Способы сжатого изложения текста тезисы конспект

Обновлено: 06.07.2024

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

однородных членов предложения;

риторических вопросов и восклицаний;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

связанных одной мыслью, частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

Найти в тексте мелкие, единичные факты.

Найти в них общее.

Объединить эти факты на основе общего.

Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

однородных членов обобщающим словом;

сложного предложения - простым;

части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

прямой речи - косвенной;

части текста - одним предложением;

части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную;

найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина , то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц , устраивающих утренний концерт , я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц , отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц , я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.

Задачи урока:

формировать структурированное восприятие и содержание текста;

формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

метапредметные:

развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);

воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих, причины. Запись в журнал и тетрадь приёма-передачи обучающихся.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.

Записывают число, классная работа, тема.

Слушают и настраиваются на работу.

Мотивация УД. Введение в работу.

Эпиграф нашего занятия:

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия (компрессии) текста.

Словарная работа

Лаконизм – краткость и четкость изложения;

Краткий – предельно сжатый;

Короткий – небольшой по размеру;

Компрессия – сжатие;

Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;

Тема – то, о чем говорится в тексте;

Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.

Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Слушают, настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний.

( тезис = микротема + основная мысль; тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать)

- В каких текстах по стилю и типу речи встречаются тезисы?

(Тезисы встречаются в научном и публицистическом стилях, тип речи - рассуждение)

- При написании сжатого изложения нам необходимо уметь составлять тезисы.

(Микротема - это то, о чём говорится в определённом отрезке текста.)

-Как формулируется микротема?

(Формулировка микротем может быть в виде утвердительных предложений или в виде вопросов.)

- Что такое основная мысль?

(Идея; в основной мысли выражено то, к чему призывает автор).

- Мы повторили, что такое тезис, обратили внимание на его структурные составляющие, чтобы перейти к следующему этапу работы над текстом.

Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

1. Этап определения темы текста.

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора)

по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Работа с текстом.

Знакомство с содержанием

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

2) Определения типа и стиля речи.

3) Информация о тексте (определение микротем)

Раздать по одному тексту на парту. Вслух прочитать одному из учащихся.

hello_html_m52f54b9a.jpg

Записать микротемы

4)Сжатие текста Записать

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением.

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным место имением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражении

5) Редактирование текста по абзацам

Редактирование 1 и 2 абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение фрагмента предложения;

исключение одного предложения

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Редактирование 3 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

( упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения;

исключение одного предложения;

исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Редактирование 4 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение одного предложения;

исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Редактирование 5 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение нескольких предложений;

исключение фрагмента предложения и

слияние нескольких предложений в одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.(90 слов)

Что узнали? Чему научились? Какие приемы использовали при выполнении заданий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является наглядным материалом к уроку развития речи в 9 классе и помогает обучающимся познакомиться с такими способами сжатого изложения содержания текста как план, тезис и конспект. На уроке старшеклассники уточняют значение данных понятий, развивают умение составлять планы, тезисы, конспекты. Данное умение также пригодится ученикам в освоении и других предметов школьной программы.

Урок развития речи в 9 классе

«Способы сжатого изложения содержания текста

Автор: Тропина А.А.,

учитель русского языка и литературы

Терминология урока

план – краткий последовательный перечень основных мыслей автора.

тезис – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада, лекции.

План простой 1. 2. 3. сложный 1. а) б) 2. План предметный тематический

простой 1. 2. 3.

тематический

  • Чтение с карандашом способствует не только запоминанию, но и будит собственную мысль.

2. Сознательное чтение обеспечивается: сосредоточением на сущности читаемого, выяснением непонятного, сопереживанием.

3. Задачи первоначального чтения – общая ориентировка в изучаемом тексте, составление простого плана и заготовок для записей.

2. Заповеди сознательного чтения.

3. Задачи первоначального чтения

1. Содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания.

1. Воспроизводит не только мысль оригинала, но и связь между ними.

2. В каждом положении содержится одна мысль.

2. Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу.

3. Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии.

3. Цель – сохранение в памяти.

Для того, чтобы написать конспект, надо: 1. Выделить в тексте всё существенное, основное; 2. Связно изложить (разрозненные записи не являются конспектом). * Конспект может содержать факты, доказательства, примеры, иллюстрации, рисунки, схемы, чертежи.

Для того, чтобы написать конспект, надо:

1. Выделить в тексте всё существенное, основное;

2. Связно изложить (разрозненные записи не являются конспектом).

* Конспект может содержать факты, доказательства, примеры, иллюстрации, рисунки, схемы, чертежи.

Типы конспектов плановый тематический текстуальный свободный * монографический * обзорный

Типы конспектов

тематический

текстуальный

* монографический

Этапы конспектирования: 1. Внимательно прочитайте текст. Отметьте непонятные места, незнакомые слова, имена, даты. 2. Выделите главные, самые важные части. 3. Всё, что неясно, узнайте в словарях, справочниках. 4. Составьте простой план. При повторном чтении отмечайте, как автор доказывает основные мысли своей работы. 5. Перечитайте отмеченные важные места и кратко, последовательно их запишите. 6. При конспектировании нужно стремиться выразить содержание своими словами, это помогает сознательно усвоить текст. 7. При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии потребуется ссылка как на авторитетное изложение, мнение, вывод.

Этапы конспектирования: 1. Внимательно прочитайте текст. Отметьте непонятные места, незнакомые слова, имена, даты. 2. Выделите главные, самые важные части. 3. Всё, что неясно, узнайте в словарях, справочниках. 4. Составьте простой план. При повторном чтении отмечайте, как автор доказывает основные мысли своей работы. 5. Перечитайте отмеченные важные места и кратко, последовательно их запишите. 6. При конспектировании нужно стремиться выразить содержание своими словами, это помогает сознательно усвоить текст. 7. При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии потребуется ссылка как на авторитетное изложение, мнение, вывод.

При первом прочтении:
• внимательно прочитайте текст, чтобы понять его содержание;
• определите тему текста (о чём текст?), идею (чему учит текст?);
• Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
• запомните последовательность событий, рассуждений;
• определите количество абзацев, ключевые слова;
• составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их;
• пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план:
• Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
• Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
• Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Приемы компрессии: исключение, обобщение, упрощение (замена).

При исключении необходимо:
• выделить главное (существенное) и детали (подробности);
• убрать детали;
• пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
• пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
• объединить существенное;
• составить новый текст.

При обобщении необходимо:
• вычленить единичные факты;
• подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
• составить новый текст.

При упрощении необходимо:
• заменить сложное предложение простым;
• заменить предложение или его часть указательным местоимением;
• объединить два или три предложения в одно;
• разбить сложное предложение на сокращённые простые;
• перевести прямую речь в косвенную.

Пояснения:

1) Тема текста — это предмет речи (о чем?).
2) Идея текста — это задумка автора (зачем?).
3) Микротема — это маленькая часть общей темы, иначе - тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста.

Читайте также: