ключ, лампочку, соединительные проводы и амперметр)

Демонстрирую с комментариями подключение амперметра в цепь, учащиеся наблюдают, слушают.

Вопрос. Каковы будут показания амперметра, если его подключить в другой точке электрической цепи?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Проверим ваши предположения на следующем уроке при выполнении лабораторной работы.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 минуты)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Читайте также: