Конспект урока по технологии материалы и инструменты для вязания 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

возможностей и ответственно сти за качество св оей деятельност и.

• Метапредметные: умение осу ществлять учебное с отрудничество, у мение

работать с ист очниками инфо рмации, умен ие грамотно строить устное

монологическое вы сказывани е, умение осу ществлять самооц енку и

• Предметные: п онимание и оп ределение понятий « Вязание по

применять те оретические зна ния в практической деятельн ости.

Тип урока: ком бинированный (п олучение новых зн аний и прим енение их на

Методы ведения у рока : рассказ; бес еда; индивиду альная практ ическая работ а;

Виды кон т роля : у стные вопросы, оценка п рактической раб оты, самоанал из,

• Оборудование: му льтимедийный проектор, эк ран, компьюте р;

Наглядные пос обия : образцы изделий, связан ных крючком и спицами; набор

крючков и сп иц из различны х материало в; различные вид ы пряжи; табл ицы с

рисунками осн овных видов петель; табл ица условных обозначений ос новных

1. Технология. Т ворческие пр оекты: организа ция работ ы / авт. - со ст. А. В.

2. Технология. 5 - 8 классы. Деловые и ролевые игр ы на уроках: рек омендации,

конспекты у роков / авт. - сост. С. П. Шу рупов. Волгог рад: Учитель, 2011.

• ознакомить у чащихся с ассортиме нтом изделий, вязанны х спицами и

крючком, с инст рументам и и материала ми для вязания, схе мами вязания,

правилами без опасной работ ы и санитар но - гигиеническ ими требованиями ;

• воспитывать соз нательное в ыполнение правил безопасно й работы,

художествен ный вку с, интерес к этому виду рукоделия;

Оборудование и ма териалы: изделия, выполненные с пицами, их иллюстрации ,

Основные поня тия: декоративные изд елия, пряжа, с пицы крючк и.

Девиз урока: « Вя зание — такая удив ительная вещь, как за гадка, кото рую нужно

Приветствие, пож елание хорошего настроения, п озитивного общения, актив ной

II. Ак т уализация о порных знаний и умений учащи хся 2

Сегодня мы открываем новый разд ел предмета технология : «Ху дожественные

Я предлагаю вам внимательно по смотреть на фото и определить т ему у рока .

Какие у вас пре дложения! (Инстру менты и матер иалы для вязан ия).

Тема урока: Инстр ументы и ма териалы для вязания . (Запишите тему в

1. Кратко ознаком иться с истор ией вязания, ассо ртиментом изделий,

выполненны х в технике вязания на спицах и к рючком;

4. Выяснить, для чего необ ходимо нау читься вязанию на с пицах.

Ручное вязание - древн ее, но не старе ющее рукодел ие. Оно являет ся подлинн о

массовым иск усством, собра вшим по крупиц ам опыт художественного

творчества всех э пох и народов. В язание, к ак и любой друг ой вид прикладн ого

творчества, пост оянно развива ется и совершен ствуется.

В настоящее врем я очень тру дно предс тавить наш гарде роб без трикотажа.

Вязаные изделия у добны и прочны, практичны и элегантны, в н их тепло и

уютно. Ру чное вязание позволяет в ыразить свою и ндивиду альность, задуманн ый

образ с помощь ю выбо ра фактуры и цв ета пряжи, ее пере плетений, оформле ния и

Учитель: Девочки, давайте с вами выя сним, а что называю т вязанием?

Вязание — это способ изготовления п олотна или от дельного изделия путем

сгибания ните й в петли, котор ые переплетаю тся между собо й. (записать)

Кто и когда прид умал первую петельку, никто не знает, но у же давно известно,

что родилась эта чудо - петелька задолго до нашей эры. В Египте в одно й из

гробниц най дена детская вязаная ту фелька, археол оги установили, чт о ей более

четырех тысяч лет . А у же в начале нашей эры техника и принципы вяз ания

находились на очень в ысоком уровне. Н апример, в районе старого Каира найдено

превосходно е многоцветн ое шелковое пл атье, связанное на металлических

спицах. Сох ранились экземпляры вяза ных вещей, д атируемые 9 и 10 ве ками

Известно, что первыми ма стерами в язального ремесла были мужчины, а

женщинам отв одилась второсте пенная роль пом ощниц: обра ботать волок но или

В наши дни ру чное вязание по - прежнему остается м одным и попу лярным

занятием, хотя эт о уже чисто женс кое творчество. К т ому же вязание –

Для ручного вяза ния использу ют специальный и нструмент — спицы. Они

бывают металличе ские (сталь ные, алюминиев ые, лату нные), деревянные,

пластмассовые, к остяные. Все с пицы имею т определённ ый номер и

Спицы различают по н омерам (толщ ине) от № 1 д о № 10 и выше. Н омер спиц ы

Спицы для вязани я имеют разную форму: прямые длинные (с од ним рабочим

концом), прямые к ороткие (с дву мя рабочими к онцами), круговые (соединенн ые

Учитель демонст рирует спицы, изгот овленные из разл ичных материалов,

обращая внима ние на их нед остатки и преиму щества.

Сравни тельная харак теристика спиц и к рючков для вя зания

Сталь --- Не пачкают пряжу; вязание легк о скользит; проч ные ---- Тяжелые

Алюминий --- Легки е --- Пачкают светлу ю пряжу ; легко деформиру ются

При вязании необ ходимо учитывать материал, из которого изг отовлены спицы .

Так, пластмассов ые спицы предп очтительнее ис пользовать для вяза ния изделий

из легкой пушист ой пряжи (мохе ра), алюминиевы е — для вязания изделий из

Учитель рассказы вает об использов ании спиц разн ой формы, дем онстриру я

Определить номе р спицы (если о н не у казан на самих спицах) можн о,

приложив ее к л инейке или измер ив диаметр с деланного спице й отверстия в

На ( слайде 5 ) демо нстрируются издел ия, связанные спицам и.

Они изготовляют ся из таких же мате риалов, как и спицы. Бывают

комбинирован ные (то есть ру чка крючка в ыполнена из плас тмассы или дерева, а

Все крючки такж е имеют определён ный номер и предназначены для

Учитель демонст рирует крючки, изг отовленны е из различных мат ериалов,

На ( слайде 7 ) демо нстрируются издел ия, связанные крючк ом.

Давным - давно ка кой - то умный человек вы двинул идею воплощать слова в

условные знаки, и надо п ризнать, не ош ибся со своим из обретением. Условные

знаки вязания с озвучны с нотам и у му зыканта, с цифрам и у математика, с

формулами у химика и т.д. Многие ру кодельницы признаю т только с хемы

описания. Им быва ет достаточн о одного взгл яда, чтобы понять сколько петель

необходимо набрать, какова форма и размер издел ия, будет ли сложной раб ота по

отношению к з наниям и у мениям и т.д. Раб отая со схемой, вы у читесь думать и

рассуждать, а это очень важно, п отому что п оняв, в чем секр ет вязания какого -

либо изделия, вам з ахочется п обыстрее его с делать. А словесное описан ие не дает

В каждой схеме выделе н определён ный участок рисунка, котор ый повторяет ся

определённое к оличество раз. Т акой участок называется раппорт у зора.

Раппорт узора – э то повторение определенного коли чества петель для

У вас имеются карточк и на которых м ожно рассмотреть условн ые обозначени я

Материалом для вязан ия в основном с лужит пряжа: ше рстяная, полу шерстяная

(с акриловым вол окном и т. д.) и синтет ическая, реже — хлопчатобу мажная,

шелковая. Ассо ртимент пряжи з начительно расши ряется п ри добавлении

фасонной пря жи, люрекса, ме таллизированн ых нитей, при соединении нито к

Далее учитель демонстр ирует различ ные виды пря хи и ниток для вяза ния.

Первое задание: к аждая группа получает конве рт в котором наход ятся образцы

вязанных у зоров и схем. Вы должн ы правильно п одобрать со ответствие.

Второе задание: дл я каждой группы выдаётся набор из с пиц и крючков. В ы

должны подо брать для данны х инструментов со ответствую щую пряжу или нит ь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по технологии в 6 классе

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Методы ведения урока : рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация, ИКТ.

Цель урока: Формирование творческих способностей, учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Планируемые результаты:

Основные понятия: декоративные изделия, пряжа, спицы крючки.

Наглядные пособия : образцы изделий, связанных крючком и спицами; набор крючков и спиц из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта.

Средства обучения:

I. Организационный момент

Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Я предлагаю вам внимательно посмотреть на фото и определить тему урока. Какие у вас предложения! (Инструменты и материалы для вязания).

А сейчас запишем тему урока.

Тема урока: Инструменты и материалы для вязания. (Запишите тему в тетради.)

На этом уроке мы должны:

1. Кратко ознакомиться с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания на спицах и крючком;

2. Ознакомиться с инструментами и пряжей;

3. Научиться подбирать спицы и нитки для вязания;

4. Выяснить, для чего необходимо научиться вязанию на спицах.

III. Мотивация учебной деятельности

Беседа (слайд 2)

Ручное вязание - древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется.

В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа.

Что такое трикотаж?

Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Девочки, давайте с вами выясним, а что называют вязанием?

Вязание — это способ изготовления полотна или отдельного изделия путем сгибания нитей в петли, которые переплетаются между собой (записать).

Из истории вязания (слайд 3)

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры (обратиться к слайду).

Известно, что первыми мастерами вязального ремесла были мужчины, а женщинам отводилась второстепенная роль помощниц: обработать волокно или шерсть, спрясть нить.

В наши дни ручное вязание по-прежнему остается модным и популярным занятием, хотя это уже чисто женское творчество. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.

Инструменты и материалы для вязания

а) Виды спиц (слайд 4);

Для ручного вязания используют специальный инструмент — спицы. Они бывают металлические (стальные, алюминиевые, латунные), деревянные, пластмассовые, костяные. Все спицы имеют определённый номер и предназначены для определённого вида работы.

Спицы различают по номерам (толщине) от № 1 до № 10 и выше. Номер спицы — это ее диаметр в миллиметрах. (Запись в тетради)

Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).

Учитель демонстрирует спицы, изготовленные из различных материалов, обращая внимание на их недостатки и преимущества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока технологии в 6 классе

Тема: Из истории вязания крючком . Вязание крючком. Инструменты и материалы.

Образовательная : Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;

Тип урока: комбинированный

Форма проведения : виртуальная экскурсия

Оборудования::

инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)

Дидактическое обеспечение: карточки-задания

образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком,

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Планируемые результаты:

Уважение к истории, освоение национальных традиций и культуры.

Возможность развития трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Овладение нормами и правилами организации труда.

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.

Метапредметные :

Умение ставить учебную цель.

Осуществлять сравнение, делать выводы на основе аргументации.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию решения.

Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов, применяемых в процессе работы.

Владение способами организации труда.

Подбор и применение инструментов, приборов в технологическом процессе.

Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Актуализация опорных знаний и целеполагание

Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей. Не удивляйтесь. Именно в музей. Назвала его я “Музеем красоты”. (слайд 1) Чтобы путешествовать по музею вы должны будете получить пропуск в каждый зал. (выполнить задание.) Чтобы пройти в первый зал вам необходимо объединиться в экскурсионные группы, соответственно вашим карточкам, которые вы получили при входе в класс.

Прошу пройти вас в выставочный зал. Обратите внимание на первый экспонат. Перед вами набор салфеток. Представьте, что вы накрыли стол этой замечательной салфеткой, налили чашку ароматного чая, открыли коробку любимых конфет и пригласили в гости друзей. (слайд 2)

Время, проведенное в общении за этим столом, будет незабываемо. А мы переходим к следующему экспонату . (Слайд 3)

Прихватки – цветы. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.

Перед вами следующий экспонат - вязаные тапочки, которые вас согреют зимним вечером. (Слайд 4).

Веселые смешарики могут выполнять разную функцию давайте вместе подумаем какую .(слайд 5)

(Игрушки, подставка под горячее, игольница, брелок и т.д.)

Мы подходим к следующему экспонату. Давайте вспомним рекламу. “У папы аллергия и у вас никогда не будет щенка , не расстраивайтесь…….” Великолепный щенок на вашем столе поднимет вам настроение и будет вашим помощником в учебе. ( Слайд 6 )

Автор следующей работы решил пошутить вот таким образом. ( Слайд 7)

Творческое задание: Каждая группа, чтобы перейти в следующий зал, должна придумать рекламу данному экспонату(велосипед, обвязанный крючком)

Ответы детей.

Мы закончили экскурсию по выставочному залу.

- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь.

Ответ: Они все связаны крючком.

- Как выдумаете, какая тема нашего урока?

Ответ : Вязание крючком .(слайд8)

Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке.

Узнать с историю вязания крючком;

Познакомиться с инструментами, материалами и приспособлениями;

Научиться приемам работы крючком , вязать . (слайд 9)

3. Изложение темы

Я продолжаю экскурсию по музею красоты и приглашаю вас пройти в исторический зал .(слайд 10)

Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность. ( слайд 11)

Мы подходим к следующему экспонату. Что можно сказать об одежде женщины, представленной на рисунке.?

Ответ. Силуэт облегающий, очень узкое платье.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными .(слайд 12)

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок .(Слайд 14)

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века.

Творческое задание: вид ДПТ, узоры которого напоминают узоры вязания крючком

Все справились с заданием .

А мы проходим в зал “ Рукодельницы”, где представлены знаменитые люди, увлекающиеся этим замечательным видом рукоделия.

Вопрос: Кто из ваших знакомых увлекается вязанием крючком?

Ответы детей.

Давайте познакомимся с творчеством хорошо вам знакомых людей.

Джулия Робертс – актриса. Вот, что она говорит о вязании: “Вязание каким-то чудесным образом снимает стресс и делает женщину более умиротворенной” (слайд 17)

РАБОТА В ГРУППАХ

Творческое задание. Сложите пазлы и вы получите инструмент, при помощи которого можно создать вязаные шедевры.

Зал “ Инструменты и материалы.”

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.

Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы - номера от 2,5 до 15.

Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно - более толстый крючок.

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

Оборудование рабочего места.

Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

- Наш музей особый. Здесь не только представлены экспонаты. Вас научат основным приемам вязания крючком. Для этого вам необходимо пройти в зал “Мастер класс”

Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.

Перед вами условные обозначения и их расшифровка. Но так случилось, что карточки перепутались. Попробуйте сами догадаться и определить какой значок, что обозначает.

Работа в группах (5 мин).

Давайте познакомимся с этими значками. (слайд 36) и проверим, кто из вас оказался прав и справился с заданием

Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами. (Слайд 37)

Начальная петля. Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю.

Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.

Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

4. Практическая работа.

Каждая группа получает инструкционную карту выполнения основных видов петель.

Вязание основных видов петель:

цепочка воздушных петель;

столбик без накида;

столбик с накидом;

Подведение итогов групповой работы.

5. Закрепление изученного материала.

Кроссворд по теме

6. Итог урока. Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

Цель урока: Формирование творческих способностей, учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.

Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.

Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Методы ведения урока: рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация, ИКТ.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

    1. Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ, взаимооценка.

    Средства обучения:

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;

    Наглядные пособия: образцы изделий, связанных крючком и спицами; набор крючков и спиц из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта.

    Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

    Методологическая база:

    1. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. - Волгоград: Учитель, 2011.

    2. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроках: рекомендации, конспекты уроков / авт.-сост. С. П. Шурупов. Волгоград: Учитель, 2011.

    ознакомить учащихся с ассортиментом изделий, вязанных спицами и крючком, с инструментами и материалами для вязания, схемами вязания, правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями;

    научить подбирать спицы и нитки для вязания,

    развивать внимание, воспитанность, активность;

    воспитывать сознательное выполнение правил безопасной работы, художественный вкус, интерес к этому виду рукоделия;

    Основные понятия: декоративные изделия, пряжа, спицы крючки.

    Тип урока: усвоения новых знаний и навыков.

    I. Организационный момент 2

    Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.

    II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 2

    Я предлагаю вам внимательно посмотреть на фото и определить тему урока. Какие у вас предложения! (Инструменты и материалы для вязания).

    А сейчас запишем тему урока.

    Тема урока: Инструменты и материалы для вязания. (Запишите тему в тетради.)

    На этом уроке мы должны:

    Кратко ознакомиться с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания на спицах и крючком;

    Ознакомиться с инструментами и пряжей;

    Научиться подбирать спицы и нитки для вязания;

    Выяснить, для чего необходимо научиться вязанию на спицах.

    III. Мотивация учебной деятельности

    Беседа (Слайд 2)

    Ручное вязание- древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества, постоянно развивается и совершенствуется.

    В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа.

    Что такое трикотаж?

    Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий).

    IV. Изучение нового материала

    Учитель: Девочки, давайте с вами выясним, а что называют вязанием?

    Вязание — это способ изготовления полотна или отдельного изделия путем сгибания нитей в петли, которые переплетаются между собой. (записать)

    Из истории вязания (Слайд 3)

    Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры. (обратиться к слайду)

    Известно, что первыми мастерами вязального ремесла были мужчины, а женщинам отводилась второстепенная роль помощниц: обработать волокно или шерсть, спрясть нить.

    В наши дни ручное вязание по-прежнему остается модным и популярным занятием, хотя это уже чисто женское творчество. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.

    Инструменты и материалы для вязания.

    а) Виды спиц (Слайд 4);

    Для ручного вязания используют специальный инструмент — спицы. Они бывают металлические (стальные, алюминиевые, латунные), деревянные, пластмассовые, костяные. Все спицы имеют определённый номер и предназначены для определённого вида работы.

    Спицы различают по номерам (толщине) от № 1 до № 10 и выше. Номер спицы — это ее диаметр в миллиметрах. (Запись в тетради)

    Спицы для вязания имеют разную форму: прямые длинные (с одним рабочим концом), прямые короткие (с двумя рабочими концами), круговые (соединенные леской или пластмассовой трубочкой).

    Учитель демонстрирует спицы, изготовленные из различных материалов, обращая внимание на их недостатки и преимущества.

    Сравнительная характеристика спиц и крючков для вязания

    Материал, из которого изготовлены спицы

    Преимущества Недостатки

    Сталь---Не пачкают пряжу; вязание легко скользит; прочные----Тяжелые

    Алюминий---Легкие---Пачкают светлую пряжу; легко деформируются

    Деревянные---Легкие---Цепляются за нитки

    При вязании необходимо учитывать материал, из которого изготовлены спицы. Так, пластмассовые спицы предпочтительнее использовать для вязания изделий из легкой пушистой пряжи (мохера), алюминиевые — для вязания изделий из темной пряжи.

    Учитель рассказывает об использовании спиц разной формы, демонстрируя спицы и образцы изделий.

    Определить номер спицы (если он не указан на самих спицах) можно, приложив ее к линейке или измерив диаметр сделанного спицей отверстия в бумаге. (Учитель демонстрирует описанные приемы).

    На (Слайде 5) демонстрируются изделия, связанные спицами.

    б) Виды крючков (Слайд 6)

    Для ручного вязания используют крючок.

    Они изготовляются из таких же материалов, как и спицы. Бывают комбинированные (то есть ручка крючка выполнена из пластмассы или дерева, а сам крючок металлический)

    Все крючки также имеют определённый номер и предназначены для определённого вида работы.

    Запись в тетради (материалы и нумерация крючков)

    Учитель демонстрирует крючки, изготовленные из различных материалов,

    На (Слайде 7) демонстрируются изделия, связанные крючком.

    Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Условные знаки вязания созвучны с нотами у музыканта, с цифрами у математика, с формулами у химика и т.д. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать. А словесное описание не дает такой четкой картины.

    В каждой схеме выделен определённый участок рисунка, который повторяется определённое количество раз. Такой участок называется раппорт узора.

    Раппорт узора – это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка. (записать)

    У вас имеются карточки на которых можно рассмотреть условные обозначения и которые понадобятся для следующей работы.

    в) Материалы для вязания (Слайд 9)

    Материалом для вязания в основном служит пряжа: шерстяная, полушерстяная (с акриловым волокном и т. д.) и синтетическая, реже — хлопчатобумажная, шелковая. Ассортимент пряжи значительно расширяется при добавлении фасонной пряжи, люрекса, металлизированных нитей, присоединении ниток нескольких цветов (меланж) и т. д.

    Далее учитель демонстрирует различные виды пряжи и ниток для вязания.

    Физкультминутка. (Слайд 10)

    V Самостоятельная работа.

    Делимся на 3 группы:

    (Слайды 11,12,13)

    Первое задание: каждая группа получает конверт в котором находятся образцы вязанных узоров и схем. Вы должны правильно подобрать соответствие.

    Второе задание: для каждой группы выдаётся набор из спиц и крючков. Вы должны подобрать для данных инструментов соответствующую пряжу или нить.

    Третье задание: а) Каждой группе выдаётся журнал вязание с определённой моделью. Задача: подобрать инструменты и материалы для данного изделия. б) Подобрать материалы для комбинации цветовой гаммы.

    Закрепление материала (Слайд 15)

    1. Какие виды вязания мы сегодня разобрали?

    2. Когда зародилось вязание?

    3. Для чего нужны схемы вязания?

    4. Как правильно подобрать размер крючка и толщину нити?

    5. Как правильно подобрать размер спиц и пряжи?

    6. Что произойдет, если спицы подобраны неправильно – толще или тоньше, чем того требует пряжа?

    Заключительное слово учителя.

    Правильно подобранные спицы и нитки — первый шаг к качественному выполнению вязаного изделия. Следует помнить, что внешний вид изделия во многом зависит от правильно подобранного материала и от плотности вязания. Оно должно быть таким, чтобы изделие было эластичным, не рыхлым, держало форму.

    Читайте также: