Конспект классного часа поговорим о вежливости

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: презентация "Невероятное приключение в страну Хорошего тона", карточки с заданиями, рисунок человека, нарисованная ромашка, реферат на тему: "Хорошие манеры".

Ход классного часа

Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о вежливости, о правилах повседневного общения. Умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома? Увы! Не все и не всегда! Кому из нас не приходилось сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства?

Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то малокультурный невоспитанный человек. Но все это не про нас с вами. Ведь мы все хорошо воспитаны и вежливы с другими. И именно поэтому жители одной прекрасной страны под названием "Хороший тон" пригласили нас к себе в гости.

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы остановимся в нескольких замечательных городках этой волшебной страны, где местные жители приготовили для нас интересные задания, с целью узнать знаем ли мы правила хорошего тона. Но прежде чем мы отправимся в увлекательное путешествие позвольте представить вам нашего туристического агента Екатерину Сергеевну. Она проведет с нами беседу на тему "Хорошие манеры".

Это поможет нам в нашем путешествии. Так же она выдаст нам специальные пропуски в страну "Хорошего тона", без которых нас не пропустят на территорию волшебной страны. Давайте ее поприветствуем.

Речь туристического агента: Здравствуйте дамы и господа. Сегодня мы поговорим об искусстве общения и о правилах поведения в общественных местах, транспорте. Итак, приступим. Первое, о чем бы хотелось поговорить - это о правилах поведения в общественном транспорте:
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь -
Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.
Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,
А упал он - поднимай.
Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,
Потихоньку рот закрой.
Следующее, о чем бы хотелось напомнить это о правилах поведения в общественных местах. Будь вежлив с окружающими или прохожими. Не забудь извиниться, если причинил другому беспокойство или неудобство.

Не смотри пристально на окружающих. Не показывай пальцем на людей или предметы. Не оборачивайся и не смотри вслед прошедшим людям. Не ешь, идя по улице. Если в кинотеатре в вашем ряду сидят люди, то проходить на свое место следует спиной к сцене и лицом к сидящим, стараясь не заставлять их подниматься.

Извиняйтесь за причиненное беспокойство тихим голосом или кивком головы. Неприлично во время показа фильма разговаривать, шуршать бумажками, разворачивать конфеты и т. п.

В рестораны, кафе и другие подобные заведения мужчина всегда должен входить первым, женщина за ним. Ну и на последок, несколько слов об искусстве общения с людьми. Самое главное в этикете общения - это обращение. На "ты" следует обращаться только к близким друзьям и детям, младше 18 лет. Ко всем прочим следует обращаться исключительно на "вы". Забыв или перепутав имя, следует извиниться.

При разговоре немаловажное значение играет расстояние между собеседниками. Оптимальная дистанция для малознакомых людей и деловых партнеров - две вытянутые руки. При этом любой из собеседников должен иметь свободный выход из разговора: неприлично загораживать проход или удерживать человека. Для общения нет ничего лучше хорошей темы для беседы.

В обществе не приветствуются долгие монологи, продолжительные воспоминания, рассказы о своих личных делах, детях, заботах, снах, вкусах и привычках. Учтите интересы собеседника, недопустимо жаловаться на здоровье и перемывать кости знакомым. Неприемлемо перебивать собеседника, исправлять его речь или делать замечания. Анекдоты и забавные истории хороши только к месту.

Неприлично пристально разглядывать и долго наблюдать за человеком, особенно если он ест. Вот в принципе основные правила хорошего тона. Сейчас мы отправляемся в наше путешествие. Получите пожалуйста ваши пропуски.

Правила хорошего тона

Правила хорошего тона

Пропускной пункт в страну "Хорошего тона"

Классный руководитель: Итак, друзья чтобы въехать в волшебную страну Хорошего тона нам необходимо преодолеть первое препятствие. Задание заключается в следующем: нам предложено два столбца. В первом мы видим начало половицы. Во втором - продолжения пословиц. Нам необходимо правильно соединить пословицы.

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

а в гостях – как велят.

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

надо идти на одной ноге.

Хоть не богат, а гостям рад.
От слова спасенье, и от слова погибель.
На незваного гостя не припасена и ложка.
В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге.
От одного слова, да навек ссора.
Городок "Театральный"

Подавая пальто гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их.

Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья. Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы никогда бы вообще не начинались.

Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайте, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в стул соседа, спихивайте руки соседей с подлокотников. Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

Город "Переводчиков"

Наша следующая остановка – городок переводчиков. Местные жители подготовили следующее задание. Нам предоставлена запись телефонного разговора: первый собеседник - житель страны хорошего тона, второй - житель страны Плохих манер. Наша задача заключается в следующем: прослушать разговор и постараться перевести речь второго говорящего со сленга на правильный язык.

Разговор по телефону

Алло, здравствуйте можно услышать Максима?
Привет, мочалка! Это я.
Ты пойдешь сегодня гулять?
Не могу: предки дома.

Ты фейерверк видел? Тебе понравилось?
Ну, кайф! Круто! Потрясно!
Знаешь, Мадонна приезжает в город с концертом.
Да, я от нее тащусь.

Ты пойдешь на ее концерт?
Да, сто пудово я же не лох какой-нить.
До свидания, Максим.
Чао!

Переводчик

Здравствуй, дорогая подруга.
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищен ее пением.
Конечно, я же современный молодой человек.
До свидания!

Город "Волшебные слова"

Наша следующая остановка - город Волшебных слов. Для выполнения задания нам всем необходимо встать в полукруг. Один за одним мы будем передавать цветок и каждый из нас по порядку должен назвать вежливое слово. (Данный тип задания используется если на классном часе присутствует много учеников. Если учащихся мало можно заменить задание на "снежный ком")

Город "Ромашка"

Жители данного города обожают цветы. Особенно ромашки. Вот они и нам прислали одну. Но это не простая ромашка. На ней нет совсем ни одного лепестка. Наше задание заключается в том чтобы правильно ответить на вопросы жителей городка и за каждый правильный ответ мы будем получать по одному лепестку. В итоге мы получим прекрасный цветок.

Заключение

Ну вот мы и справились со всеми заданиями, которые нам предоставили жители страны Хорошего тона. Теперь мы укрепили наши знания о хороших манерах и правилах поведения в общественных местах и транспорте. Так давайте же наглядно докажем это.

Контур человека

Контур человека

Перед вами нарисованный человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики воспитанного человека)

Будем надеяться, что сегодняшний классный час прошел не зря и вам понравилось наше путешествие. Спасибо всем за участие!

Начинаем классный час,
Речь пойдет сейчас о нас.

– Знаете ли вы, что значит быть вежливым? Какого человека вы считаете вежливым?
– Всегда ли человек, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Почему так думаете?

Учитель:

Малыша обидел Витя
Перед школою в строю,
Витя просит:

Витя:

Учитель:

На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:

Витя:

Учитель:

Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.

Витя:

Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Учитель:

Мы поспорили с Наташей,
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!

– Что бы вы ответили на поставленный вопрос?

Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень
Сказал муравью:
– Можешь и ты наступить на мою!

«Незнайка долго лежал с закрытыми глазами, навострив уши. Наконец он приоткрыл один глаз и увидел головку голубоглазой Малышки. Малышка приветливо улыбнулась. Незнайка хотел что-то сказать, но Малышка приложила к его губам пальчик и сказала:

– С какими словами обратилась Синеглазка к незнакомому, попавшему в беду мальчику?
– Как они познакомились?
– Почему Синеглазка назвала Незнайку воспитанным мальчиком?

4. Беседа о культуре общения

Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём…
Видел Настю-октябрёнка я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но… давно уже от Насти я не слышал слова … (здрасьте).
А слово-то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Встреча грустная была: налетел он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте – зря от Вити ждал я слова …(извините).
А слово-то какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада – я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Ну сказала бы – спасибо,
А слово-то какое – очень дорогое!

– Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга.

– Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой?

(Чтение стихотворения И Кашежевой)

– О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?
– В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное. Но подумайте, вежливо ли просить приглашённых на твой праздник приносить определённый подарок? Может пусть подарок будет сюрпризом?

7. Проигрывание речевых ситуаций

– Послушайте стихотворение А.Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?

(Чтение детьми стихотворения Ю.Мориц)

Ёжик резиновый.

По роще калиновой, по роще осиновой,
В шляпе малиновой шёл ёжик резиновый.
Были у ёжика зонтик от дождика, шляпа и пара галош.
Божьей коровке, цветочной головке ласково кланялся ёж.
Здравствуйте, ёлки! На что вам иголки?
Разве мы – волки вокруг? Как вам не стыдно?
Это обидно, когда ощетинился друг.
Милая птица, извольте спуститься –
Вы потеряли перо.
На красной аллее, где клёны алеют,
Небо лучистое, облако чистое,
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и посвистывал дырочкой в правом боку.
Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!

8. Подведение итогов

– Вы показали себя воспитанными детьми. Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять вежливые слова. Послушайте стихотворение Г.Остера и скажите, серьёзный или шуточный совет даёт поэт.

Тема вежливости должна регулярно подниматься в современных школах, начиная с младших классов, заканчивая старшими, поскольку вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Задача педагога — создать такие школьные условия, при которых ученики проникнутся правилами хорошего тона, узнают этические и нравственные нормы.

Какие цели и задачи поставить для классного часа о вежливости?

Главной целью такого мероприятия будет привитие этических норм поведения. Эта цель глобальна, поэтому ее сопровождают более точные задачи. Например:

Какой должна быть информационная составляющая классного часа про вежливость?

Каждое внеклассное мероприятие должно содержать небольшой теоретический блок. В данном случае это могут быть истории происхождения вежливых слов. Стоит выбрать несколько учеников и предоставить им возможность провести маленькое исследование, обнаружить, где взяли свое начало вежливые слова. Можно предоставить уже готовый материал, чтобы школьники рассказали его остальным ребятам.

Книги о вежливости

Можно сделать наглядный материал в виде плакатов или просто красиво оформленных распечатанных листков с текстовым материалом.

Стихи о вежливости

Для учеников начальной школы это могут быть стихи:

А также загадки по теме (До чего ж оно красиво / Слово доброе СПАСИБО, И во Франции и в Дании / На прощанье говорят ДО СВИДАНИЯ и т.д.).

Афоризмы

Для среднего и старшего звена можно подобрать цитаты и выдержки на тему вежливость из различных произведений.

  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).
  • Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель).
  • Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон).
  • Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе слово (Д. Лоуэлл).
  • Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И. Гете).

Любую из вышеперечисленных цитат можно использовать в эпиграфе к классному часу о вежливости.

Будет здорово, если получится сделать презентацию или раздаточный материал. Тогда вся необходимая информация окажется перед глазами учащихся.

Темы классного часа о вежливости

Какие темы выбрать, и какой формы должен быть классный час о вежливости?

Выбор тем огромен. Педагогу просто надо включить свою фантазию или воспользоваться шаблонами.

Для выбора формы классного часа педагогу нужно ориентироваться на возраст учащихся.

Разумеется, задачей педагога будет разработка определенных заданий, соответствующих сценарию.

Для средних и старших классов лучше выбирать интеллектуальные или состязательные формы проведения классных часов.

В конце классного часа обязательно подведение итогов и закрепление результата.

Оформление: плака ты с определениями вежливости и пог оворками:

Сильный телом поб едит любого, а сильный умом – тыс ячи.

Ничто не обходит ся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Истинная вежлив ость заключается в благожелательном от ношении к людям.

Таким человеком м ожно назвать каждого? ( Ответы детей)

Как думаете вы, о чём сег одня будем говорить? Как ая те ма для нашег о

Правильно! Ве жливость как часть нашей жизни! Без неё очень трудно жит ь и

В толковом с ловаре под р едакцией С. Ожегова с казано, что это человек,

С рождения ребёнка учат законам жизни, нормам совместн ого проживания .

Каждый должен з нать, как вести себя в общественных местах, транспорте,

как общаться со знакомыми люд ьми и вес ти разговор с незнакомцем, когда

Да, надо быть вежливым со вс еми! Как это? (О тветы дете й)

Это просто! Надо и спользовать слова, о т которых буде т всем прия тно. От

Какие волшеб ные слова употр ебляем мы в разных ситуац иях? ( Ответы детей)

На доске с лова стихотворения, которое вслух читает учитель:

А) Задания для детей: составить пр авила поведения и з ащитить их, используя

Давайте повторим волшебные с лова! Кто больше их знает?

Назвать их будьт е любез ны – эти слова всем полез ны!

Здравствуйте, до свидания, пожалуйст а, спасибо, извини те, бу дьте

любезны, бу дьте добры, счастлив ого пути, в добрый путь.

Очень приятно с лышать так ие добрые слова! С ними легко общаться с

людьми. Именно эт и слова даря т доброту и чуде сное отношение др уг к

другу. Они как солнце в каждом из нас и освещают наш ми р своим с ветом и

дают те пло в любых отношениях в нашей жиз ни. Пусть жела ние согр еть всех

Что узнали сег одня вы? Зачем нужна вежлив ость в жиз ни? Хотите вы быть

Быть вежливым – это быть добрым, культурным. Добро никогда не де лает

зла. Оно несёт нам положител ьное, хорошее , полезное. До бреть – значит

Научно практиче ский журнал № 7. З авуч нача льной школы. 2008 г.

Конспект клас сного часа актуален и буде т полезен для мног их дете й. Научить

вежливости - совместная з адача школы и р одителей. Начинать этот процесс

надо как можно ра ньше и следить за своими словами и правильными

Воспитание ве жливости – это важная составляю щая личности каждого

человека. Это с редство для доброго отн ошения к окружающим людям.

Вежливость необ ходима для общения с людьми и ми ром. Это условие для

выстраивания личности р ебёнка, которое помогает в повседневн ой борьбе

за лучшее в жизни. Отноше ние к вежли вости всег да говорит о культур е

человека и понима нии на уровне эмоций того, что все хотят уважения к себе

1 Будите ребёнка спокойно. Пр оснувшис ь, он должен вашу улыбку и

ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоря йте

Пожелайте удачи, подбодрит е, найдит е несколько ласко вых слов. У нег о

3 Встречай те ребёнка из школы спокойн о, не обрушивайте на него тыс ячу

вопросов, дайте расслабитьс я (вспомните , как вы себ я чувствуете после

тяжёлого рабочего дня, после много часового об щения с люд ьми). Если же

ребёнок черес чур возбуждён, если жаж дет поделитьс я чем – то, не

отмахивайтесь, не откладывайт е на потом, выслушайте, это не займ ёт много

4 Если вид ите, что ребёнок огорчё н, но молчит, не допытыв айтесь. Пуст ь

5 Лучшее время для домашних заня тий с р ебёнком с 15 до 17 часов – первая

смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, ведь

6 Не зас тавляйте делать все задания в один прис ест. Это должно заним ать не

больше 15 – 20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха мо жно

7 Во время занятий с ребёнком необходим ы: спокойный то н, поддержка

8 В общении с ребёнком стар айтесь из бегать условий: «Если ты сде лаешь,

9 Будьте вним ательны к жалобам ребёнка на г оловную боль, ус талость,

плохое настрое ние и с остояние. Чаще вс его это объективны е показате ли

10 Учтите, что все дети любят сказ ку перед сном, пес енку, ласковые слова.

Всё это успокаивае т их, помогает с нять напря жение, спокой но уснуть.

Старайтес ь не вспоминать перед сном о неприятнос тях.

никто не бес покоит, ког да он хочет поб ыть один. Надо прид авать значение и

Красный цвет . Возбуждает, бодрит, делает человека с мелей. Однако

агресс ивного ребёнка может спровоцир овать на бунт, капр изы, нер возность.

Читайте также: