Конспект урока по родной литературе 9 класс преданья старины глубокой

Обновлено: 07.07.2024

3 Не страшат русских богатырей ни колдуны чёрные, ни нечисть тёмная ни врагов полчища!

4 Что у ласкова, сударь, князя Владимира А и было пированье почестный пир, Было столование, почестный стол. Много на пиру том было князей И русских богатырей. Что у ласкова, сударь, князя Владимира А и было пированье почестный пир, Было столование, почестный стол. Много на пиру том было князей И русских богатырей. (песня о князе Владимире, Красном Солнышке)

5 На Севере России БЫЛИНЫ, называют. СТАРИНАМИ СТАРИНКАМИ СТАРИНУШКИ

7 БЫЛИНЫ ЭТО ПЕСНИ ОНИ СОЗДАВАЛИСЬ НЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ, А ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ. БЫЛИНЫ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЖИЗНИ НАРОДА И ОСТАЛОСЬ В ЕГО ПАМЯТИ,

8 СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО В БЫЛИНАХ ПОЁТСЯ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА САМОМ ДЕЛЕ ? НА САМОМ ДЕЛЕ ?

10 Пословицы Былина старину любит. Былина старину любит. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль за сказкой не угонится. Быль за сказкой не угонится. Быль молодцу не укор. Быль молодцу не укор.

11 ВИКТОРИНА 1. Славный защитник Руси- матушки, 33 года просидевший неподвижно в избе пока калики перехожие не помогли ему обрести богатырскую силу? (Илья Муромец) 2. Злодей одним только свистом убивавший множество народу? (Соловей- Разбойник )

12 3. Друг Ильи Муромца, освободивший от Змея, Забаву Путятишну, племянницу великого князя Владимира? ( Добрыня Никитич) 4. Чудовище которое жило в Сорочинских горах? (Змей Горыныч)

13 5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя? (Садко) 6. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича? (Алёша Попович) 7. Назовите город жителей которого Илья Муромец освободил от несметного вражеского полчища? (Чернигов)

17 ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ- ПОБРАТИМОВ. Илья Муромец. 1. Освободил Чернигов от вражеской осады. 2. Победил Соловья –Разбойника, который своим свистом перебил – покалечил немало людей. Добрыня Никитич. 1. Победил в неравном бою Змея Горыныча. 2. Освободил из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и много народа русского томившегося в темницах Горыныча.

18 Алеша Попович. 1. Спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию. 2. Один бился с Бутеяновой ордой. В бою добыл себе воинское снаряжение и перебил неприятеля, а после освободил из плена много народу русского.

19 Б О Г А Т Ы Р И

21 Богатырь из славного города Киева, Никита Кожемяка.

22 СЛОВА -АРХАИЗМЫ Величать по изотчине палица ощериться приумаялся порешить Называть по отцу Оскалиться, показать зубы. Убить Устал, притомился Старинное оружие

26 Во все времена люди русские любили свою Русь-Матушку, Свою Родину. В скором будущем и нашим мальчикам придется защищать нашу землю, наше Отечество, наш многонациональный народ в рядах Российской Армии.


Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители: не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями.

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества.

В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора, что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

Содержимое разработки

Чтение — вот лучшее учение.

Русская пословица

— продолжить знакомство семиклассников с литературой древней Руси и ее идейно-художественным своеобразием;

— формировать у школьников интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы;

— формировать устойчивое представление учащихся о поступательном развитии истории и литературы, об их взаимосвязи в контексте мирового исторического развития;

— знакомить с произведениями древнерусской литературы и их художественными особенностями;

— продолжить знакомство с жанром летописи;

— развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— развивать интерес к литературным произведениям на историческую тему;

— воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа и его прошлому.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Слово учителя (желательно — с компьютерной презентацией).

В течение многих столетий фольклор был единственной формой словесного искусства восточных славян. Благодаря устному народному творчеству до нас дошли сведения о происхождении славян, их быте и расселении по территории Европы. Предания и легенды донесли до последующих поколений память народа, его нравственные представления и красоту языка, а также образное видение мира, его художественное освоение.

Славянская азбука, составленная еще в IХ веке братьями-славянами Константином (в монашестве — Кириллом) и Мефодием, уроженцами греческого города Солу́ни, была, несомненно, совершеннее древнейших алфавитов, иначе они бы не уступили свое место новому письменному языку. К тому же на кириллице (так назвали новую азбуку потомки) были написаны все богослужебные книги Православия. до сих пор службы в православных храмах ведутся на старославянском языке. Придя на Русь, Православие принесло и свой язык, и свои книги, и свою культуру.

В средневековой Руси было два языка: язык обыденной жизни — русский и язык письменной культуры — церковнославянский 1 .

Древнерусские книги не похожи на современные: во-первых, они были рукописными, так как печатать книги на Руси стали с середины ХVI столетия; во-вторых, до середины ХVI века на территории нашего государства не знали, что такое бумага, поэтому книги писались на пергаменте (тонко выделанной и отбеленной коже: телячьей, козьей или свиной). Сам текст писался черными чернилами (отсюда и их название), а первые буквы абзаца, т. е. отступа в начале строки, — красной краской (отсюда и выражение красная строка).

Как правило, книги русского Средневековья создавались и хранились в православных монастырях — центрах христианской культуры, просвещения, письменности и литературы. Вначале большие собрания рукописных книг накапливались именно в монастырях и у редких частных лиц, обычно из духовенства или княжеского рода, затем книги стали приобретать богатые люди, а также учителя городских школ. Но книг было крайне мало и из-за способа их изготовления, медленного и дорогостоящего, и по причине того, что памятники письменности гибли при пожарах, наводнениях, во время войн, их точили черви, они просто истлевали от старости.

Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители: не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями.

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества.

В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора, что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

Все письменные памятники литературы древней Руси ученые-литературоведы разделили на несколько видов, или жанров:

2. Работа с учебником.

— Расскажите подробно, о чем эта статья,

— Что нового вы узнали из данного текста?

В чем и как именно текст статьи учебника перекликается с рассказом учителя? Аргументируйте свой ответ.

— Информация из какой части статьи учебника учителем совсем не затронута?

(Уважительное отношение на Руси к книгам и знанию вообще.)

— Подумайте и ответьте на вопрос: говорит ли обилие жанров древнерусской литературы об уважительном отношении к книгам, чтению, учению как таковому? Почему?

— Сколько абзацев в данной статье?

— О чем говорится в каждом абзаце? Если не можете сформулировать свою мысль кратко, перескажите абзац (по одному абзацу на ученика).

— Выделите в каждом абзаце главную мысль.

— Как вы полагаете, существует ли логичный переход от данной статьи к следующему за ней тексту? Как вы догадались?

3. Комментированное чтение фрагмента летописи (учебник, с. 52).

— Понравилось ли вам звучание текста? Что оно вам напоминает?

— Заинтересовал ли сам фрагмент летописи? Почему?

— Давайте прочитаем его перевод на современный русский язык. Изменилось ли ваше восприятие прочитанного?

— Что наиболее заинтересовало в данном тексте? Почему?

— Что вызвало неприятные ассоциации и с чем именно? Аргументируйте свой ответ.

(Нотации учителей и родителей по поводу хорошей учебы и чтения книг.)

— Какие слова из данного текста вам непонятны? Назовите их.

— Давайте запишем эти слова на доске и в тетрадях и попытаемся самостоятельно их объяснить.

Покая́ние — 1) в широком смысле слова под этим понятием подразумевается кардинальная, резкая перемена жизни, связанная с переосмыслением прошлого: своих мыслей, идеалов, поступков;

— Как вы думаете, почему в летописном фрагменте употребляются церковнославянские слова, имеющие религиозное, духовное значение?

— Что вы сами знаете о таинстве покаяния? Расскажите, если есть желание.

Воздержание — 1) в общепринятом смысле слова — обуздание своих желаний (в пище, развлечениях, одежде и т. п.);

— Опять перед нами церковнославянское слово, принадлежащее церковнославянской лексике. Случайно ли это?

— Что мы с вами сегодня узнали о двуязычии средневековой Руси?

Древнерусская литература в основе своей была православной литературой, отражала православное мировосприятие народа древней Руси, поэтому использовала церковнославянскую лексику, понимаемую в те времена и читателями — людьми грамотными, и слушателями — гражданами православного государства.

4. Работа с эпиграфом к уроку.

— Давайте еще раз прочитаем эпиграф к уроку. Какова его основная мысль?

— Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве эпиграфа?

— Приведите свои примеры в качестве доказательства правильности данной пословицы.

6. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы с вами снова встретились с жанром летописи. Расскажите кратко, чем отличается летописный рассказ от художественного произведения.

— Попробуйте связно, кратко и четко сформулировать, что такое летопись.

— Какие черты летописных сказаний вы можете выделить? (Записываем на доске и в тетрадях по литературе.)

Летописные сказания:

• необычайно злободневны, т. е. публицистичны;

• объективны (установка на достоверность);

• в них нет четко выраженного авторского отношения к описываемому, в то же время мы чувствуем, на чьей стороне летописец;

• связаны с устным народным творчеством и своими жанрами, и языком, и взглядом на окружающий мир.

7. Домашнее задание.

Для слабо подготовленных учеников:

— поработать с вопросами и заданиями № 1—3, данными после этого текста (с. 52).

Для всего класса:

— на основе прочитанного подготовить рассказ о начале династии Рюриковичей;

— подготовить подробный рассказ о князе, получившем прозвание Олег Вещий;

— проиллюстрировать любое предание о Вещем Олеге.

Для самостоятельного чтения:

1. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература: Учеб. пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992.

2. Крутогоров Ю. Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко. — М., 2000.

3. Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. — М., 2001.

Индивидуальные задания (2—3 ученикам):

1 См.: Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001. с. 17.

2 Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 18.

3 Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 131.

4 Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — с. 38—39.

5 См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 255—267.


-75%

Самостоятельная работа "Одним словом" на знание текста рассказа В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка". Ученикам предлагаются вопросы на "3", "4" и "5". Ребята сами оценивают свои знания и выбирают соответсвующую отметку.

Не до ордена, была бы Родина (9 класс)

На уроках родной литературы, посвященных Великой Отечественной войне, учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, которые могли бы создать немало произведений, если бы не война. Это Михаил Кульчицкий (22 августа 1919 — 19 января 1943) и Николай Майоров (20 мая 1919 – 8 февраля 1942).

Цели: Развивать духовно-нравственный потенциал и интеллектуальный уровень детей. Совершенствовать знания детей об истории, о прошлом своей Родины. Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, формировать нравственные ценности детей.

Оборудование: плакаты, выставка, музыкальное сопровождение. Самовар, чайная посуда. Посуда наших предков (глиняные горшки, миски, деревянные ложки). Изделия Хохломы, Жостово, Дымковские игрушки, изделия из лозы и дерева.

Ведущий: Наше Отечество наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили из спокон века отцы и дети наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное: матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов…

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Щедра и обильна Россия,
Просторный мой край доброты.
О чем бы тебя ни просили,
Всегда отзываешься ты.
Любую вершину осилю,
Любой одолею подъем,
Когда я в любимой России,
Когда она в сердце моем.

Ведущий: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей Родины. Вспомним старинные обычаи, традиции, народные промыслы, приметы. У нас в гостях знатоки и любители старины. Вот здесь, около самовара собрались любители чая. Давайте предоставим им слово.

Ученик:

Гостей, всех близких привечают
Ароматным чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть его полезней?

Если сегодня спросить любого жителя Центральной России, Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один – чай. Сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком. Однако, это не так. Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, липы, зверобоя и других растений. Что же касается чая, который мы привычно завариваем сегодня по нескольку раз в день, то он был завезен в Россию только в ХVII веке.

Ученик: По истине, народным напитком чай стал лишь в XIX. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений.

В чайных постоянно кипели огромные многоведерные самовары. Подавали чай на стол парами: небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком, кстати, такой способ подачи чая чисто русское изобретение, ни где больше так чай не подают. В качестве дополнения к чаю обычно приносили хлебное: сладкие пироги, калачи, сайки.

Ученик:Посиделки у самовара – одна из отличительных черт образа жизни россиян, а самовар уже давно стал своеобразной национальной эмблемой. А какие посиделки без веселых частушек?

(Группа девочек исполняет частушки.)

В 1778 году, в Туле в оружейной слободе братья Лисицыны открыли первое в городе самоварное дело. В России было известно более 160 форм самоваров.

Ученик: В России часто чай разливали не в чашки, а стеклянные стаканы, к стакану обязательно полагался подстаканник с ручкой который не только создавал удобства, но и предохранял стакан – отводил лишнее тепло. Но было часто – стаканы все-таки лопались от крутого кипятка и появилась примета: перед тем как наливать чай из самовара в стакан – загадай желание, если стакан лопнет – желание обязательно сбудется.

Ученик: Чайное производство в России росло не по дням, а по часам. За полвека сбор чая вырос у нас в 500 раз. Чаепитие, кроме повального распространения, быстро приобрело свой характер. Появились обычаи, приметы, пословицы, поговорки, песни.

Информационный центр:

Страшна старинная японская легенда: юный буддийский монах, будучи не в силах побороть сон, часто засыпал во время ночных молитв. Он покарал себя – отрезал себе стилетом веки. Из них выросло растение, листья которого обладают волшебной способностью прогонять сон…
Чай, так же благотворно действует на нервную систему. Чай прогонит прочь простуду, поможет восстановить силы.

Ведущий: Сегодня мы с вами путешествуем в прошлое нашей Родины. А прошлое неразрывно связано с великими историческими датами. Давайте вспомним их.

  1. Когда произошло крещение Руси киевским князем Владимиром? (1 августа 988 г.)
  2. Когда произошло ледовое побоище?(1242 г.)
  3. Когда была выпущена Иваном Федоровым первая печатная книга на Руси (1 марта 1584 г.)
  4. Когда Петр Первый принял титул императора? (22 октября 1721 г.)
  5. Когда произошло восстание декабристов? (14 декабря 1825 г.)
  6. Когда отменили крепостное право? (19 февраля 1861 г.)

Ведущий: Говоря о России нельзя не сказать о хлебе.

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналог в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорки, легенды и сказки. Русские люди верили, что обласканный гость не сделает хозяевам плохо. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная – хлеб-соль со стола не сходят.

Ученик: Хлеб и соль сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых именитых гостей. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например. считали, что человек уронивший кусок хлеба, должен поднять его, обязательно поцеловать его. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти весь выброшенный им хлеб будет весить больше чем он сам, то черт заберет его душу. Да мало ли еще обрядов и обычаев, связанных с хлебом, всех не перечислить. И это не случайно – ни один из других видов пищи у русского народа не идет ни в какое сравнение с хлебом. Хлеб – особый продукт. Хлеб всегда считался богатством Руси.

Ученик: Разнообразны были и хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели и пряники. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень давно и уже в древнерусском быту играли не маловажную роль. Калач был к месту на будничном столе рядового горожанина и на пышных пиршествах царей..

Ученик: Ни один праздник у русского народа не обходился без пирогов. Пироги были обязательным атрибутом свадебного, новогоднего, именинного, и любого другого праздничного стола.

Ученик: Пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не идет в сравнение по своей популярности в народе с блинами. Трудно сказать, когда впервые блины появились на нашем столе, однако, достаточно известно, что они были ритуальными блюдами у языческих славянских народов.

Ученик: Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего, блины – обязательное угощение на масленицу. Пекли разные блины. Постные, гречневые, заварные, сдобные, пшеничные, блины с припеком т. е. с начинкой.

Ведущий: Спасибо вам за такой обширный материал. А сейчас, слово информационному центру.

Информационный центр:

  1. Из российских хлебопеков особенно прославился Иван Филиппов. Он снабжал караваями не только Москву, но и многие другие города. Его булки калачи ежедневно подавались императорской семье.
  2. На всю Россию славились саратовские калачи, фабрики имени Стружкина.

Ведущий: Россия славится издавна обрядами , традициями, праздниками. Давайте вспомним их.

  1. Когда отмечается первый день масленицы? (Понедельник).
  2. Как на Руси назывались поселения, жители которых пользовались какими – либо льготами, причем за занятия каким – либо ремеслом? (Слобода)
  3. Как у великих русских князей называлась приемная? (Градница)
  4. Как на Руси назывались мало и недавно населенные деревни? (Починки)
  5. В чем на Руси женщины хранили украшения? (В ларце)

Встречая в марте весну, прогоняли зиму. Этот праздник продолжался неделю и назывался Масленицей. Ранним летом, когда земля покрылась свежей зеленью праздновали Троицу. В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. В этот день звонили колокола, а дома украшали ветками березы. Молодежь и дети заплетали венки, пели песни и водили в лугах хороводы.

Звучит музыка, Исполняется танец.

Ведущий: Переходим к следующему столику здесь собрались знатоки русской кухни, им слово.

Ученик: Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, а что на второе, как вести себя за столом? Ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Выработанные правила существовали и у русского народа.

Ученик: Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться.

Приступая к завтраку, обеду или ужину, мы неизменно пользуемся ложкой, ножом, вилкой, пищу кладем в тарелки, напитки разливаем в чашки, стаканы, фужеры. Эти предметы имеют много интересного из своей богатой родословной. Например, столовые ножи вошли в обиход только в XVIв.

Ложки часто носили в футлярах. В зависимости от величины, форм, назначения ложки имели разные названия: разливная ложка, бутырка – ложка которой ели бурлаки. Вилка самый молодой из столовых приборов. Она вошла в обиход лишь в XIXв. А тарелки появились в XVIв. Раньше роль тарелок имели большие ломти хлеба.

Ведущий: А сейчас слово информационному центру.

Информационный центр:

  1. В России фарфоровая посуда прижилась значительно позже, чем в европейских странах. Предпочтение в дворянских семьях отдавали из серебра и золота. Один из самых больших столовых сервизов, весивший более двух тонн в 1774г подарила Григорию Орлову императрица Екатерина II.
  2. Первые столы в крестьянских жилищах были глинобитные либо деревянные, врытые в землю. Как вид передвижной мебели стол появился на Руси в XVIIв.

Ведущий: А сейчас давайте вспомним старинные русские слова и их значение.

  1. Что такое черпак? (Суконная или ковровая подстилка под седло).
  2. Колчан – что это такое? (Сумка или футляр для стрел).
  3. Что такое ферезея? (Нарядная одежда XVII в.)
  4. Что такое кокошник? (Старинный русский головной убор).
  5. Что такое схватцы? (Застежка на одежде XVIIв. в виде крючков).

Ведущий: Россия славится не только мастерством, но и талантливыми, самобытными мастерами, умельцами. Изделия которые известны не только у нас, но они любимы и почитаемы во всем мире.

Ученик:Одно из самых древних ремесел – плетение корзин. По всей Руси делали корзины и коробы из тальника. Славились мастера Костромской и Ивановской областей. Плетение корзин, сундуков было побочным ремеслом по отношению к с/х. А вторичным к этому ремеслу было изготовление игрушек из лозы. Игрушки плели сами дети. Да и взрослые опытные мастера тоже мастерили игрушки. Русская игрушка самобытна. В русской игрушке самый лютый хищник приветлив, обаятелен, добр. Русская игрушка человечна полна доброты.

Ученик: Весьма интересен гончарный промысел. Из гончарного промысла можно назвать центры горшечного производства. Это Архангельская область, Вологодская, Ленинградская.

Ученик: История русской глиняной игрушки связана с развитием гончарного ремесла в России. Лишь в некоторых местах в России глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, к ним как раз и принадлежит производство знаменитых сегодня на весь мир дымковских игрушек. Уже более 150 лет существует в слободе Дымково в г. Кирове производство этих игрушек. Само происхождение промысла связывает с народным праздником свистунья. Дымковские игрушки очень разнообразные. Свистульки, птички, петушки, баранчики такие, что их так хочется взять в руки и засвистеть на разные голоса, как когда-то в Вятке на шумном празднике Свистунья. Сегодня искусство Дымки известно во всем мире.

Ведущий: А какие же праздники без веселых песен и танцев.

(Исполняется русская народная песня).

Ученик: Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне Жостово. С давних пор здесь изготавливают расписные, лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует этот промысел. Бывают подносы круглые, овальные, прямоугольные с фигурными краями.

Ученик: Всемирной известностью пользуются деревянные изделия получившие название Хохломские. Названы они так по имени старинного заволжского села Хохлома. Полюбуйтесь на это чудо. Всю эту домашнюю утварь выточенную из дерева, переливающую золотом делают под Нижним Новгородом. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров живописцев. Есть такая красивая легенда.

Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужик - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашу с кашей, и чаша стала золотой.

Это конечно легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывали льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. Технологический фактор имеет важное значение, но не меньше значение имеет здесь и фактор эстетический, сочетание красного и черного цветов с золотом было любимо еще живописцами Древне Руси. Искусство Хохломы продолжает входить в быт русских людей, празднично украшая его.

Ведущий: Спасибо вам за такие интересные сведения. А сейчас слово информационному центру.

Информационный центр:

Ведущий: Удивительно и невыразимо чувство Родины. Какую светлую радость и какую сладкую тоску дарит она навещая нас в часы встреч и в часы разлук. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков.

Что может быть лучше России
Черемух в цвету, как в снегу
И речка, что лентою синей
Лежит на зеленом лугу
Спросите у рощи весенней,
Где ночью не спит соловей,
Что может быть лучше России
Единственной песни моей.

Ведущий: Мы узнали сегодня много нового и интересного, мне хочется поблагодарить всех участников которые помогли нам совершить это увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. А сейчас, по русскому обычаю приглашаем всех отведать русского чая.

Читайте также: