Конспект птушкі роднага краю

Обновлено: 04.07.2024

Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям.

ВложениеРазмер
folklor.ppt 2.81 МБ
prilozhenie_1.docx 16.79 КБ
prilozhenie_2.docx 15.14 КБ
konspekt_uroka.docx 30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щёлкает орешки!

Пословицы У работающего в руках дело огнем горит. Горька работа, да хлеб сладок. Бортник горек, да мед его сладок. Работе время, а досугу час.

ПОГОВОРКИ Работяща, как пчела. Все делать наперекосяк. Работает как ребенок, а ест как детина. Будни прогулял, а в праздник и работать некстати. Человек велик трудом.

Чистоговорки Ра-ра-ра - ровная гора. Ро-ро-ро - едем на метро. Ру-ру-ру - красим конуру. ры-ры-ры - в парке комары. Ар-ар-ар - красный самовар. Ор-ор-ор - убираю двор. Ур-ур-ур - мы накормим кур. Ир-ир-ир - весь народ за мир.

Предварительный просмотр:

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

- Федул, что губы надул?

- Один ворот остался.

- Я медведя поймал!

- Да он меня не пускает!

- Собака, что лаешь?

- Собака, что хвост поджала?

Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Предварительный просмотр:

1. Соберите пословицы. Соедините части линиями.

стыдно не учиться

Не стыдно не знать,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.


Загадка; рассказ; народная песня; пословица; повесть; поэма ; сказка;

3. Определите жанр произведения.

Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица б) небылица в) скороговорка

4. Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна. ____________________________________

Кладу Машу на пушок–

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать. _____________________________________

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. _____________________________________

Предварительный просмотр:

Цель : познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами;

Задачи : учить различать жанры; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Устное народное творчество, фольклор, жанры фольклора

Основное содержание урока

I Вводная часть.

Дети читают хором .( Слайд№2)

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке

- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево) ( Слайд №3)

II Основная часть.

- Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Сегодня, мы познакомимся с русскими народными потешками, песнями, прибаутками .

- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

Потешка – небольшое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей.

Прибаутка – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.

(Читаем с детьми Приложение 1) (Слайд №4)

Раньше, мало кто читал книжки, а писали еще реже. Но люди, все время придумывали различные истории. Чтобы эти истории не забыть, их передавали из уст в уста. Так до нашего времени дошёл фольклор или устное народное творчество. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, потешки, частушки, скороговорки. Они отражают жизнь и обычаи народа, его представления о добре и зле.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Изучая жанры устного народного творчества, вы прикасаетесь к истории нашей Родины.

Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объёму произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он ещё даже не разговаривал.

Пословица содержит законченную мысль. ( Слайд №5)

Поговорка — это часть суждения без вывода. ( Слайд №6 )

Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. ( Слайд №7)

Загадка — это иносказательное изображение в короткой форме предмета или явления, которые нужно угадать, разгадать. (Дети приводят примеры)

Считалка - краткое стихотворение, которое используют для распределения ролей между участниками игры. (Дети приводят примеры)

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.

Послушайте и повторите.

• Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

- Что необычного мы слышим в этом стишке? (Мышка не может сесть на ежа, так как он колючий. Еж и мышь - враги. Еж? охотится на мышей. Это небылица.)

• Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

- Может ли быть такое в действительности? (Нет! Козел не человек, на базар ходить, косить траву, а также строить мостик он не может.)

Значит, это небылица. Но она очень забавна и необычна, интересна. Напоминает небольшую сказочку.

Учитель предлагает прочитать эту небылицу по ролям.

У других народов тоже слагают небылицы. Предлагаю вашему вниманию немецкую небылицу:

Встаю я под вечер,

Я платье для куклы

И в печке дрова

Вливаю три супа

В кастрюлю с яйцом.

Песенка с крышкой,

Кастрюля с концом.

- Понравилась вам небылица? Чем же она привлекательна? Над чем в ней можно посмеяться? Бывает ли так в жизни?

Как придумать небылицу

  • животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
  • предметы выполняют несвойственные им функции;
  • меняются местами участники какой-то ситуации ( из-под собаки лают ворота );
  • используются невозможные определения ( по кудрявой каше ) и т.д.

Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд №10)

- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба . (Слайд№11)

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

- Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №12)

(Учитель показывает модели сарафанов)

- Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

- Одну из них мы сейчас исполним . (Слайд №13)

Чтение слов песни хором.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Выполнение заданий из Приложения 2

-Что нового узнал на уроке?

-Что было необычно, удивительно для меня?

-С чем еще предстоит разобраться?

Задания из Приложения 2.

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

- Федул, что губы надул?

- Один ворот остался.

- Я медведя поймал!

- Да он меня не пускает!

- Собака, что лаешь?

- Собака, что хвост поджала?

Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

1. Соберите пословицы. Соедините части линиями.

стыдно не учиться

Не стыдно не знать,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.
Загадка; рассказ; народная песня; пословица; повесть; поэма ; сказка;

3. Определите жанр произведения.

Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица б) небылица в) скороговорка

4. Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна. ____________________________________

Кладу Машу на пушок–

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать. _____________________________________

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. _____________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века".

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в".


Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки».

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке.

Методическая разработка: Презентация к уроку литературного чтения "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"

Представляю Презентацию к уроку, проведенного в 1 классеУМК "Начальная школа 21 век".

3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с творчеством поэта.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе

обогащать и углублять знания детей о творчестве классика белорусской литературы Якуба Коласа; развивать белорусскую речь

память; обогащать словарный запас; воспитывать ценностные отношения к произведениям литературного искусства, уважение к их создателям, желание творчески усваивать национальное наследие и сохранять его.

Ход занятия:

Эта песня написана на слова классика белорусского литературы, народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Сегодня 3 ноября 2017 года мы отмечаем 135-летие со дня его рождения.

Разговор воспитателя с детьми.

Воспитатель: Написал Якуб Колас эти поэтические строки про свой родной уголок - Принеманские места, где родился и вырос – про местечки Акинчицы, Ласток, что на Столбцовщине. В настоящее время в этих местечках находятся музеи поэта. И мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию по родным местам Якуба Коласа.

Виртуальная экскурсия по дому-музею Якуба Коласа.


Воспитатель: Якуб Колас родился 3 ноября 1882 года. Отец его был лесником.

Воспитатель: Заходим в комнату. Стоит печь, в ней - горшок, на припечке - горшки, рядом - виллы, кочерга, другие кухонные принадлежности. Этой посудой и принадлежностями пользовалась мать поэта для приготовления пищи. Рядом с печкой - полок, на котором спали дети. У стены стоят стол, сундук.

4-5-й слайды. «Одежда и предметы быта.

Воспитатель: В доме висит тулуп, другая тогдашняя одежда. А вот материнские ботинки почти новые, потому что она обувала их только по большим праздникам. На кровати и на стене - тканые постилки с характерным белорусским узором. Рядом висит люлька, над которой пела колыбельную мать своим малышам (немаўлятам). Она занавешена полотенцем с вышитым цветочным узором. На окне тоже висит красивое тканре полотенце.

6-й слайд. Фотографии с фестиваля, проходившего на родине Я. Коласа.

Воспитатель: Вам понравилась экскурсия? Что вас заинтересовало? Что удивило? (ответы детей.)

Па надворку певень ходзіць,

За сабою куры водзіць

I крычыць: — Сюды! Сюды!

Як кіўне ён галавою,

Сыплюць куры чарадою —

Як адна бягуць туды.

А калі хто кур пужае,

Певень грозна загукае :

— Хто такі там? Хто такі?

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.

Воспитатель: Какие еще вы знаете стихи Якуба Коласа? Давайте это проверим - поиграем в игру.

Одни дети читают строки из стихотворений Якуба Коласа, другие отгадывают и называют стихотворение.


1. Голасам моцы, ціха і важна

Гром пракаціўся ўгары.

Луг адазваўся грому працяжна,

2. Сонца грэе, прыпякае;

Лёд на рэчцы затрашчаў.

Цёплы вецер павявае,

3. Лецейка ты, лета!

Гучна песня спета.

Бралі поўнай чарай

Шчодрасць тваю, дары —

4. Ціха ў полі, ціха ў лесе,

Ані шэпне вецярок,

Толькі дзесь у паднябессі

5. Добра ў лузе ў час палудны!

Лёгка там дыхнуць!

Хмаркі белыя марудна

6. Белыя валокны

Сцелюцца над долам.

Не спяваюць птушкі,

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете стихов нашего великого песняра -Якуба Коласа. Красиво рассказали отрывки из его стихов, угадали, из каких стихов были строки. А о чем рассказывают эти стихи? (Ответы детей.) Да, в большинстве из них рассказывается о родном крае, его красоте.

Воспитатель: У нас в группе много книжек-самоделок про нашу родную Беларусь.


А сегодня я для вас приготовила вот такую книгу. (Демонстрирует обложку). В ней не хватает иллюстраций к произведениям Якуба Коласа. Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать произведение, которое вам больше нравится, и нарисовать иллюстрацию к нему. Потом мы разместим ваши рисунки в этой книге. И у нас получится настоящая книга с иллюстрациями к произведениям народного поэта Беларуси Якуба Коласа.

Дети выбирают иллюстрацию и графические материалы.




Подведение итогов занятий.

Каждый ребенок демонстрирует свой рисунок. Рассказывает, чем понравилось произведение, к которому он нарисовал иллюстрацию.



Гульня-падарожжа Сцяжынкамі роднага краю

Г. Лида, Каневич С.В., 2014, 10 стр. Конспект воспитательного мероприятия в начальных классах.
Мэта: фарміраваць грамадзянскую пазіцыю, выхоўваць любоў да роднага краю.
Задачы: замацоўваць і пашыраць веды вучняў аб прыродзе роднага краю;
фарміраваць правільныя паводзіны дзяцей у навакольным асяроддзі;
выхоўваць любоў да роднай прыроды.

Бунт палачак Коха — боль, цяжкі стан хворага на туберкулёз.

Бура, што жыццё ірвала пад камель — вайна.

Бязвокная хата — дамавіна, труна.

Бязносая пані — смерць.

Вадкае паліва — нафта.

Вадзіць дружбу – сябраваць.

Вадзіць пяром — пісаць.

Вадзіць цэпам — малаціць.

Вадзяны свістун — выдра.

Вандроўны дом — вагон.

Варажыць на дождж — слацца нізам, апускацца да зямлі.

Варочацца памяццю — успамінаць.

Варочаць глебу — араць.

Вартаўнік закону — суддзя.

Вартаўнік парадку — міліцыянер.

Вартаўніца сямейнага вогнішча — жанчына.

Варушыць памяць — успамінаць.

Вар’яцкія вочы машыны — фары.

Ваяваць з пляшкай — піць гарэлку.

Ваяваць з травою — касіць.

Векавечны гадзіннік зямлі — сонца.

Веснавое пітво — дождж.

Вестуны вясны — птушкі, што вяртаюцца да нас на пачатку вясны.

Вестуны старасці — зморшчыны.

Весці гутарку з алахам — маліцца.

Весці дружбу з гультайствам — гультаяваць, бяздзейнічаць.

Весці нітку за ніткай — прасці.

Весці танец пражы — прасці.

Весяліць карчмой душу — піць гарэлку.

Вечнай славы помнік — горад Мінск.

Вечная карміцелька — зямля.

Вечная пасцеля — магіла

Вечная хатуля — дамавіна, магіла.

Вечны дом — дамавіна, магіла.

Вечны прыпынак — магіла.

Вітаміны зямлі — угнаенне.

Возера легенд — Свіцязь.

Воінская святыня — сцяг.

Выбрацца на пагост — памерці.

Выбрацца ў апошняе падарожжа — памерці.

Выдаваць слёзы — плакаць.

Вынесці з хаты ўперад нагам і— пахаваць.

Выпрастацца пад абразамі — памерці.

Вялікі Адам — Адам Міцкевіч.

Вялікіх дзён не будаўнік — абывацель.

Вялікіх песень магі сэрцаў уладар — Янка Купала.

Вяльможны труцень — той, хто жыве з чужой працы.

Вяльможныя каты краіны — паны, багацеі.

Вянец прыроды — чалавек.

Вясёлая рэпетыцыя пахавання — юбілей.

Вясна жыцця — маладосць.

Вясновы госць — жаўранак.

Вястунка год — зязюля.

Вястун ночы — вечар.

Габляваная хата – дамавіна.

Гаварыць з Богам — маліцца.

Гадаваць тугу — сумаваць і думаць пра сваю тугу, тым самым павялічваючы яе.

Ганяць пракосы — касіць лёгка, без натугі.

Гарачая страла — прамень.

Гарласты вястун раніцы — певень.

Гаротнік мураваных лёхаў — вязень.

Гаспадар вадзяной хаткі — бабёр.

Гаспадар зямлі — чалавек.

Гаспадар начнога поля – воўк.

Гаспадар пушчы — зубр.

Глобус роднага гарода — гарбуз.

Глушыць песняй боль – спяваць гаротныя песні.

Глянуць упершыню на свет.

Гнаць быт (век) — жыць, працаваць.

Горад нафтавікоў Беларусі — Наваполацк.

Горад шахцёрскага юнацтва Беларусі — Салігорск.

Грыбная знаць — баравік, шчыры грыб.

Грызці навуку — старанна, настойліва вучыцца.

Гусляр першай рэвалюцыі — Якуб Колас.

Далёкі пачатак жыцця -- маленства.

Даследчык Сусвету — касманаўт.

Даўганогі гаспадар нізін — бусел.

Даць жыццё каму — нарадзіць каго.

Даручыць пяру — запісаць нешта.

Дар крылатых працаўнікоў — мёд.

Даўняя -- спадарожніца беларуса — бульба.

Дачушка бруку — гараджанка.

Два васількі — вочы.

Дзерціся на неба — маліцца фанатычна, да знямогі.

Дзеці сэрца — думкі.

Дзьмуць модлы — маліцца заўзята і бяздумна.

Дзявочая прынада — цукеркі.

Дзявочая шыльда — знешяя прыгажосць.

Дом на калёсах — вагон.

Дом пакуты і нязмернай мукі — астрог.

Драцяныя струны — правады, драты.

Другі хлеб — бульба.

Друг чалавека — сабака.

Друкаваць крок — жыць, быць актыўным у жыцці.

Дымнае малако — туман.

Жалезная павуціна — дрот.

Жалезная птушка — самалёт.

Жалезны зубр — аўтамабіль Мінскага аўтазавода з эмблемаю – серабрыстым зубрам.

Жаллезны кацялок — каска.

Жалезны конь — трактар.

Жалезны крык — гудок цягніка.

Жалезныя браслецікі — наручнікі.

Жалезныя жылы — рэйкі.

Жалезныя ногі цягніка — колы (паравоза. вагонаў).

Жамчужына беларускага лесу — сасна.

Жамчужына роднага краю — Белавежская пушча.

Жаніцца з слязою — плакаць.

Жніўны карабель — камбайн; жоўтыя крылы прыроды — асенняе лісце; жывы чалавечы струмень — натоўп, які імкліва рухаецца ўперад; жытнёвае мора — палетак; жытнёвыя васількі — вочы; жыццёвае мора — жыццё; жыццёвы ранак — маладосць; жыць па праграме Плутарха — гаротнічаць,галадаць; жыць у новай сасновай хаце — быць пахаваным .

Заглядваць у бутэльку — выпіваць; зайсці ў краіну забыцця -- памерці;залатая дратаванка—страла маланкі, бліскавіца; залатая страла сонца — прамень; залатое крыло — прамень; залатое руно зямлі — прамень; залаты нож—маланка, бліскавіца; занядбаная карміцелька—Беларусь, урадлівая на таленавітых людзей, якія часам забываліся на сваю радзіму; запаліць чорту саламяную свечку — падпаліць, спаліць нешта з нядобрым намерам; запісваць у памяць — запамінаць; заручыцца з ракою — утапіцца; заснуць назаўсёды — памерці; заснуць неабудным сном — памерці; засяваць вечнае, разумнае — вучыць, настаўнічаць; захад жыцця -- старасць; заходнебеларуская Бастылія пілсудчыны — Лукішкі, Вронкі, дзе ў астрогах пакутавалі палітвязні; зашклёны ветрам дах — неба; здружыцца з хвалямі ракі—утапіцца; земляное калецтва — яма ад выбуху бомбы, снарада; зімовая апона — снег; зімовая скура — лёд; зімовы кажух — лёд; златавалосая багія -- сонца; злое зелле —гарэлка; знайсці вечнае спачыванне — памерці; знацца з кніжкай — чытаць, любіць кнігі; знішчыць вадою — утапіць; зорныя браты — касманаўты; зрабіць поўную парожняй—выпіць чарку; зубаты смычок — серп; зяллёнае мора — лес; зялёная кроў — сок дрэў, раслін; зялёная свяча — кіпарыс; зялёны сябра — лес; зямля бацькоў — радзіма; зямля Заслонава, Купалы — Беларусь; зямля Калумба — Амерыка;зямля Сервантэса — Іспанія; зямны намеснік Бога — папа рымскі; зямны халадзільнік — Грэнландыя.

Іграць ціхую завею—разлятацца, быць неакрэсленымі (пра думкі); ісці пад века забыцця --забывацца.

Калыска цывілізацыі — Грэцыя; камандзіраваны ў царства нябеснае — забіты; каменны

лес — горад; каменны мех — камера ў астрозе, карцар; капронавая смерць — рыбацкая сетка;каралева жывога слова і пакутлівай праўды — Э. Ажэшка; караллева спорту — лёгкая атлетыка; кароль грыбоў — баравік; кароль Літвы — К. Кліноўскі; кароль пластыкаў —поліэтэлен; каранаванае пудзіла на троне — цар; карычневае золата — торф; карычневая арда — фашызм; карычневая чума—фашызм; касая шабля—маланка; каштанавая бочачка — жолуд; кашчавая бабуля — смерць; кашэчая гара — печ; кволая работніца — пчала; кіраваць пяром — пісаць; класці баразну — араць; класці працу — працаваць; кляшністы вусач — рак; князь цемры — чорт; колішняя царыца вясковых хат — варыстая печ; конскія кайданы — пута; корань жыцця — жэньшэнь; краіна старых традыцый — Англія; край бацькоў — радзіма; край блакітных азёр — Беларусь; край кабзарны — Украіна; край Купалы — Беларусь; красавацца на гэтым свеце — жыць; крывавая бура — вайна; крылатая кошка — вайна; крылатая мудрасць народа — фальклор; крылаты метал —алюміній; крылатыя госці — пералётныя птушкі; крылатыя насельнікі — птушкі; крылатыя памочнікі хлебаробаў — птушкі; крылатыя працаўнікі — пчолы; крынічны сок — вада; крыніца жыцця -- сонца; кружэльны абрус — снег; купацца пад воблакамі — лётаць; курыны гаспадар — певень.

Легчы на белы крыж — памерці; легчы пад сасной зялёнай — памерці; ледзяная кальчуга—лёд; ледзяны мацярык — Антарктыда; лёдавы баец — хакеіст; ліць у сябе — піць гарэлку, лічыць век — кукаваць; ложак вечнасці — магіла; лоцман кніжнага мора - бібліятэкар; людзі вогненнай прафесіі — сталявары; людзі паветра — бедната; людзі ў белых халатах —медыкі; людзі ў бесказырках — матросы; людская атрута і дурман — гарэлка; людская рака — натоўп людзей, які знаходзіцца ў няспынным руху; ляжаць упоперак лаўкі — быць малым; лясная вяшчуння — зязюля; лясная нарыхтоўшчыца — вавёрка; лясны бык — зубр; лясны рыцар — партызан; лячыць свінцовымі лекамі — знішчаць, забіваць.

Читайте также: