Язык и речь конспект урока 6 класс
Обновлено: 06.07.2024
Образовательная: совершенствовать знания детей о типах речи, определять тему и главную мысль текста, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к языку.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Технологическая карта урока русского языка
Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
- Запишите число, классная работа.
Организация учащихся, включение в деловой ритм.
Подготовка к повторению, пройденного материала.
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
1. Проверка домашнего задания.
Прочитать текст, назвать тему, основная мысль, придумать заголовок, выделить абзацы, средства связи.
- Обратите внимание на слова, на что они вас наталкивают?
Подведение к озвучиванию темы урока.
Один ученик у доски.
- Урок развития речи.
Коммуникативные УУД: сотрудничество.
2. Постановка учебной задачи.
- Какие из перечисленных понятий мы с вами повторили?
- Что такое текст?
- Основная мысль -.это…
- Заголовок может выражать… или…
У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект вводного урока в 6 классе.docx
Конспект вводного урока в 6 классе
Конспект урока разработала:
Степанова Элада Георгиевна, учитель МБОУ
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.
Метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока : традиционный
Приветственное слово учителя
- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.
Чтение стихотворения учителем.
Знания – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.
- Для чего нужны знания?
(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)
- Почему важно изучать язык?
(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!
- Язык помогает нам общаться друг с другом!)
- Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.
Мотивация учебной деятельности.
- Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
- А сколько языков в нашем регионе?
- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
1. Чтение текста учителем (текст на слайде).
Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
- Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III .Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.
4. Работа со схемой в учебнике.
Упражнение 1(стр. 8).
- Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?
- Сколько таких разновидностей они нам показали?
( Вариант: проецирование схемы на доску).
- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
( Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык ).
-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?
-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности .
(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).
- Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?
- А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.
(Литературный язык )
5. Работа с учебником.
- Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?
(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)
IV . Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.
Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)
- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)
- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3. Работа с текстом в учебнике.
- Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению 6.
- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь . С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).
3. Лексическая работа после текста .
- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи . (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).
Функции языка и речи.
Язык как средство общения между людьми.
Язык используется как средство мышления в форме слов.
Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.
Речь присуща конкретному человеку.
Речь - это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго
Речь экспрессивна и эмоционально окрашена.
- А с чем бы вы сравнили язык и речь?
(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).
- Подберите глаголы к слову язык.
(Владеть, использовать, изучать, понимать).
- Подберите прилагательные к слову речь.
- (Образная, выразительная, правильная).
Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)
V .Домашнее задание (дифференцированное).
1. Упражнение 5 (базовый уровень). Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:
2. Найдите отрывки из художественных литературных произведений, в которых автор использует нелитературную речь (диалектизмы). (Повышенный уровень).
VI . Оценочно-рефлексивный этап
Подведение итогов. Заполнить текст с пропусками.
Знакомство с темой урока помогло мне понять, что ____________.
Неуместное использование таких слов, как ________________________, делает нашу речь ______________. Поэтому мы должны стараться использовать в своей речи ______________.
Формировать представление об речевом этикете; познакомить с чертами русского речевого этикета; выявить свойства формального и неформального общения; закрепить знания об этикетных формулах комплимента, благодарности, приветствия, прощания.
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать понятие речевой этикет, этикетные формулы благодарности, приветствия, сочувствия, комплимента; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, определять тему текста, вести диалог, инсценировать.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.)
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод;индивидуальная, фронтальная, парная
Постановка учебной задачи
Оборудование
Русский родной язык. 6 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [О. М. Александрова и др]. - М.: Просвещение, 2019. - 144 с., раздаточный материал
Основные понятия:
Речевой этикет, этикетные формулы, общение, комплимент, речевые формулы, прощание, приветствие, благодарность
Организационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения
(Универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
Мотивация (самоопределение ) к
учебной деятельности
Эмоциональная,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
- Кого можно назвать воспитанным человеком? Какими чертами характера обладает воспитанный человек? Чем отличается культурный человек от некультурного? Много раз наблюдая за сверстниками, взрослыми, вы отмечали: одного человека приятно слушать, с ним или с ней приятно говорить. Это искусный собеседник, умеющий поддержать в трудную минуту, поблагодарить, сказать комплимент. Прочитайте пословицы. (заранее напечатанные листы с пословицами лежат на партах учащихся.) Поясните их смысл. Вспомните другие пословицы о роли доброго слова.
Ласково слово, что вешний день.
Доброе слово и кошке приятно.
От учтивых слов язык не отсохнет.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Где слова привета, там улыбка для ответа.
Благодарность — память сердца.
Ласковое слово слаще мёда.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, поясняют смысл пословиц. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения,совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия
2.Актуализация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в парах. Дидактическое задание.
- Какие варианты приветствия и прощания вы знаете? Какие из них уместно употреблять в официальной обстановке, а какие в неофициальной?
Работа в парах над предложениями из упражнения 136 (с.95)
Дидактическое задание. Оцените варианты приветствия и прощания из упражнения. Какие из них свойственны неформальному, а какие официальному общению? Какие уместны в любой ситуации?
Работают над заданием, отвечают на вопросы, оценивают
Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
Наблюдение (с.95 - 96 учебника), запись в тетрадь определения речевой этикет.
Основа сдержанной манеры общения - умеренная громкость речи. Громкость речи должна быть средней, а при общении с одним собеседником или при разговоре в небольшой тесной группе она может быть даже несколько ниже средней. Темп речи тоже должен быть средним или чуть-чуть замедленным, для лучшего понимания. Необходимо помнить, что чем старше люди, тем хуже они понимают быструю речь, и надо говорить с ними, используя замедленный темп речи. Вообще, этикетен скорее медленный темп речи, чем быстрый. Интенсивность артикуляции также должна быть средней, очень интенсивная артикуляция – удвоение согласных, растягивание гласных выглядит некрасиво, неуважительно. Эмоциональность речи должна быть тоже умеренной. Сухая, неэмоциональная манера общения неэтикетна, вызывает неприятие окружающих; вместе с тем слишком эмоциональная манера общения тоже находится уже за пределами речевого этикета.
- Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? Какова цель урока?
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
Читают текст, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, составляют тезисный план
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: читают, составляют план, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Вопросы для уточнения информации, листы обратной связи
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- К каким выводам о речевом этикете привели вас выполненные упражнения?
Назовите черты русского речевого этикета.
Первый вариант.
-Распределите по ячейкам таблицы формулы речевого этикета (с.96-97 учебника, упражнение 138).
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.
ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный;
- составление выступления по теме урока.
Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С. Ожегова, словарь синонимов, презентация
Вступительное слово учителя.
К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.
Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.
Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?
(Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).
Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.
Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
- Что же это такое - речевой этикет?
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:
Противоречит тому, что вы думали, что знаете.
То, что не понятно и вызывает вопросы.
Речь и этикет.
Верно сказанное слово – половина дела.
Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.
Давайте разберемся во всем по порядку.
Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.
У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:
1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
Л. Г. Антонова
- Скажите, какую новую информацию вы получили?
- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?
- Какие вопросы возникли?
-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?
Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
начало разговора (приветствие/знакомство)
заключительная часть разговора.
Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.
Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.
Формулы приветствия.
Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.
А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.
Формы приветствия в речевом этикете.
Форма приветствия
Здравствуйте!
Указание на время встречи
Добрый день!
Моё почтение!
Здравия желаю!
Формулы прощания.
При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".
Формулы благодарности.
Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.
Формулы просьбы-приглашения.
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.
Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:
Формулы вежливого отказа.
Комплименты.
Ведение спора, дискуссии.
5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.
I. – Как дела? – спросил я.
Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:
– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.
II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.
– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.
(В. Богомолов)
Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.
6.Составьте синквейн по теме урока.
Итак, давайте подведём итоги урока:
- Понятна ли была тема урока?
- Что нового вы узнали?
- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание (на выбор):
1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.
2.Составьте кроссворд по теме урока.
3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.
4.Подберите пословицы по теме нашего урока.
- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке
Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Речь и этикет.
Верно сказанное слово – половина дела.
Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.
Давайте разберемся во всем по порядку.
Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.
У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:
1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
Л. Г. Антонова
Формулы приветствия.
Формулы прощания.
"До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".
Формулы благодарности.
большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Формулы просьбы-приглашения.
Пожалуйста, бульте любезны, будьте добры…
Формулы вежливого отказа.
Комплименты.
Ведение спора, дискуссии.
Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.
Читайте также: