Где спрятана вода конспект 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Что такое падение и уклон реки? От чего они
зависят?
• Падение реки – разность отметок высот
поверхности воды у истока и устья реки или на
отдельном ее участке. Уклон реки – отношение
падения реки (или другого водотока) на каком-либо
её участке к длине этого участка. Уклон реки
выражается в промилле или процентах, а также как
величина падения на длину участка. Оба эти
понятия зависят от рельефа местности, чем будет
круче рельеф, тем больше будет уклон и падение
реки.

Перечислите особенности рек России.
• Для рек России характерны две отличительные особенности
питания: 1) благодаря положению страны в умеренных и
высоких широтах и континентальности климата, в питании рек
почти повсеместно принимает участие снежный покров; 2) для
большинства рек характерны три источника питания: талые
снеговые, дождевые и грунтовые воды. Значительно меньшее
количество рек имеет либо все четыре источника питания, либо
два в различных сочетаниях (снеговое + дождевое, снеговое +
грунтовое, дождевое + грунтовое).

• Для образования любого озера необходимо наличие воды и озёрной
котловины . Наличие котловин , их глубина и форма зависят от рельефа
и строения земной коры.
• В строении дна котловины должны участвовать горные породы , не
пропускающие воду (водоупорные), - глины , суглинки или плотные
скальные породы , не разбитые трещинами.
• В полярных областях водоупорными являются грунты, скованные
многолетней мерзлотой.

Озера - замкнутые котловины, заполненные
водой.
Озера бывают пресные и соленые, сточные и
бессточные.
Озера различают по происхождению:
водохранилища
тектонические
Ледниково тектонические
термокарстовые
моренные вулканические

Ледниковые – образовались в результате работы
ледника. Они не велики по размерам и у них
характерная вытянутая форма
• Пример: Озера Карелии

Ледниково-тектоническое озеро
• Тектонические озера,
которые углублены
под тяжестью
древнего ледника.
• Расположены на
северо-западе Русской
равнины.

Моренные озера
• Моренные озера
занимают понижения
между моренными
котловинами.
• Например – озеро
Селигер на Валдайской
возвышенности.

Тектоническое озеро
• Тектонические озера
образуются в разломах
земной коры.
• Такие озера продолговатые:
узкие и длинные.
• Ярким представителем
является – Байкал (1637 м).

Искусственные озера - созданные
человеком(водохранилища).
• Пример: Братское водохранилище- самое крупное в России.

Озера бывают сточные и бессточные,
пресные и соленые.
• Сточные – в которые реки втекают и вытекают
(пресные). Ладожское, Онежское, Байкал.

Болото –
Это переувлажнённый участок суши с непроточной или
слабопроточной водой и влаголюбивой растительностью, со
слоем торфа.

Болота распространены на территориях с избыточным
увлажнением, где затруднён отток воды.
Самое крупное болото мира – Васюганское площадью
около 54 тыс. км² ; мощность торфа в нём – до 11м.

• В болотах накапливается торф-осадочная порода
органического происхождения, обычно чёрного или
тёмно-коричневого цвета.
• Торф- ценное органическое удобрение, а также
горючий материал.

Болота бывают верховые и низинные.
Верховые болота питаются за счёт атмосферных
осадков, бедных солями, а низинные- ещё и ха счёт грунтовых
вод, богатых солями.

Много воды содержится в подземных водах и ледниках.
Это самые чистые источники воды на Земле. Подземные
воды содержатся в верхней части земной коры и широко
используются в хозяйстве. Самые ценные из нихмежпластовые.
Подземные воды бывают как пресными, так и
минерализованными, которые используются в лечебных
целях.

• Наиболее известные минеральные воды Северного
Кавказа, Сочи, Забайкалья, Приморья.
• В Западной Сибири, на Кавказе ,Камчатке
сосредоточены запасы термальных подземных
вод с температурой от 30 до 300°C.Термальные
воды можно использовать для обогрева жилых
домов, теплиц и др.

Подземные воды
Подземные воды- это
воды, находящиеся в
земной коре.
Подземные
воды
грунтовые межпластовые

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 30. Тема: Где спрятана вода.

Цели: Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Продолжить учить работать с картами, таблицами и др. источниками информации.

Оборудование: физическая карта России, атласы. Таблицы: озера, подземные воды, ледники.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

ІІІ. Опрос домашнего задания.

- Какие воды мы называем внутренними?

- С какими компонентами природы взаимосвязаны внутренние воды?

- Россия страна великих речных систем. К бассейнам каких океанов относят реки России?

- К бассейну какого океана принадлежит большинство крупных рек России? С чем это связано?

- Какие особенности речной системы зависят от рельефа?

- Какие 2 типа рек выделяют по характеру течения? Чем они отличаются?

- Что называется падением и уклоном реки? Решите задачи

1) Высота истока реки – 250 м. Высота устья – 150 м. Какой уклон будет иметь река при длине 500 км. Горная она или равнинная?

2) Падение реки 200 м. Какую длину может иметь река, если известно, что её уклон 500 см/км.

- Какие особенности рек зависят от климата? (густота речной сети, питание, режим реки, замерзаемость).

- Какой тип питания имеют большинство рек России?

- На какие 3 группы делятся по режиму реки России?

- В какое время года разливается Волга? Когда разливается Амур? Объясните причины различий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа.

Методы: наглядный, словесный.

Повторение и систематизация знаний учащихся проводится в процессе выполнения следующих заданий :

а) (фронтально, по карте):

- перечислите все виды внутренних вод России;

- какие из них представлены у нас в крае, в Анапском районе?

- назвать и показать по карте:

* самую длинную реку России;

* самую полноводную реку России;

* самую полноводную реку Европы;

* самую крупную реку края;

* самое глубокое озеро мира; восточного полушария; северного полушария; Евразии; Азии; России;

* самое большое озеро по площади водной поверхности мира;

* самое большое озеро по площади водной поверхности Европы.

б) выполнить задания 2-9, с. 120 по учебнику.

3. Изучение нового материала проводится по следующему плану:

- В нашей стране около 3 млн озер, но большинство из них совсем невелики. По атласу определите, где находится самое большое количество озер России.

- каковы условия для образования озера?

- назовите факторы, которые играют главную роль в распространении озер;

- выделите озера по происхождению озерных котловин, найдите их на карте и подпишите на контурной карте РФ, указав тип озерной котловины.

- каково значение озер?

б\ самостоятельная работа с учебником с последующей устной проверкой. Вопросы – на доске (ММК):

Что происходит в болотах?

Где взять источники чистой воды

Что называют болотом?

Чем низинные болота отличаются от верховых?

Исстари на Руси болота считались злом. Там обитала нечистая сила. Какое же значение имеют болота?

Назвать и показать на карте самое крупное болото мира.

Где на Земле содержится самая чистая вода?

Что такое артезианский бассейн?

Какие воды называют подземными, минерализованными, термальными?

Какова роль ледников в природе?

Где в России распространены районы современных ледников?

Презентация кейса учениками.

Кстати, впервые открыл явление многолетней мерзлоты русский путешественник и естествоиспытатель академик российской академии наук Александр Федорович Миддендорф в Якутии, исследуя Восточную Сибирь в 40-х годах 19 в. Это положило начало целой науке в географии-мерзлотоведению. А сейчас есть новое направление – инженерное мерзлотоведение.

4.Закрепление и систематизация знаний.

Итак, подведем итог. Решим кроссворд (лист. Последующая проверка - ММК).

КРОССВОРД (ответы по горизонтали)

Осадочная порода органического происхождения, являющаяся ценным удобрением и горючим материалом;

Воды, содержащиеся в верхней части земной коры;

Оледенение на островах Арктики;

Переувлажненный участок суши с непроточной или слабопроточной водой и влаголюбивой растительностью, со слоем торфа;

Замкнутое природное углубление, заполненное водой;

Главная река Краснодарского края;

Самое крупное соленое озеро России, находится на юге Западной Сибири;

Подземные воды, которые используются для обогрева жилых домов, теплиц и т.д.;

Территория, с которой река собирает свои воды;

Название минеральной воды, месторождения которой находятся на территории города-курорта Анапа;

Самое крупное болото мира;

Где спрятана вода

Цели: Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Продолжить учить работать с картами, таблицами и др. источниками информации.

І. Оргмомент.

ІІ. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

ІІІ. Опрос домашнего задания.

- Какие воды мы называем внутренними?

- С какими компонентами природы взаимосвязаны внутренние воды?

- Россия страна великих речных систем. К бассейнам каких океанов относят реки России?

- К бассейну какого океана принадлежит большинство крупных рек России? С чем это связано?

- Какие особенности речной системы зависят от рельефа?

- Какие 2 типа рек выделяют по характеру течения? Чем они отличаются?

- Что называется падением и уклоном реки? Решите задачи

1) Высота истока реки – 250 м. Высота устья – 150 м. Какой уклон будет иметь река при длине 500 км. Горная она или равнинная?

2) Падение реки 200 м. Какую длину может иметь река, если известно, что её уклон 500 см/км.

- Какие особенности рек зависят от климата? (густота речной сети, питание, режим реки, замерзаемость).

- Какой тип питания имеют большинство рек России?

- На какие 3 группы делятся по режиму реки России?

- В какое время года разливается Волга? Когда разливается Амур? Объясните причины различий?

IV. Изучение нового материала.

- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня мы познакомимся с другими видами внутренних вод.

1) - Что такое озеро?

О́зеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).

- Чем сточное озеро отличается от бессточного озера?

- Какие из них как правило являются солеными? Почему?

2) Озера различаются по происхождению (см. учебник)

1. Тектонические – в разломах земной коры (узкие, длинные, глубокие)

2. Вулканические – в кратерах вулкана (на Курильских островах, Камчатке. При извержении озеро выкипает).

3) Термокарстовые – в районах с многолетней мерзлотой (Якутия). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуя неглубокие котлованы, запоенные водой. (оз. Неджели в Якутии)

4) Ледниковые – котловина была углубленна под тяжестью четвертичного оледенения. Северо – западной Русской равнины (Ладожское, Онежское).

5) Запрудные – река перегораживается естественной плотиной, завалом (в горных районах, Кавказ – оз. Рица).

6) Озера – старицы – старые русла реки.

7) Остаточные озера – бывшие части морей. На берегу Азовского и Черного морей (Ханское, Соленое, Голубицкое, Каспийское)

Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет?

Каковы Условия образования озер?

на размещение озер

Климат Геологическое строение Близость

(К >1) (наличие котловин) грунтовых вод

Какое влияние оказывают озера на природу?

1. На климат: летом – прохлада, Зимой – отепляют и увлажняют

2. Способствуют поднятию грунтовых вод

3. Превращаются в болота, образуется торф

4. В соленых озёрах – накопление солей (оз. Баскунчак, оз. Эльтон)

5. Изменяют рельеф: дно, берега.

Новый тип озер – водохранилища.

Где их много? (на Волге). Почему? (ГЭС: Куйбышевское, Рыбинское, Чебоксарское, на Ангаре – Братское)

2. Болота – это переувлажненные участки местности (площадь около 2 млн. км2,

> 10% территории России).

- Северо – Запад Русской равнины

- Васюганье в Западной Сибири

Почему эти районы сильно заболочены?

Болота – это зло или добро? Какое значение имеют болота? (питание рек, торф, растения, ягоды (клюка, морошка), места обитания птиц).

Осушение может привести к необратимым последствиям.

3. Подземные воды – воды, находящиеся в земной коре.

По месту залегания какие бывают? (грунтовые, и межпластовые)

Подземные воды либо сами пробиваются на поверхность, либо их добывают из артезианских колодцев. Это самые лучшие по качеству питьевые воды.

- Есть термальные воды, t от +30 º до + 300 º С

Где они встречаются?

4. Многолетняя мерзлота – это подземные толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий много лет.

Занимает около половины территории России.

Южная граница (см. в атласах почвенной карты)

В Европейской части – побережье С.Л.О., на Урале – сдвигается к югу, в Западной Сибири – до широтного течения р. Обь, в Восточной и Юго – Восточной Сибири – полностью в её пределах.

Более 25% поверхности суши земного шара занимает многолетняя или вечная мерзлота. Она представляет собой промерзший грунт, который никогда полностью не оттаивает. Многолетняя мерзлота была сформирована в ледниковый период развития планеты, в районах с сухим и морозным климатом.

География вечной мерзлоты

Многолетняя мерзлота представляет собой типичное явление для приполярных и полярных районов, расположенных вблизи Северного и Южного полюсов. Также мерзлота встречается и в других районах Земли, в том числе и в экваториальных широтах, но лишь высоко в горах, вершины которых покрыты льдом и снеговыми шапками.

Единственный материк на планете, на территории которого нет вечной мерзлоты – это Австралия. Все дело в том, что он максимально удален от Южного полюса и не может похвастать высокогорьем.
Толщина промерзшего почвенного слоя колеблется от нескольких десятков сантиметров до километра и более. Многолетняя мерзлота в России занимает 2/3 всей территории. Наибольшая зафиксированная глубина составляет 1370 м, и находится она в Якутии, в верховьях реки Вилюй.

Мерзлота представлена двумя формами:

Сплошная вечная мерзлота расположена на территории Сибири, Новой Земли, на арктических островах. В течение многих лет она никогда не таяла, и образовала внушительные массивы промерзшей суши.

Частичная мерзлота расположена несколько южнее. Она характеризуется небольшим промерзшим слоем и залеганием в виде отдельных областей.

Условия формирования мерзлоты

В северных регионах грунт остается промерзшим даже летом. Оттаивает лишь небольшой слой, не более 10 см. Вода, образующаяся после таяния зимнего снега, не в состоянии полностью впитаться в твердый мерзлый грунт, поэтому летом верхний слой летом представляет полужидкое грязное месиво.

С приходом осени природный ландшафт может кардинально измениться. Талая вода, скопившаяся в трещинах скальных пород, замерзает. При этом ее объем увеличивается, и порода разрушается. Это приводит к сдвигу грунта либо его вспучиванию. Так образуется пинго.

Внешне подобное место напоминает куполообразный холм высотой до 50 м, с расколотой или раскрошенной вершиной. Пинго встречаются в Сибири, Гренландии, Канаде. На их вершинах часто образуются небольшие впадины, в которых летом образуются небольшие озерца.

Мерзлота и человеческая деятельность

Для успешного освоения северных районов очень важно владеть полной информацией о многолетней мерзлоте. Подобные знания необходимы для выполнения следующих задач: строительство зданий и различных сооружений;проведение геологоразведки;добыча полезных ископаемых.

Бесконтрольное таяние мерзлоты может стать причиной появления многих проблем, связанных с особенностью деятельности человека в северных районах. При проведении работ на севере это нужно избегать всеми способами.

Глубоко промерзший грунт, лишенный малейшей подвижности своих пластов, очень удобен при разработке месторождений полезных ископаемых карьерным открытым способом. Поскольку стенки карьера, скованные мерзлотой, не осыпаются, они позволяют более эффективно проводить работу.

В последние годы площадь, которую занимает многолетняя мерзлота, начала сокращаться. Области промерзшего грунта стали медленно отступать к северу. Это напрямую связано с глобальным потеплением на планете и неизменным ростом температуры. Если ситуация не изменится, то уже через несколько десятилетий районы, которые были освобождены от мерзлоты, станут пригодными для сельскохозяйственных работ.

Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота?

5. Ледники – скопление льда, образовавшегося из снега.

Бывают: горные (Кавказ, Алтай, Сев. Урал, Камчатка) и покровные (острова Арктики – 90% современного оледенения России)

Самые крупные ледники – ледник Богдановича (на Камчатке) 17 км.

Ледник Безенги (на Кавказе) 17,6 км.

Нижняя граница ледника – снеговая линия – выше которой снег накапливается и превращается в лед.

Чем южнее - тем выше снеговая линия, чем больше осадков – тем ниже снеговая линия.

Какую роль играют ледники в природе? (питание горных рек).

Где выше снеговая линия – на Урале или на Кавказе?

V. Закрепление

В виде географического диктанта

1. Естественное скопление льда (ледник)

2. Участки суши избыточно увлажненные (болота)

3. Какое происхождение имеют котловины озер: Байкал, Ладожское, Каспийское.

4. Где снеговая линия ниже: на Алтае или на Кавказе (Алтай, климат суровее).

5. Какое влияние будет оказывать Вечная мерзлота на реки (более полноводные, т.к. это водоупор)

6. Почему Европейская часть будет более бедна внутренними водами чем Азиатская (к увл. > 1, т.к. меньше испаряемость, и вечная мерзлота)

Читайте также: