Акмеизм и футуризм конспект

Обновлено: 03.07.2024

Серебряный век – это образное обозначение русской поэзии на рубеже XIX–XX вв. Данный период характеризуют расцветом литературы. Появились новые течения, поэзия стала насыщеннее.

Предпосылкой этому стали естественнонаучные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Появилось чувство хрупкости прежних ценностей, возникла потребность их переосмысления. Следствием стало рождение модернистского направления в культуре, которое наиболее ярко проявилось в поэзии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные литературные направления, характерные черты

На стыке веков реализм изжил себя, и на смену ему пришел модернизм со своим разнообразием направлений.

Символизм

Символизм был основным направлением в литературе серебряного века. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Кризис символизма в 1910 году ознаменовал появление новых течений – акмеизма и футуризма.

Акмеизм

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Спад акмеизма наблюдается в 1914 году.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений. Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами.

Существовало четыре футуристических ветви:

При всех различиях существовала одна идея, объединяющая перечисленные течения. Все они считали, что культурное наследие – это пережиток прошлого, от которого нужно отказаться ради урбанистического будущего.

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Имажинизм

В 1915 году на смену футуризму пришло хоть и небольшое, но новое течение со своими особенностями – имажинизм. Представители этого течения уделяли большое внимание образности слова, избегали избитых фраз. Основным художественным приемом в произведениях авторов-имажинистов стала метафора. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также творения, наполненные пессимизмом.

Наиболее известные поэты-имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич.

Главные представители эпохи

Александр Блок (1880–1921)

Сквозным образом в произведениях автора является родина, представленная в виде женщины, жены. В это понятие поэт вкладывает Россию не как страну, а как историю народа и его судьбу. Согласно Блоку, родина – единственное, что вселяет надежду в непростые времена.

Марина Цветаева (1892–1941)

Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.

Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.

Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.

Среди наиболее употребляемых Цветаевой средств выразительности:

  • небанальные метафоры;
  • экспрессивные эпитеты;
  • инверсия;
  • варьирование темпа.

Анна Ахматова (1889–1966)

Анна Ахматова была акмеистом, но особенно ярко влияние этого течения отразилось лишь в ранних стихах поэтессы. Позднее творчество Ахматовой отличалось зрелостью, но признаки акмеистского направления чувствовались и здесь.

Краткая характеристика стиля Анны Ахматовой:

  • недосказанность сочетается с ясностью;
  • состояние души героя передается через внешний образ;
  • используются контрастные изображения;
  • короткие диалоги.

Иван Бунин (1870–1953)

Подобно Марине Цветаевой, Иван Алексеевич Бунин творил вне существующих литературных течений Серебряного века. Основными темами в лирике поэта была природа, философия и любовь.

В стихотворениях, посвященных окружающему пейзажу, Бунин использовал яркие эпитеты и описывал маленькие детали. Благодаря этому природа в произведениях поэта гармонична.

Философская лирика Бунина поднимала вопросы о жизни и смерти, добре и зле, предназначении человека в этом мире. Особенностью стихов на эту тему была тишина.

Любовная тематика в произведениях поэта всегда была трагичной, герои подвергались страданиям из-за своего чувства.

Сергей Есенин (1895–1925)

Сергей Есенин в начале своего творческого пути писал в направлении новокрестьянской поэзии. Позднее творчество поэта принято относить к имажинизму.

Поскольку Есенин был родом из деревни, неудивителен выбор темы для стихотворений. Поэт перекладывал в стихи неброскую красоту пейзажей родного края, описывал крестьянский труд и то, какими усилиями на столе появляется хлеб.

Есенин прошел путь от поддержания идей Октябрьской революции, до разочарования в них. Сомнения в мыслях и творчестве поэта возникли после увиденной разрухи в крестьянстве. Новое промышленное государство было чужим для Есенина, поэтому в этот период в лирике поэта преобладает любовная тема.

В последние два года своей жизни Есенин пережил расцвет творчества. За это время он написал около 100 произведений. Характерными особенностями стихотворений этого этапа являются краткость, содержательность, глубокий смысл. Есенин, словно чувствуя свою кончину, в последних произведениях отразил трагическое настроение.

Владимир Маяковский (1893–1930)

Творческий путь Маяковского неоднозначен. Он выбирал для себя участь одинокого борца против капиталистического строя ради истинной революции пролетариата. В дореволюционной лирике Маяковского основной темой выступает растерянность человека перед капитализмом.

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

. И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.

Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

преподаватель Воронежского музыкального

колледжа им. Ростроповичей

Интегрированный урок по литературе, истории и музыкальной литературе.

2. Показать многообразие поэтических форм данной

3. Дать общее представление об основных направлениях

модернизма: символизме, акмеизме, футуризме.

4. Путём анализа стихотворений показать разницу в поэтике

символизма, акмеизма, футуризма.

  1. познакомить с особенностями творчества символистов, акмеистов и футуристов;
  2. на примере произведений художников, композиторов и драматургов разных направлений выявить характерные черты;
  3. отработать умения анализа текста художественного произведения.
  1. приобщить учащихся к произведениям мировой культуры;
  2. учиться чувствовать и переживать, понимать и оценивать внутренний мир лирического героя;
  3. воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
  1. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  2. закрепить умения и навыки работы в программных приложениях Microsoft Office Word, Power Point.

1. мультимедийный ПК, проектор.

2. презентация (Power Point) с включением цитат, иллюстраций, музыкальных фрагментов.

3. раздаточный материал (стихотворения поэтов данного периода).

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока, цели, задачи.

II. Установка на восприятие

Какой период так называют?

Отвечают на вопросы.

III. Основные положения лекции учителя литературы

  1. На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

На уроке мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание.

Историческая справка (ученик 1)

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

  • 1890 – экономический рост
  • 1894 - Николай II
  • С 1902 – политические партии
  • 1904-1905 – русско-японская война
  • 1905 – первая русская революция
  • 1906 – I Государственная Дума
  • 1914 – начало Первой мировой войны
  • 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.
  • Открытие рентгеновских лучей
  • Исследование радиации
  • Создание квантовой теории
  • Изобретение беспроволочной связи

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного.

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. (слайды №2-4)

Литературная справка (ученик 2)

1) модернизм (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

2) декаденство (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Записывают в тетрадь основные положения (слайды № 2, 3).

Основные модернистические течения

Записывают в тетрадях основные положения лекции.

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Знайте же: вечная женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

Все, чем красна Афродита мирская,

Радость домов, и лесов, и морей,-

Все совместит красота неземная

Чище, сильней, и живей, и полней.
1898

Здесь София предстает в облике прекрасной юной Девы, "небесной Афродиты", олицетворяющей романтическую идею Вечной Женственности - музы и вдохновительницы поэтов и влюбленных. И многие русские поэты конца XIX - начала ХХ века вдохновлялись поэтическим образом Соловьева, воспели и развили его в своем творчестве. Вспомним хотя бы "Стихи о Прекрасной Даме" А. Блока, "Кубок метелей" Андрея Белого и другие произведения символистов.

Искусствоведческая справка (ученик 3)

Настроение русских символистов нашло глубокое, проникновенное отражение в музыке и драматургии. (слайды № 9,10)

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами. Наряду с театром Чехова возникает новая драматургия Всеволода Мейерхольда.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу "Цех поэтов". В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов. Это модернистическое течение , декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира , возвратило слову его изначальный , смысл. Для поэтов-акмеистов характерно наполнение образа живым теплом, точность и жизненность детали, тяготение к сюжету и диалогу в отличие от неопределённой музыкальности символистов ; ясность и отточенность формы, культ ремесла. Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью, терзаемой страстями женской души (текст слайдов № 11-12)

Искусствоведческая справка (ученик 4)

Настроение русских акмеистов нашло отражение в творчестве музыкантов и художников (слайды № 13,14).

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами (Ф.Малявин, В Коровин, Б.Кустодиев).

В1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими слов.

Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Литературная справка (ученик5)

Хлебников совместно с Крученых выступил с декларацией «Слово как

и формализма. Главная мысль декларации — «произведение искусства —

и язык быта. У Хлебникова в его подходе к слову был ряд различных аспектов:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешниц надсмеяльных —

смех усмейных смехачей!.

Его неологизмы восходят к русским и славянским корням, образуются при помощи русских же суффиксов.

Помирал морень, моримый морицей,

Верен в веримое верицы .

а это противостоит как гладкости стиха классической поэзии XIX века, так

и безупречной форме поэтов символизма и акмеизма. Вот

Он покраснел, чуть- чуть рассержен,

и покраснел заметно он;

инверсионная расстановка слов:

И на плечо ее прилег

Искавший отдых мотылек;

смешение архаизмов, традиционно –поэтических выражений с бытовыми

выражениями, что создает гротескный план, комически осмысляемый:

Он телом стар, но духом пылок,

Как самовар блестит затылок.

Искусствоведческая справка (ученик 4)

Творчество русских футуристов нашло отражение в творчестве композиторов, художников и драматургов. (слайды № 18,19).

Литературная справка (ученик 5)

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад

в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Самостоятельная работа с приложением 1, 2 .

Задание : сделайте анализ стихотворений (приложением 1).

Задание : заполните таблицу (приложением 2).

1.Прочитать статью учебника о символизме. Сделать в тетрадях конспект статьи учебника о жизни и творчестве А. А. Блока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

По дисциплине ОУД.02 Литература

Тема: Серебряный век русской поэзии.

Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия

Вид занятия: нестандартный урок Урок-литературная гостиная

Специальность: 33.02.01 Фармация

31.02.03 Лабораторная диагностика

Количество часов: 2

Рассмотрено на заседании ЦМЦ общеобразовательных дисциплин

____ ________________ 2019 года

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

I . Методический блок

Методическая разработка занятия

Тема: Серебряный век русской поэзии.

Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия

Специальность 33.02.01 Фармация

31.02.03 Лабораторная диагностика

Дисциплина ОУД.02 Литература

Курс І Семестр ІІ Количество часов 2

Вид занятия: нестандартный урок Урок-литературная гостиная

1. Учебные цели: дать студентам общее представление о литературных течениях “Серебряного века” – акмеизме и футуризме; новокрестьянской поэзии; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть содержание удивительного мира русской культуры , социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.

- краткие сведения из биографии Николая Гумилева , Владимира Маяковского, Игоря Северянина и Велимира Хлебникова, Николая Клюева и Сергея Есенина;

- наизусть программные стихотворения поэтов;

-литературные направления “Серебряного века” – акмеизм и футуризм; новокрестьянскую поэзию; их появление в России, художественные ценности новых направлений, их представителей;

- иметь представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;

- осознать и принять культурные ценности России конца XIX – начала XX вв. Уметь:

- слушать и самостоятельно анализировать поэтический текст;

- эмоционально откликаться на художественное слово.

- грамотно строить высказывания, суждения.

2. Цели развития личности студента (воспитательные):

совершенствовать духовно-нравственных качества личности студента;

воспитывать чувство любви к родному слову и уважительного отношения к русской литературе;

развивать артистизм и актерское мастерство, уверенность при выступлении перед аудиторией;

воспитать уважение к историческому прошлому страны, активную жизненную позицию, прививать устойчивый интерес к чтению поэзии, желание саморазвиваться, самообучаться, самосовершенствоваться .

3. Междисциплинарная интеграция: литература и музыка

4. Организационная структура урока

Основные этапы занятия и их содержание

методическ и технического

Подготовительный этап

проверка готовности студентов к занятию

Обоснование актуальности темы

Определение учебных целей

Мотивация учебной деятельности студентов

Основной этап

Изучение учебного материала по плану:

1. Вступительное слово преподавателя об эпохе Серебряного века.

- краткие сведения из биографии Николая Гумилева , Владимира Маяковского, Игоря Северянина и Велимира Хлебникова, Николая Клюева и Сергея Есенина;

- наизусть программные стихотворения поэтов.

Закрепление и систематизация учебного материала:

Представление студентами самостоятельно изученных обобщенных знаний.

Беседа с пояснением.

Выразительное чтение стихотворений.

Заключительный этап

Ответы на возможные вопросы

Задание к самоподготовке

2 стихотворения наизусть (по выбору студентов)

Не машинами — моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми —
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолёт — аэропланом,
даже светописью — фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

Побывав в этом кафе, мы сможем воочию встретиться с поэтами разных литературных направлений, узнать о них много интересного, послушать их стихотворения.

( Звучит музыка, выходят поэты и поэтессы, здороваются друг с другом, усаживаются группами, общаются, по очереди выходят на импровизированную в классе сцену читать свои стихи ).

Справка (стоп-кадр, голос за кадром – студент дает короткую справку) : Николай Гумилев - поэт, основатель акмеизма, путешественник, страстный поклонник экзотических стран, преданный гражданин своей родины, воин – за отвагу в бою получил два солдатских Георгиевских креста . Был произведен в унтер-офицеры, затем в прапорщики. Расстрелян по ложному обвинению как враг революции в 1921 году. Дата смерти неизвестна. Реабилитирован в 1991 году в виду отсутствия данных о контрреволюционной деятельности.

Справка (стоп-кадр, голос за кадром – студент дает короткую справку) : А КМЕИЗМ - (от греч. Акме - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) - был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира.

Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. Представители: А.Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, И. Одоевцева, О. Мандельштам и др.

Акмеизм как литературное течение возник в начале 1910-х годов и был связан с символизмом. В 1900-е годы из молодых поэтов, близких символизму в начале своего творческого пути, в 1906–1907 годах постепенно сложилась группа, назвавшая себя "кружком молодых". Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) символистской поэтической практике.

А в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам был основан "Цех поэтов". Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий.

В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Студент в образе Николая Гумилева читает отрывок стихотворения

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Студент в роли администратора кафе: Давайте, господа, поблагодарим Николая Гумилева за прекрасные и душевные стихи. ( Под аплодисменты Николай Гумилев уходит со сцены).

Что это за эпатажная группа поэтов сидит там в углу. Господа, прошу вас сюда, мы очень хотим познакомиться с вашим творчеством!

В центр класса (на импровизированную сцену) выходят представители футуристического направления.

Справка (стоп-кадр, голос за кадром – студент дает короткую справку) : ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — “будущее”) , литературное направление, — одно из основных авангардистских направлений (авангардизм — крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Это явление зародилось на Западе, где оно было теоретически обосновано.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Кручёных, В.Каменский.

Основные группировки футуристов (таблица):

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Студент в роли администратора кафе: Господа, давайте поприветствуем гениального поэта и великолепного артиста В.В.Маяковского! Аплодисменты, господа!

Справка (стоп-кадр, голос за кадром – студент дает короткую справку) : Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, публицистом, сатириком, талантливым актером кино, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.

Студент в образе В. Маяковского читает стихотворение

У микрофона Игорь Северянин и Велимир Хлебников

Звучат аплодисменты

И. Северянин уступает место Велимиру Хлебникову

Родился в образованной семье под Астраханью. В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит. Изобрел таблицу исчисления законов времени, в которой математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Студент в роли администратора кафе: Браво футуристам, вот уж удивили, так удивили. Но я смотрю, что нас сегодня ожидает еще один сюрприз. Кто эти ребята с гармошкой?! Давайте-ка сюда, на сцену!

На сцену (к доске в классе) выходят представители новокрестьянской поэзии Николай Клюев и Сергей Есенин.

Поэты, относившиеся к этой категории, развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремесел и сельской природы являлись главными темами их стихов.

Основные черты новокрестьянской поэзии:

следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
• использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;

обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;

На формирование новокрестьянской поэтической школы большое влияние оказало творчество символистов, в первую очередь Блока и Андрея Белого, способствовавшее развитию в поэзии Клюева, Есенина и Клычкова романтических мотивов и литературных приемов, характерных для поэзии модернистов.

Вхождение новокрестьянских поэтов в большую литературу стало заметным событием предреволюционного времени. Ядро нового течения составили наиболее талантливые выходцы из древесной глубинки – Н. Клюев, С. Есенин, С. Кычков, П. Орешин. Вскоре к ним присоединились А. Ширяевец и А. Ганин. При всем различии творческих индивидуальностей их сближало крестьянское происхождение, неприятие городской жизни и интеллигенции, идеализация деревни, старины, патриархального уклада жизни, стремление "освежить" русский язык на фольклорной основе .

Крестьянские поэты , в отличие от пролетарских, видели главную причину зла в отрыве от природных корней, от народного мировосприятия, находящего отражение в быту, самом укладе крестьянской жизни, фольклоре, народных традициях, национальной культуре.

Справка (стоп-кадр, голос за кадром – студент дает короткую справку) :

Николай Клюев представляет поэта Сергея Есенина

Студент в образе Сергея Есенина читает стихотворение

Справка (стоп-кадр, голос за кадром – студент дает короткую справку) :

Студент в образе Сергея Есенина поет свои частушки о поэтах Серебряного века

Я сидела на песке
У моста высокова.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.

Сделала свистулечку
Из ореха грецкого.
Веселее нет и звонче
Песен Городецкого.

Неспокойная была,
Неспокой оставила.
Успокоили стихи
Кузмина Михаила.

Шел с Орехова туман,
Теперь идет из Зуева.
Я люблю стихи в лаптях
Миколая Клюева.

Дуют ветры от реки,
Дуют от околицы.
Есть и ситец и парча
У Любови Столицы.

Заливается в углу
Таракан, как пеночка.
Не подумай, что растешь,
Таня Ефименочка.

Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский — бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана.

Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дяди, дяди, я большой,
Скоро буду с лысиной.

Ах, батюшки, ох-ох-ох,
Есть поэт Мариенгоф.
Много кушал, много пил,
Без подштанников ходил.

Под аплодисменты оба поэта спускаются в зал.

Всё творчество этих замечательных поэтов было проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине. Их имена навсегда вписаны на скрижалях поэтической истории века - все имена, которые прозвучали сегодня, и десятки других сегодня неупомянутых….

II . Информационный блок

Символизм – в европейском искусстве конца XIX – начала XX веков модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Символизм появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы.

Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы.

Старшие символисты. Русский символизм заявляет о себе в первой половине 1890-х годов. Дмитрий Мережковский и его супруга, Зинаида Гиппиус, находились у истоков символизма в Петербурге, Валерий Брюсов – в Москве.

Акмеизм утвердился в художественной практике его основателей, а также в творчестве О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, Г.В. Иванова, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, М.А. Зенкевича.

Русский футуризм – в европейском искусстве начала ХХ века авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства.

Основные черты футуризма:

· бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

· отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

· бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

1. На увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

Исчезновение. С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств) , распавшегося к концу 1920-х.

Одним из представителей акмеизма был

К представителям футуризма нельзя отнести

Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее, – это черты

К поэтам-акмеистам нельзя отнести

К младосимволистам относят

К старшим символистам относился

Серебряный век русской литературы начинается одновременно с зарождением в ней

Читайте также: