Конспект нод лепка старшая группа дед мазай и зайцы

Обновлено: 07.07.2024

Кошель Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №37 "Родничок" г.Бугульма РТ

Задачи: Воспитывать любовь к животным. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон, поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Материал: у детей: пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: магнитная доска с зеркальной поверхностью, формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.

Дети входят в группу и находят на ковре посылку.

Воспитатель: Ой, а это что за посылка? Ребята, кто нам мог ее прислать?

Дети: Почтальон Печкин. Незнайка. Бабушка…. .

Воспитатель: Что может находиться в этой посылке?

Дети: Конфеты, книги, игрушки,

Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?

Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду.

Воспитатель: Ребята, почему с зайцами произошла такая беда?

Дети: Зайцы не успели спастись от воды.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на макете кого-то нет.

Дети: На макете нет лесных жителей….

Воспитатель: С помощью загадки вы, ребята отгадайте, о ком идет речь.

(Дети стоят вокруг стола, на котором расположен макет.)

- Вижу один островок небольшой - зайцы на нем собралися гурьбой. (Посередине столов - островок, на нем сидят зайцы.)

- С каждой минутой вода подбиралась. Тут я подъехал. взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!

(Все слова сопровождаются действиями: на лодке подъехал дед Мазай и выручил всех зайчат.)

Воспитатель: А что бы вы сделали на его месте?

Дети: Мы бы тоже стали спасать бедных зайчат.

Воспитатель: Давайте, слепим зайчат и посадим их на остров. Сегодня вы будете в роли деда Мазая.

- У нас есть подготовленная форма для нашей композиции.

Дети: А почему она похожа на зеркало?

Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавашись друг к другу, сидят испуганные звери.

Повторяя строчки из стихотворения воспитатель обыгрывает ситуацию

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.

- Как он их спасает?

Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.

Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?

Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.

Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.

Дети: показывают свои грустные лица.

Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?

Дети: Ему страшно.

Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?

Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.

Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.

Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?

Дети: Он теперь в безопасности.

Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.

Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.

- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах).

Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.

Физкультминутка

(показываем движениями)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот-так, вот-так, и ушами шевелит (показать пальчиками ушки)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот-так, вот-так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)

Надо зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал:

Зайка прыг, и ускакал

(дети разбегаются).

Дети: Дети играют в игру, воспитатель задает тему настроения.

Воспитатель: А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.

- А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – маленький,

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, выбирайте пластилин нужного цвета и начинайте лепить зайчат.

(Самостоятельная деятельность детей. Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием, например: примазывание)

Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом весеннем лесу, скоро на лодке приплывет дед Мазай и спасет наших зайчат от гибели.

- Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи зайчики вам понравились больше всех и почему?

Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.

Задачи: Воспитывать любовь к животным. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон, поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость) . Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Материал: у детей: пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: магнитная доска с зеркальной поверхностью, формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.

Дети входят в группу и находят на ковре посылку.

Воспитатель: Ой, а это что за посылка? Ребята, кто нам мог ее прислать?

Дети: Почтальон Печкин. Незнайка. Бабушка…. .

Воспитатель: Что может находиться в этой посылке?

Дети: Конфеты, книги, игрушки,

Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?

Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду.

Воспитатель: Ребята, почему с зайцами произошла такая беда?

Дети: Зайцы не успели спастись от воды.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на макете кого-то нет.

Дети: На макете нет лесных жителей….

Воспитатель: С помощью загадки вы, ребята отгадайте, о ком идет речь.

(Дети стоят вокруг стола, на котором расположен макет.)

- Вижу один островок небольшой - зайцы на нем собралися гурьбой. (Посередине столов - островок, на нем сидят зайцы.)

- С каждой минутой вода подбиралась. Тут я подъехал. взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!

(Все слова сопровождаются действиями: на лодке подъехал дед Мазай и выручил всех зайчат.)

Воспитатель: А что бы вы сделали на его месте?

Дети: Мы бы тоже стали спасать бедных зайчат.

Воспитатель: Давайте, слепим зайчат и посадим их на остров. Сегодня вы будете в роли деда Мазая.

- У нас есть подготовленная форма для нашей композиции.

Дети: А почему она похожа на зеркало?

Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавашись друг к другу, сидят испуганные звери.

Повторяя строчки из стихотворения воспитатель обыгрывает ситуацию

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.

- Как он их спасает?

Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.

Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?

Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.

Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.

Дети: показывают свои грустные лица.

Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?

Дети: Ему страшно.

Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?

Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.

Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.

Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?

Дети: Он теперь в безопасности.

Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.

Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.

- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах) .

Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот-так, вот-так, и ушами шевелит (показать пальчиками ушки)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот-так, вот-так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)

Надо зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал:

Зайка прыг, и ускакал

Дети: Дети играют в игру, воспитатель задает тему настроения.

Воспитатель: А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.

- А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.

Этот пальчик – маленький,

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, выбирайте пластилин нужного цвета и начинайте лепить зайчат.

(Самостоятельная деятельность детей. Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием, например: примазывание)

Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом весеннем лесу, скоро на лодке приплывет дед Мазай и спасет наших зайчат от гибели.

- Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи зайчики вам понравились больше всех и почему?

Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.

Интеграция образовательных областей:

Программное содержание. Учить детей создавать выразительный образ зайца из пластилина.

• Сформировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных из пластилина фигурок, передавая взаимоотношения между ними;

• Закрепить приемы лепки : скатывание, раскатывание, вдавливание, прищипывание, расплющивание.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать умение создавать в воображении образ зайца,

• Развивать мелкую моторику пальцев рук, способность к формированию композиции.

• Развивать глазомер, чувство композиции.

• Вызвать интерес к экспериментированию в конструктивном творчестве.

• Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к результатам своей деятельности;

• Воспитывать уверенность в своих силах, доброту, взаимопомощь;

• Воспитывать любовь к животным.

Используемое оборудование: Пластилин, стеки, бумажные салфетки по количеству детей, вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, композиционная основа из фольги для коллективной работы с деревом, пеньком и плывущим по воде бревном.

Словарная работа. Половодье, островок, гурьба, аршин, сажень.

Методы и приёмы. Актуализация знаний детей; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; рассматривание, объяснение, рефлексивный анализ.

Я раз за дровами в лодке поехал.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Столбик, не столбик, зайчишка на пне,

Лапки скрестивши стоит, горемыка,

Взял и его - тягота невелика.

Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок.

Воспитатель: Ребята, в какое время года с зайцами произошла такая беда?

Воспитатель: А почему это случилось?

Дети: Начал таять снег, вода затопила весь лес. Было половодье.

Воспитатель: Как добрый дед Мазай спас бедных зайцев от гибели?

Дети: Он сажал их всех в лодку, потом прицепил бревно с зайчиками к своей лодке, и потом отвез всех зайцев на берег и выпустил.

(Затем педагог показывает ребятам подготовленную заранее основу для коллективной композиции)

Воспитатель: Вот и сегодня дедушка Мазай увидел беспомощных зайчиков, которые спасались от большой воды, они сидели на ветках деревьев и спасались на плавающих брёвнах. Ребята, а что могло бы случиться, если бы никто не пришёл на помощь животным.

Дети: Они могли бы погибнуть. Зайцы совсем плавать не умеют и могли бы утонуть. Все должны любить животных и заботиться о них.

Воспитатель: Да ребята, какие вы все заботливые!

– Лодочка плывёт по воде, в которой отражаются деревья и кусты, и дедушка Мазай спасает зайчиков – он поднимает их за уши и усаживает в свою лодку, а некоторые зайчишки сами запрыгивают в лодку со своих пеньков.

– Давайте и мы с вами поможем дедушке Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьях и дополним композицию.

- Сейчас мы с вами на минутку превратимся в маленьких зайчишек.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (дети показывают).

Вот так, вот так –

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).

Вот так, вот так –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут).

Вот так, вот так –

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).

Вот так, вот так –

Зайка — прыг — и убежал!

- Теперь ребята, вспомним как лепить зайца, сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький, кругленький.

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить)

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.

В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

– Посмотрите, какие из зайчиков вам кажутся самыми выразительными?

– Что вам ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайчиков у нас много, прям как в мультфильме)

Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы такие добрые и отзывчивые. За вашу работу, все вы старались и поэтому в глазах зайчиков выражена вам благодарность. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшим в беду. А закончить мне хочется словами поэта Н. Некрасова.

«К берегу плотно бревно я пригнал,

И во весь дух пошли зайчишки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Иванникова О.И.

Программное содержание : Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, перемещение лап ) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Материалы, инструменты, оборудование: у детей: пластилин, стеки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки.

У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, поворотный диск, комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: прочная фольга овальной формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.

Дети: можно сделать аппликацию, нарисовать, сделать оригами, сшить зайчиков, а еще можно слепить зайчиков.

Воспитатель: правильно ребята.

Воспитатель предлагает вспомнить детям о том, когда и почему с зайцами произошла такая беда и как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели.

Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?

Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду, вода затопила весь лес. Началось половодье.

Воспитатель: А почему с зайцами произошла такая беда?

Дети: Зайцы не успели спастись от воды.

Воспитатель: Ребята, помогите мне слепить зайчат и мы посадим их на островок. У нас осталась подготовленная мною форма для нашей композиции.

Дети: А почему она похожа на зеркало?

Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавшись друг к другу, сидят испуганные звери.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.

- Как он их спасает?

Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.

Воспитатель: Вот и мы вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.

Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?

Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.

Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.

Дети: показывают свои грустные лица.

Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?

Дети: Ему страшно.

Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?

Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.

Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.

Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?

Дети: Он теперь в безопасности.

Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.

Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.

- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах) .

Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.

Физкультминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы- серые клубочки

(руки возле груди , как лапки у зайцев; прыжки)

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед- назад)

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд.

Зашагали как отряд.

Воспитатель: Теперь ребята, вспомним как лепить зайца, сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький, кругленький.

А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.

Итог занятия

Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрите, какие из зайчиков вам кажутся самыми выразительными?

Что вам еще понравилось в этой работе?

Дети : Мы делали ее вместе, она получилась большая, зайчиков у нас много и вы Ольга Ивановна сможете показать нам пластилиновый театр.

Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.

Программное содержание. Учить детей создавать выразительный образ зайца из пластилина.

  • Сформировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных из пластилина фигурок, передавая взаимоотношения между ними;
  • Закрепить приемы лепки: скатывание, раскатывание, вдавливание, прищипывание, расплющивание.
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать умение создавать в воображении образ зайца;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, способность к формированию композиции;
  • Развивать глазомер, чувство композиции;
  • Вызвать интерес к экспериментированию в конструктивном творчестве.
  • Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к результатам своей деятельности;
  • Воспитывать уверенность в своих силах, доброту, взаимопомощь;
  • Воспитывать любовь к животным.

Используемое оборудование: Пластилин, стеки, бумажные салфетки по количеству детей, вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, композиционная основа из фольги для коллективной работы с деревом, пеньком и плывущим по воде бревном.

Словарная работа: Половодье, островок, гурьба, аршин, сажень.

Методы и приёмы: Актуализация знаний детей; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; рассматривание, объяснение, рефлексивный анализ.

Я раз за дровами в лодке поехал.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Столбик, не столбик, зайчишка на пне,

Лапки скрестивши стоит, горемыка,

Взял и его - тягота невелика.

Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок .

Воспитатель: Ребята, в какое время года с зайцами произошла такая беда?

Дети: Весной!

Воспитатель: А почему это случилось?

Дети: Начал таять снег, вода затопила весь лес. Было половодье.

Воспитатель: Как добрый дед Мазай спас бедных зайцев от гибели?

Дети: Он сажал их всех в лодку, потом прицепил бревно с зайчиками к своей лодке, и потом отвез всех зайцев на берег и выпустил.

(Затем педагог показывает ребятам подготовленную заранее основу для коллективной композиции.)

Основа для коллективной композиции

Воспитатель: Вот и сегодня дедушка Мазай увидел беспомощных зайчиков, которые спасались от большой воды, они сидели на ветках деревьев и спасались на плавающих брёвнах. Ребята, а что могло бы случиться, если бы никто не пришёл на помощь животным.

Дети: Они могли бы погибнуть. Зайцы совсем плавать не умеют и могли бы утонуть. Все должны любить животных и заботиться о них.

Воспитатель:Да ребята, какие вы все заботливые!

– Лодочка плывёт по воде, в которой отражаются деревья и кусты, и дедушка Мазай спасает зайчиков – он поднимает их за уши и усаживает в свою лодку, а некоторые зайчишки сами запрыгивают в лодку со своих пеньков.

– Давайте и мы с вами поможем дедушке Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьях и дополним композицию.

- Сейчас мы с вами на минутку превратимся в маленьких зайчишек.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (дети показывают).

Вот так, вот так –

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).

Вот так, вот так –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут).

Вот так, вот так –

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).

Вот так, вот так –

Зайка — прыг — и убежал!

- Теперь ребята, вспомним как лепить зайца, сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький, кругленький.

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку детей. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, затрудняющимся детям.

В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

– Посмотрите, какие из зайчиков вам кажутся самыми выразительными?

– Что вам ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайчиков у нас много, прям как в мультфильме.)

Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы такие добрые и отзывчивые. За вашу работу, все вы старались и поэтому в глазах зайчиков выражена вам благодарность. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь попавшим в беду. А закончить мне хочется словами поэта Н. Некрасова.

Читайте также: