Конспект психокоррекционного занятия с дошкольниками

Обновлено: 08.07.2024

Ц ель занятия: развитие навыков саморегуляции и самоконтроля у дошкольников 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья.

1. Формирование планирующей функции деятельности у дошкольников.

2. Развитие навыков саморегуляции, умения следовать правилу.

3. Развитие коммуникативных навыков: сотрудничества, умения действовать в коллективе.

4. Развитие познавательных процессов: зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

5. Закрепление пространственных представлений (слева, справа).

6. Развитие связной речи, умения выражать свои мысли.

1. Карточки с изображением этапов деятельности.

2. Цифры для коммуникативной игры.

3. Бланки корректурной пробы, карандаши простые.

4. Мяч, прищепки красного и желтого цвета.

5. Объемные геометрические фигуры.

6. Интерактивное оборудование (интерактивный пол Magium ).

Ход занятия

Называют всё, что не связано с зимой

Приветственные слова, настрой на занятие

- День пройдет легко и весело, если дарить друг другу приятные слова. Давайте подарим соседу справа приятные слова

В круге поочередно дарят друг другу комплименты

Создание проблемной ситуации

- Ребята, сегодня пришло письмо от садовника. В нем говорится, что уже весна, а он никак не может отыскать цветы, чтобы высадить их в сад. Как вы думаете почему?

Рассуждения ребят. Вывод: садовник невнимательно ищет. Надо потренировать внимательность.

Вместе научим садовника, как быть внимательным

- А как правильно тренировать внимательность.

- Сначала мы с вами будем внимательно смотреть и слушать (показ карточки c изображением символа внимания).

- Затем потренируем ум (показ карточки с изображением символа ума).

- Затем нас ожидает тренировка дружбы (показ карточки с изображением символа дружбы).

- И в конце мы отправимся на поиски весенних цветов (показ карточки с изображением символа интерактивного пола).

Когда мы выполним задание, вы по очереди отметите выполненное задание плюсиком.

Дети вместе с педагогом изучают план, перечисляют пункты

Развитие слухового и зрительного внимания

- Итак, тренируем глазки и ушки. Наш садовник рассказал про свою любимую игру.

Я садовником родился

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели, кроме…

Цветочка, который сегодня в розовой футболке.

Ход переходит к каждому ребенку

Дети отгадывают, кого загадал садовник и поочередно загадывают друг друга.

Развитие пространственной ориентировки

- На ваши цветочки прилетели бабочки.

- У кого бабочка красная, назовите соседа слева.

- У кого бабочка желтая, назовите соседа справа.

Сначала называют своих соседей дети с красными бабочками

Затем называют своих соседей дети с желтыми бабочками

Контроль за выполнением задания

- Молодцы, мы потренировали с вами глазки и ушки? Женя, отметь плюсом выполненное задание на плане.

Ребенок отмечает в плане выполнение задания

- Сейчас нам предстоит тренировка ума (показ на плане)

- Проходим по красной дорожке

- Посмотрите, у меня таинственное послание. Что тут нарисовано?

А ёлочка - это цветок?

Каждый в своем листочке следите глазками по каждой строчке и найдите цветочек, сразу же его обведите карандашом. А если найдете ёлочку, её надо зачеркнуть.

Дети проходят и рассаживаются вокруг стола, берут бланки с корректурной пробой

Цветы, домики, ёлочки

Выполняют задание на переключение внимания

Оценивание своих работ детьми

- Проверьте свою работу, если в ней нет ошибок, нарисуйте солнышко, а если у вас есть замечание, нарисуйте маленькую тучку.

Дети проверяют свои работу, оценивают их

- Глазки очень внимательно смотрели, поэтому пусть они немного отдохнут.

- Закрываем и открываем глаза 10 раз

- Теперь бабочка порхает крыльями 10 раз.

- Улыбнемся бабочке 3 раза

Дети считают хором, закрывают и открывают глаза.

Дети моргают и быстро считают 10 раз

Контроль за выполнением задания

- Ребята, мы потренировали ум?

Вика, отметь плюсом карточку в планировании

Отметка на плане выполненного задания

- Что сейчас мы будем с вами делать?

- Я каждому раздам цифры

Детям раздаются цифры от 1 до 6.

- Пока звенит колокольчик, вам надо встать в ряд от одного до 6, договориться, кто за кем встает.

Дети договариваются и встают в ряд, пока звенит колокольчик.

Контроль за выполнением задания

- Ребята, вы смогли договориться? Тогда, Настя отметит в плане выполненное задание.

Отметка на плане выполненного задания

Коммуникативная игра с интерактивным оборудованием

- Сейчас мы с вами отправляемся на волшебную весеннюю поляну. Возьмите по 2 любых геометрических фигуры и разложите их на полу, где захотите.

Включение интерактивного пола

Создаются ситуации, что заданных фигур меньше, чем детей. Это стимулирует детей встать вместе на одну фигуру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастная группа (класс): старший дошкольный возраст.

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Место и роль занятия в изучаемой теме: групповое помещение, создание комфортных условий для расширения словаря и развития произвольного внимания

Тип занятия: комбинированное.

Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации.

Задачи занятия:

- развивающие:

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие фонематических представлений, слухового внимания и памяти.

4.Развитие мелкой и общей моторики, координации движения.

- коррекционные:

2. Закрепление знаний детей о труде взрослых различных профессий.

3. Умения обобщать и выделять существенные признаки предметов.

- воспитательные:

1. Воспитание инициативности, самостоятельности, целеустремленности, волевых черт характера

2. Умение работать в группе.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Организационный: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевой: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельные его части.

Мотивационный: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативный: уровень общения педагога с группой.

Содержательный: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологический: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т.д.)

Аналитический: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

Планируемые результаты: проявление доброжелательности по отношению друг к другу, развитие уверенности в себе в своих возможностях.

План занятия:

Вводный этап:

Дети сидят напротив педагога.

Педагог приветствует детей:

«Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

«Вы знаете ребята, а к нам пришел гость – угадайте кто?

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино)


Буратино загадывает детям загадки, на которые они должны ответить на вопрос-действие и назвать представитель какой профессии выполняет это действие:

- Кто лечит детей? (Врач, доктор);


- Кто варит обед? (Повар);


- Кто строит дом? (Строитель);


- Кто поет песни? (Певец);


- Кто летает в космос? (Космонавт);


- Кто шьет одежду? (Швея);


- Кто рисует картины? (Художник);


- Кто водит машину? (Водитель, шофер).


Основной этап:


Дети собираю разрезные картинки, называют профессию.


Буратино: «Молодцы, ребята, все справились с заданием, а у меня еще игра есть, но она волшебная, с ней могут справится самые смышленые, самые умные. Поможете мне? Поиграем?

Буратино называет различные слова: стол, повар, кровать, чашка, космонавт, карандаш, шофер, тетрадь, художник, книга, воробей, вилка , певец, учитель. Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово , обозначающее профессию. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

-Посмотрите, что принес (флажки). Ну-ка, взяли все флажки и повторяем за мной.



Физкультминутка

Взяли в руки мы флажки.

Друг за дружкою пошли.

Сделали мы круг большой,

Словно шарик надувной.

Флажки вверх свои подняли

И недолго помахали.

Опустили вниз флажки,

А теперь у нас прыжки.

Руки в стороны с флажками,

на носочках побежали.

Флажки в коробочку мы сложим

Занимать все продолжим.

Работа за столами:











Физкультминутка -игра

Работа за столами:


Заключительный этап.

- Давайте, ребята, вспомним, с какими профессиями мы сегодня познакомились?

- Какие игры и упражнения мы сегодня выполняли?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Ребята, давайте подарим Буратино на прощание цветок, который мы сложим самостоятельно. Я прикреплю серединку, а вы – лепестки. Вот какой красивый получился у нас цветок.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ИГРА-ЗАНЯТИЕ "ДЕТИ ШПИОНОВ"

Задачи:
1. Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
2. Закреплять умение определять место звука в словах, соотносить звуки с их графическим изображением.
3. Закреплять знание цифр в пределах 10 и их графических изображений.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
5. Совершенствовать умение работать в парах, согласовывать действия во время проведения экспериментов, достигать результата.
6. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
7. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.

Приложение:
конспект занятия, интерактивная презентация к занятию

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
"В ГОСТИ К ИНДЕЙЦАМ"

Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики.

Оборудование: загадки, карта, спокойная музыка, барабанные звуки, бумажные перья и ленты, каштаны, желуди, леска, фото индейцев, деревянные палочки ребристые и гладкие, песок, маленькие игрушки, конфеты, фломастеры, скрепки, степлер.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ "РИСУНОК НА СТЕКЛЕ"

Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.

Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.

Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?

Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….

Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.

Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).

Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.

Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?

Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.

Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.

Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
автор- Е.Галимова


В период адаптации дошкольников провожу коррекционные занятия с элементами сказкотерапии. Ребята на таких занятиях раскрепощаются, открываются, становятся уверенными, проявляют свои творческие способности, фантазию. Одно из таких занятий предлагаю вашему вниманию.

Описание разработки

Программное содержание

- закрепление внимания, памяти;

- развитие воображения, восприятия;

- организация эмоционального поведения детей:

- снижение психоэмоционального напряжения;

- стимулирование творческого самовыражения; развитие уверенности в себе.

- установление межличностного доверия;

- воспитание положительных взаимоотношений, сплоченности.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте дети! Мне очень приятно всех вас видеть.

Сегодня мы поприветствуем друг друга, как зайчики.

А как зайчики здороваются?

Психолог: Правильно, ребята, зайчики здороваются, прикасаясь к друг другу лапками, а мы будем прикасаться ладошками. Посмотрите, как я поздороваюсь с Катей, мы с Катюшей прикоснемся ладошками. Вот так! Катюша прикоснется ладошкой к Данилу и т. д. пока приветствие не пройдет по кругу.

Молодцы! А теперь давайте поприветствуем наших гостей кивков головы. Вот так! (психолог показывает). Замечательно!

А сейчас возьмите корпе, устраивайтесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную сказку.

Давным - давно, когда нас с вами еще не было на свете, появилась на нашей земле чудесная сказочная страна. И жили в этой стране сказочный паровозик. Он был необычным, каждый вагончик имел свое имя. Вагончики очень дружили друг с другом. А вы умеете дружить?

Психокоррекционное занятие для дошкольников Сказка наш друг

Психолог: Давай, Катя, с тебя начнем. (Дети выполняют указание психолога) Молодцы, ребята, а теперь я буду паровозиком и повезу вас в гости к сказке, (весёлая музыка)

Дети рассказывают, что они услышали.

Изюминка: Здравствуйте, мои маленькие сказочники! Вы приехали в сказочную страну Воображайку. Наш король велел не пускать в страну тех, кто не знает сказок и не умеет изображать разных сказочных героев. А вы умеете?

Изюминка: Однако приказ короля - закон! Я, охраняю сказочную страну и

должна проверить, какие вы дружные. Я приготовила для вас испытание.

Справитесь с ним - я разрешу вам побывать в сказочной стране.

Психолог: Ребята, мы с вами справимся с испытанием Изюминки. Итак, вперед!

(далее дети выполняют движения по тексту вместе с психологом)

Мы идем по земле, она бывает разная: сухая, мокрая, горячая, холодная. Сейчас мы с вами идем по зеленой лесной траве, она приято ласкает наши ножки (дети свободно шагают, ноги расслаблены). Л теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее (ходьба на носках). Он жжёт нам ножки. Ой! (прыжки на двух ногах). Но вот мы прошли горячий песочек и снова побежали по лесной дорожке (легкий бег по кругу). Молодцы, ребята!

Психолог: Изюминка, мы справились с твоим испытанием?

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

В период адаптации дошкольников провожу коррекционные занятия с элементами сказкотерапии. Ребята на таких занятиях раскрепощаются, открываются, становятся уверенными, проявляют свои творческие способности, фантазию. Одно из таких занятий предлагаю вашему вниманию.

с элементами сказкотерапии.

Программное содержание

Образовательные задачи:

-закрепление внимания, памяти;

-развитие воображения, восприятия;

-организация эмоционального поведения детей:

Коррекционные задачи:

-снижение психоэмоционального напряжения;

- стимулирование творческого самовыражения; развитие уверенности в себе.

Воспитательные задачи:

- установление межличностного доверия;

- воспитание положительных взаимоотношений, сплоченности.

Оборудование:

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте дети! Мне очень приятно всех вас видеть.

Сегодня мы поприветствуем друг друга, как зайчики.

А как зайчики здороваются?

Дети: Лапками.

Психолог: Правильно, ребята, зайчики здороваются, прикасаясь к друг другу лапками, а мы будем прикасаться ладошками. Посмотрите, как я поздороваюсь с Катей, мы с Катюшей прикоснемся ладошками. Вот так! Катюша прикоснется ладошкой к Данилу и т. д. пока приветствие не пройдет по кругу.

Молодцы! А теперь давайте поприветствуем наших гостей кивков головы. Вот так! (психолог показывает). Замечательно!

А сейчас возьмите корпе, устраивайтесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную сказку.

Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, появилась на нашей земле чудесная сказочная страна. И жили в этой стране сказочный паровозик. Он был необычным, каждый вагончик имел свое имя. Вагончики очень дружили друг с другом. А вы умеете дружить?

Психолог: Давай, Катя, с тебя начнем. (Дети выполняют указание психолога) Молодцы, ребята, а теперь я буду паровозиком и повезу вас в гости к сказке, (весёлая музыка)

Дети рассказывают, что они услышали.

Изюминка: Здравствуйте, мои маленькие сказочники! Вы приехали в сказочную страну Воображайку. Наш король велел не пускать в страну тех, кто не знает сказок и не умеет изображать разных сказочных героев. А вы умеете?

Изюминка: Однако приказ короля - закон! Я, охраняю сказочную страну и

должна проверить, какие вы дружные. Я приготовила для вас испытание.

Справитесь с ним - я разрешу вам побывать в сказочной стране.

Психолог: Ребята, мы с вами справимся с испытанием Изюминки. Итак, вперед!

(далее дети выполняют движения по тексту вместе с психологом)

Мы идем по земле, она бывает разная: сухая, мокрая, горячая, холодная. Сейчас мы с вами идем по зеленой лесной траве, она приято ласкает наши ножки (дети свободно шагают, ноги расслаблены). Л теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее (ходьба на носках). Он жжёт нам ножки. Ой! (прыжки на двух ногах). Но вот мы прошли горячий песочек и снова побежали по лесной дорожке (легкий бег по кругу). Молодцы, ребята!

Психолог: Изюминка, мы справились с твоим испытанием?

Дети по очереди называют сказочных персонажей.

Психолог: Замечательно, ребята, вы всех героев вспомнили. А теперь давайте их покажем. Катя покажи, пожалуйста, нам мышку, какая она добрая, маленькая.

Серёжа, покажи, пожалуйста, нам лягушку, какая она веселая, озорная.

Танюша, покажи, пожалуйста, нам лисичку, какая она хитрая, всем нравится.

Данил, покажи пожалуйста, нам волка, какой он сильный, грозный.

Андрюша, покажи, пожалуйста, нам медведя, какой он большой, сильный.

Молодцы , ребята, вы справились, у вас все получилось. Изюминка, наши дети выполнили приказ короля'?

Изюминка: Да. А сейчас я хочу вас пригласить в волшебную мастерскую, где мы все вместе нарисуем подарок сказочному королю.

Рассаживайтесь на места.

Садитесь, дети. А сейчас - внимание! Чтобы у нас все получилось нам нужно разбудить наши пальчики.

Проведение пальчиковой гимнастики

Пальцев дружная семья, друг без друга им нельзя.

Вот большой, а этот средний.

Безымяный и последний ниш мизинчик - малышок.

Указательный забыл, чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движения повторять

Указательный - рисует, средний палец наш танцует.

Палец безымянный, как солдатик оловянный

А большой силач принесёт для мизинца малыша калач!

Психолог: Молодцы, ребята. Вот паши пальчики проснулись и готовы рисовать. Давайте вспомним, мышка - какая?

Дети: Маленькая.

Психолог: Покажите самый маленький пальчик (мизинец). Хорошо! Для лягушки возьмем пальчик побольше (безымяный). Зайка у нас больше лягушки, возьмем третий палец (средний). Для лисички подойдет указательный пальчик. Волку возьмем самый крепкий пальчик. А медведь у нас самый большой и сильный, его мы будем рисовать всеми пальчиками сразу (все пальчики вместе).

Ребята, кто будет рисовать мышку?

Ребята, кто будет рисовать зайчика? и т.д.

Хорошо, ребята, прежде чем мы начнем рисовать, не забудьте, что мы будем рисовать кончиком пальчика.

Посмотрите, как я буду делать: кончик пальчика опускаю в краску, затем прижимаю на листок бумаги, после пальчик вытираю салфеткой. (Дети рисуют под русскую народную музыку)

Замечательно, ребята, посмотрите, какие у нас красивые рисунки получились. Сказочному королю они понравятся.

Ребята покажите свои ручки, у всех они чистые?

Психолог: Изюминка, ты, пожалуйста, подари наши рисунки королю, когда они высохнут, а нам пора возвращаться домой. Ребята, вы сегодня здорово потрудились: побывали в сказочной стране, познакомились с Изюминкой и выполнили приказ короля. А теперь нам пора возвращаться домой. Вот какие вы сегодня молодцы. а теперь похлопаем друг другу от души. Давайте сделаем наш волшебный паровозик и поедем домой! (Дети движутся под веселую музыку)

Психолог: Ребята, вот мы с вами и дома, понравилось вам путешествие?

Психолог: Лида, где мы сегодня были?

Лида: В сказке

Психолог: Кто встречал нас в сказке?

Лида: Изюминка.

Психолог: Ребята, какие испытания предлагала нам Изюминка?

Дети: Пройти по песку, по травке, выполнить приказ короля, нарисовать подарки сказочному королю.

Психолог: Мы справились со всеми испытаниями, потому что были дружными. А теперь подумайте и скажите, какое у вас стало настроение, после того, как мы побывали в сказке? Если у вас хорошее настроение выберите себе колобок, который улыбается. А если вам грустно, то выберите колобок, который грустит. Покажите свои колобки. Умницы! Давайте на прощание подарим друг другу улыбку. Спасибо.


-75%

Читайте также: