Конспект нод лепка старшая группа дед мазай и зайцы
Обновлено: 07.07.2024
Кошель Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №37 "Родничок" г.Бугульма РТ
Задачи: Воспитывать любовь к животным. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон, поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Материал: у детей: пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: магнитная доска с зеркальной поверхностью, формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.
Дети входят в группу и находят на ковре посылку.
Воспитатель: Ой, а это что за посылка? Ребята, кто нам мог ее прислать?
Дети: Почтальон Печкин. Незнайка. Бабушка…. .
Воспитатель: Что может находиться в этой посылке?
Дети: Конфеты, книги, игрушки,
Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?
Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду.
Воспитатель: Ребята, почему с зайцами произошла такая беда?
Дети: Зайцы не успели спастись от воды.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на макете кого-то нет.
Дети: На макете нет лесных жителей….
Воспитатель: С помощью загадки вы, ребята отгадайте, о ком идет речь.
(Дети стоят вокруг стола, на котором расположен макет.)
- Вижу один островок небольшой - зайцы на нем собралися гурьбой. (Посередине столов - островок, на нем сидят зайцы.)
- С каждой минутой вода подбиралась. Тут я подъехал. взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
(Все слова сопровождаются действиями: на лодке подъехал дед Мазай и выручил всех зайчат.)
Воспитатель: А что бы вы сделали на его месте?
Дети: Мы бы тоже стали спасать бедных зайчат.
Воспитатель: Давайте, слепим зайчат и посадим их на остров. Сегодня вы будете в роли деда Мазая.
- У нас есть подготовленная форма для нашей композиции.
Дети: А почему она похожа на зеркало?
Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавашись друг к другу, сидят испуганные звери.
Повторяя строчки из стихотворения воспитатель обыгрывает ситуацию
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.
- Как он их спасает?
Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.
Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?
Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.
Дети: показывают свои грустные лица.
Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?
Дети: Ему страшно.
Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?
Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.
Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?
Дети: Он теперь в безопасности.
Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.
Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.
- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах).
Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.
Физкультминутка
(показываем движениями)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот-так, вот-так, и ушами шевелит (показать пальчиками ушки)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот-так, вот-так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал:
Зайка прыг, и ускакал
(дети разбегаются).
Дети: Дети играют в игру, воспитатель задает тему настроения.
Воспитатель: А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.
- А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – маленький,
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, выбирайте пластилин нужного цвета и начинайте лепить зайчат.
(Самостоятельная деятельность детей. Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием, например: примазывание)
Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом весеннем лесу, скоро на лодке приплывет дед Мазай и спасет наших зайчат от гибели.
- Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи зайчики вам понравились больше всех и почему?
Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.
Задачи: Воспитывать любовь к животным. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон, поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость) . Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Материал: у детей: пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: магнитная доска с зеркальной поверхностью, формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.
Дети входят в группу и находят на ковре посылку.
Воспитатель: Ой, а это что за посылка? Ребята, кто нам мог ее прислать?
Дети: Почтальон Печкин. Незнайка. Бабушка…. .
Воспитатель: Что может находиться в этой посылке?
Дети: Конфеты, книги, игрушки,
Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?
Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду.
Воспитатель: Ребята, почему с зайцами произошла такая беда?
Дети: Зайцы не успели спастись от воды.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на макете кого-то нет.
Дети: На макете нет лесных жителей….
Воспитатель: С помощью загадки вы, ребята отгадайте, о ком идет речь.
(Дети стоят вокруг стола, на котором расположен макет.)
- Вижу один островок небольшой - зайцы на нем собралися гурьбой. (Посередине столов - островок, на нем сидят зайцы.)
- С каждой минутой вода подбиралась. Тут я подъехал. взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
(Все слова сопровождаются действиями: на лодке подъехал дед Мазай и выручил всех зайчат.)
Воспитатель: А что бы вы сделали на его месте?
Дети: Мы бы тоже стали спасать бедных зайчат.
Воспитатель: Давайте, слепим зайчат и посадим их на остров. Сегодня вы будете в роли деда Мазая.
- У нас есть подготовленная форма для нашей композиции.
Дети: А почему она похожа на зеркало?
Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавашись друг к другу, сидят испуганные звери.
Повторяя строчки из стихотворения воспитатель обыгрывает ситуацию
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.
- Как он их спасает?
Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.
Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?
Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.
Дети: показывают свои грустные лица.
Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?
Дети: Ему страшно.
Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?
Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.
Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?
Дети: Он теперь в безопасности.
Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.
Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.
- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах) .
Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот-так, вот-так, и ушами шевелит (показать пальчиками ушки)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот-так, вот-так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал:
Зайка прыг, и ускакал
Дети: Дети играют в игру, воспитатель задает тему настроения.
Воспитатель: А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.
- А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.
Этот пальчик – маленький,
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, выбирайте пластилин нужного цвета и начинайте лепить зайчат.
(Самостоятельная деятельность детей. Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием, например: примазывание)
Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом весеннем лесу, скоро на лодке приплывет дед Мазай и спасет наших зайчат от гибели.
- Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи зайчики вам понравились больше всех и почему?
Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.
Интеграция образовательных областей:
Программное содержание. Учить детей создавать выразительный образ зайца из пластилина.
• Сформировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных из пластилина фигурок, передавая взаимоотношения между ними;
• Закрепить приемы лепки : скатывание, раскатывание, вдавливание, прищипывание, расплющивание.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать умение создавать в воображении образ зайца,
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, способность к формированию композиции.
• Развивать глазомер, чувство композиции.
• Вызвать интерес к экспериментированию в конструктивном творчестве.
• Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к результатам своей деятельности;
• Воспитывать уверенность в своих силах, доброту, взаимопомощь;
• Воспитывать любовь к животным.
Используемое оборудование: Пластилин, стеки, бумажные салфетки по количеству детей, вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, композиционная основа из фольги для коллективной работы с деревом, пеньком и плывущим по воде бревном.
Словарная работа. Половодье, островок, гурьба, аршин, сажень.
Методы и приёмы. Актуализация знаний детей; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; рассматривание, объяснение, рефлексивный анализ.
Я раз за дровами в лодке поехал.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Столбик, не столбик, зайчишка на пне,
Лапки скрестивши стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика.
Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Воспитатель: Ребята, в какое время года с зайцами произошла такая беда?
Воспитатель: А почему это случилось?
Дети: Начал таять снег, вода затопила весь лес. Было половодье.
Воспитатель: Как добрый дед Мазай спас бедных зайцев от гибели?
Дети: Он сажал их всех в лодку, потом прицепил бревно с зайчиками к своей лодке, и потом отвез всех зайцев на берег и выпустил.
(Затем педагог показывает ребятам подготовленную заранее основу для коллективной композиции)
Воспитатель: Вот и сегодня дедушка Мазай увидел беспомощных зайчиков, которые спасались от большой воды, они сидели на ветках деревьев и спасались на плавающих брёвнах. Ребята, а что могло бы случиться, если бы никто не пришёл на помощь животным.
Дети: Они могли бы погибнуть. Зайцы совсем плавать не умеют и могли бы утонуть. Все должны любить животных и заботиться о них.
Воспитатель: Да ребята, какие вы все заботливые!
– Лодочка плывёт по воде, в которой отражаются деревья и кусты, и дедушка Мазай спасает зайчиков – он поднимает их за уши и усаживает в свою лодку, а некоторые зайчишки сами запрыгивают в лодку со своих пеньков.
– Давайте и мы с вами поможем дедушке Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьях и дополним композицию.
- Сейчас мы с вами на минутку превратимся в маленьких зайчишек.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Вот так, вот так –
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).
Вот так, вот так –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Вот так, вот так –
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).
Вот так, вот так –
Зайка — прыг — и убежал!
- Теперь ребята, вспомним как лепить зайца, сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький, кругленький.
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить)
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.
В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.
– Посмотрите, какие из зайчиков вам кажутся самыми выразительными?
– Что вам ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайчиков у нас много, прям как в мультфильме)
Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы такие добрые и отзывчивые. За вашу работу, все вы старались и поэтому в глазах зайчиков выражена вам благодарность. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшим в беду. А закончить мне хочется словами поэта Н. Некрасова.
«К берегу плотно бревно я пригнал,
И во весь дух пошли зайчишки.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Иванникова О.И.
Программное содержание : Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, перемещение лап ) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Материалы, инструменты, оборудование: у детей: пластилин, стеки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки.
У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, поворотный диск, комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: прочная фольга овальной формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.
Дети: можно сделать аппликацию, нарисовать, сделать оригами, сшить зайчиков, а еще можно слепить зайчиков.
Воспитатель: правильно ребята.
Воспитатель предлагает вспомнить детям о том, когда и почему с зайцами произошла такая беда и как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели.
Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?
Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду, вода затопила весь лес. Началось половодье.
Воспитатель: А почему с зайцами произошла такая беда?
Дети: Зайцы не успели спастись от воды.
Воспитатель: Ребята, помогите мне слепить зайчат и мы посадим их на островок. У нас осталась подготовленная мною форма для нашей композиции.
Дети: А почему она похожа на зеркало?
Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавшись друг к другу, сидят испуганные звери.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.
- Как он их спасает?
Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.
Воспитатель: Вот и мы вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.
Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?
Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.
Дети: показывают свои грустные лица.
Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?
Дети: Ему страшно.
Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?
Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.
Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?
Дети: Он теперь в безопасности.
Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.
Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.
- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах) .
Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.
Физкультминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы- серые клубочки
(руки возле груди , как лапки у зайцев; прыжки)
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед- назад)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд.
Зашагали как отряд.
Воспитатель: Теперь ребята, вспомним как лепить зайца, сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький, кругленький.
А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.
Итог занятия
Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрите, какие из зайчиков вам кажутся самыми выразительными?
Что вам еще понравилось в этой работе?
Дети : Мы делали ее вместе, она получилась большая, зайчиков у нас много и вы Ольга Ивановна сможете показать нам пластилиновый театр.
Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.
Программное содержание. Учить детей создавать выразительный образ зайца из пластилина.
- Сформировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных из пластилина фигурок, передавая взаимоотношения между ними;
- Закрепить приемы лепки: скатывание, раскатывание, вдавливание, прищипывание, расплющивание.
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать умение создавать в воображении образ зайца;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, способность к формированию композиции;
- Развивать глазомер, чувство композиции;
- Вызвать интерес к экспериментированию в конструктивном творчестве.
- Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к результатам своей деятельности;
- Воспитывать уверенность в своих силах, доброту, взаимопомощь;
- Воспитывать любовь к животным.
Используемое оборудование: Пластилин, стеки, бумажные салфетки по количеству детей, вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, композиционная основа из фольги для коллективной работы с деревом, пеньком и плывущим по воде бревном.
Словарная работа: Половодье, островок, гурьба, аршин, сажень.
Методы и приёмы: Актуализация знаний детей; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; рассматривание, объяснение, рефлексивный анализ.
Я раз за дровами в лодке поехал.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Столбик, не столбик, зайчишка на пне,
Лапки скрестивши стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика.
Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок .
Воспитатель: Ребята, в какое время года с зайцами произошла такая беда?
Дети: Весной!
Воспитатель: А почему это случилось?
Дети: Начал таять снег, вода затопила весь лес. Было половодье.
Воспитатель: Как добрый дед Мазай спас бедных зайцев от гибели?
Дети: Он сажал их всех в лодку, потом прицепил бревно с зайчиками к своей лодке, и потом отвез всех зайцев на берег и выпустил.
(Затем педагог показывает ребятам подготовленную заранее основу для коллективной композиции.)
Воспитатель: Вот и сегодня дедушка Мазай увидел беспомощных зайчиков, которые спасались от большой воды, они сидели на ветках деревьев и спасались на плавающих брёвнах. Ребята, а что могло бы случиться, если бы никто не пришёл на помощь животным.
Дети: Они могли бы погибнуть. Зайцы совсем плавать не умеют и могли бы утонуть. Все должны любить животных и заботиться о них.
Воспитатель:Да ребята, какие вы все заботливые!
– Лодочка плывёт по воде, в которой отражаются деревья и кусты, и дедушка Мазай спасает зайчиков – он поднимает их за уши и усаживает в свою лодку, а некоторые зайчишки сами запрыгивают в лодку со своих пеньков.
– Давайте и мы с вами поможем дедушке Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьях и дополним композицию.
- Сейчас мы с вами на минутку превратимся в маленьких зайчишек.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Вот так, вот так –
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).
Вот так, вот так –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Вот так, вот так –
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).
Вот так, вот так –
Зайка — прыг — и убежал!
- Теперь ребята, вспомним как лепить зайца, сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький, кругленький.
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.
В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.
– Посмотрите, какие из зайчиков вам кажутся самыми выразительными?
– Что вам ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайчиков у нас много, прям как в мультфильме.)
Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы такие добрые и отзывчивые. За вашу работу, все вы старались и поэтому в глазах зайчиков выражена вам благодарность. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшим в беду. А закончить мне хочется словами поэта Н. Некрасова.
Читайте также: