Покрытосеменные растения 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эпиграфы к уроку:

( Я.А.Коменский)

Корень учения горек, да плод сладок. (Пословица)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями организации, происхождения и многообразием покрытосеменных растений.

образовательные:

формирование представлений о единстве органического мира,

развивающие:
создание условий для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры; продолжить развитие умений отвечать на вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развитие у учащихся сенсорного восприятия, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы, повышение познавательного интереса к предмету.

воспитательные:

создание условий для увлеченного учения, воспитание чувства ответственности и гордости за результат познавательной деятельности; развитие экологической грамотности.

Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, раздаточный дидактический материал, корзина, подносы, муляжи фруктов и овощей.

Тип урока: Комбинированный.

I . Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которым мы всегда очень рады.

Прозвенел и смолк звонок,

Все друг другу повернулись

Все друг другу улыбнулись.

Повернувшись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

Начинаем наш урок,

Запасаем знаний впрок!

- Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня вы работаете в группах по четыре человека.

II. Актуализация опорных знаний.

- Пока участники № 1 проходят биологические лабиринты по пройденной теме, остальные работают устно.

Устный фронтальный опрос.

- Какие царства живых организмов существуют в природе?

- Кто такие прокариоты и эукариоты? Представители каких царств к ним относятся?

- Перечислите характерные признаки царства растений.

- На какие подцарства подразделяется царство растений?

- К какому подцарству растений относятся водоросли? Почему?

- Что такое эволюция?

- Установите в правильной хронологической последовательности следующие группы растений: Моховидные, Водоросли, Голосеменные, Папоротниковидные, Псилофиты .

Работа 1-2 учащихся с рисунками у доски.

- Представители каких отделов растений представлены на рисунке? (Слайды)

- Какое растение представлено на рисунке под № 8? (Мать-и-мачеха.)

- К какому отделу растений относится это растение? (Учащиеся затрудняются ответить.)

III. Определение темы и целей и задач урока.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, попробуйте отгадать загадку:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте. (Строение цветка.)

- Действительно, речь в загадке идет о цветке. Сегодня на уроке мы начинаем изучать самую молодую, но самую многочисленную и богатую видами группу растений, насчитывающую около 250 тыс. видов растений – Цветковые.

Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях.

- Ребята, попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.

(Возможный вариант ответа: Изучить новый отдел растений –Покрытосеменные; выявить их отличительные признаки, особенности строения; узнать об их происхождении и значении в природе и жизни человека.)

IY. Изучение нового материала.

1. Происхождение Покрытосеменных.

Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад ,

в мезозойскую эру, в конце юрского - начале мелового. Вопрос о предке Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

2. Органы цветковых растений.

- Какие органы имеются у растений, представленных на гербариях? (Корень, побег: стебель и лист, цветок, плод с семенами.)

- Какие органы есть у растений, представленных на гербариях, которых не было у других растений, ранее вами изученных? (Цветы и плоды.)

- Какие органы растения относятся к вегетативным и какую функцию они выполняют? ( Это корни и побеги. Они выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой, а также опорную функцию. )

- Какие органы растения относятся к генеративным (репродуктивным)? (Это цветки, плоды, семена. Они служат для семенного (полового) размножения.)

- К каким органам относятся овощи, находящиеся на ваших подносах?

(Картофель – видоизмененный побег; свекла и морковь, репа – видоизмененные корни (корнеплоды); луковица – видоизмененный побег; капуста белокочанная – видоизмененный побег.)

Есть травка с загадкой,

С хищной повадкой:
Комара и мушку
Заманит в ловушку. (Растение-хищник – росянка)

- Какие органы растения играют роль ловчего аппарата у росянки? (Листья.)

У нас, ребята, в классе,

Всё глядит в окошко,

Он ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Голова без шапки

От холода ёжится?

- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)

- Какие органы представляют колючки кактуса, в связи с чем они появились? (Листья. Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении и защищаться от поедания животными.)

3. Строение цветка. Конструкторское бюро.

hello_html_m73549620.jpg

- Ребята, как вы думаете, какие части цветка являются главными? (Пестик и тычинки.)

- Каково биологическое значение цветка ? ( Цветок – это орган, служащий для генеративного (полового) размножения растений.)

- Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив условные обозначения. Вспомнив, условные обозначения, попробуйте составить формулу цветка вишни по описанию: Цветок правильный; чашелистиков – 5, сросшихся; лепестков – 5, свободных; тычинок много; пестик – 1. ( (5 ) Л 5 Т П 1 )

- Как правило, цветки у большинства Покрытосеменных растений располагаются не по одиночке, а группами, в определенном порядке, образуя соцветия. Каково биологическое значение соцветий?

( Соцветия привлекают насекомых для опыления и более успешно опыляются ветром .)

- Раз уж мы затронули опыление, назовите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений . (Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или соцветия, они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. Ветроопыляемые растения имеют мелкие невзрачные цветки, собранные в соцветия, мелкую, легкую и сухую пыльцу.)

Работа с раздаточным материалом: Определить типы соцветия по предложенным схемам и приведите примеры растений с данным видом соцветий.

1 группа: кисть, зонтик.

2 группа: колос, сложный колос.

3 группа: головка, корзинка.

4 группа: початок, метелка (сложная кисть).

(Кисть – ландыш, черемуха, смородина; зонтик – вишня, яблоня, герань; колос - подорожник, осока, орхидея; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер, люцерна; корзинка – ромашка, подсолнечник, одуванчик; початок – кукуруза, аир болотный; метелка (сложная кисть) – сирень, виноград, овес, рис; щиток – герань, земляника лесная, груша)

- Ребята, как вы считаете почему второе название отдела Цветковых растений – Покрытосеменные? (Потому, что их семена защищены, располагаются внутри плода.)

- Из какой части цветка образуется плод и из чего он состоит ? (Плод развивается из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника. )

- Каково биологическое значение плодов? (Плоды обеспечивают защиту и созревание семян; участвуют в расселении растений.)

Осень в гости к нам пришла,

Урожай нам принесла.

А вот и лукошко.

Осень в него сложила

Свои плоды немножко.

- Ребята, ваша задача – определить виды плодов, находящихся в корзине.

(Томат, виноград, перец и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина; яблоко и груша – яблоко; персик, вишня и слива – костянка; апельсин и лимон – померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник – семянка, лещина – орех.)

6. Систематика Покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные.

- В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения. Попробуйте выявить их отличительные особенности.

Работа с раздаточным и гербарным материалом. Заполнение таблицы.

Отличительные признаки одно- и двудольных растений.

Однодольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш c емени состоит из одной семядоли. Примерами таких растений являются пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма.

Двудольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш семени состоит из двух семядолей. Характерными представителями класса являются дуб, клен, береза, лавр, виноград, картофель, подсолнечник.

7. Жизненные формы.

- Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных представлены разными жизненными формами: деревьями, кустарниками и травами. (Слайд)

- Вспомните характерные признаки разных жизненных форм.

Y . Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

* узнал ли я что-то новое,

* смогу ли применить эти знания на практике,

* достаточно ли активно работал на уроке.

- И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной деятельности.

* Понравился ли вам урок?

* Интересно ли вам было на уроке?

* Понятными ли для вас были все действия на уроке?

Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на “3”.

Приложение

Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)
Ветер сильный прилетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперед-назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
Вновь за парты сесть спешим .
(Дети садятся за парты).

Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.

Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.

Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока. Продолжить развитие общеучебных навыков. Развитие культуры речи. Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.

Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других. Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе. Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник биологии компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.

Тип урока: комбинированный

1. Организацион ный момент 1 мин.

Присаживаемся на места. Приветствие учащихся. Готовность к уроку, настрой на плодотворный урок.

И я вам желаю дополнить ваши знания, чтобы увеличить ваш потенциал и возможности.

1. Чтобы приступить к изучению нового материала, вспомним, как проходил расцвет и очередность развития растений на планете Земля (на доске таблички с отделами растений, расположить их в правильном порядке). Один учащийся работает у доски.

Водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные

На какие подцарства поделены все растения? (высшие и низшие)

По каким признакам мы их так поделили? (наличие определенных органов растения: высшие имеют корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами).

  • 1. Почему голосеменные получили такое название?
  • 2. Назовите основные признаки голосеменных растений
  • 3. Назовите примеры голосеменных растений
  • 4. Каково значение голосеменных?

3 . заполните таблицу , предложенную вам.

Заполняют, вывод – есть растения, которые имеют цветок. Их название – цветковые растения.

А цветковые – наличие цветка .

Отвечают на вопросы домашнего задания устно

3. Изучение нового материала

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Какие задачи мы сегодня должны поставить перед собой для достижения цели?

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными
  • 2. Разнообразие покрытосеменных
  • 3. Классификацию покрытосеменных
  • 4. Значение покрытосеменных.

Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты целеполагания

3.2. Актуализация знаний

Если имеется цветок, то должно происходить опыление. А после опыления происходит оплодотворение. Какова особенность оплодотворения у цветов? (двойное оплодотворение).

Откуда второе название цветковых – покрытосеменные? А теперь давайте вспомним:

  • Какие растения называют цветковыми?
  • Что такое семенные растения?
  • Почему голосеменные получили свое название?

Обратите внимание на слайд и скажите, чем плоды цветковых растений отличается от плода голосеменных?

Вывод: покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что образуют плод с защищенным семенем, т.е. семя покрыто околоплодником, отсюда и название – покрытосеменные.

Отвечают на вопросы учителя

3.3. Новый материал

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс. видов.

Рассмотрим признаки покрытосеменных растений.

Открыть параграф в учебнике на стр.51, прочитайте и назовите признаки цветковых.

В тетради запишите признаки цветковых:

Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.

Слива в саду отцветает,
Завязи много на ней,
Скоро плоды замерцают,
Неба ночного темней!
Темно-лиловые сливы,
Мякоти вкус неземной…
Сделает сливу счастливой
Год урожайный такой!

  • 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.

Фронтальная работа с классом

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Отвечают на вопросы учителя

Цветковых растений великое множество, чем они все отличаются?

Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам.

Рассмотрим самые основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Покрытосеменные (цветковые) растения

Не образует цветков

Ветром, насекомыми, самоопыление, перекрестное

Деревья, кустарники, травы

Древесные и кустарники

Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние.

Сделайте соответствующие выводы в тетради.

Проверим ваши выводы:

Двулетнее растение — травянистое растение , полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев

Многолетнее растение — растение , живущее более двух лет

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Запись схем в тетрадь, представлен-ных в презентации

Самостоятель-ная работа с учебником

Работа в тетрадях-практикумах. Выполнить работу на стр. 18 , пользуясь учебником на стр.51

Отдел покрытосеменные растения включает в себя два класса : двудольные и однодольные.

К двудольным растениям принадлежит около 200 тыс. видов (418 семейств) растений, а к однодольным – 50 тыс. видов (122 семейства).

Отдел Покрытосеменные (цветковые)

Класс Двудольные Класс Однодольные

Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Семейство Лилейные, Злаковые,Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные

Значение покрытосеменных растений:

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов

Ответы учащихся на заданный вопрос

3.4 Закрепление материала и рефлексия

Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений.

Всех целей, которые мы ставили в начале урока, мы достигли, ну, а насколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест.

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)
  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
  • 4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
  • 5. вы молодцы? Да!

У вас на столах лежат листы самооценки, прошу их заполнить.

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок.

Зачитывает вопросы теста

Работа с тестовым заданием

4. Инструктаж д/з

Мы на уроке сегодня хорошо потрудились.

  • §19 читать и уметь отвечать на вопросы после параграфа

Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен -
В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.
Календула - та в девять. Ну, а сон:
Картофеля - часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно.
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

Урок окончен! Всем спасибо!

Инструктирует учащихся о домашнем задании

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения )

Однолетние – растение, жизненный цикл (созревание, цветение и смерть) которого составляет один вегетационный период.

Двулетние – растение, обычно травянистое, жизненный цикл которого от 12 до 24 месяцев.

Многолетние – растение, живущее более двух лет.

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения )

Однолетние – растения, жизненный цикл (созревание, цветение и смерть) которого составляет один вегетационный период.

Двулетние – растения, обычно травянистое, жизненный цикл которого от 12 до 24 месяцев.

Многолетние – растения, живущее более двух лет

Покрытосеменные (цветковые) растения

Ветром, насекомыми, самоопыление, перекрестное

Деревья, кустарники, травы

Древесные и кустарники

Ветром, насекомыми, самоопыление, перекрестное

Деревья, кустарники, травы

Древесные и кустарники

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен -
В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.
Календула - та в девять. Ну, а сон:
Картофеля - часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно.
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок в 7 классе на тему "Отдел Моховидные"

Разработка урока на тему "Отдел Моховидные" с использованием информационных технологий.

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения".

Урок по ФГОС 5 класс на тему"Отдел Покрытосеменные"

Урок имеет эмоциональный и творческий настрой.Прослеживается смена видов деятельности.Предусмотрена самооценка.


Урок биологии в 6 классе по теме "Отдел моховидные"

Урок изучения нового материала. Цель урока: создать условия для усвоения основных знаний о мхах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности. Познакомиться с разнообразием данной группы.


Конспект урока по биологии в 6 классе на тему"Отдел мохообразные"

Цели: познакомить с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов;сформировать у учеников знание о высших растениях, предпосылки возникновения жизни на суше;показать чер.

Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"

Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 560 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.02.2018 572
  • DOCX 33 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малянова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Покрытосеменные таблица

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, или ЦВЕТКОВЫЕ

Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1) наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.

Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками.

Общая характеристика Цветковых растений:

  • древесные, кустарниковые и травянистые формы
  • однолетние, двулетние и многолетние растения
  • более 250 000 видов
  • повсеместное распространение (на всех континентах и во всех средах обитания)
  • семенное и вегетативное размножение
  • генеративные органы — цветки
  • после двойного оплодотворения происходит развитие семени с запасом питательных веществ; семя защищено околоплодником и находится внутри плода

Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт:

  1. наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения;
  2. образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды;
  3. двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм;
  4. редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Классы Покрытосеменных (Цветковых)

Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.

цветковые растения

Признаки двудольных растений:

  1. Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками.
  2. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием.
  3. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы.
  4. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень.
  5. Жизненные формы древесные и травянистые.
  6. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4.

однодольные цветковые

Признаки однодольных растений:

  1. Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка.
  2. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.
  3. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации.
  4. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней.
  5. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны.
  6. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4.

Основные различия между Двудольными и Однодольными

Жизненный цикл Цветковых растений

Цикл развития цветкового растения

Цикл развития. Нажми для увеличения картинки!

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Покрытосеменные таблица

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке решается комплекс взаимосвязанных задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний и умений ранее изученных тем биологии и смежных предметов, на базе которых строится усвоение нового содержания.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение.

  • Цель урока: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.
  • Задачи урока:

Обучающие: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, происхождение покрытосеменных растений, выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции.

Развивающие: Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.

Разнообразен и прекрасен

мир растений Мхи, водоросли,

папоротники, плауны И семенные: сосны, туя,

пихты, ели Но властелины царства не они.





 Представители какого отдела являются властелинами царства Растений?

Представители какого отдела являются властелинами царства Растений?

1.Основная особенность этой группы - наличие семени.

2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира.

3. Покрытосеменные - древнейшие представители растительного мира

4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.

5. Покрытосеменные растут во всех климатических зонах - от тропических лесов до пустынь и тундр.

6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации.

7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ.

8.Покрытосеменные - единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья.

9.Древесные формы произошли от травянистых

10. Орган полового размножения покрытосеменных - цветок.

1.Основная особенность этой группы - наличие семени.

1.Основная особенность покрытосеменных-

наличие цветков и плодов

2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира. Покрытосемянных 250.000 видов , они превосходят все остальные группы высших растений. РЯСКА РАФФЛЕЗИЯ БОАБАБ

2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира.

Покрытосемянных 250.000 видов , они превосходят все остальные группы высших растений.

РЯСКА РАФФЛЕЗИЯ БОАБАБ

3. Покрытосеменные - древнейшие представители растительного мира 3. Покрытосеменные - самые молодые представители растительного мира Покрытосеменные появились в меловой период мезозойской эры. Ученые-палеоботаники считают, что покрытосеменные произошли от голосеменных в результате скачкообразного изменения женских органов размножения. Именно появление цветка стало ключевым событием в происхождении покрытосеменных. Есть также версия, что покрытосеменные произошли от семенных папоротников.

3. Покрытосеменные - древнейшие представители растительного мира

3. Покрытосеменные - самые молодые представители растительного мира

Покрытосеменные появились в меловой период мезозойской эры. Ученые-палеоботаники считают, что покрытосеменные произошли от голосеменных в результате скачкообразного изменения женских органов размножения. Именно появление цветка стало ключевым событием в происхождении покрытосеменных.

Есть также версия, что покрытосеменные произошли от семенных папоротников.


4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса. 4.Отдел покрытосеменных делится на два класса. Отдел Покрытосеменные растения Класс Однодольные Класс Двудольные

4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.

4.Отдел покрытосеменных делится на два класса.

Отдел Покрытосеменные растения

Класс Однодольные

Класс Двудольные

5. Покрытосеменные растут во всех климатических зонах - от тропических лесов до пустынь и тундр Приспособились к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки. Полярный мак Плоды какао-дерева

5. Покрытосеменные растут во всех климатических зонах - от тропических лесов до пустынь и тундр

Приспособились к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

Полярный мак

Плоды какао-дерева

6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации.

6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации.

7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ. 7. Для покрытосеменных характерен интенсивный обмен веществ, быстрое накопление органических веществ в процессе фотосинтеза, образование разнообразных биологически активных веществ, быстрый рост. бамбук может вырасти за день на полметра с лишним.

7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ.

7. Для покрытосеменных характерен

интенсивный обмен веществ,

быстрое накопление органических

веществ в процессе фотосинтеза,

образование разнообразных

биологически активных веществ,

быстрый рост.

бамбук может вырасти

за день на полметра с лишним.

8.Покрытосеменные - единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья.

8.Покрытосеменные - единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья.

9.Древесные формы произошли от травянистых 9. Травы- молодая в эволюционном отношении группа растений, которая произошла от древесных форм.

9.Древесные формы произошли от травянистых

9. Травы- молодая в эволюционном отношении

группа растений, которая произошла от древесных форм.

10. Орган полового размножения покрытосеменных - цветок.

10. Орган полового размножения покрытосеменных - цветок.

 Задание №2 .Дополните схему Тело покрытосеменных Побеговая система __________система -______________ -главный корень -______________ -______________ -______________ - ______________ -______________ -______________ -______________ -______________

Задание №2 .Дополните схему

Тело покрытосеменных

Побеговая система __________система

-______________ -главный корень

-______________ -______________

-______________ - ______________

-______________

-______________

Плод

 Тело покрытосеменных Побеговая система Корневая система -стебель - главный корень -листья - боковые корни -почки -придаточные корни -цветки -плоды -семена

Тело покрытосеменных

Побеговая система Корневая система

-стебель - главный корень

-листья - боковые корни

-почки -придаточные корни




Задание №3. Подпишите внутреннее строение стебля. 1.Кожица 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Подпишите внутреннее строение стебля.


Задание №4. Признаки какого слоя стебля раскрыты? ……………… .. особая образовательная ткань, расположена под корой, -окружает древесину ствола сплошным кольцом, -клетки делятся в разных условиях неравномерно, -деление клеток приводит к утолщению стебля.

Признаки какого слоя стебля раскрыты?

  • особая образовательная ткань,
  • расположена под корой,

-окружает древесину ствола сплошным кольцом,

-клетки делятся в разных условиях неравномерно,

-деление клеток приводит к утолщению стебля.

 Камбий особая образовательная ткань, расположена под корой, -окружает древесину ствола сплошным кольцом, -клетки делятся в разных условиях неравномерно, -деление клеток приводит к утолщению стебля .

  • особая образовательная ткань,
  • расположена под корой,

-окружает древесину ствола сплошным кольцом,

-клетки делятся в разных условиях неравномерно,

-деление клеток приводит к утолщению стебля .

 Древесные цветковые однодольные двудольные (пальмы) (дуб, берёза, ива) не образуют образуют древесины древесину

Древесные цветковые

однодольные двудольные

(пальмы) (дуб, берёза, ива)

не образуют образуют

древесины древесину

 Пробка (защитный покров) береза деревья дуб в саванне (тонкая, (устойчивы (губчатая, похожа к действию очень на бумагу) огня) толстая)

Пробка (защитный покров)

береза деревья дуб

(тонкая, (устойчивы (губчатая,

похожа к действию очень

на бумагу) огня) толстая)



 крупные ЛИСТЬЯ мелкие

крупные ЛИСТЬЯ мелкие

 По продолжительности жизни листьев деревья Листопадные Вечнозелёные

По продолжительности жизни листьев

Листопадные Вечнозелёные

 Закрепление Задание №5. Допишите предложения 1.Основная особенность покрытосеменных- наличие __________и_________ . 2. Покрытосеменные эволюционно наиболее _______________группа растений. 3.Быстрый приток воды и минеральных веществ от корней к листьям и отток органических веществ обеспечивает _____________ система. 4. Все современные деревья, за исключением голосеменных, относятся к ________________ . 5. Однодольные древесные цветковые растения древесину __________ 6. Камбий – особая _______________________ткань.

Закрепление

Задание №5. Допишите предложения

1.Основная особенность покрытосеменных- наличие __________и_________ .

2. Покрытосеменные эволюционно наиболее _______________группа растений.

3.Быстрый приток воды и минеральных веществ от корней к листьям и отток органических веществ обеспечивает _____________ система.

4. Все современные деревья, за исключением голосеменных, относятся к ________________ .

5. Однодольные древесные цветковые растения древесину __________

6. Камбий – особая _______________________ткань.

Читайте также: