Илья муромец конспект 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Коррекционно-развивающие задачи урока: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

VI. Беседа о былине как литературном жанре. Словарная работа (5 мин).

Учитель. А сейчас поговорим о литературном жанре – былина. Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и подвиги русских богатырей. Былины сочинили люди многих столетий назад, и передавались они из поколения в поколение. Они не были записаны на бумаге, их рассказывали друг другу, так они и путешествовали по стране. И только 200 лет назад, у нас в России вышла первая книга, в которой были напечатаны все известные на то время былины. Ученики. Слушают учителя. Словесный метод (рассказ).

Учитель. Запишем определение былины. Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и подвиги русских богатырей. Ученики. Записывают определение в тетрадь. Практический метод (развитие памяти, слухового восприятия и письменной связанной речи).

Учитель. Кто же такой богатырь?
Ученики. Высказывают свое мнение. Словесный метод (беседа).


Полный текст материала Конспект урока "Как Илья из Мурома богатырем стал"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

7. Выразительное чтение заключительного отрывка былины.
 Какое впечатление произвела на вас былина?
 Какие чувства вызвали у вас герои былины?
 Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

8. Физкультурная минутка

2. Лексическая работа.
 К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?

3. Словарная работа.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото.
Ремни сыромятные – прочные ремни из невыделанной кожи животных.
Дружина – княжеское войско в Древней Руси.
Дорога заколодела – завалена попадавшими деревьями.
Покляпая берёза – наклоненная, кривая.
Палаты княжеские – большое богатое помещение.
Тын – забор.
Кафтан – мужская верхняя одежда.
Сыть – пища, еда.
Живот – жизнь, достаток.
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слёзы, печалиться.

V. Обобщение.
 Какова тема былины?
 Какова идея былины?
 Чем былина отличается от других произведений устного народного творчества?

VII. Рефлексия
Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….

Нажмите, чтобы узнать подробности

5.1.3.1 понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/ фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему; 5.1.4.1 определять основную мысль текста на основе вопросов

5.3.1.1 понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания; 5.3.3.1 формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.

Раздел 1. Героический эпос

Дата: 10.09.2020

ФИО учителя: Тимофеева Е.И.

Количество отсутствующих: _____ присутствующих:_____

Тема: 3 урок

Богатырь Илья Муромец

Цели обучения

5.1.3.1 понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/ фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему; 5.1.4.1 определять основную мысль текста на основе вопросов

5.3.1.1 понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания; 5.3.3.1 формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них

понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

давать краткий и полный ответ навопрос

иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Результаты изучения темы

Все учащиеся смогут:

понять содержание прослушанного текста и выявить главную и второстепенную информацию.

Большинство учащихся будут уметь:

Различает главную и второстепенную информацию

Некоторые учащиеся смогут:

понимать основное содержание текста

самостоятельно выполнять задание

Языковая цель

Словарная работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, стольный (столичный город), прямоезжая(прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять (в зависимости от контекста)), в особину (отдельно), воспеть (прославить в песне)и т.д.

Привитие ценностей

продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся.

Межпредметная связь

Предыдущее обучение

знать особенности жанра былины, уметь отличать ее от сказки, уметь определять композицию

Критерии оценивания:

учащиеся определяет основную мысль и тему текста.

Понимает и определяет главную и второстепенную информацию

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Орг.момент. психологический настрой.

Учитель называет страну, о которой пойдет речь на уроке. Каждый обучающийся называет по одной ассоциации, связанной с этой страной, используя наиболее яркие ассоциации. Так формулируется цель урока.

Середина урока

Актуализация.

Учащиеся ответят на вопросы:
- Какое впечатление произвела на вас былина?
- Какие чувства вызвали у вас герои былины?
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

Откуда сказители былин знали о далеких землях?

Найдите доказательство, что Илья Муромец смелый, храбрый, мужественный богатырь?

Чем подкупал богатыря Калин-царь?

От чего к нему шала сила и крепость?

На кого из богатырей вы бы хотели быть похожими и почему? Есть ли такие, которые не понравились?

Кому из былинных героев вы бы поставили памятник?

За что Илья мстил врагам?

Какими из качеств богатырей обладают мальчики нашего класса?

Почетно ли наше время быть богатырем?

Не просто физически сильным, но и сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОВ? Почему?

Илья Муромец известен всем как прекрасный былинный богатырь. Он один из главных русских былин 12-16 века. Это самый известный и, в то же время загадочный, персонаж.

илья муромец

Его имя, это воплощение народного идеала героя-воина. А также, его образ связывается и с библейским Ильей Пророком. После смерти он становится святым Ильей. Еще прослеживается в его образе связь с землей, что сближает его святость с покровителем плодородия.

Илья Муромец до 33 лет просидел на печи. А потом исцеленный старцами, которые еще и наделили его невиданной силой, он защищал Русь от всякой нечисти. В то время служил он князю Владимиру.

В сюжетах многих былин (сказок) он возглавляет дружину русских богатырей. И вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, он входит в триаду великих богатырей.

Познакомьте своих детей с этим героем и читайте дома красивые сказки про Русь и богатырей. Расскажите им что такое русская печь, какой она была конструкции, что на ней можно было даже лежать, спать и шаньги выпекать. Расскажите как люди раньше жили в своих домах и строили их из бревен.

Илья Муромец — краткая биография

Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.

Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.

илья на печи

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.

илья муромец несет дерево

Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.

По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.

илья муромец

Поездка Ильи Муромца в город Киев

Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.

По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.

илья и соловей разбойник

Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).

Илья Муромец совершил большое количество подвигов, которые сложились в былинный цикл, а по-простому, в красивые и умные сказки.

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Путешествия Ильи Муромца

богатырь поехал в Киев

Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.

В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.

Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.

Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.

Какого роста были богатыри и их подвиги

Рост богатырей в те времена интересует многих читателей.

Богатырь обладает огромной силой и применяет ее с умом, побеждая врагов.

Илья Муромец — основные (личностные) качества

Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт.

богатырь илья муромец

Часто он побеждает врагов в одиночку.

Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киев.

Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится с князем Владимиром.

При победе над царем Калина, он ведет себя дерзко и даже буйно.

Описание портрета Ильи Муромца

Интересен сам факт передачи силы от Святогора, что имеет важный смысл.

Богатырь Святорог обладает чрезмерной и бесполезной силой, поэтому он обречен на гибель. Илья Муромец же получает право называться преемником Святогора, потому что его сила — приносить пользу.

Так в русском варианте сказок, показано четкое противопоставление Ильи Муромца и Святогора.

Фильм про подвиги Ильи Муромца

Фильм создан автором по мотивам народных былин. В древние времена на русскую землю нападали тугары, которые жгли дома и топтали посевы. По сюжету фильма князь Владимир сажает Илью в глубокий погреб из-за несправедливого доноса бояр-изменников.

Когда тугары узнали, что Илья наказан, то они с новой силой напали на русскую землю. И тогда князь Владимир стал просить Илью встать на защиту родины.

Его верные соратники Алеша Попович и Добрыня Никитич помогают ему в этом.

Мультик про Илью Муромца и Соловья разбойника

Посмотрите мультфильм, созданный по рассказам народных былин о прославленном богатыре Илье Муромце. Богатырь борется с Соловьем-разбойником — злостном нарушителе спокойствия жителей города Киева.

Не упускайте из поля зрения подвиги народных богатырей, потому что они по своему защищали нашу с вами землю. Находите время и в комфортной домашней обстановке рассказывайте детям о жизни русских народов в далеком прошлом.

Читайте также: