Конспект урока деепричастный оборот 6 класс разумовская

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №31

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Составитель:

Арутюнян Лилит Кароевна, учитель русского языка и литературы

познакомить детей с понятием деепричастного оборота;

развивать орфографическую зоркость для отличия деепричастного оборота от причастного;

воспитывать интерес к изучаемой теме.

Тип урока: урок изучение нового материала

Форма занятия: комбинированная

Методы и приёмы: индуктивный метод подачи материала, метод упражнения.

I . Орг. момент (2 минуты):

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Прошу вас открыть свои тетради и записать сегодняшнюю дату, классная работа.

II . Актуализация знаний (7 минут):

Учитель: Прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, какую тему мы с вами рассматривали на предыдущем уроке?

Учащиеся: Деепричастие как часть речи.

Учитель: Сейчас я предлагаю поучаствовать в викторине и заодно выясним, насколько хорошо вы освоили материал прошлого урока.

1. Какая часть речи называется деепричастием?

2. На какие вопросы отвечают деепричастия?

Ответ: Что делая? Что сделав? Как?и др.

3. Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

Ответ: В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

4. Какие признаки у глаголов имеет деепричастие?

Ответ: Деепричастие образуется от глагола, и сохраняет некоторые его грамматические признаки:

вид (несовершенный или совершенный) сыграв, играя ;

возвратность (возвратное или невозвратное) – признаваясь, признавая ;

способность иметь при себе зависимое имя существительное, или наречие, то есть образовать словосочетания – читая книгу, признаваясь честно.

5. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия от глаголов?

6. Какими признаками наречия обладает деепричастие?

Ответ: Деепричастие имеет не только признаки глагола, но и наречия:

зависимость от глагола-сказуемого: говорит, улыбаясь ;

в предложении является сказуемым .

7. Имеет ли деепричастие окончания?

Ответ: не имеют, так как деепричастие – неизменяемая форма глагола.

III . Объяснение нового материала (8 минут):

Учитель: Итак, мы закрепили знанию по деепричастию. Сейчас я попрошу вас посмотреть на доску, на которой записано предложение. Вам нужно будет прочитать его, вставить пропущенные буквы и выделить грамматическую основу.

Д..брота зар..ждает?ся в детств.. и ж..вёт в душе ч..ловека

Д о брота зар о ждае тся в детств е и ж и вёт в душе ч е ловека

Учащиеся: Грамматическая основа – доброта зарождается и живёт.

Учитель : Какое это предложение?

Учащиеся: Простое предложение с однородными сказуемыми.

Учащиеся: Зарождаясь.

Учитель: Какое у нас предложение получилось?

Учащиеся: Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе человека .

Учитель: Запишите это предложение и найдите в нём словосочетание с главным словом деепричастием.

Учащиеся : Зарождаясь в детстве.

Учитель: А теперь составьте схему этого предложения.

Учащиеся : ( ______, [_._._._], _____ _._._. _ _ _ _)

Учитель : Зарождаясь в детстве – это и есть деепричастный оборот. Давайте попытаемся дать определение этому термину.

Учащиеся : Деепричастный оборот – деепричастие с зависимым словом.

Учитель: Именно этой теме посвящён наш сегодняшний урок.

Учащиеся записывают тему урока.

Учитель: Ребята, обратите внимание на тему, записанную на доске, и скажите, какие цели мы ставим на сегодняшнем уроке?

Учащиеся : Сегодня на уроке мы должны не только познакомиться с понятием деепричастного оборота, но и научиться находить его в предложении и обособлять.

Учитель: Более подробно о деепричастных оборотах мы узнаем из учебника под редакцией М.М. Разумовской на странице 207.

Учитель просит одного из учащихся прочитать правило вслух. Остальные ученики слушают.

Опрос по теории:

Учитель: Чем является в предложении деепричастный оборот?

Учащиеся: Обстоятельством.

Учитель: Как выделяются деепричастные обороты на письме?

Учащиеся: Деепричастные обороты всегда на письме выделяются запятыми.

Учитель: Приведите примеры:

Учащиеся: Скользя по утреннему снегу , друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня .

Учитель: Где здесь деепричастный оборот?

Учащиеся: скользя по утреннему снегу .

Учитель : Как выделяются на письме деепричастия?

Учащиеся : Также как и деепричастные обороты выделяются запятыми.

Учитель: Приведите примеры.

Учащиеся: Она скользила меж коней, смеясь .

Учитель: Где здесь деепричастие?

Учащиеся: Смеясь .

IV . Закрепление полученных знаний (18 минут):

Учитель: Чтобы научиться определять деепричастные обороты в тексте, мы с вами выполним упражнение 506 на странице 208.

Упражнение 506. Спишите, подчёркивая грамматические основы предложений и обстоятельств. Чем выражены эти обстоятельства?

Образец: Робко, [свечу потушив], подхожу я к окну.

Грамматическая основа – я подхожу; обстоятельство – робко (нареч), свечу потушив (дееприч. оборот)

2. Зима, смеясь ( обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием ), от счастья плачет, [весны качая колыбель] ( обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом) .

3. Конями, крытыми ковром, в санях он, стоя (обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием), правит, и гонит всех, и давит.

4. [Измучив доброго коня] ( обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ), на бранный пир к закату дня (обстоятельство) спешил жених нетерпеливый.

5. [Держа кувшин над головой] ( обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ), грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой (наречие, выраженное обстоятельством) она скользила меж камней, [смеясь неловкости своей] ( обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ).

6. Иван Евдокимович был тронут и, уходя (обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием), обнял меня.

Учитель: Итак, мы справились с данным заданием. Ребята, чему научились, выполняя это упражнение?

Учащиеся: Выполняя упражнение 506, мы определили не только грамматические основы, но и выяснили, как обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме + их синтаксическую роль.

Учитель: Перед тем как перейти к выполнению следующего задания, предлагаю провести небольшую физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка ,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем правописание деепричастных оборотов?

Учащиеся: Изучение правописания деепричастных оборотов помогает нам не только обогатить речь, но и грамотно объяснить расстановку знаков препинаний на письме.

Учитель: Именно поэтому мы с вами переходим к выполнению упражнения 507.

Упражнение 507. Выпишите из текста глаголы с зависимыми от них деепричастиями и деепричастными оборотами. Деепричастия разберите по составу. Объясните расстановку знаков препинаний в тексте.

А вот и лес! - И гул идет
Под стук колес в лесу зеленом;
Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас поклоном.

От паровоза белый дым,

Как хлопья ваты, расползаясь,

Плывёт, цепляется по ним,

К земле беспомощно склоняясь.

Опять привольные поля

Проходят мимо нас кругами,

И хутора, и тополя

Плывут, скрываясь за полями.

Шум-я встречает; плывёт, рас-полз-а-я-сь; плывёт, к земле беспомощно с-клон-я-я-сь; плывут, с-крыв-а-я-сь за полями.

Учитель: Чему мы научились, выполняя упражнение 507

Учащиеся: Выполняя упражнение 507, мы научились отличать одиночные деепричастия от деепричастных оборотов.

V . Подведение итогов (3 минуты):

Учитель: Какую тему мы с вами рассмотрели на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Сегодня на уроке мы рассмотрели деепричастный оборот.

Учитель: Что мы нового узнали об этой теме?

Учащиеся : Мы узнали, что деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, всегда выделяется на письме запятыми. В предложении является обстоятельством. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие.

VI . Домашнее задание:

§ 44, упражнения 509

По окончании урока учитель комментирует оценки за работу на уроке.

Упражнение 509. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Выделите деепричастные обороты .

Ис-пуг-а- нн- ые кони ск а кали ,[пр и- ж-а-в уши], храпя, [к о с-я-сь на р а скаты грозы], об-г о н-я-вш-ие коляску то справа, то слева. Я стоял в степи, [подн-я-в голову], и слушал песню, ра с-с ып-а-вш-ую-ся с неба золотым дождём. Там липы в несколько обхватов спр а вляют в сумр а ке а лл ей, [в е ршины друг от друга с-прят-а-в], свой двухсотлетний юб и лей. [Как дымкой даль полей з а- кр-ы-в на пол часа], прошёл вн е запно дождь к о сыми пол о сами – и снова гл у боко с и неют н е беса над о-св е ж-ё нн- ыми лесами.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Значит чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

- Отвечают на вопрос

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтоб настроиться на плодотворную работу, давайте прочитаем с вами вслух слова, которые станут девизом нашего урока

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Цель: “подвести” учащихся к новому знанию, организовать учебный диалог.

На доске записано предложение, выделите грамматическую основу.

Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе челове ка.

Найдите подлежащее и сказуемое

Назовите словосочетание с главным словом деепричастием.

( Зарождаясь в детстве )

– Как называется данная синтаксическая конструкция?

- Итак, назовите тему урока (Деепричастный оборот)

Запишите тему урока.

- Какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?

- Читают вслух девиз

Ведут диалог с учителем

- Называют и записывают тему урока

- Ставят цель урока

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний

- Давайте вспомним, от какой части речи образуются деепричастия и при помощи чего?

2. Образуйте от данных глаголов деепричастия

- Вспомним, что такое деепричастие

- Отвечают на вопросы

- Составляют словосочетания, читают

- Отвечают на вопросы учителя

- По одному ученику выходят к доске

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Ученикам предлагается хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие:

Морозный ветер, вдумываясь в слова , окутывая инеем воздух, весёлый праздник, щедрый покупатель, прекраснейшее утро, придумывая задание, запорошенные снегом, прислушиваться к шуму , призрачный свет, давящая тишина, забрасывая дороги землей, пушистый ковёр, уснувший лес, продумывать ответ.

Личностные - забота о здоровье

4) Постановка проблемы, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Спишите текст, образуйте от указанных глаголов деепричастия и укажите их вид. Сделайте вывод о том, какие части речи могут писаться как деепричастия и как их отличить от деепричастий.

1. По саду, на левую лапку (хромать),
Гуляла тихонько собачка хромая.

2. Смотрел я, голову (задрать),
Как улыбается жираф.

3. Маленький лебедь растет (хорошеть):
Сильные крылья и стройная шея.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.

Лингвистическая разминка

Зависевший (прич.), умывшись, подействовав, играя.

Наколдовав, разделившись, углубляясь (несов. в.), надавив.

  1. Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
  2. Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
  3. Назовите наречные признаки деепричастия.
  4. Какова синтаксическая роль деепричастия?

IV. Объяснение нового материала.

Причастный оборот

Пролетевший над садами ветерок зашумел жёлтыми листочками деревьев.

– Что называют причастным оборотом?

Деепричастный оборот

Пролетая над садами, ветерок зашумел жёлтыми листочками деревьев.

– А что называют деепричастным оборотом?

Причастный оборот

Причастие + зависимое слово

относится к существительному

Деепричастный оборот

Деепричастие + зависимые слова

относится к глаголу

Синтаксический разбор предложения.

Лётчик, пролетая над городом, покачал крыльями.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения – обстоятельством.

На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

Кончив плясать, бабушка села к самовару.

Бабушка, кончив плясать, села к самовару.

Бабушка села к самовару, кончив плясать.

Мать, недоумевая, улыбалась.

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного на уроке.

Тренировочные упражнения.

1) Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот).

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Работа по учебнику

1.Работа по развитию речи (упр.189)

3) Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

3) Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4) Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

VI. Итог урока.

Что такое деепричастный оборот?

Как ставятся знаки препинания при деепричастном обороте?

Домашнее задание. §29, упр. 184, 187.

Тип урока: изучение нового.

1.Познакомить учащихся с деепричастным оборотом;

2. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.

Лингвистическая разминка

Зависевший (прич.), умывшись, подействовав, играя.

Наколдовав, разделившись, углубляясь (несов. в.), надавив.

Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.

Какие глагольные признаки имеет деепричастие?

Назовите наречные признаки деепричастия.

Какова синтаксическая роль деепричастия?

IV. Объяснение нового материала.

Причастный оборот

Пролетевший над садами ветерок зашумел жёлтыми листочками деревьев.

– Что называют причастным оборотом?

Деепричастный оборот

Пролетая над садами, ветерок зашумел жёлтыми листочками деревьев.

– А что называют деепричастным оборотом?

Причастный оборот

Причастие + зависимое слово

относится к существительному

Деепричастный оборот

Деепричастие + зависимые слова

относится к глаголу

Синтаксический разбор предложения.

Лётчик, пролетая над городом, покачал крыльями.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения – обстоятельством.

На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

Кончив плясать, бабушка села к самовару.

Бабушка, кончив плясать, села к самовару.

Бабушка села к самовару, кончив плясать.

Мать, недоумевая, улыбалась.

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного на уроке.

Тренировочные упражнения.

1) Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот).

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Работа по учебнику

1.Работа по развитию речи (упр.189)

3) Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

3) Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4) Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Тема урока: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2. УМК: программа, учебник (автор, год издания) УМК под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 335, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл.

4. Тип урока: урок закрепления (урок - рефлексия)

5. Форма проведения урока: урок - практикум

6. Цели урока:

Деятельностная цель: развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативную компетенцию учащихся;

Содержательная цель: повторить сведения о деепричастном обороте; совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД: самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать; работать по плану, сверяя свои действия с целью; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; находить ответы на поставленные вопросы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД: правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения; умение слушать точку зрения другого; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература (фрагменты текста взяты из прозаических художественных произведений русских писателей), в русском языке связь синтаксиса, морфологии, лексики, морфемики, словоообразования.

10. Оформление доски:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Двадцать восьмое февраля.

Классная работа.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Записывают число, классная работа, название темы и эпиграф в тетради.

Этап урока, хронометраж этапа

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

I.Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

(5 мин.)

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

Читайте также: