Конспект урока фонетические написания

Обновлено: 03.07.2024

Ударение – выделение слога силой голоса или повышением тона.

Неподвижным называют ударение, которое при образовании грамматических форм слова всегда остаётся на одном и том же месте (слоге): я́блоко, я́блоки, я́блоками.

Подвижным называют ударение, котороепри образовании различных грамматических форм переносится с одного слога на другой, с одной части слова на другую: о́блако, облака́; утю́г, утюга́, утюги́.

Разноместным называют ударение, которое не прикреплено ни к одному слогу: а́збука, воро́на, голова́, городово́й.

Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога среди неударных: экспе́рт, то́рты, жалюзи́.

Фонетические условия выбора орфограммы: ударность/безударность гласных звуков: голоса́ – го́лос - многоголо́сье; звонкость/глухость согласных звуков: бесшумный, беззвучный; твёрдость/мягкость согласных звуков: сарафанчик, семья.

Омо́графы -–слова одинакового написания, но разного произношения: вя́занка(вязаная вещь) – вяза́нка (дров).

Список литературы

Основная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016г.- 88 с.

Дополнительная литература:

1. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф., Касаткин Л. Л. Боль-шой орфоэпический словарь русского языка. Литератур-ное произношение и ударение начала XXI века/ Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф., Касаткин Л. Л — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017 – 1008 с;

2. Львов В. В. Орфоэпический словарь для школьников./ Львов В. В. – М. : Экзамен, 2016 г. – 160 с;

3. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка/ Рез-ниченко И. Л – М.: АСТ-Пресс, 2018., - 944 с;

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного освоения темы:

Есть языки, в которых ударение в слове вполне предсказуемо. Русский к таким языкам не относится. Сегодня мы повторим на примерах особенности русского ударения: разнместность, подвижность; научимся использовать словари для определения места ударения в слове и его формах.

Русское словесное ударение является свободным, разноместным (может находиться на любом слоге: сторонá, хорóший, прáздновать) и подвижным (не привязано к определённой морфеме в слове: подпи́шет, пóдпись, подписáть, подпишý). Подвижность ударения помогает определять написание гласных и согласных в разных частях слова: горевáтьгóре, отпускни́кóтпуск, черёмуховыйдубóвый, в о́чередив степи́, на клу́мбена рекé.

В приставках рос-, роз-, рас-,раз- выбор гласных соответствует произношению: под ударением пишется О, без ударения – А: ро́спись, ро́зыск, расписа́ть, разда́ть.

Написание буквы Ы после русскоязычных приставок, оканчивающихся на согласную, тоже подчинено фонетическому принципу: розыск, предыстория.

После приставок меж- и сверх-буква И в Ы не переходит: межинститутский, сверхинтересный.

Слова подымать, отымать являются разговорными к словам поднимать, отнимать.

Тема урока: Основной принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Место урока в учебном плане: урок контроля теоретических и практических компетенций

Цель: проверка орфографических компетенций в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ

  1. Образовательная - Осмысление орфографического анализа как способа орфографической грамотности.
  2. Воспитательная -
  3. Развивающая - развитие навыка работы с текстом, умения выбирать главную информацию из текста, систематизировать материал

Оборудование: учебник В.Ф. Грекова, сборники экспресс-тестов, перфокарты, сборники

  1. Организационный момент
  2. Орфографическая разминка
  3. Анализ теоретического материала
  4. Практическая работа учащихся
  5. Контрольные тесты (задания А к ЕГЭ)
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

1. од. леть 11. прелес. ный

2. выст. ять 12. лес. ница

3. угр. жать 13. крепос. ной

4. раск. лоть 14.праз..нично

5. погл. щать 15. безмол. ствовать

6. раск..лить 16. без. мянный

7. уг. дить 17. нар. стать

8. обв. нчать 18. прокл. мация

9. вообр. жать 19. св. детель

10 посв. щение 20. зап. р

Учащиеся самостоятельно читают параграф 16 учебника В.Ф. Грекова.

Анализ теоретического материала. Вопросы:

1. Что изучает орфография?

2. В чём заключается суть морфологического принципа русской орфографии?

3. Какие написания являются отступлениями от морфологического принципа?

Задание: распределите орфограммы в соответствие с принципами русской

  1. написание корней родственных слов
  2. написание ЖИ — ШИ
  3. написание приставок на З-С
  4. правописание гласных в приставках, типа под
  5. написание Ы-И после приставок на согласную
  6. написание Ь после шипящих во втором лице ед.ч.
  7. чередование гласных в корне слова
  8. непроверяемые написания
  9. раздельное написание слов
  10. написание суффиксов прилагательных

Выполнение заданий №3 и №4 на стр. 34 сборника Экспресс -тестов

Содержание заданий экспресс-тестов

№ 3. Подчеркните слова-исключения

  1. Ростов, приращение, подросток, наращённый, ростовщица, отраслевой, произрастать, росточек, Ростиславович, межотраслевой, подростковый, взросление.

№ 4. Какой это случай: слово с проверяемой безударной гласной(1); слово с непроверяемой гласной (2); слово с чередующейся гласной (3).

Задание выполняется на перфокартах.

  1. Об. лочка ( 1,2,3) поздр. вление (1,2,3)
  2. обн. жать (1,2,3) припом. нать (1,2,3)
  3. ощ. тиниться (1,2,3) с. квояж (1,2,3)
  4. траф. рет (1,2,3) нум. рация (1,2,3)
  5. вн. мание (1,2,3) соприк. саться (1,2,3)
  6. отвр. щение (1,2,3) предр. кать (1,2,3)
  7. фр. гат (1,2,3) подск. чить (1,2,3)
  8. ф. натик (1,2,3) пок. янный (1,2,3)

Выполнение заданий А13, А14, А15, А16, А17 по сборнику ФИПИ - 2010 по вариантам. Задание выполняется в виде алгоритма.

Учащиеся под руководством учителя подводят итоги урока, оценки за урок выставляются после проверки перфокарт и алгоритмов.

  1. Домашнее задание : упражнение № 59 по учебнику Грекова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы.

Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"

Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и.


Статья "Основные принципы русской орфографии"

Данная статья будет полезна учителям русского языка средней школы при подготовке к урокам раздела "Морфология.Орфография" в 10 классе (УМК Гольцовой Н.Г.).


"Основные принципы русской орфографии"

конспект урока, презентация, памятка.


Орфография_Принципы русской орфографии

В тетрадь для правил учащихся.

Основные принципы русской орфографии

Основные принципы русской орфографии.


Рабочая программа элективного курса "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Элективный курс рассчитан на 34 часа. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными принципами русской орфографии, получают возможность глубоко изучить грамматику русского языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе (базовый уровень)

Тема: Фонетические написания

Цель урока: совершенствование орфографической грамотности учащихся

Методические приемы: решение проблемных вопросов, работа у доски, в тетрадях, работа по алгоритмам учебного пособия.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Объявление темы и цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Слово учителя:

Лес, точно терем расп…сной, (пишет, орфограмма в корне слова)
Лиловый, з…лотой, багряный, олото, орфограмма в корне слова)
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы ж…лтою резьбой ёлтою - желтеть, правопис. о,ё после шип. в корне)
Блестят в лазур… голубой, (в лазури – о степи, окончание сущ. 3-его скл. В П.п.)
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Пр…светы в небо, что оконца. (просветы, приставка про-)
Лес пахн…т дубом и сосной, (пахнет, глагол 1 спряжения)
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступа…т в пестрый терем свой. (вступает, глагол 1 спряжения)

Работа по теме урока.

Слово учителя:

- А сейчас обратите внимание на слова, написанные на доске:

Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, бе_заботный, бе_словесный, бе_чувственный, , бе_дыханный.

- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, и объясните написания ( один учащийся работает у доски, остальные в тетради ).

- Какое правило вы применили, выполняя это задание? (правописание приставок на з/с)

3.2. Работа с алгоритмом по правописанию приставок на з/с:

- Обратимся к алгоритму в упражнении 272, на странице 178 ( работа с алгоритмом ).

- А сейчас выполним упражнение 273 устно.

Работа с алгоритмом по правописанию гласных ы, и после приставок:

- Рассмотрите алгоритм правописания гласных ы, и после приставок. Упражнение 276, стр. 180, задание 1.

- Выполните задание 2 этого упражнения.

Работа с алгоритмом по правописанию о-е после ц:

- Рассмотрите таблицу упражнения 278, страница 181.

Закрепление.

4.1. Выполнение теста (ключ: 1.б; 2.б; 3.б):

1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) бессмысленный, бесжалостный, безвкусный, збивчивый;

б) низвергнуть, вздремнуть, рассмотреть, вскипеть; ˅

в) восхождение, возбуждение, здержать, сберечь.

Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) отыграть, суперинтересный, дезынформация, изымать;

б) розыск, контригра, взимать, подытожить; ˅

в) мединститут, спортинвентарь, межынститутский.

Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) лицом, оконце, пунцёвый, глянцевая;

б) цокотуха, герцог, отцов, крыльцо; ˅

в) целина, скерцо, облицовать, ситцевый.

Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия

- Что показалось наиболее сложным?

- Что – наиболее интересным?

- Зачем нам нужен был сегодняшний урок?

XIII . Задание на дом

Вставьте в текс пропущенные буквы и объясните их правописание

Лес, точно терем расп…сной,
Лиловый, з…лотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Загрузить презентацию (107 кБ)

Цели:

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

На доске представлен план урока :

А. Фонетика

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор

Б. Орфоэпия

  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]

  • А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
  3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц - [рц], лнц - [нц], нтг - [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

Вариант 2.

Г) гроздь – горсть;

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

средства для детства

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.

Конспект урока в 11 классе

1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.

2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.

3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями ЕГЭ.

5. способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).

б)) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).

бухгалтеров, род.п. мн.н

3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны).

2. Расставить ударение

IV. Основные принципы русской орфографии.

Согласны ли вы со следующими высказываниями Л.Щербы:
1) Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге.
2) Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
3) Совершенно ясно, что если все будут писать по- разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).

1. Морфологический принцип

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

2. Фонетический принцип

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

3. Традиционный и дифференцирующий принципы

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древнерусском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

4 Привести примеры написания слов с прописной и строчной буквы (Лист – лист_)

V. Работа с тестовым заданием ЕГЭ.

(1)Я — старый человек. (2) Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. (3)Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. (4) И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. (5)Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью.

(6) Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? (7) То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими.

(8) А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(9) Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась.(10) Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзываете на другом. (11)Спрятаться не удастся никому. (12)Колокол звонит по каждому из нас.

1.Образовать от национальностей страну и назвать столицу.

Этнохороним, этникон — название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.

2.Из 6 предложения выписать эпитет.

3. Из предл 6-7 выписать словосочетания в переносном значении

Это название романа Эрнеста Хемингуэя. Эпиграф к роману взят из английской проповеди священника и писателя Джонни Донна:

Смысл выражения: предложение задуматься о своем месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, солидарности людей и т. д. .

VIII. Домашнее задание.

1. Теоретический материал урока выучить.4. Упражнение №27 (письменно), выполнить задания после текста.

Читайте также: