Полхов майданская роспись конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Тема: украшение полоски Полхов-Майданской росписью.

Цель: познакомить детей с росписью Полхов - Майдана.

- обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи : цветовой строй, ритм и характерные элементы;

- развивать у детей воображение, зрительную память;

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?

В: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий)

В: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Д: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись) .

В: Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Д: ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья).

В: Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской.

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий) .

Воспитатель начинает свой рассказ.

В: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:

(воспитатель обращает внимание на изделия).

В: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

В: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

В: Правильно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный

В: Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан, а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.

В: Как расположены листики на веточке?

Д: ответы (сверху и снизу).

В: Какого цвета листик? Какой формы?

Д: ответы (зеленого, овальной).

В: А какой формы ягодки? Какого цвета?

Д: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).

В: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Раз, два – спит цветок. Три — раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.

В: Ребята, хотите стать мастерами.

- Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана. 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

В: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)

В: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).

В: Какие красивые бочонки у нас получились.

В: А какие элементы использовали в росписи полоски?

В: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

В: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи?

В: В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан. Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

занятия по изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста на тему

hello_html_299faff4.jpg

" Полхов-майданская роспись матрешки ".

Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полхов-Майданской росписи .

Образовательные:

Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.

Учить заполнять узором большую часть.

Развивающие:

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.

Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.

Воспитательные:

Воспитывать умения работать в коллективе.

Воспитывать умение согласовывать свои действия, договариваться, работая в паре.

Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.

Оборудование: несколько Полхов-Майданских матрешек, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Нижегородская область богата мастерами : славится она Хохломской росписью , Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру .

Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника.

Основная часть.

Загадка:

Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: может три, а может шесть. Разрумянилась немножко, наша русская …….

Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками, а Полхов-Майданские из них самые молодые. У мастеров других народных промыслов на первом месте была серьезная работа – они изготовляли нужные в хозяйстве предметы: посуду, орудие труда, а если оставалось время, то делали игрушки на забаву детям.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Физкультминутка (пантомимическая игра). Давайте ненадолго превратимся в игрушки Полхов – Майданских мастеров. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении. Дети становятся в круг, воспитатель произносит названия народных игрушек, а дети стараются их изобразить. Воспитатель:

Лошадки на палочке.

Воспитатель: Молодцы ребята! Стихотворение:

Веселей играй, гармошка В гости к вам пришла матрешка. Ложка деревянная Матрешечка румяная. Посмотрите внимательно ребята вот на этих матрешек, они все разные. Одни расписные, а другие просто деревянные. Скажите, каких из них можно нести на ярмарку, а какие еще не готовы? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно же, расписная матрешка красивее.

- А кто знает, как называется деревянное неокрашенное изделие? (белье).

- А кто делает деревянную матрешку? (мастер по изготовлению игрушек).

- Ну а что бы матрешки были такими нарядными и красивыми их нужно…. (расписать, раскрасить).

- А кто этим занимается? (мастер по росписи).

Посмотрите, как много у нас нераскрашенных матрешек, предлагаю вам на время превратиться в Полхов-Майданских мастеров, пройти в художественную мастерскую и расписать их.

Чем же выделяется данная роспись : в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило: роза, мак, шиповник, георгин. Они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку .

Выполняем лицо матрешки простым карандашом.

Лицо изображается в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.

Вместо сарафана на матрешке овальный передник.

Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью) .

Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.

hello_html_m55431de6.jpg

Вспоминаем основные закономерности выполнения розана.

Затем выполняем волшебную веточку, которая красиво изгибается.

hello_html_m2519e40c.jpg

hello_html_6289d8c9.jpg

В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.

Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?

(желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый)

Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.

Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом.

hello_html_130985a.jpg

5. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья (оставляем желтые пробелы).

Завершающий этап – обводим контур черным цветом.

Пока сам рисунок сохнет, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки .

Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе по ознакомлению с рууской народной росписью.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект интегрированного итогового занятия

в старшей логопедической группе по изучению народной росписи и разных техник рисования

Подготовил воспитатель: Михальчук Оксана Леонидовна

Программное содержание:

Образовательные:

- познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: мульти медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, вида села, ; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый); кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора

В.Малышева ) входят в группу и становятся в круг.

Приветствие:

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать ,играть, делать аппликации…

Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия ,по мокрой бумаге, кляксография )

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Воспитатель: Какие замечательные поговорки ,а как вы их понимаете?

Дети: ответы детей.

Дети: считают и отвечают (5 слов )

Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!

В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.( Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

Дети: Собирают картинки - пазлы.

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

Дети: ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия).

Воспитатель: Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети: ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья ,лошади птицы).

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Королева кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Слайд №2:

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки .

Слайд№3

Слайд№4

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6

Слайд№7

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

Слайд№8,9

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№10

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три — раскрыли лепесток.

Дружно к солнцу потянулись.

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку , и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем роспись с верхней части гриба.

-Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.

-Подводим низ шляпки тонкой красной линией.

-Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

-Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

-Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.

-Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

-Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

-Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

-Кисточкой подводим красной линией низ гриба.

Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Один, два, три, четыре ,пять

Выполнение работы детьми..

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? ( Полхов- Майданской )

Вам понравилось быть мастерами?

А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с полхов-майданской росписью; показать основные технические приемы.

Задачи: 1). Развивающая. Развитие творческого воображения, зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии.

2). Обучающая. Обучить учащихся полхово-майданскому промыслу, основным приемом рисования, последовательности выполнения работы, рисованию от общего к деталям.

3). Воспитывающая. Воспитать аккуратность к выполняемой работе.

Цель урока: ознакомить учащихся с полхов-майданской росписью; показать основные технические приемы.

Задачи: 1). Развивающая. Развитие творческого воображения, зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии.

2). Обучающая. Обучить учащихся полхово-майданскому промыслу, основным приемом рисования, последовательности выполнения работы, рисованию от общего к деталям.

3). Воспитывающая. Воспитать аккуратность к выполняемой работе.

Оборудование:

Для учителя: бумага, киски, краски, изделия расписанные полхово-майданской росписью, картинки, пособие с поэтапным выполнением различных элементов росписи.

Для ученика: новая разделочная доска, кисти, краски, бумага.

Зрительный ряд: Наглядные пособия последовательности выполнения отдельных элементов росписи, работы студентов и учеников, фотографии готовых изделий.

Литературный ряд: Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 192с.

2. Вводная беседа

3.Объяснение нового материала

4. Самостоятельная работа

5. Подведение итогов

1.Организационный момент: проверка готовности к уроку.

2.Вводная беседа: Ребята, что вы знаете о полхов-майданской росписи? Показываю учащимся картинки с расписными изделиями. Откуда родом эта роспись?

3.Объяснение нового материала:

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майда" – слово старинное, означает "сборище людей", а реку назвали "Полховка" потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке – Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо. (Показываю картинки) Особенность полховско-майданского промысла – соседство фабричного и кустарного производства. В селе Вознесенское работает художественная фабрика "Полховско-майданская роспись". Мастера-кустари работают на дому всей семьей. Мужчины вытачивают изделия, женщины их расписывают. Ассортимент промысла – игрушки (птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, матрешки, балалайки, коробочки-яблоки), шкатулки, традиционная русская посуда (солонки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробочки), копилки, пасхальные яйца.

В красильном царстве все делают женщины. 1). Обмазывают фигурки крахмалом, сваренным жидко, как кашка. Игрушки сушат, и они становятся белее снега. Майданцы крахмалят изделие до трех раз. Краска ложится на такой грунт хорошо, совсем не впитывается и нисколько не теряет своей яркости. При такой технике росписи краски на поверхности буквально светятся, сияют, горят. 2). Перышками или кисточками начинают игрушки разрисовывать разными приемами. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" – рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием "под масло" – роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Делая эти операции, красильщица всё время поворачивает вещь по кругу. Орнамент подчеркивает токарную форму таратушек. “Наводка” - самая известная и наиболее самобытная техника. Узор – рисунок наводят пером черной тушью, а затем его пределы заполняют яркой краской.

В красильне все игрушки распределяются на четыре большие группы и для каждого вида изделий используется определенный мотив росписи. Но среди множества мотивов есть и элементы, которые особенно часто варьируются, это – большая роза и яблоко.

Читайте также: