Знакомство с понятием родственные слова конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты (УУД) :

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонном.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.

Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества

Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

• учебник русского языка для 2 класса ( авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);

• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

• карточки для рефлексии

Ход урока:

I. Вводная часть.

-Ребята, проверьте свое рабочее место.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Пора начать урок.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу

И красиво напишу.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

(Запись числа, классной работы)

2. Минутка чистописания

Вм он ля ле (анализ ошибок)

Яблоко (Г. Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

А Цыпленок - тем

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое - зачем оно?

Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы :

- С какими словами из словаря встретились? (Ябл…к., в…р…бей)

II. Мотивационно – ориентированный этап.

-О чем говорилось в гимнастике для пальчиков? У каждого человека тоже есть родственники.

Кого называем семьей? (Тех людей, которые живут вместе.)

Назовите членов вашей семьи.

А как еще называют близких родных людей? (Родня, родственники)

Что общего у родственников? ( Общие родители: бабушки, дедушки и др.

Они похожи внешне и имеют одну фамилию).

У меня есть папа и мама.

Что я сказала? Из чего состоит предложение?

Как вы думаете, есть ли у слов родственники?

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

- О! Здравствуйте! Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова : гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Надо выбрать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

III. Поисковый этап.

Может ли гусеница считать себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

Все родственные слова связаны по смыслу.

Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

-Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

- Почему? (потому что они одна семья, у них есть много общего)

- А что вы еще заметили общего в написании этих слов? (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (гус-).

- Выделим эту общую часть дугой.

-Посмотрите на слова гусеница, она тоже начинается так. Значит, она тоже родственница гусей? (Нет, не знаем)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети: родственные слова

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

- познакомимся с родственными словами,

-узнаем их признаки,

- будем учиться находить родственные слова в тексте и среди других слов.

IV. Практический этап.

4.1 -Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)

Работа с учебником. Стр. 58, упр. 77.

-Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошими навыками чтения)

-Чем похожи выделенные слова? (Общая часть. Одинаковое значение).

-Какие слова мы называем родственными словами? (У которых есть общая часть и одинаковое значение)

-Прочитайте на стр. 58, на что нужно обратить внимание, и скажите: верно ли мы высказали предположения?

-Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

4.3 Составление алгоритма определение родственных слов.

1. Стр 59, упр. 78).

-Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близкие по значению.)

2. Составление алгоритма.

•Читаю слова.

• Нахожу общую часть.

• Определяю близкое по смыслу значение слов.

(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)

-Выполните письменное задание к упражнению.

Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.

Выделите общую часть родственных слов так :

Вам даны карточки.

1. жарко, жарится, печется.

2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. чайка, чайник, чайный.

4. лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

VI. Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

Д/ З: упр. 79 (с. 59).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.


-А теперь попробуйте разгадать ребус


Теперь такой ребус:



-А это что за слово?

(человек ,разводящий сады)

Учитель выписывает все получившиеся слова на доску и говорит:

-Вот у нас собралась группа слов. Прочитаем их. Как вы думаете, можно ли сказать, что это семья слов, что все они родственники? Почему? А чем они похожи, почему оказались близкими по смыслу?

-С помощью какого слова мы объяснили все эти слова? - Действительно, слово САД как бы присутствует в каждом из этих слов- все их можно объяснить с помощью этого слова, в каждом из них можно увидеть и услышать одинаковую часть САД. Получается, что родственные слова- это близкие по смыслу слова, имеют общую часть, в которой заключается общее лексическое значение всех родственных слов.

- В саду растут деревья и кустарники и в лесу тоже растут. Так может быть, слова САД и ЛЕС тоже родственные? (Нет, нельзя объяснить с помощью одного и того же слова, не имеют общую часть)

-А вы знаете, ребята, что ученые дали свое название таким словам? Они называются однокоренными.

Послушайте историю:

-Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, округлый и уютный.

-А сможете ли вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?


Корень обозначается в слове такой дугой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку во 2 классе

Учитель: Никульшина А.В.

Тема урока. Однокоренные слова. Родственные слова.

Задачи урока:
- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным

Ведущие виды деятельности на уроке:
- творческий ;
- проблемно – поисковый;
- продуктивный.

В результате формируются универсальные учебные действия (УУД):

Формирование универсальных учебных действий (УУД) :

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь выражать свои мысли;

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности .

I .Организационный момент.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

– Итак, у нас урок русского языка.

– Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

I I.Чистописание.

г. зета к…ртина …лф…вит р…бота

-Какое задание вы можете себе предложить?

-Что общего у этих слов?

-Найдите лишнее слово.

- Назовите синоним к слову.

- Что такое синонимы?

Парные по звонкости-глухости согласные.

А . авф . В . вфа . Ф . фав

III .Актуализация знаний.

1. Работа на скороговоркой.

-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение . Отгадайте загадку.

– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?

– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?

– Как называют этих птиц?

-А как называют тех, которые улетают в теплые края?

-Почему они улетают?

– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?

– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?

Пров…ронила в…рона в…р…нёнка .

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.

Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.

– Назовите орфограммы в словах.

– Спишите, подчеркните орфограммы.

(организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).

Демонстрация правильного написания на слайде.

2. Подготовка к изучению нового материала.

-Сколько слов в предложении?

-Что вы можете сказать о них?

-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

IV . Постановка цели.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.

V. Изучение нового.

Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.

- Как называют общую часть родственных слов?

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

– А какой вывод из сказки мы можем сделать?

– Правильно! Слов без корня не бывает.

– Корень выделяется значком .

3. Правило. Учебник стр.61 (Правило на слайде)

4.Наблюдение над однокоренными словами.

– Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.

-Небольшая рыба, мелкая рыба.

-Человек занимающийся рыбной ловлей.

-Что можете сказать об этих словах.

VI . Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.

Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.

VI I . Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Найди лишнее слово.

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука , рыбачить;

травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма ;

кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;

полянка, поле, полюшко, половник , полёвка;

сила, могучий , сильный, силач, силёнки

А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

Муравьи живут в муравейнике.

Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник

3. Составление текста из предложений по таблице со знаковым кодированием.

Тип урока:урок открытия нового знания.

Задачи:

  • организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;
  • формирование умения выделять общую часть в родственных словах;
  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
  • развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;
  • освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
  • развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.

Ход урока

1. Актуализация изученного материала.

2. Изучение нового материала.

- Послушайте, историю про гуся. Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму (слайд 3). И вот какой разговор между ними произошёл.

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я – ваша тётка – гусеница.

- Все ли герои этой истории родственники? Почему? (Гуси – домашние птицы, гусеница – личинка бабочки)

- Запишем слова: гусь, гусыня, гусята. Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению)

- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке. Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? (Слова имеют общую часть и сходны по значению – слайд 4). Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус? Какой вывод можно сделать? (Важно, чтобы общая часть слов обладала одинаковым значением).

3. Первичное закрепление.

1) Работа по учебнику: с.77 упр. 1 – прочитайте ещё один разговор (слайд 5):

- Давайте играть в снежки!

- Нет, давайте сделаем снеговика.

- А может, горку построим?

- Сколько человек разговаривают? Каждый из ребят предлагает заняться чем-то своим. Как поступить в такой ситуации?

- Послушайте, чем закончился разговор ребят (чтение учителем):

- Раз не хотите играть в снежки, я ухожу в соседний двор…

- Давайте сначала поиграем в снежки, потом слепим снеговика, а потом горку построим.

- Делайте, что хотите, я с вами больше не дружу.

- Как вы думаете, правильно ли поступает мальчик? Почему? Какой вывод можно сделать? (Если хочешь дружить, при общении с другими людьми важно учитывать не только то, что нравится или интересно тебе. Нужно считаться с мнением других, уметь договариваться)

- Можно ли так сказать: Надо дружбой дорожить! (на доске) Запишем в тетрадь наш вывод.

Физминутка(гимнастика для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий В.Ф.Базарного)

2) - Какие родственные слова встретили в тексте? (ответы учащихся) Я вынесла названные вами слова на слайд и дополнила список (слайд 6). Прочитайте. Все ли слова являются родственными?

снежки, снеговик, горка, Снегурочка, снежинка, снежный (ком), снег

- Найдите общую часть в этих словах: снег – снеж. Смысловое значение одинаковое, но чередуются согласные г/ж. Лишнее слово – горка (не имеет общей части, хотя по смыслу связано со всеми другими словами – сделана из снега). Прочитайте правило, с.79. Подтверждает ли оно наши выводы на сегодняшнем уроке?

Выборочное письмо (запись на доске):

- Запишите слово, в котором:

  • один гласный звук – снег;
  • имя собственное – Снегурочка;
  • которое отвечает на вопрос: какой? – снежный;
  • во множественном числе – снежки;
  • три слога – снеговик, снежинка.

- Выделите общую часть родственных слов (показ на доске).

Рыбки плавают, ныряют
В теплой чистенькой воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке!

4. Применение новых знаний.

- А теперь попробуем сами образовать родственные слова от слова рыба (устно):

  • назовите одним словом: небольшая, мелкая рыба – рыбка, рыбёшка;
  • рыбная ловля – рыбалка;
  • человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак;
  • ловить рыбу – рыбачить.

Физминутка(со словами)

- Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете головой. Будьте внимательны!

лес – лесник
река – плот
сад – садовый
поле – полюшко
дом – дым
соль – солонка
стена – гвоздь
кот – котик
обед – стол
гриб – грибной
дом – домашний
ученик – учиться

- Молодцы! А теперь похлопайте себе за хорошую работу на уроке (слайд 7).

5. Итог урока

- Итак, с какими словами мы сегодня познакомились? Какие слова называются родственными? Как нужно поступать при общении с другими людьми, если дорожишь дружбой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть понятия "родственные слова" и "корень слова", развивать умения самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.

Задачи:

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Тема урока:

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Форма урока: урок - исследование

Задачи:

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Формирование универсальных учебных действий:

1.Личностные УУД

Формирование : учебной мотивации , адекватной самооценки ,умения делать выбор, формирование готовности открыто выражать свою позицию на уроках.

2.Регулятивные УУД.

Формирование: умения формулировать тему и цели урока, составлять план действий, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом, оценивания процесса и результата деятельности, умение видеть ошибку.

3.Познавательные УУД

Формирование: умения строить устные высказывания, формулировать проблемы и решать их, вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерий для сравнивания, классификация объектов.

4.Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог, сотрудничать с другими в решение учебных задач, адекватно оценивать себя, работу в паре.

Оборудование: музыкальное сопровождение, компьютер, проектор, листы с заданиями, разноцветные кружки, елка, снежинки, карточки.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.

Педагогические технологии:

ИКТ – технология (презентация), что позволяет повысить интерес учащихся к предмету, активизировать внимание, глубже усвоить изучаемый материал.

Планируемыерезультаты:

учащиеся научатся распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;

повышение активности на уроках;

обогащение словарного запаса.

Урок проведен по ФГОС в технологии

системно – деятельностного метода.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

Слайд № 2Привет сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою подарил. Здравствуйте!

Сегодняшний урок хочу начать словами Жан Жака Руссо.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки. (Зима)

Слайд № 4 В гости к нам пришла красавица Зима.

-Отправляясь к ней в гости, что мы с собой возьмем? (знания, умения, навыки)

-Что ожидаете от сегодняшнего урока? (узнать что-то новое)

-Что для этого вы должны сделать? (открыть что-то новое)

2. Самоопределение к деятельности.

Цель: определить содержательные рамки урока, согласовать тему и цель.

Слайд № 5 Минутка чистописания.

Ле…, пару…, голо…, ча….

Букву, которую мы будем писать, является орфограммой данных слов. Какая эта буква? Обоснуйте ответ. Пропишите всю строчку этой буквы.

Слайд № 6 Девиз нашего урока попробуйте отгадать?

(Ум да разум надоумят сразу) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием)

Слайд № 7 А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, что мы сможем разгадать тайны и секреты и поможем собрать ее верных слуг.

-С чего начинаем всегда урок? (с повторения)

-Вспомните, над какой темой мы работали? (Текст. Предложение.)

Слайд № 8 Я сейчас проверю, как вы усвоили эту тему?

1.Предложение – это несколько слов, не связанных по смыслу?

2.Начало предложения всегда пишется с маленькой буквы?

3. Одно предложение отделяется от другого запятой?

4. Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

5.Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

6. Предложения по цели высказывания бывают всегда повествовательные.

7. Предложения состоят из слогов?

Взаимопроверка, оценивание.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Прочитайте слова на экране.

Слайд № 9 Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

На какую тему все эти слова? (зима)

И это не случайно, ведь красавица-зима уже наступила. Скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. Много у зимы помощников.

- А теперь внимание. Сформулируйте задание, которое нам предстоит сделать? (распределить слова на 2 группы). Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах. Проверим, как вы распределили слова на 2 группы.

(пока дети будут писать, перевернуть слова на доске, затем дети прикрепляют слова к снежинкам)

Попробуйте определить нашу тему и цель урока? (Научиться…) Что бы я хотел узнать? Что у вас вызвало затруднение? (родственные слова)

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. Где в жизни встречается слово родственники и нужно ли оно?

– В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Слайд № 10

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). Щелчок

6. Реализация построенного проекта.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). Можно сказать, что у них общее значение. (щелчок)

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет?).

– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (Зим).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень) щелчок

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (Ответы детей)

Родственными называются слова, которые имеют общее значение и имеют одинаковый корень.

Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

Слайд № 11 Физминутка. (музыкальная)

Ночью в лесу всегда тихо и можно услышать любой шорох.

7.Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

Зима не приходит одна. С ней верные слуги.

Слайд № 12 Мороз трещит - большому холоду велит.

Мороз и Холод - эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? (Эти слова близкие по значению, но не родственники. У этих слов разные корни.)

Корень слова - главная,

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные смело подбери слова.

Слайд № 13 Некоторых детей они захотели заморозить, прислали снежинки, а на них слова. Вы не испугались их. Что нужно выполнить? (распределить на 2 группы) . Что еще нужно сделать? (вставить пропущенные орфограммы, выделить корень)

Слова: м…розный, заморо…ки, морозец, х…лодный, холодильник, хол…дает.

Слайд № 14Сравните по эталону и оцените себя.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения находить родственные слова и находить общий корень.

Слайд № 15 Зима предлагает поработать самостоятельно. Перед вами тексты.

-Определите задание? (найти родственные слова, выделить корень.)

(Дети выполняют задания разного уровня сложности)

Вариант 1.

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Вариант 2.

Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!

Вариант 3 .

Жили- были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, не ледок салазки выкатили. Старик со старухой на них из окна глядят.

-А что, старуха,- говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

-Давай, - говорит старуха.

Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.

Проверьте себя по эталону. ( На столах) Поставьте сигналы + или?

-Кто поставил себе знак? В чём причина затруднения.

Исправьте ошибки. Молодцы!

9. Включение в систему знаний и повторение.

Что нужно сделать? (Выпиши лишнее слово в тетрадь и объясни почему?)

Носильщик, носатый, нос, носишко

Печурка, печатать, печка, печник.

Лисица, лисья, лисёнок, листик.Молодцы!

10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Какой зимний праздник ваш самый любимый? (Новый год)Слайд № 17

Про него говорят: Новый год – к весне поворот.

А пока до весны ещё далеко, подведём итоги сегодняшнего урока.

Вспомните девиз нашего урока?Слайд № 18

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Удалось вам достичь цели?

-Что значит родственные слова?

Слайд № 19-Что интересного и нового вы узнали?

Как вы думаете, все ли тайны мы сегодня исследовали? (нет) На следующих уроках нам предстоит ещё многое узнать.

Что является символом Нового года? (ёлка)слайд № 20

К нам ёлка тоже попала в класс. ( Учитель показывает елку, сделанную детьми своими руками при помощи детских ладошек.)

Оцените свою деятельность на уроке и поставьте себя на лестницу успеха с помощью новогодних гирлянд. ( У детей три цвета)

Красный цвет - у вас все получилось, не было трудностей

Желтый цвет - все получилось, но были незначительные трудности

Синий цвет – мне было трудно и неинтересно.

Очень красивая получилась новогодняя елка.


11. Домашнее задание

Вам домашнее задание сегодня предлагает зимний гость. Кто? (Гость- снеговик спрятан под столом) Слайд № 21

Что нужно сделать? (У каждого на столах. Подобрать родственные слова с корнем сад, лес, лёд.)

Читайте также: