Конспект урока журавль и цапля 7 класс 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Долгожданный дан звонок,

Сядем прямо, не согнемся,

За работу все возьмемся.

Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам)

Ребята, мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

Сказка – один видов устного народного творчества. Она отражает мировоззрение народа, его мечты о будущем.

Что что такое устное народное творчество?

(Это произведении которые возникли в давние времена и сопутствуют человеку с раннего детства до старости. Создавал их народ. Они никем не записывались и не читались, а только рассказывались, передавались устно, из уст в уста. )

Кроме народной, какой ещё может быть сказка?

(авторская или литературная)

Возьмите карточку №1, которая у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).

-Какие ещё русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.

- Можете ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?

Сказки о животных бытовые сказки волшебные сказки

Оценка работы учащихся с комментариями

Объявление темы и цели урока

- сегодня на уроке мы повторим устную народную творчеству, в частности о сказках. Мы будем читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить её продолжение.

Посмотрите на доску.

Кто изображен на этих иллюстрациях? (птицы – журавль и цапля)

б ) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.

-Какой показалась вам эта сказка – грустный, веселой, незаконченной?

в)Объяснение значения непонятных слов из сказки (словарная работа)

-ребята, в сказке вам встретятся такие слова:

Цапля –болотная птица (шилен)

Журавль – болотная птица – (дуруяа)

Сватовство (посвататься) - (пер. на тув. кудалаар)

верста (семь верст) – (хемчээл)

г) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

- прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?

- как называется начало сказки? (Зачин) оно связано со сказкой?

- как вы думаете те, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?

- Чем Журавль не понравился Цапле? Почему?

- как повел себя Журавль, когда цапля сама пришла к нему? Объясните почему.

Дифференцированный подход к детям

I – II группе (индивидуальная карточка с алгоритмом ответа)

Журавль не понравился Цапле, тем что у него ….

Цаплю очень обидел отказ от Журавля, она …..

- вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?

-попробуем составить рассуждение, с опорой на алгоритм.

Карточки с алгоритмом рассуждения прикрепляется на доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.

- какие качества птиц показаны нам в этой сказке?

Как вы думаете, кто должен был первым согласиться пойти на встречу и примириться? (Цапля) Почему? (потому он был мужчиной)

III и IV группа карточки с прописями, раскраски на тему птиц. (Тойлу, Родион, Рудольф)

Повторное чтение сказки учащимися по ролям .

Работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой птиц, когда она просит и когда отказывает.

Анализ содержание сказки, работа с пословицами.

Приготовьте карточку №2. Сейчас вы будете работать с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания подходит ли она к сказке.

Семь раз отмерь,…. и семь раз отрежь.

один раз отрежь.

Сначала думай, …… потом говори

В какой из пословиц возможно два варианта правильные.

- какие особенности характерны для сказок вы можете отметить в этом сказке?

- какую мысль пытается донести до нас народ в этой сказке?

Нарисовать иллюстрацию с доски. Скажите какой момент сказки изображен на ней?(в доме Цапли пожаловал Журавль)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

- главные герои сказки? (Журавль и Цапля)

- Как вы думаете, кто должен был первым согласиться пойти на встречу и примириться? (Журавль) Почему? (потому он был мужчиной)

-Ребята, что бы вы посоветовали героям этой сказки? (уважение друг друга и взаимопонимание)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познакомить с русской народной сказкой "Журавль и Цапля".

- закрепить знания учащегося об устном народном творчестве, о сказках и их жанровых особенностях;

- познакомить с новой русской народной сказкой;

- отрабатывать навык выразительного чтения произведения.

- корригировать и развивать внимание и воображение учащегося при работе с пословицами, заданиями по карточкам;

- пополнять активный и пассивный словарь школьника новыми словами и выражениями;

- развивать связную устную речь.

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование:

3. Карточки для индивидуальной работы.

4. Иллюстрации к сказке.

5. Толковый словарь.

Используемые методики, технологии (условные обозачения):

ИКТ – презентация, демонстрируемая на ноутбуке. 

Здоровьесберегающие технологии – гимнастка для глаз по методу В,Ф.Базарного, физкультминутка, смена видов деятельности и статичной позы туловища. 

Современные образовательные технологии  : дифференцированное обучение в соответствие с индивидуальными учебными возможностями; коррекционно-развивающие (работа с толковым словарем, речевая гимнастика, работа по опорным и дидактическим карточкам); игровые (инсценировка характеров) и др.

I . Организация начала урока. Проверка готовности к уроку. Настрой учащегося на работу. 

Итак, мой друг, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садись-ка поудобнее –
Начнем скорей урок

II . Повторение пройденного материала.

а) Актуализация знаний учащегося (беседа, работа по карточкам).

- Мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

- Кроме народной, какой еще может быть сказка? (авторская или литературная).

- Возьми карточку №1, которая лежит на парте. Покажи стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной). 

народная

авторская

- Какие еще русские народные сказки ты помнишь?

- Скажи, есть ли у тебя любимая сказка? Почему именно эта сказка тебе нравится?

- Сказка отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть слово или выражение, а ты, должен его продолжить и предположить, в какой сказке оно может встречаться.

Жили - были … Ждет - пождет … Добрый молодец … Красна - девица … За тридевять земель … Жить - поживать …

б) Оценка работы учащегося с комментариями.

III . Изучение нового материала.

а) Объявление темы и цели урока.

- Посмотри, кто изображен на этих иллюстрациях? (Птицы - журавль и цапля).

б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

- Какой показалась тебе эта сказка, грустной, веселой, какой-то незаконченной?

в)Словарная работа- объяснение значения непонятных слов из сказки .

- В сказке нам встретились слова сватовство (посвататься) и верста (семь верст). (Слова записаны на карточках).

- Посмотрим значение слова в толковом словаре.

- Употребляют ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?

г) Речевая разминка.

- Попробуй сказать быстро:

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения.

д) Чтение сказки учащимся по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте и сопровождением презентации с иллюстрациями к сказке.  Вопросы учителя по содержанию сказки.

- Прочитай первый абзац сказки. Как называется такое начало?

- Как называется начало сказки? Оно связано со сказкой?

- Как ты думаешь, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?

- Чем Журавль не понравился Цапле?

- Обидел ли Журавля отказ Цапли? Почему?

- Как повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясни, почему.

е) Гимнастика для глаз по методу В.Ф.Базарного.

Продолжение чтения сказки учащимся.

- Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?

При ответах на вопросы ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа  :

Журавль не понравился Цапле, тем, что у него …

Цаплю очень обидел отказ Журавля, она …

- Какие качества птиц показаны нам в этой сказке?

- Как ты думаешь, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться? Почему?

IV . Закрепление изученного материала

а ) Анализ содержания сказки, работа с пословицами, инсценировка характеров.

- Приготовь карточку №2. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания пословицы и определить подходит ли она к сказке. 

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с русской народной сказкой "Журавль и Цапля".

Задачи

  • закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;
  • познакомить школьников с новой русской народной сказкой;
  • отрабатывать навык выразительного чтения произведения.
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству;
  • воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование

Учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые словари

Тип урока

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

Урок чтения в 7 классе

Гринеева Татьяна Викторовна – учитель чтения

Познакомить с русской народной сказкой "Журавль и Цапля".

Образовательные:

закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;

познакомить школьников с новой русской народной сказкой;

отрабатывать навык выразительного чтения произведения.

Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями по карточкам;

пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

Воспитательные:

воспитывать любовь к устному народному творчеству;

воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование

Учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые словари

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок

2. Повторение пройденного материала

а) Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

Ребята, мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

Кроме народной, какой еще может быть сказка? (авторская или литературная).

Возьмите карточку №1, которая лежит у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).

(Аналогичные вопросы задаются и по другим сказкам, указанным в карточке № 1).

Какие еще русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.

Можете ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?

Скажите, есть ли у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка вам нравиться?

Сказка отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть вам слово или выражение, а вы, должны его продолжить и предположить, в какой сказке оно может встречаться.

Жили-были …
Ждет-пождет …
Жить-поживать …
Добрый молодец …
Красна-девица …
За тридевять земель …

Оценка работы учащихся с комментариями

3. Изучение нового материала

а) Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Мы будем учиться читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить ее продолжение.

Посмотрите на доску. Кто изображен на этих иллюстрациях? (Птицы - журавль и цапля).

б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.

Какой показалась вам эта сказка, грустной, веселой, какой-то незаконченной?

в) Речевая разминка.

Попробуем сказать быстро: Это присказка, а не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Объясните, как вы понимаете эти выражения

г) Объяснение значения непонятных слов из сказки

Ребята, в сказке вам встретятся такие слова как: сватовство (посвататься) и верста (семь верст). (Слова записаны на карточках и прикреплены на магнитной доске).

Для подтверждения или опровержения ответа, посмотрите значение слова в толковом словаре.

Как вы думаете, это слово устарело или встречается и сейчас в нашей речи?

Употребляют ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?

д) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

Прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?

Как называется начало сказки? Оно связано со сказкой?

Как вы думаете, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?

Чем Журавль не понравился Цапле?

Обидел ли Журавля отказ Цапли? Почему?

Как повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясните, почему.

Слабоуспевающим школьникам предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа на вопрос:

Журавль не понравился Цапле, тем, что у него …

Цаплю очень обидел отказ Журавля, она …

Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?

Попробуем составить рассуждение, с опорой на алгоритм.

Карточка с алгоритмом рассуждения прикрепляется на магнитную доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.


Какие качества птиц показаны нам в этой сказке?

Как вы думаете, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться? Почему?

Слабоуспевающим школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего не добился, съел несоленую пищу.

4. Закрепление изученного материала

а) Повторное чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда отказывает.

б) Анализ содержания сказки, работа с пословицами.

Приготовьте карточку №2, она лежит у вас на краю парты. Сейчас вы будете работать совместно с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания пословицы, объяснить ее смысл и определить подходит ли она к сказке.

Семь раз отмерь, …

и семь раз отрежь.

один раз отрежь.

От одного слова …

никогда не будет ссоры.

В какой из пословиц возможно два варианта продолжения. Докажите, что оба варианта правильные.

Какие характерные особенности для сказок вы можете отметить в этой сказке?

Какую мысль, пытается донести до нас народ в этой сказке?

в) Чтение сказки по ролям с предварительным разбором и элементами драматизации.

Как вы думаете, какой характер был у Цапли? Как меняется ее настроение и манера поведения от ситуации, в которой она оказывается? Попробуем показать, как она ходит, смотрит, когда она сама идет к Журавлю свататься, и когда дает ему отказ, используя мимику, жест, взгляд.

А теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль. Покажем, как он ходит, смотрит и т.п.

Сейчас мы попробуем прочитать сказку по ролям. Постарайтесь голосом передать характер персонажа, его манеры, то есть все то, что вы сейчас показывали с помощью мимики и жестов, но без слов. Не забудьте изменять тон вашего голоса в зависимости от ситуации, в которой оказывается персонаж.

г) Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание.

Ребята, мы с вами уже сказали, что в этой сказке, как будто нет конца, она заканчивается тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту друг к другу свататься и никак не могут договориться. Попробуем изменить концовку этой сказки, придумать свое продолжение.

Читайте также: