Расы человека конспект урока 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План-конспект.docx

«Человеческие расы.

Учитель: Климова И.А.

Организационный момент. Целеполагание.

Учитель: История человечества знает страшные страницы. (слайды № 2-6)

Скажите ребята, чем же идеологи таких разных теорий мотивировали массы на уничтожение представителей биологического вида Homo sapiens?

Учитель: Чем мы можем возразить?

Ученики вспоминают, что им известно по данному вопросу.

Беседа о происхождение человека. (слайд № 7, 8)

Учитель: И все таки, все человечество можно представить в виде трех основных рас. (слайды № 9, 10)

Мы с вами выделили основные расы, но скажите к какой расе отнести человека мать которого представительница коренных народов Приамурья, а отец – украинец?

Возникает затруднение, и что бы разобраться с этим вопросом, нам нужны дополнительные знания.

Определите для себя, каких знаний вам недостает и чему вы хотели бы научится?

(Дети отвечают – смешение рас, отличие расы от нации, влияние ареала проживания на фенотип человека)

Учитель: Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, температуры окружающей среды, пищи и т.д. (слайд № 12) Работаем в парах, первый ряд пустыни, 2 – степи или тундра, 3 – леса умеренного климата. Время для обсуждения – 1 минута.

Итак, какие морфологические признаки могли сформироваться в процессе эволюционного развития у человека проживающего в данных природных условиях? (обсуждение)

(Правильным является: географическое расселение, географическая изоляция, адаптивный характер расовых признаков.) Запишите в рабочем листе. (организация обсуждения, слайд с правильными ответами).

Сейчас на планете проживают представители трех основных рас: монголоиды, австрало - негроиды, европеоиды.

Итак, вернемся к вопросу, на который мы не смогли ответить. (слайд №17)

Учёные выделяют множество промежуточных рас, что неизбежно, т.к. между людьми постоянно происходит смешение, скрещивание, говоря биологическим языком.

Наряду с понятием раса существует понятие расогенеза, что оно обозначает с точки зрения этимологии? (объяснение)

(слайд № 18) Это новое для вас понятие, запишите в тетрадь. (слайд № 19-20)

Я предлагаю вам вспомнить основные отличительные признаки, характерные для каждой расы (слайды № 21-23), обратите внимание, какие народы относятся к различным расам.

С заданием справились, приступаем к самопроверке. Возникли ли у вас какие-то вопросы? (слайд № 25-28)

Знаете ли вы, какие общие названия дают потомкам при смешении рас? (дети отвечают) (слайд № 29).

Вот теперь скажите, как назовём человека, мать которого представительница коренных народов Приамурья, а отец – украинец? (метис)

Скажите, понятие нация и расы совпадают? (слайд № 30)

Как правильно сказать, японская раса или японская нация? В чем ошибка? Объясните.

(слайд № 31) Есть понятия раса, а есть понятие расизм.

Какой смысл имеет понятие расизм – биологический или политический?

Расы сформировались под влиянием условий среды обитания.

Признаки рас носят приспособительный характер и не являются чертой, определяющей качества, особенности личности и уровень умственного развития представителей разных рас.

Идеология расизма не имеет оправдания, т.к. никаких существенных отличий между представителями рас нет.

В доказательство нашей правоты давайте вспомним имена великих деятелей политики, которые, несмотря на свою расовую принадлежность, сыграли не последнюю роль в истории.

Карточка - задание для индивидуальной работы.

Вставить в предложения пропущенные слова.

Все люди имеют ………………. происхождение. Разные расы произошли на ……………….. континентах. Причиной возникновения рас можно считать …………. …………….,………………. Все расовые признаки носят ………………….характер. Биологические характеристики всех рас похожи и ……………….. на особые качеств людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для осознания и осмысления информации о расах и причинах их появления, доказать несостоятельность теории расизма.

Познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма.

Развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать делать выводы; формирование общественных умений; сравнивать и обобщать, работать с учебником и научной литературой.

Воспитывающая: воспитание у учащихся расовой толерантности.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

• нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

• целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

• определение терминов раса, расогенез, расизм;

• морфологические признаки представителей больших рас.

Учащиеся должны уметь:

• доказывать несостоятельность расизма;

• объяснять связь образования рас с миграцией населения;

• обосновывать свою точку зрения.

Основные понятия

Европеоидная, негроидная, монголоидная расы, расизм.

Межпредметные связи

Формы работы урока

И – индивидуальная, П – парная.

Технология урока

Оборудование

ПК, интерактивная доска, карточки к уроку

Дидактическая

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


Цель: сформи­ровать знания о человеческих расах и их единстве.

Задачи:

Познакомить учащихся с гипотезами расогенеза.

Продолжить форми­рование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) со­временного человека (Ноmo sapiens)

Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма.

Показать взаимосвязь (интеграцию) биологических знаний с географией, историей, фи­лософией и литературой.

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,

развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,

уметь отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся научное мировоззрение;

нравственные качества личности.

Основные понятия: человеческие расы; европеоидная, монголоидная и австрало-негроидная расы, расогенез; расизм.

У каждого школьника информационный лист (приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, у каждой группы лист ватмана, фломастеры; у четвертой группы научная литература по данной теме.

Методы обучения: частично-поиско­вый (выполнение самостоятельных иссле­дований); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); на­глядно-образный (слайды, иллюстрации, решение кроссворда, отрывки из поэзии).

Формы организации познава­тельной деятельности: индивидуаль­ная, групповая, фронтальная.

Перед началом урока класс делится на 4 группы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний - стадия вызова

Учитель: вступительное слово - читаю стихотворение о предках человека.

Костер, похрустывая ветками,

Мне память тайную встревожил, -

Он был зажжен в пещерах предками

У горно-каменных подножий.

На человеческом рассвете,

На неуютной и таинственной

Быть может, там был каждый гением

(бездарность выжила б едва ли)

С таким бессмертным удивлением

Они нам землю открывали.

На них презрительными мордами,

Как на случайное уродство.

Посматривали звери, гордые

Своим косматым первородством.

Мы стали опытными, взрослыми,

А предки шли призывниками,

Как смертники, в разведку посланные

Еще не поклонялись идолам,

Еще анналов не писали.
А Прометей был после выдуман

Огонь они добыли сами.

Учитель: о каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворе­нии? Ученики: обсуждают вопрос, выявляют уже имеющиеся знания о месте человека в животном мире, об эволюции предков человека, о роли биологических и социальных факторов в становлении че­ловека современного типа.

II. Изучение нового материала

Объяс­няю правила работы с информационным листом.

Морфологические признаки рас

Учитель: организую самостоятельную работу учащихся в группах. Три группы получают задание: внимательно рассмотреть портреты людей, принадлежащих к разным расам (австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная); выявить морфологические при­знаки каждой расы. Каждая группа учащих­ся вписывает признаки в таблицу информационного листа и на лист ватмана, который затем вывешивается на стенд.

Четвертая группа (в нее вошли наиболее подготовленные ребята) выявляет призна­ки трех рас, работая с дополнительной ли­тературой, а также анализирует материалы приложения 3.

Ученики: после выполнения заданий все группы обсуждают, дополняют и уточняют получен­ную информацию и формулируют выводы:

- в основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;

- не все группы, народности можно разделить по трем основным расам;

- большие расы тоже неоднородны по сво­им морфологическим признакам и делятся на малые расы.

Учитель: знакомит со схемой расовой классификации современного человека.

Ученики: знакомятся со схемой расовой классификации современного человека, имеющейся в информационном листе, и определяют свою принадлежность к расам по данной классификации.

Конспект урока биологии по теме Расы и их происхождение

IV. Заключение

Учитель: XX век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подво­дить итоги прожитого, оценивая настоя­щее, заглядывать в будущее.

Не насыщая пищей чрева,

Жует себя двадцатый век ,

И рубит, рубит жизни древо

Как беспощадный человек

Великий разум! Запрети ты

Рубить хотя последний сук. (М. Дудин)

Ушедший век впервые в истории челове­чества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, кри­тическая проверка способности людей, при­надлежащих к разным расам, этносам, объ­единить усилия для спасения планеты.

V. Итог урока. Рефлексия

Учитель: даю качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Учащиеся: высказывают своё мнение по поводу урока. ( Что понравилось. Что нет. Что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.)

Домашнее задание

Изучить параграфы: 73,ответить на вопросы с.289.

Веь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(районный семинар учителей биологии)

Учитель биологии:

Дата проведения:. Открытый урок на районном семинаре методического объединения учителей биологии.

Учитель Етриванова Евгения Викторовна

Цель: сформи­ровать знания о человеческих расах и их единстве.

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами расогенеза.

Продолжить форми­рование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) со­временного человека (Ноmo sapiens)

Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма.

Показать взаимосвязь (интеграцию) биологических знаний с географией, историей, фи­лософией и литературой.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,

развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,

уметь отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

Формировать у учащихся научное мировоззрение;

нравственные качества личности.

Основные понятия: человеческие расы; европеоидная, монголоидная и австрало-негроидная расы, расогенез; расизм.

Оборудование:

программное обеспечение SMART Notebook;

У каждого школьника информационный лист (приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, у каждой группы лист ватмана, фломастеры; у четвертой группы научная литература по данной теме.

Методы обучения: частично-поиско­вый (выполнение самостоятельных иссле­дований); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); на­глядно-образный (слайды, иллюстрации, решение кроссворда, отрывки из поэзии).

Формы организации познава­тельной деятельности: индивидуаль­ная, групповая, фронтальная.

Перед началом урока класс делится на 4 группы.

Этапы урока

Актуализация знаний - стадия вызова

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

- выполнение тестовой работы

Рефлексия и итоги урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний - стадия вызова.

Учитель: вступительное слово - читаю стихотворение о предках человека.

Костер, похрустывая ветками,

Мне память тайную встревожил, -

Он был зажжен в пещерах предками

У горно-каменных подножий.

На человеческом рассвете,

На неуютной и таинственной

Быть может, там был каждый гением

(бездарность выжила б едва ли)

С таким бессмертным удивлением

Они нам землю открывали.

На них презрительными мордами,

Как на случайное уродство.

Посматривали звери, гордые

Своим косматым первородством.

Мы стали опытными, взрослыми,

А предки шли призывниками,

Как смертники, в разведку посланные

Еще не поклонялись идолам,

Еще анналов не писали.
А Прометей был после выдуман

Огонь они добыли сами.

Учитель: о каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворе­нии? Ученики: обсуждают вопрос, выявляют уже имеющиеся знания о месте человека в животном мире, об эволюции предков человека, о роли биологических и социальных факторов в становлении че­ловека современного типа.

II. Изучение нового материала

Объяс­няю правила работы с информационным листом.

Морфологические признаки рас

Учитель: организую самостоятельную работу учащихся в группах. Три группы получают задание: внимательно рассмотреть портреты людей, принадлежащих к разным расам (австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная) ( Слайд 3); выявить морфологические при­знаки каждой расы. Каждая группа учащих­ся вписывает признаки в таблицу информационного листа и на лист ватмана, который затем вывешивается на стенд.

Четвертая группа (в нее вошли наиболее подготовленные ребята) выявляет призна­ки трех рас, работая с дополнительной ли­тературой, а также анализирует материалы приложения 3.

Ученики: после выполнения заданий все группы обсуждают, дополняют и уточняют получен­ную информацию и формулируют выводы:

В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;

не все группы, народности можно разделить по трем основным расам;

большие расы тоже неоднородны по сво­им морфологическим признакам и делятся на малые расы.

Учитель: демонстрирую слайд 4. Знакомит со схемой расовой классификации современного человека.

Ученики: знакомятся со схемой расовой классификации современного человека, имеющейся в информационном листе, и определяют свою принадлежность к расам по данной классификации.

2. Доказательства принадлежности челове­ческих рас к одному биологическому виду

Учитель: проанализируйте информацию, содержащуюся в пункте №4 информационного листа.

Ученики: анализируют, обсуждают, дополняют и уточняют получен­ную информацию и формулируют выводы:

все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам;

они имеют не­ограниченные возможности скрещивания, от смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы - биологически равноценны и относятся к одному виду - Ното sapiens)

Учитель: скажите, ребята, как вы понимаете термины:

Ученики: отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Учитель: скажите, а чем можно объяснить различный уровень развития науки и техники у народов различных рас?

Ученики: отвечают на вопрос, дополняют друг друга.

3. Возникновение рас и механизм расогенеза.

Учитель: провожу эвристическую беседу по вопросам:

В чём причина биологической равноценности рас?

Как внутри вида Ноmо sapiens возникли разные человеческие расы?

Ученики: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Учитель: рассмотрите схему моноцентрического происхождения рас (слайд 5) ( одна из наиболее обоснованных точек зрения) и выполните задание 4

(см. приложение 1)

Ученики: выполняют задание 4 (см.приложение 1)

Учитель: объясните:

а) к каким критериям вида от­носятся перечисленные выше признаки людей;

б) какие выводы вытекают из этих фактов.

Ученики: устно отвечают, дополняют друг друга.

Формулируют вывод: признаки каждой расы наследуются, однако они не являются неизменными; на ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию морфологических признаков в разных климатических условиях – эти признаки имели адаптивное значение.

Учитель: откройте параграф 73 учебника и самостоятельно (в группах)

Ученики: выполняют задание.

Учитель: ребята, какое же адаптивное значение имели морфологические признаки на ранних стадиях развития человека?

Ученики: доказывают адаптивное значение морфологических признаков на ранних стадиях развития человека.

подумайте о значении этих признаков в настоящее время;

рассмотрите современ­ные области расселения рас и сравните их с местами первоначального возникновения;

подумайте о перспективах эволюции рас на планете.

Ученики: отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, формулируют выводы, дополняя друг друга.

вывод: основные факторы расогенеза - наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.

4. Ложная теория расизма

Учитель: основываясь на знаниях учащихся по истории и географии о культуре и истори­ческом развитии разных народов, подвожу учеников к выводу: что разный культур­ный уровень народов различных рас не обусловлен их биологическими особенно­стями. Умственные способности, сообра­зительность, одаренность присущи людям разных рас.

Ученик из четвёртой группы выступает с заранее подготовленными примерами расовых агрессий.

Учитель: провожу дискуссию по теме расовых агрессий.

Ученики: участвуют в дискуссии.

При этом критикуют расовые теории, вы­являют причины их отстаивания реакци­онными учеными (оправдание господства одной расой над другой, национальных, колониальных войн).

Учитель: подвожу учеников к выводу, что неприятие расизма должно заключаться не только в том, чтобы отрицать его корни, а чтобы обуздать ошибки в собственных программах поведения, поддерживать в себе благожелательный интерес к непо­хожим людям. Несостоятельность расизма доказана настоящей наукой о расах — расо­ведением.

Демонстрация слайда 6.

Учитель: формулирую вывод по уроку: все современное человече­ство принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и ум­ственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида Ноmo sapiens выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических фак­торов и усиление роли социальных факторов, что создает благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.

III. Закрепление изученного мате­риала

Учащиеся: отвечают на вопросы тесто­вого задания поднятием зеленой (да) или красной (нет) карточки. (см. приложение 6)

IV. Заключение

Учитель: XX век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подво­дить итоги прожитого, оценивая настоя­щее, заглядывать в будущее.

Не насыщая пищей чрева,

Жует себя двадцатый век ,

И рубит, рубит жизни древо

Как беспощадный человек

Великий разум! Запрети ты

Рубить хотя последний сук. (М. Дудин)

Ушедший век впервые в истории челове­чества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, кри­тическая проверка способности людей, при­надлежащих к разным расам, этносам, объ­единить усилия для спасения планеты.

V . Итог урока. Рефлексия.

Учитель: даю качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Учащиеся: высказывают своё мнение по поводу урока. ( Что понравилось. Что нет. Что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.)

Домашнее задание

Изучить параграфы: 73,ответить на вопросы с.289.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о человеческих расах, их морфологических, физиологических особенностях, о единстве происхождения и биологической равнозначности.

Задачи урока:

  • сформировать систему знаний о человеческих расах,
  • доказать единство происхождения человеческих рас;
  • выявить морфологические и физиологические особенности, изучаемых рас;
  • доказать, что формирование отличительных признаков рас носило адаптивный характер;
  • формировать умение вычленять главное, используя различные источники информации;
  • синтезировать, обобщать и структурировать полученную информацию;
  • способствовать формированию навыков групповой работы (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации);
  • адекватно оценивать свои знания на этапе первичного закрепления знаний;
  • публично защищать результаты творческой деятельности;
  • развивать интерес к познанию мира, сознание собственной причастности к происходящим в мире событиям.
  • формировать нравственную оценку различным проявлениям расизма и нацизма;
  • формировать коммуникативные учебные действия, через общение и взаимодействие (умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции)

Методы: проблемный, частично поисковый, репродуктивный.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная.

Средства обучения:

литература: - учебник Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2005.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедиа проектор,

- бюсты представителей разных рас

Критерии успешности урока: (записаны на доске)

Учитель: Козлова Татьяна Ильинична

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о человеческих расах, их морфологических, физиологических особенностях, о единстве происхождения и биологической равнозначности.

Задачи урока:

образовательная

сформировать систему знаний о человеческих расах,

доказать единство происхождения человеческих рас;

выявить морфологические и физиологические особенности, изучаемых рас;

доказать, что формирование отличительных признаков рас носило адаптивный характер;

формировать умение вычленять главное, используя различные источники информации;

синтезировать, обобщать и структурировать полученную информацию;

способствовать формированию навыков групповой работы (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации);

адекватно оценивать свои знания на этапе первичного закрепления знаний;

воспитательная

публично защищать результаты творческой деятельности;

развивать интерес к познанию мира, сознание собственной причастности к происходящим в мире событиям.

формировать нравственную оценку различным проявлениям расизма и нацизма;

формировать коммуникативные учебные действия, через общение и взаимодействие (умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции)

Методы: проблемный, частично поисковый, репродуктивный.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная.

Средства обучения:

литература: - учебник Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2005.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедиа проектор,

- бюсты представителей разных рас

Критерии успешности урока: (записаны на доске)

Знать базовую классификацию рас;

Знать морфологические признаки основных рас;

Уметь доказательно объяснять приспособительный характер морфологических признаков рас;

Уметь объяснить несостоятельность расовых теорий.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые учебные результаты

Приветствует учащихся, объясняет значимость урока(незнакомый учитель -незнакомый класс); выражает надежу на плодотворное и результативное сотрудничество;

Приветствуют учителя; слушают; задают возникшие вопросы.

Коммуникативные: позитивный настрой на коллективное сотрудничество

Актуализация знаний, направленных связать, ранее изученные темы с данной темой урока

Просит определить место человека в органическом мире (разд.мат).

Дают названия систематическим единицам:

Надсемейство: Высшие узконосые

Семейство: Люди (Гоминиды)

Род: Человек (Homo)

Вид: Разумный (sapiens)

Подвид: - неандертальский (вымер)

- кроманьонский (существует)

воспроизведение ранее полученных знаний;

Коммуникативные: владение монологической речью, способность полно и точно выражать свои мысли, выстраивать ответ по предложенной схеме. Пробелы в знаниях устраняются

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Наглядность: бюсты представителей вида Человек разумный кроманьонский.

? Глядя на них, сможете ли вы обозначить тему урока и определить его задачи

Если ученики не справляются с поставленной перед ними задачей, то используются записи на доске.

На доске записаны критерии урока, которые определят успешность усвоения новых знаний. Учитель обращает внимание учащихся на критерии и на их основе

Просит вновь сформулировать тему и задачи урока.

Формулируют тему урока, определяют задачи, осознают, что задачи урока заложены в критериях успешности урока.

Познавательные: умение делать выводы и умозаключения.

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Изучение нового материала

- Усвоение нового материала

Зачитываю статьи с примерами.

? На что мы имеем право

Чтобы дать вопрос на этот вопрос нам нужно изучить тему данного урока.

Организует работу в группах.

Задание: прочитать текст §4.20, заполнить предложенную таблицу

Беседа: чьё изречение? Кто автор? Актуальность в настоящее время?

Ответ: - быть равными среди равных

- Я-человек. Человек -звучит гордо.

Самостоятельная работа в группах, по изучению нового материала и заполнению таблицы.

Коммуникативные: обмен знаниями; умение слышать и слушать;

Развитие мотива учения.

общеучебные – смысловое восприятие информации;

умение структурировать материал, использовать его для толкования метафоры

коммуникативные: совместная деятельность, эффективное сотрудничество.

Личностные: самоопределение, формирование ценностных ориентаций

выделение и осознание того, что подлежит усвоению;

Формируются информационные компетентности:

поиск необходимой информации.

Первичное закрепление знаний изученного материала

Предлагает свою концепцию таблицы (слайд№2).

Если есть недочёты, ставится(--)

Возвращаемся к критериям урока

Проверяют правильность заполнения, задают возникшие вопросы. Пробелы в знаниях устраняются.

Беседа между группами, по вопросам критериев, оформление мини - проектов

Регулятивные: самостоятельно анализируют свои достижения на основе учета выделенных учителем ориентиров;

общеучебные – повторное осмысление информации;

формирование общекультурных компетенций (видит и понимает окружающий его мир. Умеет принимать решения)

Контроль и самопроверка знаний

Выполняют предложенный тест, самооценка по предложенным критериям.

Пробелы в знаниях устраняются

коммуникативные: общение и взаимодействие;

смыслооброзование, мотив отметки

Возвращается к проблемному вопросу урока; предлагает озвучить ответы

Выслушивает ответы учащихся, при необходимости корректирует их

дают краткие ответы:

- право называться человеком;

- быть равным, среди равных;

Личностные: смыслообразование; определение ценностногокомпонента по данному вопросу

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формулирует задание: § 4.20. с.300 (ваши суждения по последнему предложению§).

Рисуют по просьбе учителя смайлик, соответствующий восприятию урока (в правом углу таблицы.

Читайте также: