Музыкальная культура барокко конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Сформировать у обучающихся представление о художественной культуре барокко, частью которой стал И.С.Бах и его музыка.

Задачи:

  • Обобщить представления обучающихся о художественно-исторической эпохе барокко (живописи, архитектуре, музыке).
  • Развивать у обучающихся способности к отбору и анализу информации на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства.
  • Создавать условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями И.С.Баха на уроке.

Тип урока: закрепительно-обобщающий.

Методы: прослушивание и обсуждение, наглядность, активный диалог с учащимися, словесные, проблемно-поисковые наблюдения.

Оборудование:

  • компьютер, DVD проигрыватель,
  • для учителя - учебник + CD (иллюстрации и музыкальные фрагменты); презентация к уроку;
  • для учащихся - тетрадь, учебник.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Целостное восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым.

Но образ человека по-прежнему в центре внимания художников.

Чувство малой, страдающей песчинки человеческой жизни и холодной, бесконечной бездны космоса – это противоречие стало духовным открытием барокко. Слайд

Звучит Прелюдия до минор из первого тома ХТК

Учитель: Эпоха подарила нам открытия

  • астрономов Коперника и Галилео,
  • физиков и математиков Ньютона, Декарта, Паскаля, Лейбница,
  • живопись Рубенса, Рембрандта, Эль Греко, Ван Дейка, Веласкеса,
  • поэзию Флеминга, Грифиуса, Сервантеса, Серано де Бержерака, Шарля Пьеро,
  • музыку Скарлатти, Вивальди, Корелли, Монтеверди, Букстехуде, Пахельбеля, Генделя. Баха.

Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе.

Центральным художественным образом становится время.

Особенно в литературе. Но и время разное, противоречивое. С одной стороны текущее, изменчивое (время человеческой жизни), с другой застывшее, приостановившееся (вечность, вселенная).

Все говорит о том, что я на свете гость,
Что не избегну я ни немощи, ни тлена.
Заброшенный пустырь, замшелая стена,
Признаюсь, любы мне. Что ж, плоть обречена.
Но все равно душа бессмертна и нетленна.

Органная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха. Слайд

В классике все формы пропорциональны, разделены друг с другом, соразмерны зрителю, имеют четкие контуры. Нормой же в барокко считались размеры окон, дверей, порталов в десятки раз превышающие человеческий рост. Слайд

В интерьере собора Святого Петра в Риме отражена несоразмерная масштабность архитектурных элементов и декора с размерами человеческого тела.

Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавался почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство. Слайд

Не углубляясь в детали, для нас живопись того времени преждевсего иллюстрация быта, моды в одежде, интерьере, инструментов в конце концов.

Посмотрите некоторые из картин известных художников.

У Рембрандта – это аллегория, иносказание, в котором можно разглядеть намёк на библейский сюжет (юный царь Давид, играющий Саулу). Но в целом – парень с арфой – это автопортрет молодого художника, другие инструменты: виола да гамба и клавикорд на столе.

Музыка

Дети: Новая мода рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии. Слайд с композиторами

Тот самый Пётр, который предал Христа и в последствии безутешно страдал и раскаивался в содеянном.

Один из главных контрастов музыкальной культуры барокко – это хаос и порядок как символы времени. Случайность жизни и смерти, неуправляемость судьбы и вместе с тем порядок во всём. Это ярче всего передал музыкальный жанр прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги.

И.С.Бах создал непревзойденные шедевры в этом жанре:

Звучит фрагмент Органной токкаты и фуги ре-минор Баха.

Учитель: Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор. Подтверждение тому – 2 тома ХТК.

Какие же черты стиля барокко мы сегодня отметили в музыке И.С. Баха?

1.Масштабность и монументальность в хоровых духовных сочинениях и органной музыке.

2. Импровизационность в жанрах прелюдии, токкаты, фантазии.

3. Чёткость и порядок в фуге.

4. С другой стороны бег времени и взгляд со стороны, сочетающиеся порой в одном произведении.

И то, и другое являются противоречиями, свойственными для данной эпохи.

Заключение

А мы с вами ответим на несколько вопросов теста, чтобы закрепить полученные знания…

Домашнее задание – конкурс на исполнение тем из произведения И.С.Баха.

(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)

Тип урока: урок-созерцание.

  1. Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
  2. Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.

Личностные : мотивировать интерес к изучаемой теме.

Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Оборудование : учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.

Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись. Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывает отношение людей – музыка, и разговор тоже может быть музыкой. Если размышлять философски, то злость – это не музыка, добро и красота – музыка. Я не думаю, что красота всегда спасает мир. Все великое, что создано в музыке, в литературе, в живописи, что называется большим искусством, создано для того, чтобы утешить душу простого человека и напомнить ему, что он рожден для добра, света, праведных дел на благо нашей прекрасной Родины. Нормальный человек с чутким сердцем всегда будет тянуться к высокому…



Драматическое содержание оперы Монтеверди передавал при помощи необычайно эмоциональной, цветистой, яркой мелодии, которую можно уподобить прихотливому барочному орнаменту. Визитной карточкой Орфея, к примеру. Служила песенная баллада, скорбь по умершей жене передавал одноголосый мадригал, сострадание друзей Орфея – хоровые мадригалы. При этом, соединив декламацию с пением, что стало впоследствии основой для арий и ариозо, Монтеверди добился необычайно выразительного сольного пения, определив его как stileconcitato – взволнованный стиль

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

умение систематизировать уже полученные культурологические знания

умение и готовность применять культурологические знания.

Место урока в системе уроков данного раздела

Урок изучения нового материала

Межпредметные связи

Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2010

CD. Комплекс уроков МХК. 11 класс

Средства обучения

Мультимедиа презентация Power Point, компьютер, проектор, аудиозапись

аудиозапись произведений Монтеверди, Вивальди, Баха

Формы работы

Приемы обучения

беседа с фрагментами проблемной ситуации, работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач, работа с видеорядом, прослушивание музыкальных произведений

Домашнее задание

учить записи в тетради

КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность

УУД учащихся

Домашнее задание

учить записи в тетради

Запись домашнего задания

Анализ учебного текста

Анализ учебного текста с целью определения особенностей музыкальной культуры барокко

Самостоятельная работа уч-ся по определению особенностей музыкальной культуры барокко

См. ниже Таблицу №1

область сравнения

Возрождение

гармония, оптимизм, уравновешенность

хоровая полифония (многоголосие)

трагическое мироощущение, внимание к чувствам и эмоциям человека

мелодичное одноголосие, способное передать волнения человеческой души

Информационный блок

Представление выдающихся деятелей музыкальной культуры барокко

Анализ учебного текста

Анализ учебного текста с целью определения особенностей творческой деятельности Клаудио Монтеверди

Самостоятельная работа уч-ся по определению особенностей творческой деятельности Клаудио Монтеверди

Особенности творческой деятельности К.Монтеверди

первый оперный композитор барокко

ввел в оперу увертюру и дуэт

создание мелодии, сочетающей в себе речевые интонации, декламацию и вокал

считал, что музыка должна не развлекать слушателя, а заставлять его думать и переживать

использовал ансамбль инструментов

в 1637 г. в Венеции был открыт первый в мире публичный оперный театр

Прослушивание музыкального произведения

Организация прослушивания музыкальных произведений Монтеверди

Слушание музыкальных произведений

Информационный блок

Представление творчества Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха

Прослушивание музыкального произведения

Организация прослушивания музыкальных произведений Вивальди и Баха

Слушание музыкальных произведений

Сравнительный анализ музыкальных произведений в классическом исполнении и современной обработке


В презентации "Музыкальное искусство барокко" предназначена для учителей и учащихся 11класса цель научиться различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки эпохи барокко (в рамках изученного на уроке материала)

Содержимое разработки

Автор: Тимошенко Елена Ивановна

учитель МАОУ Озерновская СОШ № 3

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 1. Трагическое мироощущение, яркое выражение чувств и эмоций человека; 2. Музыка становится светской; 3. Используется множество украшений – мелизмов; 4. Неожиданные переходы, контрасты и противопоставления; 5. Одновременное звучание множества инструментов, использование танцевальных ритмов; 6. Проникновение стиля барокко в церковную музыку; 7. Ведущий жанр музыки барокко – опера.

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 1. Трагическое мироощущение, яркое выражение чувств и эмоций человека; 2. Музыка становится светской; 3. Используется множество украшений – мелизмов; 4. Неожиданные переходы, контрасты и противопоставления; 5. Одновременное звучание множества инструментов, использование танцевальных ритмов; 6. Проникновение стиля барокко в церковную музыку; 7. Ведущий жанр музыки барокко – опера.

Опера как ведущий жанр музыки барокко появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм

Опера как ведущий жанр музыки барокко появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм

Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы * ввел в оперу увертюру и дуэт; * стал автором нового стиля – concitato; * использовал ансамбль инструментов (до 70 инструментов в опере); * по его инициативе в 1637 г. в Венеции был открыт первый в мире публичный оперный театр Музыка раннего барокко (1600—1654)

Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы

* ввел в оперу увертюру и дуэт; * стал автором нового стиля – concitato; * использовал ансамбль инструментов (до 70 инструментов в опере); * по его инициативе в 1637 г. в Венеции был открыт первый в мире публичный оперный театр

Музыка раннего барокко (1600—1654)

Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713) Известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе. Музыка зрелого барокко (1654—1707)

Композитор и скрипач Арканджело Корелли

Известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе.

Музыка зрелого барокко

Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор барокко, органист

известных композиторов мира.

  • За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
  • В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;
  • Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко

Известный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал:

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (1678 — 1741)

Весна, часть 1.

(4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена)

Русская музыка барокко. Отличительные черты. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты XVII - начала XVIII в. (partes –лат. голоса, т.е. многоголосное пение) Популярность песенных жанров (канты и псалмы). Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей

Русская музыка барокко. Отличительные черты.

Дилецкий Николай Павлович

родился в Киеве ок. 1630г.

автор сочинений по теории музыки,

переводчик с польского языка,

регент царского певческого

хора в Москве.

- главный теоретик партесного стиля пения,

Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.

Главное требование – передача человеческой души.

Березовский Максим Созонтович (1745—1777) - русский композитор, певец (бас), один из основоположников рус. хоровой классики. Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии. Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье. В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу. Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге).

Березовский Максим Созонтович (1745—1777)

- русский композитор, певец (бас),

один из основоположников рус. хоровой классики.

Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии.

Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге.

В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.

В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу.

Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге).

Задание: ответить на вопросы: каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляет собой партесные концерты XVII – начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России?

Задание: ответить на вопросы: каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляет собой партесные концерты XVII – начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России?


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

К.Монтеверди – Орфей . 2 акт. Монолог Вестницы..mp3

Выбранный для просмотра документ muzykalnaya_kultura_barokko11_kl.pptx

Музыкальная культура барокко

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальная культура барокко

Музыкальная культура барокко

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 1. Трагическое мироощущение, яркое.

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 1. Трагическое мироощущение, яркое выражение чувств и эмоций человека; Мелодичное одноголосье

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 2. Музыка становится светской; Проя.

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 2. Музыка становится светской; Проявление демократических тенденций

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 3. Используется множество украшений.

Отличительные черты музыки эпохи барокко: 3. Используется множество украшений – мелизмов; Музыка более яркая и декоративная

4. Неожиданные переходы, контрасты и противопоставления; 5. Одновременное зву.

4. Неожиданные переходы, контрасты и противопоставления; 5. Одновременное звучание множества инструментов, использование танцевальных ритмов; 6. Проникновение стиля барокко в церковную музыку; 7. Ведущий жанр музыки барокко – опера. Отличительные черты музыки эпохи барокко:

О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произв.

О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Клаудио Монтеверди (1567 – 1643) * ввел в оперу увертюру и дуэт; * создал «вз.

Антонио Лючио Вивальди (4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) *Автор 4.

Бах Иоганн Себастьян (1685 – 1750) Мастер духовной органной музыки Написал бо.

Бах Иоганн Себастьян (1685 – 1750) Мастер духовной органной музыки Написал более 1000 произведений Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко Непревзойдённый мастер полифонии

Сочинял сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испа.

*В основу русской барочной музыки легло торжественное ПАРТЕСНОЕ (лат. partes.

*В основу русской барочной музыки легло торжественное ПАРТЕСНОЕ (лат. partes – голоса, т.е. многоголосное) пение *Начало развития русской композиторской школы

Николай Павлович Дилецкий (ок. 1630 – после 1680) Главный теорик партесного с.

Василий Поликарпович Титов (1650-1715) Автор духовных хоровых концертов на 12.

Канты – песнопения светского содержания. Псалмы – музыкально-поэтические пере.

Канты – песнопения светского содержания. Псалмы – музыкально-поэтические переложения псалмов библейского пророка Давида.

Максим Березовский (1745 – 1777) Создатель классического типа русского хорово.

Управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге Создатель духовн.

Задание: прочитать пункт 5.3. (стр. 53-55) и ответить на вопросы: каковы хара.

Задание: прочитать пункт 5.3. (стр. 53-55) и ответить на вопросы: каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляет собой партесные концерты XVII – начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России?

Домашнее задание: глава 5 – знать

Домашнее задание: глава 5 – знать

Выбранный для просмотра документ Урок МХК в 11 классе.docx

СЛАЙД 1. Тема урока

СЛАЙД 2. Отличительные черты музыки барокко:

Трагическое мироощущение, яркое выражение чувств и эмоций человека.

Для этого были необходимы новые специальные средства и формы. На смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодичное одноголосье, способное передать малейшее волнение души.

СЛАЙД 3. Отличительные черты музыки барокко:

Музыка барокко носит преимущественно светский характер. В ней проявляются в большей степени демократические тенденции.

СЛАЙД 4. Отличительные черты музыки барокко:

Всевозможные украшения (мелизмы) делают ее наиболее яркой и декоративной, что соответствует барочной эстетике.

СЛАЙД 5. Отличительные черты музыки барокко:

Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления.

Виртуозные пассажи в пении.

Одновременное звучание множества инструментов, использование танцевальных мотивов.

Проникновение в церковную музыку.

Опера – ведущий жанр музыки барокко.

СЛАЙД 6. Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом, посредством музыки. Литературная основа оперы – либретто. Увертюра – симфоническое вступление, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия

Записать только то, что такое либретто и увертюра.

СЛАЙД 7. В 17в оперное искусство быстро развивается и достигает расцвета в крупных городах Италии. Там возникают своеобразные оперные школы.

- ввел в оперу увертюру и дуэт.

- развил драматическую сущность нового жанра, создал мелодию, сочетающую в себе речевые интонации, декламацию и вокал.

- считал, что музыка должна передавать богатство внутреннего мира человека, заставлять его думать, переживать.

- использовал ансамбль инструмаентов (до 70).

- по его инициативе в 1637г был открыт первый публичный оперный театр.

СЛАЙД 8. Оперы Монтеверди

В основе созданного им большого концерта ( concerto grosso ) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.

Работал почти во всех музыкальных жанрах. Непревзойденный мастер духовной органной музыки.

СЛАЙД 12. Бах любил импровизировать за клависином на темы популярных песен, сочиняя легкие и изящные сюжеты, состоящих из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев.

Кантат – вокально-инструментальные произведения для солистов хора и оркестров).

Прослушивание аудиозаписей (3 штуки)

СЛАЙД 13. Русская музыка барокко.

В основу русской барочной музыки легло торжественное партесное (лат. Partes – голоса), т.е. многоголосное, пение.

Автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов.

СЛАЙД 16. В народной среде особенно популярны бали песенные жанры барокко – канты (песнопения светского содержания) и псалмы (музыкально-поэтические переожения псалмов библейского пророка Давида).

Читайте также: