Конспект урока письменное сложение и вычитание

Обновлено: 07.07.2024

Цель: закрепить умение письменно выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток, совершенствовать представление детей о геометрических фигурах и их элементами.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Устные упражнения.

1. Математический диктант.

1) Первое слагаемое 28, второе слагаемое 4. Найти сумму.

2) Уменьшаемое 22, вычитаемое 7. Чему равна разность?

3) На сколько 15 больше 8?

4) На стройке Дома дружбы Крокодил Гена уложил 30 кирпичей, а Чебурашка – на 4 кирпича меньше. Сколько кирпичей уложил Чебурашка?

5) У белочки 19 золотых орешков, а серебряных-на 12 больше. Сколько серебряных орешков у Белочки?

6) На сколько надо уменьшить 26, чтобы получить 18?

7) Число увеличили на 15 и получили 29. Какое это число?

8) Какое число предшествует 60?

9) Какое число следует за 79?

1. В очереди на прием к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. Третий и пятый больные пошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?

2. Я положил в сумку 3кг. Овощей и несколько кг фруктов, а всего 10кг. Сколько кг фруктов я положил в сумку?

2. Работа над пройденным материалом.

1. Решение примеров у доски с подробным объяснением и использованием памятки.

Сначала с использованием иллюстрации (с комментированием) первый пример, затем второй.

Под руководством учителя ученики делают следующий вывод:

Аналогично проводится рассуждение при решении третьего примера.

3. Сравнение величин(№5) выполняется устно по записи, заранее подготовленной на доске.

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.
УМК: "Школа России"
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики и деятельности на нём, испытывают чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, демонстрируют личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания, устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом.
Метапредметный: у обучающих развиты регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурируют знания, осознанно строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию результатов своей деятельности, проявляют навыки смыслового чтения, выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения); коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролируют и оценивают действия партнёров, умеют точно выражать свои мысли).
Предметный: обучающиеся применяют имеющиеся знания о письменных приёмах сложения и вычитания в пределах 100, демонстрируют знание алгоритмов письменного вычитания двузначных чисел и используют их.
Цель урока: Создание условий для закрепления обучающимися письменных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100
Принципы обучения:
принцип наглядности
принцип систематичности и последовательности
принцип доступности
принцип целостности
принцип деятельности
принцип психологической комфортности
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального подъёма
воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой
Наглядные: иллюстрация, демонстрация
Практические: упражнения
2. По дидактическим целям:
Методы проверки и оценки знаний.
3. По уровню включения в продуктивную деятельность:
Объяснительно-иллюстративные
4. Методы развития познавательного интереса:
Выстраивание игрового, приключенческого сюжета
5. Методы развития психических функций:
Постановка проблемы или проблемной ситуации
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование, упражнение
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: художественное слово, беседа
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
демонстрационные: презентация, видео-ролик, карточки с алгоритмами, сундучок.
индивидуальные: тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданиями, медали.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 3-5 мин.
3. Комплексное применение и систематизация знаний. 15-18 минут.
4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. 10-15 мин.
5. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). 3 мин.
Макет доски:



Цель: закрепление письменных приемов сложения и вычитания.
Задачи:
образовательные:
•совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания, умения решать задачи ;
развивающие:
•активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, математическую речь; скорость вычислительных действий;
воспитательные:
•воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике; дружелюбное отношение друг к другу; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости.

Планируемые результаты:
Предметные УУД:

Выполнять письменные приемы сложения и вычитания с числами ;

Решать составные задачи

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:

Взаимодействие с учителем, друг с другом

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Поиск и оценка альтернативных способов решения,

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Принятие решения и его реализация

Личностные УУД:

Самоопределение мотивация учения

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Уметь находить ответ на вопрос,

Понимание практической значимости математики для собственной жизни.

Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений,

Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД:


Самостоятельно выполнять действия целеполагания и планирования при решении задач, вычислений

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условием выполнения и результатами действий на определенном этапе выполнения;

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичным заданием или образцом.

Оборудование урока: компьютер, презентация, карточки для учащихся, учебник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: маски зверей и птиц, сигнальные карточки, корзиночки и ягодки для устного счета, наглядность для оформления доски, карточки с заданиями 3-х уровней, компьютер, карточки для рефлексии.

I Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Все ль на месте.

Все ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадки?

Глазками проверили все ли у вас готово к уроку.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Итак, готовы все к уроку.

На вас надеюсь я друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получиться у нас!

- Зовут меня Валентина Васильевна.

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.

II. Целеполагание и мотивация.

- На уроках математики в этой четверти вы очень много узнали, многому научились.

- Кто поделиться своими впечатлениями? Чему вы научились? (ответы детей)

- А чтобы и дальше вы применяли полученные знания нам их нужно закрепить. Значит, чем мы с вами будем сегодня заниматься? (закреплять знания) (тема на слайде)

- Какие цели мы с вами поставим для себя? (ответы детей)

- упражняться в решении примеров на письменное сложение и вычитание пределах 100.

- закреплять знания геометрического материала (цели на слайде)

-Что мы должны уметь делать?

- находит значения примеров при решении столбиком.

- К этим целям мы вернемся еще в конце урока.

А сейчас откройте тетради и запишите число.

- Ребята, отгадайте такую загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.

- Каких лесных жителей вы знаете?

- У лесных жителей тоже своя жизнь. Они охотятся, делают запасы, и даже учатся. Хотите побывать в лесу? Сегодня мы с вами побываем в одной лесной школе. Давайте закроем глазки и сосчитаем до 3.

«Звери и птицы – в школу учиться,

- Мы сегодня в лесной школе. Я – мудрая сова, буду заниматься с вами математикой, а вы – зайчата и медвежата, мои ученики. На уроке быть внимательными, а в конце урока мы посмотрим, кто лучше были зайчата или медвежата.

- Приготовились к счету.

1) Счет десятками от 10 до100.

2) Прибавляем по 2 до 20.( 2,4,6,8…)

3) Прибавляем по 5 до 50.(5,10,15…)

( обращаю внимание на лучших счетоводов)

4) – Посмотрите у нас на полянке кто-то забыл корзинки. Они пустые. Давайте соберем ягоды. Посмотрите внимательно на корзинки, на них номерочки. Внизу ягодки с примерами. Вам нужно сосчитать примеры и положить ягодки в корзинки с соответствующими ответами. Итак, за работу!






- Молодцы! Справились с работой.

IV. Систематизация и обобщение.

- Ребята, у нас в лесу живет пес Барбос.(на доске рисунок Барбоса). Он нашел листок.

На листке – примеры.

Как решить примеры эти помогите, дети!

- Давайте откроем учебники на с.33 № 1- 2) и поможем Барбосу.

(Решают по цепочке, дети сигналят с места сигнальными карточками )

- А под цифрой 3) решаем самостоятельно.

№1 3) – решают сам-но (взаимопроверка, кто решает быстро получает дополнительное задание карточки с примерами, с карточкой-ответом на которой написаны примеры для самопроверки, слабым учащимся оказываю помощь)

- Проверим ответы. (открывается слайд)

- Сегодня мы, звери решаем задачи.

Их язык особый, разгадай попробуй.

- В лесной школе есть ученик, который не умеет решать задачи.

А кто это, вы узнаете, если отгадаете про него загадку.

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос. (медведь)

(открывается картинка с медведем)

- Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не могу решать задач!

Может быть, плохой учебник?

Может быть, таланта нет?

Помогите мне, ребята,

Все расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

- решение задач № 19 с.36 (сначала совместный анализ задачи, а затем ученик записывает решение у доски)

- Ребята, вы молодцы!

Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь

Все в зверюшек превратитесь

Вправо, влево повернитесь.

Лапки вверх и лапки вбок!

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зверюшки

Замедляем, звери шаг.

И на месте стой! Вот так.

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно!

V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Трещала с самого утра:

Такая с ней морока,

(открывается рисунок сороки)

Сорока принесла на хвосте задания на карточках

- Ребята, у вас на партах конверты с заданиями трех цветов.

1 уровень – зеленый цвет – задания простые

2 уровень – синий цвет – задания потруднее

3 уровень – красный цвет – задания повышенной трудности.

- Вы сами выберите цвет карточки с заданием, которое вы будете решать.

Сорока вам предлагает изобразить лесные полянки в тетради и найти их периметр. Но полянки вам нужно начертить в тетради разные: квадратные и прямоугольные.

Давайте вспомним, что такое квадрат ? Какая фигура называется прямоугольником?

Задания 1 уровня

Начерти квадрат со стороной 3 см. Найди его периметр.

Задания 2 уровня

Начерти прямоугольник длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше, чем длина. Найди периметр прямоугольника.

Задания 3 уровня.

Начерти прямоугольник длина которого 5см а ширина 2 см. Проведи в нем линию так, чтобы получился квадрат. Найди его периметр.

( работают сам-но, проверка: от каждой группы отвечает 1 ученик, остальные сигналят )

VI. Проверка уровня обученности.

- Молодцы! Все звери в лесу любят играть в футбол. Они вас приглашают на матч. Футбол будет особенный – математический. Вратари уже на месте. Команды тоже. Зайчата против медвежат.

Эта игра будет непростая. Вы должны показать свои знания. За каждый правильный ответ вы забиваете противнику гол.

Если правильно ответите на все вопросы откроется слово.(задания на слайде, открываются поочерёдно)

1. 10 см =  дм (если правильно отвечают открывается буква У)

2. Замените суммой разрядных слагаемых число 98. (буква С)

3. 6 дм =  см (буква П)

4. Что можно сказать про противоположные стороны прямоугольника? (буква Е)

5. Может ли квадрат со стороной 5 см иметь периметр 24 см? (буква Х)

6. Чему равен х в уравнении 15-х =5 (!)

- Умники! Вы справились с заданиями. Счет нашего матча…

Вы очень активно все работали на уроке, особенно…. (говорю отметки)

VI. Информация о домашнем задании

-Ребята, вспомните, мы в начале урока ставили цели, что должны были сделать на уроке.(цели на слайде)

- Как вы считаете, мы справились с ними?

- С каким настроением вы уходите с урока? На партах у вас лежат карточки, на которых изображены красный и синий шарики. Если вам было интересно со мной на уроке в Лесной школе, покажите красный шарик, если вы пойдете с урока грустные, то –синий.

Читайте также: