Светильники церкви христовой конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Всемирные светильники

Всемирные светильники

Урок по ОПК 5 класс

Сегодня ты узнаешь:

Андрей Первозванный. Князь Владимир. Крещение Руси.

Святая Елена

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории

Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн

Как возникло Христианство на Руси

Кто принес учение Христа на Русь?

Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра С юности будущий апостол всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством.

Святой Андрей стал ближайшим учеником Христа

Святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны

Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев.

Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти

На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и

вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от

язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Мученическая смерть

Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола.

Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и

ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Жена правителя сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

В то время Киевская Русь была языческой страной

Христианство на Руси было введено в десятом веке.

Главным богом у восточных славян считался Перун

Он был богом грома и молнии. Подобным богом в свое время у язычников-греков был Зевс, а у язычников-римлян - Юпитер.

По верованиям славян, Перун в весенние дни является на землю молниями,

поливал землю дождем и выводил из-за туч ясное солнце, пробуждая природу. И в тоже время, по верованиям славян, Перун был божеством очень грозным и карающим. "Сбей тебя Перун", "чтоб тебя Перун взял", - говорили наши предки, прогневавшись на кого-либо. Они верили в Перуна, как в воинственное и победоносное божество и просили его даровать им военные успехи.

В Киеве на Перуновом холме был поставлен деревянный идол, изображавший

Перуна, с серебряной головой и золотыми устами. Такой же идол был и в Новгороде. Им приносили в жертву животных, а нередко - маленьких детей и пленных, которых убивали перед идольским изображением и сжигались в огне. Итак, наши предки именуются язычниками или идолопоклонниками. Они поклонялись не Творцу, а творению, преклонялись перед силами природы, а не перед Творцом, создавшим природу.

В 988 году князь Владимир принял христианство

Вслед за Владимиром приняли христианство бояре и старшие дружинники, затем горожане, жители деревень.

Крещение руси

В Киеве стольном Народ, собираясь с утра, Толпился в волненье и страхе невольном У вод темно-синих Днепра… Сияли хоругви парчой золотою, Дымились кадила окрест, Сиял, вознесенный над всею толпою, В руках архипастыря крест. Под стройное пенье церковного клира Свершался крещенья обряд, И кротким сияньем душевного мира Светился Владимира взгляд… И долго глядел он на город с холмами, На веры святой колыбель, На Днепр, заалевший под солнца лучами,- Руси вековую купель.

Словарик:

Хоругви- священные знамена церкви, употребляемые ею главным образом в церковных торжествах, напр. крестных ходах, наряду с крестом. В обыкновенное время они находятся в храме, около алтаря. Кадило- металлический сосуд для окуривания ладаном, употребляемый в православном и католическом богослужении АРХИПАСТЫРЬ-почетное звание высших духовных лиц

Прочитай и подумай над тем, какие качества ты хочешь воспитать в себе

Ангел. Ангел чудесный, ангел ясный, Житель горней стороны. Ты слети ко мне, прекрасный, В час вечерней тишины. Научи меня молиться, Сердцем Господу служить, Научи меня трудиться, А в душе- честнее быть. Научи любить и верить, Научи не осуждать, Научи не лицемерить И в бедах не унывать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всемирные светильники

Проверка. По вопросам домашнего задания

Изучение нового материала

Первый начал проповедовать христианскую веру среди славянских племен апостол Андрей Первозванный. Но тогда Русь была языческой, люди поклонялись идолам. Воевать любили, набеги на соседей совершали. Князья киевские Аскольд и Дир пришли к Византии, греческой земле, ладьи у берега поставили, угрожать жителям начали. Были греки веры христианской и прибегли к помощи Божией. Стали молить Пресвятой Богородице и часть ее ризы (часть одежды) положили на море. Разыгралась буря и потопила много кораблей, и повернулось войско киевское вспять. Призадумались князья киевские и позвали к себе греческих послов христиан. Попросили рассказать о вере христианской. Тогда князья пожелали увидеть чудо. Помолился Богу греческий епископ, развернул Евангелие и положил его в костер, и осталась книга Священная нетронутой. Тогда князья Аскольд и Дир приняли веру христианскую. Но Русь все равно оставалась языческой.

Княжила в Киеве княгиня Ольга Мудрая, поехала она в Грецию и крестилась там, и стала христианкой. В 988 году внук княгини Ольги, князь Владимир тоже принял христианскую веру и крестил всех киевлян в реке Днепр. После Киева стали крестить русских людей и в других городах. Так христианство пришло на Русь.

Далее рассказ учителя по тексту учебника «Как христианство пришло на Русь (стр. 27 – 29).

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Методическая разработка открытого урока по православной культуре "Всемирные светильники. Как христианство пришло на Русь"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34

Всемирные светильники. Как христианство пришло на Русь.

открытого урока по православной культуре

учитель православной культуры,

с углубленным изучением

Тема урока : Всемирные светильники. Как Христианство пришло на Русь. Святая равноапостольная княгиня Ольга.

Цель : познакомить с событиями, предшествовавшими принятию христианской веры на Руси; показать примеры благочестия в жизни святой княгини Ольги и раскрыть ее роль в утверждении христианства на Руси.

Образовательная: узнать историю появления христианской веры на Руси; познакомиться с жизнью святой княгини Ольги.

Развивающая: развивать у учащихся способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий, речь, память, познавательный интерес к духовному наследию нашей страны.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, уважению к историческому прошлому России.

Тип и вид урока : урок-исторический обзор,

урок по изучению нового учебного материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации : индивидуально-фронтальная, парная, групповая

III . Актуализация знаний учащихся

IV . Раскрытие темы урока:

1. Святой апостол Андрей Первозванный

2. Набег князей Аскольда и Дира на Византию

VI . Продолжение работы над раскрытием темы урока:

3. Житие княгини Ольги

VII . Итог урока. Рефлексия

VIII . Домашнее задание

I . Организационный момент

Уч-ль: Ребята, прочитайте слова, записанные на доске:

«Да ведают потомки православных

- К чему призывает нас великий русский поэт А.С.Пушкин? (не забывать славную историю своей страны)

Уч-ль: Верно. Мы должны помнить свое прошлое, потому что без прошлого нет настоящего. И сегодня на уроке мы откроем странички нашей истории, которые расскажут нам о том, как пришла на русскую землю вера православная. В течение урока мы проведем исследование с целью узнать, кто способствовал проникновению и утверждению христианской веры на Руси, познакомимся с их благочестивой жизнью.

III . Актуализация знаний учащихся

Какую веру исповедует наша страна на протяжении многих веков? (православную)

А кем были наши предки до принятия веры? (язычниками)

Какие языческие обряды и обычаи сохраняются в нашем народе и доныне? (сжигание чучела на Масленицу, гадание)

IV . Раскрытие темы урока

Появление и распространение христианства на Руси

1. Святой апостол Андрей Первозванный

Уч-ль: Но не всегда Русь была православной. Русь, опоясана реками И дебрями окружена. С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

(Демонстрация изображения идолов).

Жили на Руси тогда люди, которые поклонялись разным идолам. Пребывали они во тьме языческой. Но пришел на наши земли в I веке святой апостол Андрей Первозванный. Он принес свет веры христианской и посеял ее семена в сердца человеческие, и возрастали они веками, пока не принесли великий плод – Русь Святую.

Просмотр видеолекции о святом апостоле Андрее Первозванном (мультимедийное приложение к урокам православной культуры)

Уч-ль: У вас на столах лежат листочки с текстом:

Вам нужно раскрыть скобки и вставить нужные слова.

Выполнение задания в парах

После проверки, I и II предложения ученики записывают в тетрадь.

2. Набег князей Аскольда и Дира на Византию

Уч-ль: Новое учение содержало высокое нравственное начало, было пронизано любовью, милосердием, призывало на путь добра. Но оно не сразу утвердилось среди наших предков – славян. Тьма язычества крепко держала свои жертвы.

Достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX веку. В русских летописях содержится рассказ о походе на Царьград русских князей Аскольда и Дира.

Историю об этом походе вы узнаете, когда самостоятельно прочитаете об этом в учебнике (с. 27)

После чтения текста проводится беседа по вопросам:

- Кто защитил греческий народ? (Бог, по молитвам Пресвятой Богородицы)

- Почему князья решили узнать о христианской вере? (Испугались гнева христианского Бога.)

- Что окончательно убедило их стать христианами? (чудо с Евангелием)

Уч-ль: В память о чудесной помощи Божией Матери греческому народу был установлен праздник, который является одним из самых любимых и почитаемых на Руси праздников Пресвятой Богородицы. Сейчас вам нужно будет, с помощью моих подсказок, назвать этот праздник.

Выполнение задания в группах

Несколько букв из названия уже написаны на доске:

Остальные 3 буквы являются начальными буквами в словах-ответах на вопросы:

- На какую страну напали князья Аскольд и Дир? ( В изантия)

- Какую святыню Божией Матери опустили на воду? ( Р иза)

- Какой обряд совершил над князьями православный епископ после чуда с Евангелием? ( к рещение)

- Вставьте эти буквы в слово, записанное на доске, в определенном порядке и вы узнаете название праздника.

П о к р о в Божией Матери

(Демонстрация изображения иконы Покрова Пресвятой Богородицы)

VI . Продолжение работы над раскрытием темы урока

3. Житие княгини Ольги

Уч-ль: Но не все тогда во Христа поверили. Оставалась Русь языческой.

Ученик: Она была такой прекрасной,

Что, красотой её пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял великий князь.

Была она такою умной,

Что – хоть историка спроси! –

Из всех княгинь её лишь только

Прозвали Мудрой на Руси!

Она была ещё жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь в мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, сильно изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро, и милость,

И Слово Божие несла!

Уч-ль: О ком это стихотворение? (о княгине Ольге)

(Демонстрация изображения иконы святой княгини Ольги)

Ученик: В старину, в Отечестве нашем России, был прекрасный город Плескав. На тех, местах, где теперь красивые строения, некогда были видны непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки. Когда ещё Пскова в помине не было, а люди поклонялись языческим богам, родилась в селе Выбуты красивая, скромная девушка именем Хельга (Ольга). Сильна и проворна была Хельга: и дома по хозяйству управлялась, и переплыть в лодке через реку Великую быстрее многих могла. Однажды в их края приехал на охоту молодой князь Игорь.

Уч-ль: А что было дальше, вы узнаете из стихотворения.

Ученик: Молодой Игорь князь

Охотился в лесах,

Нагоняя страх на зверей и птах.

К вечеру притомясь,

Стал искать переправу князь

Через реку полную

Что играет волнами.

По реке плывет челн.

Вот и кличет князь

А правит челном

Не молодец удалой,

Не старик седой.

Словно зорька ясная.

Засмеялся князь удалой,

Подивился он красоте такой:

Взял он девицу в терем расписной,

Стала девица княжеской женой! Уч-ль: В высоком дворце государя была она так же умна, добра и ласкова, как прежде, в маленьком домике своих родителей.

Красавица Ольга горячо полюбила мужа, у них родился сын Святослав. Шли годы. Сильный и воинственный Игорь покорил многие народы, да как-то за данью второй раз к древлянам пошел. Обиделись древляне и убили князя. Оплакала Ольга любимого мужа, да и жестоко отомстила древлянам, потому что жила тогда по языческим обычаям. И стала княжить Ольга сама.

Вот как нам повествует житие Ольги о ее трудах. (Демонстрация изображения княгини Ольги.)

По возвращении из Византии Ольга стала воздвигать первые на Руси христианские храмы и нести христианское благочестие язычникам.

Уч-ль: Ребята, у вас на партах лежат листочки для выполнения этого задания. Вам нужно в каждом столбике вычеркнуть лишнее слово.

Слова на карточке:

Киев Хельга строительство храмов

Москва Елена Крещение Руси

Царьград Анна просвещение язычников

Ученики объясняют свой выбор.

Уч-ль: Вы верно определили, что Крещение Руси при Ольге не было, хотя она всем сердцем этого желала и много потрудилась для этого.

Через 30 лет после смерти Ольги мощи её были обретены нетленными. От них произошло много чудес и исцелений. Княгиня Ольга была прославлена как святая равноапостольная (равная апостолам за особые подвиги по распространению учения Христа). 24 июля установлен День памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

Рассматривание иконы (на слайде)

Уч-ль: Посмотрите на лик святой княгини Ольги.

- Что выражает ее взгляд? (глубокую веру и смирение)

- Что она держит в руках? (крест и храм)

- Что символизирует крест в правой руке, и храм - в левой?

(Крест – княгиня Ольга прославлена Церковью как святая, храм – она трудилась над распространением и утверждением христианской веры на Руси)

На доске записано то, что можно отнести к жизни княгини Ольги:

Красота и богатство, дела милосердия, строительство храмов, просвещение язычников, личное благочестие.

- Назовите то, что за что Церковь не прославляет святыми. (красота и богатство)

- А что значит - личное благочестие? Давайте попробуем раскрыть это понятие, выполнив задание на карточках.

Выполнение задания в группах

Милосердие к …, щедрость к …, прощение …, воздержание в … и …, постоянная …, … перед Богом и людьми, терпение …, благодарение за все … .

Пропущенные слова: молитва, скорби, Бог, удовольствия, пища, враги, нищета, ближние.

Проверка результатов работы:

Милосердие к ближним, щедрость к нищим, прощение врагов, воздержание в пище и удовольствиях, постоянная молитва, смирение перед Богом и людьми, терпение в скорбях, благодарение за все Бога.

V . Итог урока. Рефлексия

- Назовите имена людей, которые послужили утверждению христианской веры на Руси. (святой апостол Андрей Первозванный, святая княгиня Ольга)

(Демонстрация изображения святой княгини Ольги и святого апостола Андрея Первозванного)

- Чье имя будет следующим? (князь Владимир)

- Ребята, вам понравился урок? Тогда закончите фразу:

Самым интересным для меня было…

VI . Домашнее задание: подготовить материал о почитании святой княгини Ольги в русском народе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

УМК: Начальная школа 21 века

Задачи урока:

Личностные: ориентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные: уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

1. Орг. момент

-Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

-Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит). - Давайте обобщим наши высказывания (слайд 2)

-Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.

- А какая цель у религии? (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним. – Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)

- Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь .

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3 )

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

-Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

-Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит? Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей) (слайд 5)

-Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

-Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

-Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3.Постановка и формулирование проблемы

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

-Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

-Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

-Объясните свою точку зрения. (слайд 6)

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

-Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

-Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

-Может устраиваться в виде продолговатого корабля, это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

-Может устраиваться в виде круга, напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника, как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

-По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

-Здание завершается куполом, изображающем небо. Купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(Звучит колокольный звон)

Физминутка (слайд 10)

Заходите в Божий Дом

Христа в душу впустите.

5.Изучение нового материала.

-Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

-Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

-Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

-Ну, добро пожаловать в храм.

-Итак, поднимаемся на паперть.

-Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

-Самая большая часть - сам храм. В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть храма. Что вы смогли увидеть?

-Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд 19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

-Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

-Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица. (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел. (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча. (церковь)

Что выше колокольни? (крест)

Двери есть, а входят не все? (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет. (Иисус Христос)

7. Заключение.

-Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

8. Рефлексия.

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

Читайте также: