Гласные после шипящих правописание жи ши конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

1) Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)

2) Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

3) Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы.)

4) На четыре ноги Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

— Объясните правописание слов.

III. Самоопределение к деятельности

Выборочный диктант

(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА - ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,

И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.

Тогда всё будет без проблем.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Ну-ка, делайте со мною

Вверх, вниз, потянись,

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)

— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.

— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.

— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов?

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какие звуки они учат произносить?

— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.

2. Запись под диктовку

У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

— Прочитайте слова, которые составили.

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)

VII. Рефлексия

— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для учащихся с ОВЗ (ИН).

I. Упражнение на развитие внимания.

– Рассмотрите картинку. Запомните, кто на них изображён, что делает. (Картинки убираются.)


– Кто изображён на картинке? Что держит в руке мальчик ? А девочка? Какого цвета сапоги у девочки, а пальто? И т. п.

II. Минутка чистописания.


III. Введение в тему урока.

– Прочтите скороговорку, записанную на доске.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.

– Трудно ли было вам её произносить?

– Давайте прочтём ещё раз эту скороговорку. Какие звуки слышатся часто в словах скороговорки? ([Ш] и[Ж] ) Давайте все дружно пошипим.

– Как произносятся эти звуки в словах: твёрдо или мягко?

– Ребята, можно ли звуки [Ж], [Ш] произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте. Не получается? Какой вывод можно сделать? (Звуки [Ж], [Ш] – всегда твёрдые, это шипящие звуки.)

– Кто сможет вспомнить правило написания сочетаний с данными буквами?

Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.

Жжжу-жжжу – я жук и жужжу.

Чччок-ччччок – стучал каблучок.

Щщщёлк-щщщёлк – так щёлкал замок.

– В этих словах есть шипящие звуки? Назовите их. (Ш, ж, ч, щ – шипящие согласные.)

– Сравните произношение шипящих звуков. Мягко или твёрдо они произносятся? ([Ж], [Ш] – всегда твёрдые , [Ч], [Щ] – всегда мягкие согласные звуки.)

– А сейчас отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.

Пьёт бензин, как молоко, Мы – проворные сестрицы,

Может бегать далеко, Бегать быстро мастерицы.

Возит грузы и людей, В дождь – лежим,

Ты знаком, конечно, с ней? В снег – бежим,

(Машина.) Уж такой у нас режим.

– Прочтите, что записали. Подчеркните твёрдые шипящие одной линией. Какая гласная буква записана после твёрдых шипящих?

Жи и ши, жи и ши

С буквой И всегда пиши!

– Интересно получается: звуки [Ж] и [Ш] всегда твёрдые, но в буквосочетании ЖИ и ШИ пишется буква И. Это новое правило, которое нужно выучить и запомнить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!

– Чтобы лучше запомнить это правило (орфограмму), давайте прочитаем шуточное стихотворение и выполним небольшое задание.

Учитель пишет на доске слова с пропущенными слогами.

Ма..ны, ..ны, гара.. .

Ты в сочетаньях … и …

– Вставьте недостающие слоги.

– Прочтем хором это стихотворение. Запишите его в тетрадь.

– Найдите в тексте слова с ЖИ и ШИ и подчеркните карандашом сочетания ЖИ и ШИ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

русского языка

« Правописание гласных после шипящих

(составлен в соответствии

с требованиями ФГОС )

Бурова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

Урок русского языка (программа: «Школа России)

Аннотация к уроку русского языка в 1 классе по теме « Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ:

Ребята знакомятся с жителями сказочного города Буквограда. В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, что актуально на данном этапе их развития.

Материал урока формирует у учащихся осознанное, правильное написание сочетаний жи--- ши.

Презентация на уроке позволяет учащимся формировать навык самоконтроля. Дети выполняя задания героев, совершенствуют как индивидуальную работу, так и навыки работы в паре. Индивидуальные задания предполагают дифференцированный подход, что соответствует ФГОС НОО.

В заключении урока обязательно проводится рефлексия.

Технологическая карта урока

Тема урока: Правописание гласных после шипящих в сочетании ЖИ – ШИ,

Дидактические задачи:

- организовать условия для развития учебно - познавательной деятельности;

- способствовать овладению умением соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи - ши

Тип урока: закрепление изученного материала.

Задачи урока по содержанию:

Метапредметные (развивающие):

- понимать и пинимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

- вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы;

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Предметные (образовательные): способствовать формированию понятий правильного применения написания сочетаний жи - ши; умения самостоятельно применять полученные знания на практике, сравнить и определять правильность написания сочетаний жи - ши,

Характеризовать звуки , соотносить их с буквами, соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи – ши.

Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую, проявлять интерес к новым знаниям, выполнять правила поведения ученика на уроке.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний жи – ши, находить ошибки в предложенных словах, текстах, подбирать примеры слов с этими сочетаниями. Отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила по написанию сочетания жи – ши.

Научатся применять правила при решении учебных задач, работать в парах, характеризовать звуки, соотносить их с буквами.

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Сели ровно, спинки прямо.

Вижу, класс наш, хоть куда

И урок начать пора.

2.Актуализация изученных знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по сказочному городу Буквограду и и отправимся в гости к его жителям. Слайд 3

Жители приготовили нам загадки. Нужно их отгадать, слова – отгадки, объяснить их правописание.

Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило )

Перед тем , как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Машина)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (Жираф)

Они на ласточек похожи,

А в небе очень даже схожи.

Я правду говорю, скажи!

Есть – ласточки, а есть – (Стрижи)

Чтение букв звуками

- Какая буква лишняя? ( Я – обозначает мягкость согласных звуков. Может обозначать два звука. Ы – бывает только строчная);

- Какая буква лишняя? Буква ь не имеет звука и служит для обозначения мягкости согласных.

- Какая буква лишняя? (Ч – обозначает всегда мягкий звук)

- Почему? Какое правило знаете с это буквой?

3. Самоопределение к деятельности.

а) Посмотрите на слайд, здесь даны слова. Кто из вас догадался , как распределить правильно слова на группы, сколько можно сделать групп? Назовите тему нашего урока

Характеристика звуков [Ж] – [Ш]: (согласный, твердый, шипящий, парный (глухой/звонкий).

Какие еще вы знаете буквы, обозначающие шипящие звуки? (Ч, Щ)

Грамматическа сказка

Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,И,Ы,А,Я. Жили они дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут. Когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы,Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят. Чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: Ж И -Ш И , Ч А -Щ А , Ч У -Щ У !

Слайды 10-11

Однажды Звоночек и Шептун пришли на прекрасную лесную полянку.

Как вы думаете какие растения и животные они могут там встретить где бы были сочетания жи – ши?

Ёжик, жимолость, ландыш, камыши, шиповник, груши

б) Слайд 12.

(Подчеркнутые слова записаны на доске, учащиеся подбирают к этим словам рифму и записывают на доске пару).

На десятом этаже

Жили буквы Ж и Ш.

То грустили, то смеялись,

То квартирами менялись

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили

Десять – сено (ворошили)

И сороки не тужили

У реки пожар (тушили).

А журавль рыбу жарил

Шмель в цветах душистых (шарил)

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая (ушами).

Шептун приготовил для вас задание. Нужно прочитать текст и вставить в него пропущенные сочетания.

- На что похожи цветы шиповника? Что вы знаете об этом растении?

в)Асейчас послушайте стихотворение К. Бальмонта “Снежинка”.

(У каждого ученика текст стихотворения перед глазами)

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Под ветром веющим

На нём, лелеющем,

Но вот кончается

Учитель: Кто главная героиня стихотворения?

Работа в парах (подчеркнуть в тексте слова с сочетаниями ЖИ – ШИ)

не_ная , отва_ная, подви_ная, белосне..ная

бе_ит . дви_ется, ло_ится, кру_ится,

Дети: Нужно вставить букву в слово.

Учитель: Какую букву вставим в каждое слово? (Букву Ж).

Дети: Нежная, , отважная, подвижная, бежит, движется, ложится, кружится, белоснежная.

Прочтите слова, которые обозначают действия снежинки, т.е. что она делает?

Прочтите слова, которые говорят о признаках снежинки, т. е. какая она?

Снежинка это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Прочтите его.

Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.

По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

Работа в парах. Составьте вопросы к данному тексту.

Вставь в предложения подходящее по смыслу слово. Объясните свой выбор.

Громко мяукала кошка…….

Медленно опустилась на деревянную скамейку …..

Индивидуальная работа.

Из слов составить предложения. Записать их. В словах подчеркнуть сочетания ЖИ – ШИ.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: закрепление орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока:

  • создать условия для развития орфографической зоркости, познавательной активности;
  • способствовать овладению умением писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • развить выразительность устной и письменной речи при говорении и письме.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся выполнять правила поведения ученика на уроке, выявлять причины успешности, /неспешности в учебной деятельности

Предметные: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу, находить ошибки в предложенных словах, подбирать примеры слов с этими сочетаниями, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Метапредметные:

  • Познавательные: учащиеся используют знако-символические средства при оформлении правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • научатся делать выводы о результате совместной работы в группах, парах и всего класса
  • Регулятивные: учащиеся научатся определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать деятельность на уроке под руководством учителя, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
  • Коммуникативные: учащиеся научатся сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстом для индивидуальной работы, ЦОР "Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу", выполненный в программном обеспечении SMART Notebook.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Чистописание. (Слайд 2)

- Назовите мягкие шипящие согласные звуки. (ч, щ) Запишите их.

- Назовите твердые шипящие согласные звуки. (ж, ш) Запишите их.

- Запишите сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Словарный диктант. (Слайд 3)

- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит,
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)

Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места всё же не сойдёт. (Часы)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (Машина)

У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Шука)

3. Самоопределение к деятельности.

Выборочный диктант. (Слайд 4)

Учитель диктует слова. Ребята записывают в первый столбик слова с сочетаниями жи-ши, во второй – с сочетаниями ча-ща, в третий – с сочетаниями чу-щу.

Щука, машина, тишина, чашка, щавель, лыжи, задача, чудо, чугун.

- Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило написания этих сочетаний.

4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упражнение. 6 (с. 118)

- Выполните задания к упражнению.

Упражнение. 8 (с. 118)

- Прочитайте. Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто?

- Измените каждое слово так, чтобы в нём говорилось о нескольких предметах.

- Запишите два предложения.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упражнение. 10 (с. 119)

- Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в словах?

- Выполните задание к упражнению.

7. Закрепление изученного материала. (Слайды 5, 6) (Приложение 1)

8. Итог урока. (Слайд 7)

Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ.

- Что мы закрепляли сегодня на уроке?

- Что понравилось на уроке больше всего?

Использованная литература.

Методические рекомендации по использованию дидактического материала

Предмет: русский язык, 1 класс

Урок – систематизации и обобщений знаний и умений.

Продолжительность: этапы урока (повторение, введение в тему урока, обобщение и систематизация знаний)

Авторский медиапродукт: Дидактический материал разработан с помощью программного обеспечения elite Panaboard для интерактивной доски Panasonic.

При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО Elite Panaboard:

Пояснения к страницам

Титульный слайд.
Общая информация о материале.
Тема урока.

Минутка чистописания. Учащиеся читают вопрос и записывают нужные буквы в тетрадь. Затем, используя ластик, учитель или вызванный к доске ученик проверяют правильность выполнения задания.
Использован прием ластик.

Время работы - 3-5 мин.

Использование ИД – заменяет работу на меловой доске и позволяет быстро проверить задание.

Словарная работа. Этап повторения в начале урока.

Учащиеся отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь, подчеркивают в словах орфограмму. Затем сверяют свою работу с ответом на доске.

Время работы – 5 мин.

На данном этапе средства ИД делают интересным проверку задания, заменяют прием завешивания плаката или части доски, работая с дидактическим бумажным материалом.

Этап – повторения изученного материала.

Учащимся предлагается учащимся предлагается записать слова, распределив их в три столбика. После выполнения задания вытаскивается по очереди каждая бабочка и появляется правильный ответ.

Использован технологический прием скрыть за пределами страницы, якорь.

Время работы – 7 мин.

Этап – закрепления изученного материала.

1. Учащимся предлагается ответить на вопросы и подчеркнуть в словах изучаемую орфограмму.
Вызванный к доске ученик перетаскивает и вставляет нужное слово-ответ в окошко, маркером подчеркивает орфограмму.

Использован прием перетаскивание объекта, маркер.

Время работы – 5 мин.

Использование ИД – заменяет работу с меловой доской и помогает отработать прием использования маркеров.

Использован прием перетаскивание объекта, якорь.

Время работы - 3 мин.

Использование ИД делает задание наглядным и интересным.

Этап – подведение итога урока.

Учащимся предлагается сосчитать в тексте слова с изученными орфограммами. Вызванный к доске ученик подчеркивает слова, считает их и перетаскивает в окошко нужную цифру-ответ. Если ответ не верен – цифра исчезает.

Читайте также: