Гласные буквы ю 1 класс школа россии конспект урока чтения

Обновлено: 06.07.2024

- Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?

- На что делятся слова?

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)

- Как мы произносим согласные звуки?

- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

- Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)

А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

1. РАБОТА ПО “ЛЕНТЕ БУКВ”

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у, ы, э).

- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).

- Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной хитрой буквой. Но об этом позже.

А сейчас мы с вами побываем в гостях у согласных.

2. В ГОСТИНОЙ У СОГЛАСНЫХ

Поиграем в игру “Твердые и мягкие согласные”

Н обозначает два звука [Н ] , [ Н*]

Л обозначает два звука [Л ] , [ Л*]

К обозначает два звука [К ] , [ К*]

М обозначает два звука [ М] ,[ М*]

(аналогичная работа со всеми изученными согласными)

3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ

К:РЫ К:РУ С:ТУ М:НО С:НЕ С:ТО Б:ЛЕ Г:РУ Ч:ТО НА:С КО:Т

А теперь добавьте к прочитанному слоги, чтобы получились слова, (например: кры-ша, кру-жится и т.д.)

4. РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

а) Вводная беседа.

- Какое наступило время года?

- По каким признакам мы определяем, что наступила зима (стало холодно, выпал снег).

- Вы рады первому снегу? Почему? (Потому что снег доставляет массу удовольствий!

Катание на коньках, санках, лыжах. И особенно мы рады первому снегу, потому что он долгожданный).

- Посмотрите на радостные лица детей. Когда вы будете читать, то должны с помощью интонации показать радость, хорошее настроение.

б) Чтение слов по вспомогательным пометам.

- Прочитаем слова, которые встречаются в стихотворении.

УТРО:М КРУЖИ:ТСЯ САЛА:ЗКИ ИМЕЕ:Т К:РЕПО:С:ТЬ РА:СС:ТЕЛИ:ТЬ С:Т:РОИ:ТЬ

в) Словарная работа.

Маленькие ручные санки-салазки.

г) Чтение стихотворения “Первый снег”.

А теперь все ученики займут места в зрительном зале.

5. ТЕАТРАЛЬНАЯ МИНУТКА

- Ребята, а сейчас мы проведем театральную минутку. Как называется наше представление? (“Заботливая внучка”)

- Давайте прочитаем некоторые слова.

Заботливая, внучка, бабушка, конечно, научила, грамотная.

- Кто главные герои нашего рассказа7

- Какой была внучка?

- Как надо прочитать слово девочка?

- Как читается слова бабушка?

Чтение по ролям.

III. ФИЗМИНУТКА

С неба падают зимою,
И кружатся над землею,
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).

Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе в хоровод, получается снежок.

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Слого-звуковой анализ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.

- Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.

- Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)

- Какой слог ударный? (2)

- Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).

- Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).

- Какое же слово спряталось в схеме? Отгадайте загадку.

Кручусь, верчусь,
И мне не лень,
Вертеться целый день.

- Посмотрите на картинку. Что это? (юла)

- Разделим слово юла на слоги ю-ла.

- Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.

- Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].

Какой первый звук [й], второй [у].

Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.

2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ

Знакомство с буквой.

- Что напоминает буква Ю?

- Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?

- Что пишется с большой буквы?

3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось
Получилась буква Ю.

Кто? – спросила буква Я,
Заменить готов меня?
Отвечала буква Ю -
Если надо заменю!

4. РАБОТА В ТЕТРАДИ

- А сейчас мы напишем буквы Ю, ю печатные.

- Почему же буква Ю хитрая? (Потому что обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.)

- Звуки обозначим буквами.

- Назовите второй слог (ла)

- Сколько звуков в этом слоге? (2)

5. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ

Игра “Украсим елку”

Какой приближается праздник?

Если мы правильно прочитаем слово, то волшебные игрушки окажутся на ёлке.

РИСУЮ, ИГРАЮ, ПОЮ
РИСУЮТ ИГРАЮТ ПОЮТ

Сколько букв в каждом слове и сколько звуков? Почему?

6. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В УЧЕБНИКЕ. “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”

1. Беседа по картинке.

- Кого вы видите на картинке?

- Каждому из вас мама на ночь пела колыбельную песню тихим спокойным голосом.

- Как мама баюкает ребенка?

7. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ

БА/Ю К/ЛА/ДУ
БА/Ю/ШО/К КРО/ВА/ТЬ
БУ/ДЕ/Т К/РЕ/П/КО

8.ЧТЕНИЕ ПОПЕВКИ “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”

Подумайте, как мы должны прочитать “Колыбельную”.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

С какой гласной мы познакомились на уроке?

- Почему гласные е, я, ё, ю называют особенными? Ответ:

в начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, т.е. два звука – согласной и гласной [йе], [йа], [йо], [йу].

Цели урока:познакомить учащихся с буквами Ю,ю;совершенствовать навыки чтения и работы с текстом;развивать фонематический слух,речь,логическое мышление,внимание;расширять кругозор детей.

I.Включение в учебную деятельность

-Какие гласные буквы мы уже изучили?На какие две группы они делятся?(Гласные буквы,которые обозначают твердость согласных звуков,и гласные,которые обозначают мягкость согласных звуков.)

-Сколько гласных букв вы видите на ленте букв?Какая буква не имеет пары?(Буква У)

Сегодня мы с вами познакомимся с новой гласной буквой.Но сейчас мы повторим,что знаем.

(Выразительное чтение стихотворения,,Первый снег,,на стр.44.

-Из чего состоит наша речь?(Из предложений.)

-Что выражает предложение?(Законченную мысль.)

-Из чего состоят предложения?(Из слов.)

-На какие две группы мы делим звуки?

-Что означает понятие,,слияние звуков.

-А теперь рассмотрим ленту букв.Сколько гласных букв вы видите?Назовите их.

III.Постановка целей и определение темы урока.

-Отгадайте загадку.На одной ноге кружится,

В пестрой юбке танцовщица

-Проведем слого-звуковой анализ слова ,,юла,,

-Какие звуки слышатся в начале этого слова?(Звуки й,у.)

IV.Работа по теме урока.

1.-Посмотрите на схему слова,,юла. На что вы обратили внимание?(Два слога,два согласных звука и два гласных звука)

-А сколько мы видим букв?(Три.)

-Как вы думаете,почему так получилось:три буквы,а звуков четыре?(Потому что есть буквы,которые на письме обозначают два звука.)Мы уже знакомы с буквами Я,Е.)

Если вы заметили,когда мы анализировали слово,,юла'',то отметили в начале слова звуки ,,й у'',которые обозначаем буквой Ю.

2.Знакомство с буквами Ю,ю.

-На что похожа буква Ю?

-Запомните слова с Ю,которые встретятся вам в сказке.

Верблюжонку Бюль-бюлю очень хотелось,чтобы у него все было как у людей.

-Мама!Я тоже хочу спать в люльке.

-А разве теплый песок,на котором ты спишь,хуже?-спросила верблюдица.

-Нет,он такой мягкий…-обрадовался Бюль-Бюль.

-Мама,я тоже хочу играть с юлой,-сказал он в следующий раз.

-А разве бубенчик на твоей шее хуже?-спросила верблюдица.

--Нет,он такой веселый!-обрадовался Бюль-Бюль.

-Мама,я тоже хочу есть урюк,-сказал он в следующий раз.

-А разве колючки,которые мы едим,хуже?

-Нет,они такие сладкие!-засмеялся верблюжонок.

-Мама я тоже хочу жить в юрте.

-Но разве в юрте растет столько тюльпанов,как у нас в степи?-спросила верблюдица.

-Конечно же,нет!-засмеялся Бюль-Бюль.-И никогда не вырастет.

(Дети называют слова с Ю.)

-Прочитайте слоги под схемой слова,,юла,,в красной рамке на стр.47.Почему первый согласный звук во всех слогах слышится мягко?

-Что нового вы узнали о букве Ю?

Хомка раненько встает,

Щечки моет,шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать.

VI.Продолжение работы по теме урока

-Прочитайте прибаутку на стр 46,подчеркните букву ю.

-А сейчас прочитаем стихотворение на стр.47.А кто знает о профессии модельера?

-Посмотрите на иллюстрацию на стр.49.Чем заняты люди?Как называют людей,играющих на музыкальных инструментах?

Далее дети читают текст в ,,Азбуке ,,на с 48 вверху.

-В этом тексте есть диалог,поэтому мы прочитаем его еще раз по-ролям.Озаглавливаем текст и подчеркиваем слова с буквой Ю.

VII.Развитие речевого аппарата. Веет вьюга. Сделать глубокий вдох носом,задержать дыхание;на выдохе произнести протяжно у-у-у,усиливая и ослабляя звук.

Работа над дикцией.

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

-Прочитайте с доски слова.(Июль,юла,юность,юрта,июнь)

-Какую роль во всех этих словах играет буква Ю?(Обозначает два звука)

VIII.Подведение итогов урока.

-С какой буквой мы сегодня познакомились?

-Почему она особенная?

Исп.литература.В.В Волина,,Занимательное азбуковедение,,

О.Е.Жиренко,А.А Обухова,,Поурочные разработки по обучению грамоте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 1 классе.

Учитель Волкова Вера Викторовна.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Ю,ю, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты: обозначают слияние [ й , у] буквой ю; объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах: называют особенность буквы Ю (обозначать целый слог-слияние – два звука); приводят примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; выполняют слого - буквенный анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией, паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ по иллюстрации.

УУД: регулятивные: учатся высказывать своё предположение; принимать и сохранять учебные задачи;

познавательные: общеучебные: находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт и ранее полученные знания;

коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками и учителем.

I Орг. момент и мотивация

Если хочешь много знать

- Посмотрите на доску. Чему будем учиться? (На доске лист с перевёрнутой буквой. Дети высказывают предположения, что познакомятся с новыми звуками и буквой)

-А теперь посмотрите на экран. Прочитайте выражения, которые записаны на экране. (Читающие дети)

Не знаю, не умею

- Какое утверждение соответствует поставленной цели? Обоснуйте.

- Оставим его. Узнаю, сумею

( На доске напечатать на листах А4)Это будет девиз нашего урока. А я добавлю восклицательный знак, потому что верю, что у вас всё получится.

- И верит в вас наша гостья. Кто это?

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала

Вот такая девочка, как она мила!

II Планирование деятельности

- На какой 1-й вопрос отвечаем, знакомясь с новыми звуками? (Гласный или согласный)

-Переверните карточку посередине парты.

-Продолжим дальше работать в паре. Повторим правила работы в паре, группе.

- Откройте конверт и достаньте из них остальные карточки. Распределите их в две группы.

- Как распределили? Почему?

1 звук? 2 звука и 1 звук глухой? звонкий

показатель тв.? показатель мяг. твёрдый ? мягкий

- С чего надо начать работу на уроке, чтобы было легче знакомиться с новыми звуками и буквой? ( С повторения)

III Работа по плану

Повторение изученного материала

-Назовите буквы, которые вы видите на экране.(м е з т б л)

-Какая лишняя? Почему?

-На какие две группы делятся звуки?

-Как произносятся гласные?

-Как узнать, сколько в сове слогов?

-Что может образовать один гласный?

-Куда падает ударение?

-Я буду показывать буквы, которые обозначают гласные звуки, а вы называть звук, который обозначает эта буква.

а у ы и о [ а] [ у] [ ы] [ и] [ о]

-Какой ещё звук может обозначать буква О ? [ а]

- В каких случаях [ о] ? ( под ударением)

-В каких случаях [ а]? (без ударения)

-Назовите гласные, которые я не назвала.(я, е, ё)

-Что общего у этих букв?

-Когда обозначают два звука?

- О какой группе звуков мы ещё не повторили изученный материал?

-Задайте друг другу вопросы?

-Каким цветом обозначаем на схеме гласные?

Итог. Изученный материал повторили. К какому этапу урока перейдём?

-Но сначала отдохнём. (физминутка)

2 Знакомство с новыми звуками, буквой

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто жучок.

Захочет – вскачь пойдёт немножко,

Захочет – ляжет на бочок. (Юла)

-Что это? Как догадались?

Юла – 1.Детская игрушка, волчок

Вертлявый, суетливый человек

-Как называется слово с несколькими лексическими значениями?

-Назовите первый, назовите второй.

-Вернёмся к первому слогу. Произнесём и подумаем, среди каких букв, гласных или согласных мы будем искать новую букву. Обоснуйте.

- Посмотрите на схему на парте, какие вопросы оставим? Вернёмся к ним позже.

-Произнесите первый слог. Сколько звуков слышите?

-Как обозначим на схеме?( [ й , у] ) Почему?

-Произнесите второй слог. Из чего состоит?. (Из слияния)

- Какими звуками образовано слияние? Обозначьте на схеме. Почему так? (а – показатель тв.)

- Сколько звуков может обозначать новая буква?

Упражнение в слышании (хлопнуть в ладоши).

Яблоко, ёлка, Юра, Эдик, Елена, юмор, яма, юг, юбка, улица.

-Звуки [ й , у] обозначаются буквой Ю. (Показ)

-Найдите у себя. (Сколько букв Ю? Почему две? Когда употребляем заглавную Ю?)

-На что похожа?(Показ)

-Изобразите в паре. ( Стоя или со шнурками)

-Покажите домик в алфавите.

-Как вы думаете, всегда ли буква Ю будет обозначать два звука?

- Почему так думаете?

-А вот какой это звук и что он обозначает, узнаем, работая над последним вопросом. Каким?

Работа в группе.

Прочитайте слоги-слияния (рю, тю, сю, дю, лю, ню)

Назовите звуки в каждом слоге-слиянии.

Карандашом нужного цвета подчеркните согласную:

синим – если это твёрдый согласный звук; зелёным – если это мягкий согласный звук.

Сформулируйте вывод и оформите его на отдельном листе.

Буква ю после согласного обозначает звук [ … ].

Буква ю – показатель предшествующего согласного.

Итог. - Посмотрите на выводы, которые вы сделали.(На доске)

-Что можем сказать?

-Что узнали о букве Ю?

-Чему теперь будем учиться?

3 Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой

-Что мы уже научились читать? (Слоги – слияния)

-Прочитаем ещё раз.

-Что теперь будем учиться читать? (Слова)

Написаны на доске, разделены на слоги, отделены звуки вне слияния, поставлен знак ударения.

рисую играю пою

рисуют играют поют

-Что общего у всех слов? ( ю – два звука, действие предмета)

-Подобрать к схеме.

-Рассмотрите иллюстрацию К какому произведению?

-Что там случилось?

-Какой отрывок из произведения изображён?

-Составьте текст. ( 2 чел.)

-Я зачитываю отрывок из произведения.

-Чему учит? (Нельзя доверять незнакомым, даже, если он очень ласково разговаривает, выглядит добрым)

-Найдите слова с буквой Ю на иллюстрации. Определить 1 или 2 звука. Докажите.

-Как называются песни, которые поют перед сном?

– Какие песни пели вам?

Пуховая кровать – на которой лежит пуховая перина( подстилка на кровати в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями)

-К кому обращается?

-Подберем слова-родственники. (Машенька и т.д.)

-Найдите слова, где звуков больше, чем букв. Докажите.

-А ещё слово с буквой Ю найдёте на иллюстрации на стр. 47.

-Назовите профессию у ежа.

Портной – мастер, специалист по шитью одежды, платья.

Модельер – специалист по изготовлению моделей одежды.

- Чтение предложений.(сильный. жуж, вслух -2 чел.)

-Для кого? Зач. строки, которые подсказали.

-Сколько раз встретилась буква Ю?

-Зачитайте предложение, которое подходит к картинке.

Ёж сшил пижамные брюки.

(от пижамы – спального или домашнего , вместо халата, костюма из лёгкой ткани, состоящего из брюк и куртки)

-Составление схемы предложения.

-Проверка по эталону.

-Чтение по схеме.

- Составьте своё предложение по схеме.

- Вы славно потрудились и Дюймовочка хочет вас наградить – подарить цветок, в которм она живёт. Как называется?

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент

а) Приветствие.

- Громко прозвенел звонок-

Проверка готовности к уроку.

б) Артикуляционная гимнастика. (слайд 3)

в) Скороговорка (слайд 4)

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

II. Актуализация знаний

1) Повторение изученного материала. (слайд 5)

Какой бывает наша речь?

Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Из чего состоит наша речь?

Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

Какие бывают звуки?

- Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)

III. Изучение нового материала

- Сегодня к нам гости зашел Незнайка. Он просит нас ему помочь отгадать загадку. А когда вы отгадаете его загадку, то вы узнаете что мы с вами на уроке сегодня будем изучать.

На одной ноге кружится,

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (Юла). (слайд 7 разбор по звукам)

- На какую букву начинается наша отгадка?

- Кто догадался с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?

Буква Ю, ю, обозначающая 2 звука. (слайд 8)

2. Знакомство с новым материалом

а) Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова: (слайд 9)

- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?

б) Чтение слов с буквой Ю. (слайд 11, 12)

- Вспомните, какие гласные буквы могут обозначать 2 звука одновременно? Когда? (слайд 13)

в) Работа с учебником (слайд 14)

- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение детей)

- Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

Физкультминутка для глаз (слайд 15)

г) Работа с плакатом

Физкультминутка (слайд 16)

IV. Закрепление нового материала

1) Работа с учебником (слайд 17)

Рассматривание иллюстрации на стр. 46

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни. (Чтение шепотом, хором)

- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(портрет С.Я. Маршака)

- А теперь послушайте эту сказку.

- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

2) Чтение слогов и слов с буквой Ю (слайд 18, 19, 20)

V. Итог урока

- Какая цель была на уроке? С какой новой буквой познакомились? Что интересного узнали об этой букве?

Читайте также: