Создание новых идей методом фокальных объектов 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

А вы встречали когда-нибудь ребенка, который часами фантазирует, сочиняя, изобретая что-то новое?

А ребенка, который не может придумать, что подарить, например, маме на день рождения?

Согласитесь, и мы, взрослые, не всегда можем быстро и правильно разрешить какую- либо проблему?

А все дело в том, что мы, увы, мыслим стереотипно.

Нарисуем дом. Из каких частей о будет состоять?

Наверное, именно так.

А почему именно с крышей и трубой?!

А если это нора животного или раковина улитки. А может быть многоэтажный дом?!

Все дело в том, что мы невольно применяем уже известные нам пути решения или понятия.

В нас, вне зависимости от возраста, срабатывает психологическая инерция, которая мыслить нестандартно.

Одной из методик для борьбы с инерцией мышления, развитием творчества у взрослых и детей является методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор Бочарникова Е.И.
Дата 20.02.2014
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

План-конспект по технологии.

Тема программы: Элементы конструирования.

Тема урока: Метод фокальных объектов.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: эвристическая беседа.

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий. (Слайд№2)

-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;

- научить оперативному использованию метода фокальных объектов
на основе алгоритма Ч. Вайтинга;

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта
и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

- способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового,
к изобретательству и рационализаторству;

-формировать умение выносить аргументированное суждение по раз-
личных проблемам на примерах повседневной жизни.
Воспитательные

- прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого
мышления;

- побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность по-
знания - требование жизни современного общества.

Понятийный аппарат: фокальный объект, случайный объект

Материально - техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор Дидактическое обеспечение:

Дидактическая карта алгоритма метода фокальных объектов.

Банк случайных объектов.

Задачи на преодоление инерции мышления

Задача для проведения деловой игры.

Литература для преподавателя:

2. Самородский А.Т, Симоненко В.Д., Тищенко А.Т Трудовое обучение.

3. Кругликов г.и, Симоненко В.Д., ЦырлинМ.д. Основы технического творчества:

Книга для учителя. - М. Народное образование, 1996.

Постановка задачи и цели урока.

4.1. история создания метода Чарльза Вайтинга.

4.5. поиск варианта усовершенствования.

4.6. выбор окончательного варианта и обоснование
его функциональной ценности.

Деловая игра с применением метода фокальных объектов.

Подведение итогов урока.

Выполнить приоритетное решение (окончательное)

Изучая предмет, год от года, от урока к уроку, вы становитесь все более опытнее,
все более грамотнее.

И вот наступает такой момент, когда ваши знания выходят на более новый качественный уровень. Конечный результат вашей деятельности вы уже воспринимаете
не как готовое изделие, а как объект, удовлетворяющий неким техническим и эстетическим требованиям.

Выбор технологий, инструментов, приспособлений определяется уже не столько доступностью материала, сколько физическими и механическими свойствами.

Если раньше для получения результатов достаточно было внимательно послушать преподавателя, а затем четко выполнить все этапы работы с применением различных инструментов, приемов их использования, то сегодня мы уже в состоянии самостоятельно разрабатывать технологическую карту на изготовление того или иного
объекта.

А это уже есть один из элементов конструкторской деятельности. Той самой
конструкторской деятельности, которая требует от человека разносторонних знаний и
эрудиции, способности нетрадиционных подходов при решении задач, способности
усовершенствовать, модернизировать, а зачастую - изобретать.

Вот мы и подошли к одному из главных вопросов предмета технологии. Существует ли монополия па творчество? Творить и изобретать может любой или только
особенный, одаренный человек или только отмеченный богом, награждённый талантом? Чтобы в нашем мире появилась принципиально новое, необходимо ждать, пока
родится второй Ломоносов, второй Эдисон, Лодыгин, Ползунов или изобретательству
можно научиться?

Чтобы ответ, на этот вопрос, опираясь не на философские рассуждения, а на
реальный опыт, конкретный факт, мы сегодня с вами познакомились с методом фокальных объектов.

Упражнения на развитие творческого воображения

В начале проводится разминка - решение задач на РТВ

Назначение: борьба с психологической инерцией.

Вопросы: чему равна единица в квадрате?
чему равно два в квадрате?
чему равно четыре в квадрате?
чему равен угол в квадрате?

Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.

Назначение: отработка приемов борьбы с психологической инерцией.

Пример: исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких
целей можно использовать:

1. Кирпичи (кроме строительства)

средство для письма (отметчик);

средство для метания;

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)

спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);

закладки для книг;

плотномера (по величине его погружения);

На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички,
подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в
стакан.

Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется
вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

Человек, по-видимому, создан, чтобы мыслить:

в этом все его достоинство, вся его заслуга;

вся его обязанность в том, чтобы мыслить как

Метод фокальных объектов.(Слайд№3)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд№4)

1. Выбор объекта и цели усовершенствования.

2. Выбор наугад 3-4 объектов.

3. Составление характерных признаков этих случайных объектов.

4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. (Слайд№5)

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Он не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все, же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Усовершенствуемый объект. (Слайд№6)

любое дополнение не должно приводить к существенному
повышению себестоимости продукции;

модернизация изделия должна быть возможна без привлечения
дополнительных квалифицированных специалистов;

комментариями по его внедрению:

3. Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств). (Слайд№9)

KOШКA - пушистая,тёплая,мяукает,видит в темноте .
ЦВЕТОК - разноцветный,распускается,фотосинтез .
БРИЛИАНТ - твёрдый.прозрачный,гранёный .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МФО.pptx

Метод фокальных объектов Автор: Горбунов Олег Фёдорович Учитель технологии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Метод фокальных объектов Автор: Горбунов Олег Фёдорович Учитель технологии.

Метод фокальных объектов Автор: Горбунов Олег Фёдорович Учитель технологии МБОУ СОШ школа №122 г. Екатеринбург

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении кон.

Цель:научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий.

Чарльз Вайтинг В 50-е гг. метод разработал Ч. Вайтинг (США). Суть метода в то.

Чарльз Вайтинг В 50-е гг. метод разработал Ч. Вайтинг (США). Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на соверш.

Суть метода: Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на сов.

Суть метода: Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. + = легкий круглый мяч

ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Ус.

Техническое задание Чистопольский часовой завод объявил конкурс на лучшую иде.

Техническое задание Чистопольский часовой завод объявил конкурс на лучшую идею по модернизации (улучшению) выпускаемой продукции.

Предложенное решение должно удовлетворять следующим требованиям: воплощение и.

Предложенное решение должно удовлетворять следующим требованиям: воплощение идеи не должно при водить к принципиальному изменению технологического процесса производства; любое дополнение не должно приводить к существенному повышению себестоимости продукции; модернизация изделия должна быть возможна без привлечения дополнительных квалифицированных специалистов; любое предложение должно сопровождаться техническими комментариями по его внедрению:

Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств) пушистая, тёплая, м.

Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств) пушистая, тёплая, мяукает, видит в темноте + + разноцветный, распускается, фотосинтез твёрдый. прозрачный. гранёный KOШКA ЦВЕТОК БРИЛИАНТ = ?

Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи Часы со стеклом, имеющ.

Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи Часы со стеклом, имеющим огранку. Прозрачные часы. Мяукающие часы.

Домашнее задание: Выбор окончательного варианта

Домашнее задание: Выбор окончательного варианта

Интернет-ресурсы http://www.myshared.ru/slide/635185/ http://www.inventech.ru.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ План урока фокальные обьекты.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 122

Элементы конструирования

по теме: “Метод фокальных объектов – 7класс”

Автор: Учитель технологии

Горбунов Олег Федорович

Екатеринбург

План-конспект по технологии .

Класс: 7 ой .

Тема программы: Элементы конструирования. Тема урока: Метод фокальных объектов.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: эвристическая беседа.

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий. (Слайд№2)

Задачи: Образовательные

-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;

- научить оперативному использованию метода фокальных объектов
на основе алгоритма Ч . Вайтинга;

Развивающие

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта
и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

- способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового,
к изобретательству и рационализаторству;

-формировать умение выносить аргументированное суждение по раз-
личных проблемам на примерах повседневной жизни .
Воспитательные

- прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого
мышления;

- побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность по-
знания - требование жизни современного общества.

Случайный объект

Фокальный объект

Понятийный аппарат:

Материально - техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор Дидактическое обеспечение:

Дидактическая карта алгоритма метода фокальных объектов . Банк случайных объектов . Задачи на преодоление инерции мышления Задача для проведения деловой игры. Презентация.

Литература для преподавателя:

2. Самородский А . Т, Симоненко В.Д., Тищенко А . Т Трудовое обучение .

3. Кругликов г . и, Симоненко В.Д., Цырлин М . д . Основы технического творчества:

Книга для учителя. - М. Народное образование, 1996.

Упражнение на развитие творческого воображения
2 . 1 задачи на преодоление инерции мышления
2.2 работа с упражнениями на РТВ

Постановка задачи и цели урока .

Изложение нового материала .

4.1. история создания метода Чарльза Вайтинга.

4.5. поиск варианта усовершенствования.

4 . 6. выбор окончательного варианта и обоснование
его функциональной ценности.

4.7 . пример создания привычного изделия с непривычными функциями.

Деловая игра с применением метода фокальных объектов .

Подведение итогов урока.

Выполнить приоритетное решение (окончательное)

Изучая предмет, год от года, от урока к уроку, вы становитесь все более опытнее,
все более грамотнее.

И вот наступает такой момент, когда ваши знания выходят на более новый качественный уровень. конечный результат вашей деятельности вы уже воспринимаете
не как готовое изделие, а как объект, удовлетворяющий неким техническим и эстетическим требованиям.

Выбор технологий, инструментов, приспособлений определяется уже не столь-
ко доступностью материала , сколько физическими и механическими свойствами.

Если раньше для получения результатов достаточно было внимательно послушать преподавателя, а затем четко выполнить все этапы работы с применением раз-
личных инструментов, приемов их использования, то сегодня мы уже в состоянии самостоятельно разрабатывать технологическую карту на изготовление того или иного
объекта.

А это уже есть один из элементов конструкторской деятельности . Той самой
конструкторской деятельности, которая требует от человека разносторонних знаний и
эрудиции, способности нетрадиционных подходов при решении задач, способности
усовершенствовать, модернизиро в ать, а зачастую - изобретать.

Вот мы и подошли к одному из главных вопросов предмета технологии . Существует ли монополия па творчество? Творить и изобретать может любой или только
особенный, одаренный человек или только отмеченный богом, награжденный талан-
том? Чтобы в нашем мире появилась принципиально новое, необходимо ждать, пока
родится второй Ломоносов, второй Эдисон, Лодыгин, Ползунов или изобретательству
можно научится?

Чтобы ответ, на этот вопрос, опираясь не на философские рассуждения, а на
реальный опыт, конкретный факт, мы сегодня с вами познакомились С методом фокальных объектов.

Упражнения на развитие творческого воображения

В начале проводится разминка - решение задач на РТВ

Упражнение №1

Назначение: борьба с психологической инерцией.

Вопросы: чему равна единица в квадрате?
чему равно два в квадрате?
чему равно четыре в квадрате?
чему равен угол в квадрате?

Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов .

Упражнение №2

Назначение: отработка приемов борьба с психологической инерцией.

Пример: исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких
целей можно использовать :

1. Кирпичи (кроме строительства)

Ответ: можно использовать в качестве:

средство для письма (отметчик);

средство для метания;

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)

Ответ: можно использовать в качестве:

спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);

закладки для книг ;

плотномера (по величине его погружения);

Упражнение №3

Проверка сообразительности:

На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички,
подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в
стакан.

Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется
вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

Человек, по-видимому, создан, чтобы мыслить:

в этом все его достоинство, вся его заслуга;

вся его обязанность в том, чтобы мыслить как

Метод фокальных объектов. (Слайд№3)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд№4)

1 . Выбор объекта и цели усовершенствования.

2. Выбор наугад 3-4 объектов.

3. Составление характерных признаков этих случайных объектов.

4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. (Слайд№5)

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Он не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все, же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Усовершенствуемый объект. (Слайд№6)

2 . Техническое задание. (Слайд№7) Чисто польский часовой за в од объявил конкурс на лучшую идею по
модернизации (улучшению) выпускаемой продукции . Предложенное решение
должно удовлетворять следующим требованиям : (Слайд№8)

воплощение идеи не должно при водить к принципиальному

изменению технологического процесса производства;

любое дополнение не должно приводить к существенному
повышению себестоимости пр о дукции;

модернизация изделия должна быть возможна без привлечения
дополнительных квалифицированных специалистов;

любое предложение должно сопровождаться техническими

комментариями по его внедрению:

3. Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств) . (Слайд№9)

KO ШК A - пушистая, тёплая, мяукает, видит в темноте . ..
ЦВЕТОК - разн о цветный, распускается, фотосинтез . . .
БРИЛИАНТ - твёрдый. прозрачный, гранёный . . .

4 . Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи. (Слайд№10)

Часы со стеклом, имеющим огранку.
Прозрачные часы.

5. Домашнее задание: Выбор окончательного варианта. (Слайд№11)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса. И это понятно, т.к. именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности.

Решением указанной выше проблемы занимались и занимаются многие ученые, педагоги, учителя, но каждый видит возможности решения проблемы в свете своих научных исследований, практической деятельности, приобретенного опыта. Несомненно, что любой адекватный вклад в развитие творческого мышления школьников (теории, методики, приемы) дает свои положительные результаты. Существующее современное направление развития творческого потенциала учащихся через применение методов ТРИЗ-педагогики является очень интересным направлением исследования на всех уровнях образовательного процесса.

Ключевые слова: творческое мышление, творческий потенциал, креативность, развитие системного мышления, ТРИЗ-технологии, структура урока.

В жизни от нас часто требуется креативный подход в различных ситуациях. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда. Часто утверждают, что креативности, творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства создают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Вопрос о развитии творческих способностей детей интересует педагогическую общественность, педагогическую науку и психологию постоянно. И это понятно. Государство испытывает потребность в личности нового типа, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей реагировать на изменение обстоятельств, находить оригинальное, нестандартное решение проблем. Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее существующего продукта. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003) Развитие учащегося, как личности, как субъекта деятельности, является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:

- оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;

- семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения);

- образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.

Важно отметить тот факт, что получить качественные положительные результаты любой деятельности возможно, если работа по развитию способностей, в том числе и творческих, будет осуществляться последовательно и непрерывно, Об этом в своих работах пишут М.М. Зиновкина, П.М. Горев, В.В. Утемов, анализируя педагогическую систему Многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развитии творческих способностей учащихся и студентов), имеющая одной из своих подсистем НФТМ-ТРИЗ в школе, схема которой представлена на рис 1.



Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы – старая это задача или новая. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при решении происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

На сегодняшнем этапе образования один из основополагающих принципов – это личностная ориентация, которая предусматривает развитие творческих способностей учеников в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Научить учащихся мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его эффективным способам творческой деятельности, в частности методологии ТРИЗ (разработана Г. С. Альтшуллером). Но развитие творческого воображения и мышления процесс длительный, и чтобы добиться удовлетворительных результатов начинать надо с детских лет. Младший школьный возраст как нельзя лучше подходит для становления и развития творческой активности, ввиду того, что в этот период ребенок наиболее чувствителен к поглощению всего нового, он активен во всех видах деятельности и любознателен по своей природе. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно.

ФРАГМЕНТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ

Цель: Решение конструкторских задач по усовершенствованию изделий.

Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.

Суть метода: признаки нескольких случайных объектов переносятся на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

Пример ( выполняли студенты)

Вопрос к рисунку 2: А эти объекты являются стульями? Обоснуйте свой ответ?

Эти стулья одновременно с утилитарным значением имеют художественную ценность, являются арт - объектами.

Как вы думаете, почему создатель этих стульев отошел от привычных форм?

Как он проектировал эти предметы? Что послужило толчком для рождения идеи необычного взгляда на привычный предмет?

Читайте также: