Конспект урока 9 класс знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Обновлено: 06.07.2024

Воспитательная – воспитание любви к родному языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей ученика.

  • медиапроектор;
  • переносные доски;
  • листы на печатной основе;
  • произведение М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”.

ХОД УРОКА

1. Повторение. Беседа по вопросам:

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

(Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

- какие виды связи в сложном предложении мы изучали?

(Сочинительная, подчинительная, бессоюзная)

2. Создание проблемной ситуации:

- всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

3. Знакомство с теоретическим материалом. Работа с текстом (слайд №1)

Задание: прочитайте текст, который лежит на партах, ответьте на вопросы:

- каков стиль речи данного текста?

- определите автора и название произведения;

- какие синтаксические конструкции используются в тексте?

(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Тамань”, используются предложения с различными видами связи);

- почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

Учитель: Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи” (слайд № 2)

Цель нашего урока (слайд № 3) - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Вы, наверное, обратили внимание, что я не предлагаю вам открыть тетради и записать тему. У нас сегодня не обычный урок, а творческая лаборатория. Поэтому писать мы будем не в тетрадях, а на специально приготовленных листах на печатной основе. В конце урока каждый из вас сдаст мне наработанный материал и получит оценку.

4. Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно (слайд № 4). Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”. Последуем же совету писателя: поучимся.

5. Работа с текстом (слайд № 5)

(на экране появляется отрывок из предложения произведения Лермонтова)

  • прочитайте текст, назовите произведение (повесть “Бэла”);
  • какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор? Какие типы и виды предложений преобладают в тексте?

(На экране появляется схема) (слайд № 6)

(В тексте предложения разных типов (простые и сложные), есть СПП и БСП, несколько предложений с различными видами связи – 4,6,7,8).

- Составьте схемы сложных предложений с различными видами связи и объясните пунктуации (слайд № 8).

(Два ученика работают на переносных досках, остальные – в тетрадях).

(Учащиеся сверяют свои схемы с теми, которые написаны на досках).

- Вставьте пропущенные буквы в тексте и сгруппируйте по орфограммам.

(Учащиеся работают самостоятельно).

- Назовите, какие орфограммы вы встретили в тексте, приведите примеры.

(Затем на экране появляется текст с выставленными буквами, ученики проверяют себя) (слайд № 9)

Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.

6. Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”

Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему.

Проверка: 2-3 ученика рисуют схемы и читают предложения.

7. Работа с учебником (слайд № 10)

Учитель: мы научились находить сложные предложения с различными видами связи, а теперь давайте откроем учебники на стр. 109 и прочитаем материал, помещённый там, чтобы систематизировать сведения о таких предложениях.

- что нового вы узнали из учебника?

(Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть).

8. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

    Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.

9. Конструирование текста.

Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст (слайд № 11).

(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом)

Проверка: 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (слайд № 12).

- как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?

(Да, мы пытались, но у Лермонтова всё написано намного лучше, потому что он писатель).

Учитель: Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.

10. Подведение итогов урока

Учитель: Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (слайд № 13)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи) (слайд № 14).

Учитель: наша творческая лаборатория ещё раз доказала, что произведения Лермонтова – прекрасный материал для обучения русскому языку.

11. Оценки за урок.

12. Домашнее задание (слайд № 15)

Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

Урок обобщающего повторения в 9 классе, целью которого является формирование навыка постановки знаков препинания в сложном предложении. Анализ синтаксической структуры сложных предложений с различными видами связи, осмысление функционально-смыслового аспекта пунктуации при работе со связным текстом. Воспитание интереса к изучению русского языка через формирование эмоционально-чувственной сферы личности.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx 31.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе

составила Баринова Лариса Васильевна,

преподаватель русского языка и литературы

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Цель : формирование навыка постановки знаков препинания в сложном предложении, учитывая смысловые отношения и интонацию их частей.

  1. Обобщить и систематизировать знания уч-ся о синтаксисе сложного предложения.
  2. Закрепить навык правильного нахождения грамматической основы предложения.
  3. Отработать навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.
  4. Обучить уч-ся частичному лингвистическому анализу текста.
  5. Работать с синтаксическими средствами языковой выразительности.

1.Формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.

2.Развивать чувственное, эмоциональное восприятие текста учащимися.

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка через формирование эмоционально-чувственной сферы личности.

2. Формировать эстетический и музыкальный вкус подростков.

Предметные : анализ синтаксической структуры сложных предложений с различными видами связи, осмысление функционально-смыслового аспекта пунктуации при работе со связным текстом

Познавательные УУД : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : систематизации и обобщения знаний и умений. Урок общеметодологической направленности (по ФГОС)

Форма проведения урока : урок-практикум.

Оборудование урока : компьютер, интерактивная доска, презентация в программе Power Point.

I. Организационный этап.

Приветствие и проверка готовности к уроку.

II . Вызов и мотивация к учебной деятельности.

1. В классе звучат отрывки из известных рок-композиций.

3. Некоторые уч-ся высказывают собственное мнение.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Уч.: Я вижу, что многим из вас сложно ответить на данный вопрос.

В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что именно в синтаксисе язык выполняет свою главную функцию - коммуникативную.

Уч. Действительно, синтаксис является своеобразной вершиной языкознания, именно он и создает текст, в котором взаимодействуют все остальные языковые единицы. А текст, как известно, устный или письменный – основа человеческого общения. Насколько человек владеет знаниями синтаксиса как универсальным инструментом, организующим нашу речь, настолько он будет услышан и понят окружающими.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Уч.: Но чтобы анализировать текст, необходимо вспомнить базовые понятия синтаксиса сложного предложения.

Задание: дополнить теоретические формулировки, появляющиеся на слайде.

*Предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей) и соединенных в одно целое по смыслу и интонационно называется……

*В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на ……..

*Предложения, в которых одна предикативная часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительными союзами или союзными словами называются ……… .

*Сложные предложения, части которых связаны только по смыслу и интонации, а не при помощи союзов и союзных слов называются ……..

*Относительные местоимения и наречия, связывающие придаточную часть с главной и являющиеся членами предложения, называются …..

*В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи: …….

2. Практическая работа, проверяющая навык правильного нахождения грамматической основы предложения.

Уч. Правильное выделение грамматической основы предложения позволяет верно определить строение предложения. Что же необходимо помнить при нахождении грамматической основы предложения?

- Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Информация о способах выражения грамматической основы представлена в виде таблицы в рабочих листах, познакомьтесь с ней и вспомните основные способы выражения подлежащего и сказуемого.

Задание: Назвать, из каких рок-композиций взяты эти цитаты, кто их автор. Выписать в тетрадь грамматические основы предложений и определить их строение (простое, сложное, ССП, СПП, БСП)

1.«Не стоит прогибаться под изменчивый мир –

2.«Солнце мое, взгляни на меня,

4.«Ах, Александр Сергеевич, милый –

Ну что же Вы нам ничего не сказали

О том, как дышали, искали, любили,

5.«И звезды падают за ворот,

6.«Круговая порука мажет как копоть,

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Уч.: Из каких рок-композиций взяты эти цитаты? Кто их авторы?

Судя по вашим ответам, вы знаете и любите рок-музыку. Поэтому сегодня я решила предложить вам проверить свои знания по синтаксису и пунктуации сложного предложения на песенном тексте известнейшей рок-группы. Какой? Я думаю, вы догадаетесь с первых строк.

И лампа не горит, и врут календари, и если ты давно хотела что-то мне сказать, то говори.

1.Каждый из вас наверняка узнал этот текст по первым словам. Это потрясающая композиция, которая никого не может оставить равнодушным. Давайте посмотрим, как синтаксически выстроен этот текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложении, расставьте знаки препинания. Из скольки простых предложений оно состоит?

3.Определите вид связи между частями в этом предложении, дайте ему характеристику, постройте схему.

4.Подумайте, нужно ли ставить запятую между сочинительным и подчинительным союзом. Почему?

6. Если вы затрудняетесь с ответом, обратите внимание на информацию, размещенную на слайде презентации с перечнем изобразительно-выразительных средств.

Кто хочет выйти к доске и самостоятельно записать следующую строку этого текста?

Любой обманчив звук, страшнее тишина, когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина.

1.Подчеркните грамматические основы, укажите тип сказуемых в предложениях, расставьте знаки препинания.

2.Определите виды связи между частями, дайте характеристику предложения.

3. В данном предложении использовано обстоятельственное придаточное времени или условия? Обоснуйте свою точку зрения.

4.Прямой или обратный порядок слов в данном предложении? ( Примеры прямого и обратного порядка слов выводятся на слайде интерактивной доски). Как называется такой приём и с какой целью он используется автором?

5. Помогает ли инверсия понять, какие смысловые акценты делает автор в этой строке?

И черный кабинет, и ждет в руке патрон.

Так тихо, что я слышу, как идёт на глубине вагон метро.

1.Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

2.Постройте схему последнего предложения, определите виды связи между его частями.

3. Укажите вид придаточных предложений и способ их подчинения.

4. Какой союз повторяется в нескольких синтаксических конструкциях? Может быть, это неоправданная избыточность или синтаксический приём, необходимый автору?

5. Как называется такой приём?

6. Кто из вас может прочесть этот текст до конца?

(Если таких учеников в классе не находится, то продолжение композиции выводится на слайде)

На площади полки. Темно в конце строки.
И в телефонной трубке эти много лет спустя одни гудки.
И где-то хлопнет дверь, и дрогнут провода.
Привет! Мы будем счастливы теперь и навсегда.
Привет! Мы будем счастливы теперь и навсегда.

7. Приём многосоюзия А. Васильев использует на протяжении всей композиции. Что привносит это изобразительно-выразительное средство в понимание песенного текста? Какие эмоции, ощущения рождает у вас?

VI. Творческое применение знаний.

Вопросы для осмысления песенного текста композиции:

Посмотрите клип, созданный на эту песню. Изменил ли он ваше понимание текста? Может быть, расширил его или углубил? ( использование видеоматериала)

Задание: Попробуйте сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в 4-5 сложных предложениях и запишите их, учитывая пунктуационные правила.

VII.Рефлексия. Подведение итогов.

Обобщив все сказанное, приходим к мысли, что синтаксис – это то уникальное языковое средство, с помощью которого можно выразить себя, своё понимание мира и отношение к миру. Хорошее владение синтаксическими средствами дает человеку возможность быть понятым окружающими людьми. А не это ли, в конечном счете, и является главным в нашей жизни.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Проблемный вопрос вызывает определенные трудности и тем самым фиксируется недопонимание в осмыслении функций синтаксиса в речи.

Через личностное восприятие происходит актуализация и процесс целеполагания.

Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Развивающие : развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные : формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи ; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Личностная цель : помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:

- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

Задачи предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий. Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности : учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

I. Организационно-мотивационный этап

Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

II. Актуализация прежних знаний.

1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)

- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?

Сочинение +бессоюзная связь

Подчинение +бессоюзная связь

Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Целеполагание.

- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?

(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)

Лингвистическая разминка.

а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.

Найдите нарушения в употреблении существительных с предлогами:

а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.

III . Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)

Анализ предложений. Работа в паре

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].

Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой . Подчинение последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].

3 . Редактирование предложений. Работа в группе

- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.

Слуховой диктант.

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.

5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.

7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Примечание . Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:


Цели урока: - систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований ОГЭ

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.

(Учебник под редакцией С.Г.Бархударова)

Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

1.Лингвистическая разминка.

Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) Природа замерла _ лишь моросит дождь неустанно.

Б) Мать улыбнулась ты моя умница!

В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

(Ответ: б,в,г. Предложения простые)

Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.

А) О ветер развей скорее тучи дождик хватить слезы лить.

(Бессознательное сложное предложение)

Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев)

2. Постановка учебной задачи.Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи.

Слово учителя

Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.

Анализ предложений. Составление схем.

1) [День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев].

[__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __).

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге. (Лермонтов)

(Предложение сложное, с разными видами связи: союзной и подчинительной; повествовательное).

3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

4) Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

(Предложение сложное, с разными видами связи: союзной и бессоюзной; повествовательное).

5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

Примечание. Первое предложение комментирует учитель, остальные – сами ученики.

3. Работа с учебником.

Разбор теоретического материала. П.18 (стр.109-110)

Закрепление пунктуационных правил (упр. 246 устно, упр.248 самостоятельно)

Читайте также: