Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе бумага

Обновлено: 04.07.2024

Цель: развитие познавательной и исследовательской активности и расширение представлений детей о бумаге.

Задачи:

Обучающие: - познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изготовление бумаги в современном мире; - пополнить представления детей о свойствах разного материала (бумаги, песка, бересты); - закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе; - способствовать освоению детьми представлений о свойствах бумаги в процессе исследовательской деятельности.

Развивающие: - расширять и уточнять представления детей об истории появления бумаги, - развивать воображение, мышление, познавательную активность, связную речь воспитанников, обогащать словарный запас; творческую исследовательскую деятельность; - побуждать детей к размышлению, исследованию различных материалов; выполнения действий бумаги; - формировать у детей умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: - совершенствовать навыки работы в коллективе; - воспитывать позитивное отношение к сотрудничеству с взрослым и сверстниками; умение слушать друг друга; - воспитывать бережное отношение к бумаге.

Интеграция образовательных областей:

Предварительная работа:

- рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги;

- беседа с детьми, о том из чего делается бумага;

- изготовление поделок из бумаги.

Оборудование: мультимедийный проектор, подносы, песок, пластилин, вода, береста, бумага, деревянные палочки, ёмкости с водой и маслом, ватман, музыкальный центр.

Ход НОД

В. Эмоциональный настрой.

В.На минутку я превращусь в волшебницу и хочу показать вам волшебство. (Шуршит бумагой за спиной)

В. Что слышите?(Шуршит бумага).

В. Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Да, мы сегодня будем говорить о волшебной бумаге, узнаем много нового и интересного.

В. Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно? (Бумажными салфетками вытираем рот после еды. Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки …)

В. Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге?

И сейчас мы окажемся с вами в лаборатории. (Открываю ширму)

В. А кто работает в лаборатории? (Лаборанты, ученые, врачи, медики, проверяющие анализы по микроорганизмам и бактериям, химики, биологи, физики …)

В.Вот мы оказались в лаборатории.Давайте мы с вами тоже побудем учеными!

Какие предметы вам знакомы? (Показываю названный предмет).

В. Как вы думаете для чего здесь лежит палочка?

В. А как вы думаете на чем и чем писали в древние времена?(Камни, песок…)

В.А вы знаете, в нашей лаборатории есть кинозал. Я вам предлагаю пройти в кинозал и посмотреть небольшой фильм.

В.Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. А как вы думаете, много деревьев идёт на изготовление бумаги? (Да)

В. Что нужно сделать для того, чтобы сберечь деревья? (Нужно экономно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу, собирать использованную бумагу на переработку. Люди не будут вырубать деревья. Сохраним природу).

В.А как вы думаете, легко ли было писать на камнях? А сейчас на чем пишем? А где раньше всех изобрели бумагу?

В.Приглашаю вернуться вам в нашу лабораторию. Надеваем шапочки, бейджик. Посмотрите на свой бейджик и подойдите к тому столу, где изображена такая же картинка.Занимаем свои места. Прежде чем приступим к работе, вспомним правила поведения. (Нельзя громко разговаривать, нельзя мешать соседу, аккуратно работать с предметами).

В.Предлагаю провести несколько экспериментов с теми предметами, которые лежат у вас на столе.

В.Что у вас лежит на столе? (Вода, песок, глина, береста, бумага).

В. Возьмем песок. Сначала напишите или нарисуйте на песке. Скажите, вам изображение видно?

В.Представим, что мы понесли кому-то показать, пока несли, потрясем и подуем. Что получилось? (Исчезла надпись).

В. Почему так получилось? (Песок сыпучий, а значит, информация не сохранилась).

В. Продолжаем дальше. А сейчас попробуем написать на воде. Опускайте палочку в воду и что -то напишите. Что получилось? (Ничего).

В. Какой, ребята сделаем вывод?

Вода прозрачная, жидкая и невидимая. Информация не сохранилась.

В.А сейчас приступаем к следующему эксперименту.

В. Возьмем глину, нарисуем или поставим просто точки.

В. Проверим, возьмите глину и потрясите. Что-нибудь изменилось? Какой можно сделать вывод? (Информация полностью сохранилась).

В. Продолжаем работу.

Возьмем березовую кору. Ребята, а как по - другому можно назвать её? (Береста).

В. Возьмите палочки. Напишете или нарисуйте на ней. Что вы можете сказать?(Информация полностью сохранилась).

В. Ребята, что еще осталось на столе? (Бумага)

В. Возьмите карандаш и напишите что-нибудь. Что вы видите? (Сохранилась информация).

В. На каком предмете легко было писать? (Легче всего было писать на бумаге).

Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём.

Физкультминутка

Лист бумаги мы сжимаем,

И ладошки разминаем.

Мы стараемся, катаем,

Дружно в шарик превращаем.

Не дадим ему скучать

Будем мы им рисовать.

-бумага впитывает масло.

В. Молодцы, хорошо справились с заданием.

В. Из бумаги можно сделать разные интересные поделки. Давайте мы с вами этим займемся.

В. Какое у нас сейчас время года? (Зима)

В. Перед зимой что было? (Осень)

В. А вы помните какие листья были на деревьях осенью? (разноцветные)

В. Давайте мы сейчас с вами сделаем разноцветное осеннее дерево?

В. Возьмите каждый по одной салфетке, разверните и сомните. Обмакните в клей и приклейте к этому стволу, что бы получилось осеннее дерево.

В.Какие вы молодцы, ребята. Посмотрите какая красота у нас получилась.

В. Дети даже мятая бумага приносит человеку пользу и дарит миру красоту.

Вывод

В. Что нового вы сегодня узнали? О чем мы сегодня говорили?

В. На чем писали в древние времена?

В. Что мы делали в лаборатории? (Проводили эксперименты с песком, водой, глиной, берестой, бумагой)

В.На чем было легче всего вам писать?

В. Где информация не сохранилась? А где полностью сохранилась?

В.Где изготавливают бумагу? (на целлюлозно-бумажном комбинате).

В.С помощью какой бумаги мы сделали осеннее дерево? (салфетки)

В. Что вам больше всего понравилось выполнять?

В. Вам понравилось быть учеными? (Да)

В. Учеными быть очень интересно, для этого сначала надо закончить школу и институт, а пока мы еще с вами в детском саду. Поиграть в ученых мы с вами можем всегда.

В. Для вашей лаборатории я приготовила подарок набор бумаги разных видов. Потом вы её рассмотрите.

В.Спасибо дети, молодцы!

Интернет-ресурсы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. Уточнять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

2. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).

3. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, умение доводить начатое дело до конца.

4. Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

I . Вводная часть:

Воспитатель : Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече говорить здравствуйте.

По дорожке мы шагаем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.

Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят или перед собой

вправо влево.

Здравствуй, козлик! Прикладывают указательные пальцы к голове.

Здравствуй , стриж! Взмахивают кистями , как крыльями.

Здравствуй, заинька- малыш Приставляют ладони к голове делают ушки.

Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею.

Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед.

II . Основная часть:

1. Создание мотиваций воспитанникам.

Стук в дверь. Дети под дверью находят письмо.

Воспитатель: И так ребята поможем бумажной феи? (да)

Чтобы расколдовать замок нам надо провести опыты. А вот с какими предметами мы будем проводить опыты вы узнаете если отгадаете загадку:

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (бумага)

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Сегодня мы с вами будем проводить опыты с бумагой.

Воспитатель: У меня волшебный мешочек в нем бочонки с цифрами от 1 до 4. Эти цифры помогут нам выполнить все задания и расколдовать замок феи. (ребята по очереди вытаскивают цифры, к каждой цифры существует свое задание)

2. Практический метод: опыт.

Воспитатель: Ребята давайте достанем первый бочонок. Какая цифра на нем? (1). Давайте подойдем к столу с цифрой 1 . Что лежит на этом столе? (бумага). Возьмите каждый одну из бумаг, рассмотрите ее и назовите свойство этой бумаги и для чего она нам нужна. (салфетка, картон, альбомная, обои, фантик, туалетная бумага). После выполнения задания открывается одна часть замка.

Воспитатель: давайте достанем следующий бочонок. (Цифра 2) . Дети подходят к столу с цифрой 2.

Воспитатель: Ребята мы с вами расколдовали замок феи.

3). Активизация детей для снятия напряжения, утомления.

Динамическая пауза

Воспитатель: Мы с вами так много провели опытов. Давайте немного отдохнем.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания)

5). Практический метод: изготовление пригласительных билетов.

Воспитатель: Бумажная фея хочет провести в замке праздник и пригласить своих гостей. Но гостей так много что она сама не успевает сделать пригласительные билеты. Давайте мы с вами поможем сделать для феи пригласительные билеты на праздник. Фея прислала нам два образца пригласительных билетов. Рассмотрите их. Чем украшен пригласительный под номером 1, а чем украшен пригласительный под номером 2? Где расположен узор? Вам надо выбрать образец, который вам понравился и который вы будете делать. У меня на столе стоят тарелочки с номерами. Возьмите ту тарелочку с номером пригласительный который вам понравился.

Дети выбирают нужную тарелку и создают композицию Затем все пригласительные билеты ребята кладут в конверт, пишут адрес кому и от кого. Педагог говорит детям, что он отправит письмо.

Участники - дети старшей группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Образовательная область:

  • Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги, показать взаимосвязь природного и рукотворного миров.
  • Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества бумаги через проведение опытов.
  • Закрепить состав чисел 9 и 10.
  • Познакомить детей с новым бытовым прибором блендером и правилами обращения с ним.
  • Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.
  • Развивать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
  • Создать у детей радостное настроение.
  • Формировать умение работать индивидуально, в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
  • Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
  • Активизировать словарь: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, крахмал, растолочь, разорвать, миксер, экран, целлюлоза, пенька, вдоль, поперек и др.
  • Развивать мелкую моторику и креативность.
  • Формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: бумажные салфетки, туалетная бумага, старые газеты небольшой тазик, кувшин с водой, клей ПВА, крахмал, экран, марля или полотенце, миксер или блендер, поднос со значками из матовой и глянцевой бумаги, алгоритм изготовления бумаги, незаполненная карта успеха, алгоритмы изготовления бумаги, лупы, цветные карандаши или фломастеры, передники по количеству детей, головные беретики, губка 2 шт.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение занятий на темы “Как бумага в наш дом приходит”, беседа “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги.

Ход совместной деятельности

Педагог: Ребята, если вы отгадайте загадку, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Я бела, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Вы правильно отгадали загадку. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно, о бумаге.

Давайте с вами вспомним стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”. Представляется совместно выполненная работа по рисованию по стихотворению С. Михалкова “Лист бумаги”.

Простой бумаги свежий лист
Ты бел как мел. Не смят и чист
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Дети показывают совместно выполненную работу. Какой красивый рисунок вы нарисовали! Молодцы!

А для каких целей используется бумага?

Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир.

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру. (Слад № 3)

А как вы думаете, из чего делают бумагу?

Правильно, из древесины. А из чего еще можно изготовить бумагу?

Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка. (Слад № 4)

Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? (Слад № 5)

Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую, а теперь прозрачную (калька).

Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага. (Слайд № 6)

А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

Опыт “Вдоль и поперек” (Слайд № 7)

Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны. Вывод: порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина. Давайте посмотрим, как бумагу делают на производстве.

Игра “Найди предметы из бумаги” (дети стоят в кругу)

А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг (дети рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги) .

А хотите сами попробовать изготовить бумагу? Давайте для этого разомнем наши пальчики.

Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)
Их, как хочешь, поверни. (Вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (Ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы “бегают” по столу)
Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)

Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.

Для удобства работы мы с вами разделимся на две группы. В каждой группе вы выберете научного руководителя, который будет ответственным за изготовление бумаги, а остальные ребята – это научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?

Правильно: салфетки или туалетная бумага, тазик, вода, немного крахмала, клей, миксер или блендер, марля, лоток, губка.

Проверьте, все ли из названных предметов у вас есть.

Сегодня мы познакомимся с новым прибором, который поможет нам в работе. Кто знает, как он называется? (Бендер) Что он умеет делать? Правильно, он может измельчать вещества, продукты.

Перед вами схемы изготовления бумаги. (Слайд № 9) (Аналогичные алгоритмы лежат перед детьми, чтобы дети могли внимательнее рассмотреть алгоритмы изготовления бумаги). Внимательно рассмотрите их. Расскажите последовательность изготовления бумаги.. (Рассказы детей)

Как вы думаете, чтобы бумага получилась красивой, яркой, что можно сделать? Молодцы, вы правильно сказали, что в бумажную массу можно добавить сухие листики растений, конфетти, блески или добавить краски любого цвета. Вы сами выберете по своему усмотрению.

Теперь выберем научных сотрудников в каждой команде, которые будет фиксировать нашу работу. Вот ваши карты успеха, куда вы будете заносить все результаты эксперимента. Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Тогда приступим к работе, а помогать вам работать с техникой буду я и Дарья Дмитриевна, наш логопед. Не забывайте отмечать свою работу в картах успеха.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагогов.

Вот бумага готова. Теперь ее надо просушить. Как вы думаете, чем мы можем просушить бумагу? Для этого понадобится 2-3 дня. Я думаю, мы сможем подождать. А потом мы с вами сделаем интересные и необычные поделки, которые подарим своим мамам, папам, друзьям, сестренкам и братишкам.

Расскажите, что вы делали, используя карту успеха.

Мы - Молодцы потому что смогли сберечь несколько деревьев! Вот так и на заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

Все сегодня работали дружно и быстро. Подумайте, что бы вы хотели сделать из изготовленной вами бумаги (ответы детей).

В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки.

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей.
  • словесный метод
  • практический
  • наглядный

В результате непосредственно образовательной деятельности дети усвоили:

1. Свойства бумаги;

2. Умение читать алгоритм и самим заполнять карту успеха, составлять по ней рассказ о своих исследовательских действий;

3. Дети закрепили правила поведения при поведении опытов;

4. Умение обращаться с простейшими бытовыми приборами;

5. Дети научились работать в командах, самостоятельно распределять обязанности при проведении экспериментов;

6. В их речи появились новые слова: эксперимент, карта успеха, лаборатория, свойства и другие, научный руководитель, шершавая, бархатная;

Дальнейшая работа: Изготовление поделок, аппликаций из полученной детьми дизайнерской бумаги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе изучение свойств бумаги.


Экспериментальная деятельность в подготовительной группе изучение свойств бумаги.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, ученым.В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания;

3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.

4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

5. Развивать память, внимание, мышление, речь.

6.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.

Интеграция образовательных областей:

1) социально-коммуникативное развитие

2) познавательное развитие

3) речевое развитие

4) физическое развитие

Ход образовательной деятельности:

Организационная часть:(дети стоят в кругу)

Добрый день, ребята

Сегодня к нам в детский сад поступила посылка.

Ребята, давайте посмотрим, от кого? Интересно, а здесь адрес зашифрованный. Хотите узнать от кого посылка?

Но вы должны отгадать загадку и узнаем, кто нам ее прислал.

Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору.

Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные и бумажные предметы (деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем письмо от Лесника)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (дети перечисляют предметы (воспитатель помогает))

2. Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает и читает письмо)

«Здравствуйте ребята! Я прислал вам письмо не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым я очень дорожу. Хотите узнать, что это? Тогда послушайте.

Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать!

(Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?

Воспитатель:Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?

Воспитатель:Вот об этом мы сегодня поговорим.

3. Рассказ о возникновении бумаги

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.

- У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.

- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

4. Основная часть

Воспитатель: Ребята, нужно ли экономить бумагу и для чего?

Воспитатель: А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

Воспитатель: А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага? (Ответы детей)

Воспитатель:Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.

Нужно нам всем отдохнуть,

чтоб усталость отряхнуть.

(Дети встают, встряхивают руками)

Ну-ка встали, потянулись.

Влево – вправо повернулись.

И к соседу прикоснулись.

(парами берутся за руки)

Все друг другу улыбнулись.

(улыбаются друг другу).

5. Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов определим свойства бумаги.

Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

(Ответы детей) Бумага непрозрачная.

Воспитатель:Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это второе свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

(Ответы детей) Бумага промокает.

Воспитатель:У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это третье свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

(Ответы детей) Бумага легко рвётся.

Воспитатель:Итак, мы с вами провели три опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

Воспитатель:Предлагаю размяться и поиграть в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведерко с водой).

Ой, что с ними случилось? (Ответы детей.)

(Ответы детей)Из бумаги можно сделать снежки.

Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и сделайте снежки.

Воспитатель:У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан, ложка, салфетка, кубик ,мяч.

6. Итоговая часть

Воспитатель: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?

(Ответы детей) Рвётся, непрочная, промокает, пропускает воду, непрозрачная.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним еще свойства бумаги..

Бумага бывает прочной и не прочной.

Бумага боится воды.

Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

Из бумаги можно сделать поделки.

Воспитатель: Как люди используют бумагу в своей жизни?

(Ответы детей) На ней рисуют;обёртывают что-либо ; делают книги; раскраски;вытирают рот после еды; деньги делают из специальной бумаги .

Воспитатель: Еще вы узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз.

Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесник будет радоваться!

Воспитатель: Как мы можем сберечь деревья?

(Ответы детей) Не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги (даже если они ваши).

Читайте также: