Конспект урока по литературе лирика лермонтова 9 класс

Обновлено: 16.05.2024

Содержимое разработки

Цель: знакомство с основными мотивами лирики поэта.

Задачи: обучение анализу лирического стихотворения; расширение сведений о биографии писателя; знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания произведения; развитие умения понимать прочитанное; развитие речи учащихся; развитие эмоционального восприятия учащихся; воспитание интереса к чтению и к русской литературе;

2. Слово учителя: из истории создания ст-я.

На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них

- Общая мысль о трагичности судьбы талантливого человека в России в то время.

Какие микротемы можно выделить в стихотворении?

- Смерть Поэта. Поэт и светское общество. Убийцы.

Прочитайте строки, где говорится о смерти Поэта.

- Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
…..
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
…..
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Что дорого Лермонтову в Пушкине?

- Гордый дух, независимость от общественного мнения, свободолюбие, смелость, величина таланта.

- Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

Только ли Дантес является убийцей Пушкина?

- Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

- А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.

О каком суде идет речь?

- Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Речь идет о Божьем суде. О суде совести. О суде потомков.

Стихотворение метафорично. Как бы вы определили прямой его смысл?

- Показан процесс превращения простого смертного в пророка, посланника Бога, устами которого говорит сам Бог.

Каков переносный смысл стихотворения?

- Речь идет о рождении поэта, о его судьбе, его назначении.

Какова судьба поэта у Пушкина?

- Нелегкая, она связана с большими трудностями, но он должен идти к людям и возвещать им истину.

Оно тоже метафорично. О чем, на ваш взгляд, это стихотворение?

- Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, с позором изгнан в пустыню, оставаясь при этом верным своему предназначению. Речь идет о судьбе поэта. Она трагична, поэт одинок, его творчество не находит должного отклика среди читателей.

Тип урока: объяснения нового материала.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.

  • Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь.
  • Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни.
  • Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.
  • Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения.
  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  • Развивать эмоционально-образное мышление учащихся.
  • Воспитывать эстетический вкус к классической литературе.
  • знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.
  • уметь: определять основную мысль произведения.

Оборудование: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.

Эпиграф:

Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил

1. Оргмомент

– Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников.)

  • Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова.
  • Получить представление об избранницах поэта.
  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

3. Вступительное слово учителя

Я жду, а дождь любви не падает,
Забрал себе всё скряга-водяной.
Дождинкой старец землю не обрадует:
Мечту любви сожжёт жестокий зной.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

4.

1 У.С. Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске.

Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.

(Ученик идёт к доске и записывает виды любви.)

Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, латоническая и др.

2 У.С. – Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?

– Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?
Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите, пожалуйста. (Ответы.)
А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой, Екатерины Александровны Сушковой, Варвары Александровны Лопухиной.
Каждая женщина полна очарования и притягательной силы. Портрет Варвары Александровны Лопухиной – это акварель Михаила Юрьевича Лермонтова, изобразившего Лопухину испанской монахиней.

– Ребята, перед вами лежат материалы с краткими сведениями из жизни избранниц поэта. (Приложение 1)

Задание:

1. Ознакомьтесь с краткими сведениями из жизни избранниц поэта.
2. Прочитайте стихотворение, предложенное вашей группе.
3. Определите, какой из женщин оно посвящено. Аргументируйте свой ответ строками из этого произведения.

– Работаем в группе. Поэтому решите, кто прочитает выразительно стихотворение, а кто будет отвечать от группы на поставленный вопрос.

Ответы учеников по группам

1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения?
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? Аргументируйте свои утверждения.

(Учитель зачитывает эпиграф.)

– Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку.
– Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта?

Перед вами задание 3.

Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья.

5. Заключение

6. Домашнее задание

– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.

7. Рефлексия

– Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М.Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пафос вольности и протеста в поэзии Лермонтова часто находит выражение в образе узника, рвущегося к свободе:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…

…Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Таким образом, основными темами творчества Лермонтова можно назвать следующие:


Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 45
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕМ, ЖАНРОВ, МОТИВОВ ЛИРИКИ ПОЭТА
(С ПОВТОРЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)

Концерт-миниатюра из стихов М. Ю. Лермонтова:

Вступительная беседа:

— Какие темы и мотивы прозвучавших произведений являются ведущими, ключевыми? Приведите примеры.

— В чём причина трагического мироощущения в лирике Лермонтова?

— Почему поэт обращается в лирике к историческому прошлому России?

— Какой приём является в стихах М. Ю. Лермонтова основным? (Антитеза.)

— Назовите признаки двусложных и трёхсложных размеров стиха. Приведите примеры из стихотворений Лермонтова.

— В чём Ахматова видит главные признаки гениальности Лермонтова-поэта?
(Умение замечать тайное и сокровенное в самом обыденном.)

Какую проблему поднимает в нём поэт?
(Проблему действенности поэтического слова, его внутренних смыслов, тайн подтекста.)

*Почему поэт считал эмоции, вызываемые словами, важнее их значения?

— Почему, по мнению Ахматовой, Лермонтов мог быть назван великим поэтом только за это стихотворение?

1. Мишель Лермонтов, его родители и бабушка Е. А. Арсеньева. Заочная экскурсия в Тарханы.

2. Учёба М. Ю. Лермонтова в Москве и в Петербурге.

4. Истории дуэлей и ссылок М. Ю. Лермонтова.

5. Друзья и враги поэта (экскурсия по галерее портретов Лермонтова и его знакомцев).

6. Памятники М. Ю. Лермонтову в России.

Групповая практическая работа.
Выявление особенностей смысловых доминант, образов поэтического пространства и времени в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, их жанровой специфики.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Докажите, что лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой. Какую роль играет в тексте приём контраста?

Как анализ поэтического пространства помог пониманию смысла стихотворения?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изображено в нём?

В чём условность описаний природы?

В чём для поэта источник счастья?

Стихотворение в актёрском исполнении

Какие главные чувства человеческой души называет поэт?

Что роднит стихотворение с элегией?

Чем недоволен поэт: обществом или собой?

Докажите, что в стихотворении выражено ироническое отношение к действительности.

Найдите в стихотворении черты романтизма.

Почему лирическое я опровергает романтическое стремление к гармонии мира?

VIII. Прослушивание романса А. Л. Гурилёва на стихи М. Ю. Лермонтова.

Итоговый вопрос:

Как проявились мотивы вольности и одиночества в лирике поэта?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Подготовить его письменный анализ или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий. "
Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской. "
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
. До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.
(вернуться к уроку)
ЕСТЬ РЕЧИ — ЗНАЧЕНЬЕ.
М. Ю. Лермонтов[4]

Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав его, я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 144.
(вернуться к уроку)
ЖИЗНЬ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(1814 – 1841)

В поздней лирике Лермонтов избегает открытой эмоциональности, становится строже в лирических высказываниях. Поэт более чуток к духовным процессам, к их логике.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте краткий рассказ о поэте, подчеркнув особенности его характера и творчества.

2. Прочтите воспоминания, критические статьи о М. Ю. Лермонтове, расскажите об одной из них, сопроводив собственными комментариями.

3. Подготовьте рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые Вам покажутся особенно интересными. Воспользуйтесь книгами: Лермонтовская энциклопедия; В. Коровин. Творческий путь Лермонтова.

В чем сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА
ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

Согласны ли Вы с этой мыслью Белинского? Можно ли это проследить на примерах?

. все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.

1. Подготовьте рассуждение о том, насколько различны два великих русских поэта А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Используйте при подготовке высказывания литературоведов-исследователей, критиков.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ПАРУС
М. Ю. Лермонтов[5]

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

2. С помощью какого литературного приема создается контрастная картина в стихотворении?

Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку, весьма незамысловатую. По на фоне природных образов проступает философический смысл. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова: они предельно обобщены и даны в контрастном их проявлении. Поэт свободно сталкивает разные но времени состояния природы — бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной, умиротворенной и бушующей, бурной. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображенный пейзаж. Он мыслится поэтом не как происходящее событие, а как предмет размышлений.

Образ моря пространственной безбрежности контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом новом контрасте (покой и буря, море и парус) возникают тревожные вопросы, углубляющие контраст:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Они непосредственно связывают второе четверостишие (катрен) с первым:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Человеку не дано ощутить и пережить состояние бури-покоя, где буря была бы одновременно покоем, а покой был бы бурей. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным, внутренне непротиворечивым ее проявлениям (покой или буря) или по невозможной слитности противоречивых состояний, образующих воображаемое, утопическое единство (буря-покой).

Каждый романтик, в том числе и Лермонтов, жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между природой и обществом, между природой и человеком, между человеком и обществом и в душе человека. Такая жизнь представлялась ему истинно прекрасной. Воплощением высоких идеалов было для романтика Царствие Небесное, Рай, в котором обитает Бог.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ
ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА.
М. Ю. Лермонтов[6]

1

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[7]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
февраль 1837.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов[8]

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка.
1840
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова
Лирический образ, который возникает в воображении после чтения ранних стихотворений Лермонтова, предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением этой героической личности в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах.

Лермонтов-романтик
Юный Лермонтов был воспитан на литературе романтизма, причем романтизма не только в его высших, но и более скромных образцах. Когда Лермонтову исполнилось 14 лет и он написал первое свое стихотворение, дошедшее до нас, романтизм стал уже достоянием незначительных, мелких поэтов, которые на все лады повторяли мотивы, темы, образы, стиль Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского. Сюда надо отнести и подражателей европейских романтиков. Лермонтов читал как Байрона, Андре Шенье, Жуковского, Батюшкова, Пушкина, так и сочинения их подражателей.

Жизнь представлялась Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. Описать ее возможно лишь дисгармоничным стилем, способным передать разорванность, раздвоенность бытия и души человека. Но на фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта, его страстная жажда гармонии вне и внутри себя.

Творчество Лермонтова обозначило послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Русский дворянин чувствовал в себе безграничные силы, но утратил веру в осуществимость общественных перемен. Юн ощущал себя независимой личностью, права которой, однако, были либо грубо нарушены, либо попросту презираемы.

Лермонтовское отрицание распространялось на все области жизни — от быта до космоса.

Таким образом, романтически осмысленная биография и рано усвоенные романтические книжные представления, сливаясь, образуют внутренний мир юноши-Лермонтова. Молодой Лермонтов прежде всего нацелен на воплощение своих мечтаний в жизни, а потом уже в слове, в поэзии. Он ощущает себя героической личностью, а затем поэтом, изливающим свои чувства о героическом опыте. Однако как Жуковскому, Батюшкову и Пушкину, а также их героям не удалось прожить но предначертанным поэтическим мечтаниям, так и Лермонтову не удалось романтические книжные мечтания претворить в жизнь. Поэтому в его творчестве отложился трагический опыт героической личности, которая вследствие исторических обстоятельств и условий не смогла осуществить свое человеческое предназначение.

Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Нищему, пользуясь его слепотой, кладут в протянутую руку вместо монеты камень, возлюбленная почти открыто смеется над пламенными чувствами юноши, друг клевещет за спиной. В огромном человеческом мире ничтожество часто выглядит благом, нравственное уродство нередко выдается за моральное достоинство, а рабское молчание — за смелость.

Смысл романтизма, помимо всего прочего, заключен в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. В этом томлении по лучшему миру, чем тот, в котором пребывают народы, и состоит романтизм. Долой спокойствие! Да здравствует тревога! Пусть сгинет косность и вечно живет святое желание совершенства! — вот лозунги романтиков.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский — (30 мая [11 июня] 1811 — 26 мая [7 июня] 1848) — русский литературный критик.
Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд принципиальных для революционных демократов эстетических принципов и положений: народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной. (вернуться)

3. Д. П. Муравьёв — лермонтовед, один из авторов Лермонтовской энциклопедии. (вернуться)

7. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)


Тарханы. Общий вид усадьбы.
В.К.Куинджи с работы Н.Гарднера 1881 г.
Иллюстрации к изучению биографии М.Ю.Лермонтова

Читайте также: