Конспект занятия с элементами триз в гостях у сказки

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию с элементами ТРИЗ

(для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

МБОУ «Начальная школа –

Воспитатель: Шагова Т.А.

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области:
речевое развитие, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Ход.

1. Организационный момент.

Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле - ориентир (цветок).

Воспитатель: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею

Воспитатель: Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались.

Воспитатель: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

Воспитатель: Посмотрите, что он сделал?

Дети: Он перепутал все сказки.

Воспитатель: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Воспитатель: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Дети встают друг за другом и идут за воспитателем

Гимнастика для глаз

Воспитатель: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.


Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали в лесу, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

Воспитатель: Какая это линия?
Воспитатель показывает волнистую линию на доске
Дети: Это волнистая линия.
Воспитатель: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Дети: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
Воспитатель: Перечислите героев сказок с таким характером.
Дети: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
Воспитатель: Верно, а почему?
Дети: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией
На доске ломаная линия
Воспитатель: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Дети: Нет.
Воспитатель: На что похожа эта линия?
Дети: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
Воспитатель: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Дети: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча
Воспитатель: Верно, как зовут этого героя?
Дети: Его зовут Иван-Царевич.
Воспитатель: Какой линией можно его нарисовать?
Дети: Можно нарисовать прямой линией.
Воспитатель: Почему? Какой он по характеру?
Дети: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
Воспитатель: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Дети: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия
Воспитатель вывешивает Емелю и линию, изображающую дугу
Воспитатель: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Дети: Его зовут Емеля.
Воспитатель: Какой он по характеру?
Дети: Весёлый, озорной, смешной.
Воспитатель: Почему такой линией? На что она похожа?
Дети: Она похожа на улыбку.
Воспитатель: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Дети: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

Наш волшебник прислал вам угощение.
Воспитатель раздаёт конфеты.

Развивать интерес к устному народному творчеству через творческое рассказывание.

ВложениеРазмер
tsel.docx 18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической

цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет.

Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать

графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный,

весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый —

больной и другие.

6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по

предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать

очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Чтение и анализ авторских и народных сказок. Знакомство с символами (ТРИЗ)-

карточки поэтапного составления волшебной сказки. Рассматривание иллюстраций

структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о

сказках. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация сказок. Знакомство с

художниками — иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным,

Двухсторонний мольберт; указка; цветы – ориентиры; голоса сказочных героев;

музыкальная колонка; две физкультурные дуги и мостик.

Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле-

В: Мне так стало хорошо, как в сказке.

В: Ребята, а вы любите сказки? Почему?

В: «В мире много сказок Грустных и смешных,

Но прожить на свете Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди.

«Если сказку назовёшь,

В: Назовите свою любимую сказку.

В : Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.

мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и называйте.

Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка,

Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза,

Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Ребята, а теперь волшебник приготовил нам новое испытание. Нужно отгадать

загадку про сказку. (презентация загадок)

В: я предлагаю превратиться вам в репку.

-В огороде дедка репку посадил

-И водой из лейки репку он полил

-Расти, расти репка и сладка и крепка

-Большая – пребольшая, всем хватит угощения.

В: Молодцы! Но волшебник продолжает показывать фокусы.

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.

Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.

Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.

Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему

Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.

(Воспитатель снимает плакат с доски).

И героев всех нашли.

Нужно дальше нам идти.

(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам

найти своё место.

В: Волшебник спрятал героев.

В середине стола лежит блюдечко с яблочком, к кому яблочко прикатилось, тот и

В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.

В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

Гимнастика для глаз:

В: Ребята, вы наверное сильно устали , утратили энергию. Я предлагаю вам

и делать упражнения, которые я вам буду сейчас говорить.

Мы пришли в чудесный лес. -(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.-(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,-(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.-(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой и скорей бегом домой.

Дети вновь находят на стульчиках свои ориентиры и присаживаются.

В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам

портреты, но необычные, портреты — линии.

В: Какая это линия?

Д : Это волнистая линия.

В : Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой

Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

В : Перечислите героев сказок с таким характером.( Золушка, Белоснежка, Царевна

Лягушка, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Добрая фея,

Краснозорька, Ховрошечка, Сестрица-Алёнушка и т.д.)

(на доске вывешивает портрет Золушки рядом с волнистой линией).

(На доске ломаная линия.).

В: На что похожа эта линия?

Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

В: Каким характером обладают персонажи этой линии?

Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

В: Перечислите их (Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Соловей-

разбойник, Леший, Колдун).

(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)

(На доске вывешивается прямая линия)

В: Какие сказочные герои могут подойти к прямой линии? (Иван — крестьянский

сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей)

Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.

(На доске вывешивается линия дугой)

В: На что похожа эта линия (На улыбку)

В: Какие персонажи с таким характером вам известны? 9 Емеля, Буратино, Питер

В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. Я предлагаю нам всем заглянуть в

гости к гномику.

Ребята, кто сочиняет сказки? Хотите попробовать сами сочинить сказку?

В: А давайте мы с вами сочиним свою сказку.

(На мольберте- план-схема сказок.)

В : Всего пять шагов. Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней

должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные

герои и добро победить зло.

(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт

В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

Вам понравилось быть в гостях у сказок?

В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?

В: «Верить в сказку- это счастье, и тому, кто верит,

Дети читают стихи:

Для чего нужны нам сказки, что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег?

В сказке радость побеждает, сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают, начинают говорить.

В сказке всё бывает честно: и начало , и конец,

Смелый принц ведёт принцессу непременно под венец.

Белоснежка и русалка, старый карлик, добрый гном.

Покидать нам сказку жалко, как уютный милый дом.

Прочитайте сказку детям, научите их любить.

Может быть на этом свете станет легче людям жить!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия с элементами ТРИЗ на тему "Зимняя сказка"

Данный конспект представляет собой занятие, на котором дети под руководством педагога составляют свою собственную сказку.

В ходе НОД уточняются и обогащатся знания детей о русских народных и авторских сказках. Дети учатся узнавать сказочных героев, сочинять сказку, использовать выразительные средства и графическую .



Цель: Продолжать учить детей творческому рассказываниюс использованием технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.2. Учить .


Конспект занятия по развитию речи для старшей группы с использованием элементов ТРИЗ "В гости к сказкам"

С элеметами ТРИЗ.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки».


Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ.

Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет)

Написала и составила: Воспитатель подготовительной гр. Прокопчук Т. А.

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию

с использованием технологии ТРИЗ.

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

1. Развивать умение детей действовать согласованно.

2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

3. Развивать слуховое внимание и память.

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.

2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.

3. Развитие фиксации взора.

4. Развитие слухового восприятия.

5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области:

Ход НОД.

1. Вводно – организационный момент

Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок).

В: «В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди.

2. Мотивация на деятельность

В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.

«Если сказку назовёшь,

В: Назовите свою любимую сказку.

В : Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.

«Все цветочки покачались

Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

3. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.

Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.

Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.

Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.

(Воспитатель снимает плакат с доски).

В: «Все мы сказки разгадали

И героев всех нашли.

(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

В: «По тропинке мы пойдём

В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.

В: Волшебник спрятал героев.

«Если мы их разгадаем,

В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.

(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).

В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

4. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

«Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.

Слева сосны — справа ели,

(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей бегом домой.

В : Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.

Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?

В: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

5. Практическая работа

В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

В: Какая это линия?

(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)

Д : Это волнистая линия.

В : Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?

Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

В : Перечислите героев сказок с таким характером.

Д: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

В: Верно, а почему?

Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).

(На доске ломаная линия.)

В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?

В: На что похожа эта линия?

Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?

Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

В: Перечислите их.

Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)

В: Верно, как зовут этого героя?

Д: Его зовут Иван-Царевич.

В: Какой линией можно его нарисовать?

Д: Можно нарисовать прямой линией.

В: Почему? Какой он по характеру?

Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.

В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.

Д: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.

(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)

(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)

В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?

Д: Его зовут Емеля.

В: Какой он по характеру?

Д: Весёлый, озорной, смешной.

В: Почему такой линией? На что она похожа?

Д: Она похожа на улыбку.

В: Какие персонажи с таким характером вам известны?

Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.

В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

8. Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.

В: «Это, что за маскарад

И зверей, и птиц парад

Ничего не разберёшь,

Где тут белка, где тут ёж.

Приготовься и смотри

Сказочное животное на месте замри.

В гости сказки к нам пришли

Кто есть кто — определи.

Буратино и Кащей

И Мальвина и злодей.

Приготовься и смотри

Фигура из сказки на месте замри.

(Дети проходят на свои стулья.)

В: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.

«Будем кубиком играть,

(На мольберте- план-схема сказок.)

В : Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз — считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.

Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.

(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)

(Примерный вариант сказки : см. Приложение 1.)

6. Открытый выход из деятельности

В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

Вам понравилось быть в гостях у сказок?

В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?

(Дети отвечают.)

В: «Верить в сказку- это счастье,

И тому, кто верит,

Воспитатель раздаёт медали — сувениры.

Цель: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

  • Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
  • Учить узнавать сказочных героев.
  • Продолжать учить детей сочинять сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, используя выразительные средства.
  • Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Развивать умения действовать согласованно.
  • Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к УНТ, мказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Введение в тему.

- Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо:

Воспитатель: Правильно, это Сказочная Фея

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Сказочная Фея. (Выставляю на доску 1.)

Как вы думаете, каким образом она у нас появилась?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Фея прилетела, то на чём она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель. Так вот, Сказочная Фея говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма.( но доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает).

Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем.

Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!

2. Выполнение заданий

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам.

- Давайте вспомним, что такое сказки?

- Какие бывают сказки?

- Как появились сказки?

- Чем сказки отличаются от рассказов?

(Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо.)

«Если сказку назовёшь,

(Дети называют свою любимую сказку.)

Воспитатель:

В мире много сказок -
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки.

Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать.

Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу.

Воспитатель: Второе задание (из шкатулки)

Злой колдун перепутал сказки и нам нужно восстановить последовательность.

1. (Что вначале, что потом.)

Дети работают по подгруппам (на столах)

  1. две сказки( 4 человека).
  2. две сказки ( 4 человека).
  3. 2 человека.

Воспитатель: проверяю. Молодцы. Вспомнили сказки. Лучик возвращается к солнышку.

Воспитатель: Злодей спрятал героев.

Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим.

Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем.

Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу.

Это что за маскарад.

И зверей, и птиц парад.

Ничего не разберешь,

Где тут белка, где тут ёж.

Приготовься и смотри!

Сказочное животное на месте замри!

Воспитатель: Четвёртое задание (стоя возле воспитателя).

Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди.

  • Весёлый – грустный.
  • Добрый – злой.
  • Смелый – трусливый.
  • Старый – молодой.
  • Сильный – слабый.
  • Здоровый – больной.
  • Умный – глупый.
  • Вежливый – грубый.
  • Сытый – голодный.
  • Могучий – слабый.
  • Озорной – послушный.
  • Ленивый – трудолюбивый.
  • Щедрый – скупой.
  • Радостный – печальный.
  • Трусливый – храбрый.

Выполнили задание- лучик солнцу!

Воспитатель: Пятое задание

(На доске 2, тени убираю.)

Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы

  • Золушке - пластиковую карту (кредитную).
  • У Буратино нож (волшебная палочка).
  • Карлсону - шапку-невидимку.
  • Красной Шапочке - мобильный телефон.

Воспитатель: Молодцы, справились (лучик ставлю).

Воспитатель: последнее задание Шестое задание

(Чем звери похожи и отличаются) см. пособие.

Атрибуты: маски, домик.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место.

Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили играть!

Ветерком прохладным вея,

Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего?

Что понравилось больше?

Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые, задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей.

Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось).

Цель: продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи.
Речевое развитие:
- вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый; антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной и другие;
- продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет; использовать выразительные средства - описание;
- продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос;
- развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

Познавательное развитие:
- совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу;
- уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
- учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера;

Социально – коммуникативное развитие:
- продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности;
- формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка не перебивая;
- развивать умение детей действовать согласованно;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)

Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. (Царевна-лягушка)

Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал. (Емеля)

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

- Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

- Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

- Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
- Весёлый — грустный,
- добрый — злой,
- смелый — трусливый,
- старый — молодой,
- сильный — слабый,
- здоровый — больной,
- умный — глупый,
- вежливый — грубый,
- сытый — голодный,
- могучий — слабый,
- озорной — послушный,
- ленивый — трудолюбивый.

- Волшебник спрятал героев.
Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим.
- Называем тень, переворачиваем, смотрим, правильно ли угадали.
(Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч).
По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение.

- Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

Гимнастика для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.

- Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Сколько в доме этажей? Сосчитайте. Посмотрите на круг.
- Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.
- Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.
- Какая это линия? (Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
- Да, это волнистая линия.
- Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией? (Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым)
- Перечислите героев сказок с таким характером. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная).
- Верно, а почему? (Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные).

Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с ломаной линией.
- Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа? (Нет).
- На что похожа эта линия? (Она похожа на молнию, на колючки, на иголки).
- Герои, обладающие каким характером, могут быть изображены этой линией? (Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые).
- Перечислите их. (Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

Воспитатель вывешивает портрет Ивана – Царевича.
- Как зовут этого героя? (Его зовут Иван-Царевич).
- Какой линией можно его нарисовать? (Можно нарисовать прямой линией).
- Почему? Какой он по характеру? (Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый).
- Перечислите героев, которые обладают таким характером.
(Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей).
На доске рядом с портретом Ивана Царевича проводит прямую линию.

Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.
- Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут? (Его зовут Буратино).
- Какой он по характеру? (Весёлый, озорной, смешной).
- Почему он обозначен такой линией? На что она похожа? (Она похожа на улыбку).
- Какие персонажи с похожим характером вам известны? (Емеля, Питер Пен, Карлсон).

- Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кощей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

Воспитатель предлагает детям сочинить свою сказку.
Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять.
(На мольберте план - схема сказок)

- Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.

- Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

3. Заключительная часть. Итог.
- Вам понравилось быть в гостях у сказок?
- Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (Дети отвечают.)

- Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

Читайте также: