Язык и речь конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Образовательная: совершенствовать знания детей о типах речи, определять тему и главную мысль текста, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к языку.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока русского языка

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

- Запишите число, классная работа.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к повторению, пройденного материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

1. Проверка домашнего задания.

Прочитать текст, назвать тему, основная мысль, придумать заголовок, выделить абзацы, средства связи.

- Обратите внимание на слова, на что они вас наталкивают?

Подведение к озвучиванию темы урока.

Один ученик у доски.

- Урок развития речи.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

2. Постановка учебной задачи.

- Какие из перечисленных понятий мы с вами повторили?

- Что такое текст?

- Основная мысль -.это…

- Заголовок может выражать… или…

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект вводного урока в 6 классе.docx

Конспект вводного урока в 6 классе

Конспект урока разработала:

Степанова Элада Георгиевна, учитель МБОУ

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.

Метапредметные:

регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;

личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Тип урока : традиционный

Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.

Чтение стихотворения учителем.

Знания – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.

- Для чего нужны знания?

(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)

- Почему важно изучать язык?

(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!

- Язык помогает нам общаться друг с другом!)

- Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.

Мотивация учебной деятельности.

- Почему важно изучать язык?

(Язык служит средством общения людей)

- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.

- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?

- А сколько языков в нашем регионе?

- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?

- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.

1. Чтение текста учителем (текст на слайде).

Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.

Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.

Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).

- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?

- Давайте зададим вопросы к тексту.

(- Какие разновидности русского языка существуют?

- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)

- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.

III .Актуализация знаний.

1. Формулирование темы

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(О разновидностях русского языка)

2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.

- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?

3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.

4. Работа со схемой в учебнике.

Упражнение 1(стр. 8).

- Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?

- Сколько таких разновидностей они нам показали?

( Вариант: проецирование схемы на доску).

- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?

( Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык ).

-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?

-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности .

(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).

- Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?

- А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.

(Литературный язык )

5. Работа с учебником.

- Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?

(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)

IV . Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.

Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.

- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?

(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)

- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.

- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)

- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)

- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).

3. Работа с текстом в учебнике.

- Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?

(Язык и речь)

Обратимся к упражнению 6.

- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь . С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?

(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).

3. Лексическая работа после текста .

- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи . (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).

Функции языка и речи.

Язык как средство общения между людьми.

Язык используется как средство мышления в форме слов.

Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).

Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.

Речь присуща конкретному человеку.

Речь - это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго

Речь экспрессивна и эмоционально окрашена.

- А с чем бы вы сравнили язык и речь?

(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).

- Подберите глаголы к слову язык.

(Владеть, использовать, изучать, понимать).

- Подберите прилагательные к слову речь.

- (Образная, выразительная, правильная).

Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)

V .Домашнее задание (дифференцированное).

1. Упражнение 5 (базовый уровень). Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:

2. Найдите отрывки из художественных литературных произведений, в которых автор использует нелитературную речь (диалектизмы). (Повышенный уровень).

VI . Оценочно-рефлексивный этап

Подведение итогов. Заполнить текст с пропусками.

Знакомство с темой урока помогло мне понять, что ____________.

Неуместное использование таких слов, как ________________________, делает нашу речь ______________. Поэтому мы должны стараться использовать в своей речи ______________.


Формировать представление об речевом этикете; познакомить с чертами русского речевого этикета; выявить свойства формального и неформального общения; закрепить знания об этикетных формулах комплимента, благодарности, приветствия, прощания.

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие речевой этикет, этикетные формулы благодарности, приветствия, сочувствия, комплимента; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, определять тему текста, вести диалог, инсценировать.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод;индивидуальная, фронтальная, парная

Постановка учебной задачи

Оборудование

Русский родной язык. 6 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [О. М. Александрова и др]. - М.: Просвещение, 2019. - 144 с., раздаточный материал

Основные понятия:

Речевой этикет, этикетные формулы, общение, комплимент, речевые формулы, прощание, приветствие, благодарность

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(Универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

Мотивация (самоопределение ) к

учебной деятельности

Эмоциональная,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Кого можно назвать воспитанным человеком? Какими чертами характера обладает воспитанный человек? Чем отличается культурный человек от некультурного? Много раз наблюдая за сверстниками, взрослыми, вы отмечали: одного человека приятно слушать, с ним или с ней приятно говорить. Это искусный собеседник, умеющий поддержать в трудную минуту, поблагодарить, сказать комплимент. Прочитайте пословицы. (заранее напечатанные листы с пословицами лежат на партах учащихся.) Поясните их смысл. Вспомните другие пословицы о роли доброго слова.

Ласково слово, что вешний день.

Доброе слово и кошке приятно.

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Благодарность — память сердца.

Ласковое слово слаще мёда.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, поясняют смысл пословиц. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения,совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в парах. Дидактическое задание.

- Какие варианты приветствия и прощания вы знаете? Какие из них уместно употреблять в официальной обстановке, а какие в неофициальной?

Работа в парах над предложениями из упражнения 136 (с.95)

Дидактическое задание. Оцените варианты приветствия и прощания из упражнения. Какие из них свойственны неформальному, а какие официальному общению? Какие уместны в любой ситуации?

Работают над заданием, отвечают на вопросы, оценивают

Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Наблюдение (с.95 - 96 учебника), запись в тетрадь определения речевой этикет.

Основа сдержанной манеры общения - умеренная громкость речи. Громкость речи должна быть средней, а при общении с одним собеседником или при разговоре в небольшой тесной группе она может быть даже несколько ниже средней. Темп речи тоже должен быть средним или чуть-чуть замедленным, для лучшего понимания. Необходимо помнить, что чем старше люди, тем хуже они понимают быструю речь, и надо говорить с ними, используя замедленный темп речи. Вообще, этикетен скорее медленный темп речи, чем быстрый. Интенсивность артикуляции также должна быть средней, очень интенсивная артикуляция – удвоение согласных, растягивание гласных выглядит некрасиво, неуважительно. Эмоциональность речи должна быть тоже умеренной. Сухая, неэмоциональная манера общения неэтикетна, вызывает неприятие окружающих; вместе с тем слишком эмоциональная манера общения тоже находится уже за пределами речевого этикета.

- Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? Какова цель урока?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Читают текст, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, составляют тезисный план

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают, составляют план, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации, листы обратной связи

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- К каким выводам о речевом этикете привели вас выполненные упражнения?

Назовите черты русского речевого этикета.

Первый вариант.

-Распределите по ячейкам таблицы формулы речевого этикета (с.96-97 учебника, упражнение 138).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный;

- составление выступления по теме урока.

Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С. Ожегова, словарь синонимов, презентация

Вступительное слово учителя.

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

(Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

Противоречит тому, что вы думали, что знаете.

То, что не понятно и вызывает вопросы.

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Л. Г. Антонова

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

начало разговора (приветствие/знакомство)

заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Формулы приветствия.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Моё почтение!

Здравия желаю!

Формулы прощания.

При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Формулы просьбы-приглашения.

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.

Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

Ведение спора, дискуссии.

5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.

6.Составьте синквейн по теме урока.

Итак, давайте подведём итоги урока:

- Понятна ли была тема урока?

- Что нового вы узнали?

- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание (на выбор):

1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.

2.Составьте кроссворд по теме урока.

3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.

4.Подберите пословицы по теме нашего урока.

- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Л. Г. Антонова

Формулы приветствия.

Формулы прощания.

"До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

Формулы просьбы-приглашения.

Пожалуйста, бульте любезны, будьте добры…

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

Ведение спора, дискуссии.

Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Читайте также: